Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология взрослости и старости↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1) Возрастные особенности психической деятельности взрослых § Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Раритет, 1997. § Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1973. § Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие; РАО, МПСИ. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2004. § Корсакова Н.Н., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 1995. – № 1. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1998. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект- Пресс, 2001. – С. 393. § Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А. А.– СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. § Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2006.
2) Особенности деятельности и личности взрослых людей § Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Раритет, 1997. § Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. § Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие. РАО, МПСИ. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2004. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.,1998. § Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Реана А. А. – СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2001. § Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2006.
3) Кризисы взрослого человека. § Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Раритет, 1997. § Бородина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости //Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 1996. № 4, 1997. № 1. § Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1998. § Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2001. § Щекин Г.В. Психология взрослого человека: три блока личности. – М., 1989. 4). Изменение структуры социальной активности в старости § Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Раритет, 1997. § Бородина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости //Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 1996. № 4, 1997. № 1. § Бородина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых людей //Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 1998. № 4, 1999. № 1. § Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие /М. В. Ермолаева; РАО, МПСИ. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2004. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Корсакова Н.Н., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 1995. – № 1. § Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1998. § Психология старости и старения: хрестоматия / сост. Краснова О. В., Лидерс А. Г. – М.: Академия, 2003. § Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Реана А. А.– СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2001. § Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006.
5) Функционирование психических процессов в старости § Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Раритет, 1997. § Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999. § Корсакова Н.Н., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 1995. № 1. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998. § Психология старости и старения: хрестоматия для студ. псих. фак. вузов / сост. Краснова О. В., Лидерс А. Г. – М.: Академия, 2003.. § Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Реана А. А. – 2-е изд. – СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2001.
6) Психология взаимоотношений пожилого человека с молодыми поколениями § Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Раритет, 1997. § Ермолаева М. Практическая психология старости. –М.: Эксмо-Пресс, 2002. § Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие; РАО, МПСИ. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2004. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1998. § Психология старости и старения: хрестоматия / сост. Краснова О. В., Лидерс А. Г. – М.: Академия, 2003. § Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А. А. – СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2001. § Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006.
7) Психологические переживания старения и старости § Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.: Раритет, 1997. § Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие; РАО, МПСИ. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2004. § Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. § Психология старости и старения: хрестоматия для студ. псих. фак. вузов / сост. Краснова О. В., Лидерс А. Г. – М.: Академия, 2003. § Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А. А.– СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003.– 416 с. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2001. § Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. § Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. –М.: Медицина, 1996. § Корсакова Н.Н., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. –1995. – № 1. 8.4. Методические рекомендации преподавателю Первое занятие по курсу «Возрастная психология» имеет форму вводной лекции, на которой даётся первое целостное представление об учебном предмете и даются ориентиры для студентов относительно системы работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности. При изучении тем первого раздела « Общие вопросы возрастной психологии» преподавателю следует обратить внимание на усвоение студентами основных понятий курса. Можно рекомендовать выписать эти понятия (для этого можно использовать отдельную тетрадь – словарь) и систематизировать их. Далее, к каждому понятию и закономерности привести примеры из повседневного опыта общения или практической деятельности. Для контроля за процессом усвоения понятий преподавателю рекомендуется проведение терминологических диктантов, тестов и заданий на соответствие понятий и их определений (см. задания для самостоятельной работы студентов – тема 3, задание 5). При рассмотрении теорий психического развития необходимо обратить внимание на умение студентов раскрывать основное содержание теорий, для более продуктивного их запоминания можно предложить выполнение сравнительного анализа теорий психического развития, попросить сформулировать свое отношение к данной теории, определить вопросы, которые они хотели бы адресовать автору теории. Для закрепления знаний студентов по данной теме можно провести практическое занятие в виде конференции с системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный по той или иной теории психического развития. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. При изучении тем второго раздела «Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза» важно обратить внимание на необходимость формирования у студентов системных представлений об основных возрастных характеристиках психического развития и умений проводить сравнение особенностей психического развития в разных возрастах. Для этого специально была введена тема «Динамика психического развития школьников в онтогенезе». При работе над этой темой предполагается заполнение таблицы по основным характеристикам когнитивного, личностного развития, взаимодействия со сверстниками и взрослыми в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрастах. Отдельная тема курса посвящена проблемам возрастов, ранее ограниченно изучающихся в курсе возрастной психологии - психологии взрослости и психологии пожилого возраста. При изучении этой темы целесообразно использовать проблемную лекцию и такие виды самостоятельной работы студентов, как реферирование, подготовку докладов, аннотирование литературы. Заключительное занятие по курсу «Возрастная психология» может быть проведено в форме лекции-консультации, построеннойпо вопросно-ответному типу. Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему курсу. II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном педагогическом университете, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины, и определяются установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Текущий контроль предполагает контроль за процессом усвоения основных тем и понятий курса и проводится в следующих формах: - обсуждение теоретических вопросов (на семинарских занятиях); - выполнение конкретных заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения (разд.7; 8.3.); - решение ситуационных задач на основе применения теоретических знаний - письменные работы (опрос, контрольная, словарная); - тесты; - самостоятельное составление таблиц; - реферирование литературных источников. Итоговый контроль предполагает проведение экзамена (зачета), который завершает изучение дисциплины. Контроль осуществляется в следующих формах: - письменно по вопросам, которые помещены ниже; - тестов по всему материалу; - рейтинговой системы – в ходе занятий происходит накопление баллов, определенная сумма которых позволит получить зачет. При формировании рейтинга учитываются посещаемость занятий, активность на занятиях, результаты текущего контроля. Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Возрастная психология» 1. Предмет, методы и история психологии развития. 2. Теории психического развития. 3. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии. 4. Закономерности динамики психического развития (волнообразный характер развития, гетерохронность, сензитивные периоды, критические и литические периоды). 5. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. 6. Основные подходы к периодизации психического развития. 7. Характеристика психического развития младенца. 8. Психологическая характеристика раннего детства. 9. Характеристика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте. 10. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. 11. Показатели готовности к школе. 12. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 13. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 14. Развитие личности младшего школьника. 15. Основные противоречия подросткового возраста. Теоретические подходы к кризису подросткового возраста. 16. Анатомо-физиологическая характеристика подростка. 17. «Чувство взрослости» как центральное новообразование в личности подростка. Его источники и направления развития. 18. Особенности эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте. 19. Учебная деятельность и когнитивное развитие подростка. 20. Взаимоотношения подростка со сверстниками. 21. Взаимоотношения подростка и взрослого. Причины конфликтов между ними. 22. Понятие юности и теоретические подходы к юношескому возрасту. 23. Учебная деятельность и когнитивное развитие в раннем юношеском возрасте. 24. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. 25. Личностное самоопределение, формирование самосознания, идеалов и мировоззрения в ранней юности. 26. Взаимоотношения юношей со взрослыми. Общество сверстников в раннем юношеском возрасте. 27. Понятие социальной ситуации развития и особенности ее проявления в дошкольном и школьных возрастах. 28. Динамика когнитивного развития в школьных возрастах. 29. Этапы развития личности в школьных возрастах. 30. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в школьных возрастах. 31. Особенности когнитивной сферы взрослых людей. 32. Особенности личности взрослых людей. 33. Особенности социального развития и деятельности взрослых людей. 34. Нормативные кризисы жизни взрослого человека. Примечание: для факультета физической культуры дополнительный вопрос: 35. Особенности физического развития в младшем школьном возрасте.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Кафедра психологии
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс курса
для специальностей050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Пермь ПГПУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение
Кафедра психологии
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс курса для специальностей 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История» 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Пермь ПГПУ УДК 159.9 (075.8) ББК Ю937.4 я73 В 647 Рецензент: доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного университета С.Ю. Жданова
Авторы-составители: канд. психол.наук, доцент кафедры психологии Л.Л. Баландина, ассистент кафедры психологии Батуева А.Г., канд. психол.наук, доцент кафедры психологии Евтух Т.В., канд. психол.наук, доцент кафедры психологии Самбикина О.С. канд.психол. наук, доцент кафедры писхологии Юдина Р.Н.
В 647 Возрастная психология: учебно-методический комплекс курса для специальностей 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История» 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура». 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология». / Л.Л. Баландина, А.Г Батуева, Т.В. Евтух, О.С. Самбикина, Р.Н.Юдина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 56 с.
Учебно-методический комплекс по курсу «Возрастная психология» составлен в соответствии с требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, лабораторный практикум, темы докладов и рефератов, вопросы, задания, тесты для самостоятельной работы и самоконтроля, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс, методические указания студентам и преподавателям, вопросы к экзамену и зачету по курсу. Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям «Биология», «Математика», «Физика», «Русский язык и литература», «Родной язык и литература», «История», «Культурология», «Логопедия», «Физическая культура».
УДК 159.9 (075.8) ББК Ю 937.4 я73 Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Коллектив авторов, 2008 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
Методическое издание
Возрастная психология
Учебно-методический комплекс курса
для специальностей 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История» 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717 – «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Авторы-составители: Баландина Людмила Леонидовна Батуева Анна Геннадьевна Евтух Татьяна Викторовна Самбикина Оксана Семеновна Юдина Раиса Николаевна Редактор О.В. Вязова Технический редактор Е.Е. Покровская Компьютерный набор выполнен А.Г.Батуева Дизайн обложки Д.С. Корниенко
Свидетельство о государственной аккредитации вуза № 1426 от 23.04.2004 г. Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001 Подписано в печать 15.05.08 Формат 60х90 1/16 Бумага ксероксная. Печать на ризографе Усл. печ. л. 3,5. Уч.-изд. л. 2,1 Тираж 300 экз.
Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71, тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в Пермском государственном педагогическом университете. 614690, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, оф.11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.009 с.) |