Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Поиск

 

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа №1: Методы возрастной психологии–2 час.  
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии   Цель: знакомство и освоение методов, используемых в возрастной психологии Содержание работы: 1. Метод наблюдения: § характеристика метода наблюдения; § заполнение схемы наблюдения (за каким-либо свойством/ качеством); § обработка полученных данных и составление индивидуальной характеристики. 2. Метод тестирования: § характеристика метода; § индивидуальное проведение методики (по выбору); § обработка полученных данных в соответствии с ключом и выявление индивидуальных результатов; § составление психолого-педагогических рекомендаций     1. Индивидуальная характеристика 2. Психолого-педагогические рекомендации.  
  1. Изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. § карта наблюдения Стотта 2. Определение самооценки: § по методике Дембо-Рубинштейн; Литература. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1998. 3. Определение тревожности: § по шкале явной тревожности CMAS (С. 312-316); Литература. Головей А.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 4. Исследование личностных свойств с помощью проективных методик: § рисунок семьи § рисунок несуществующего животного § дом, дерево, человек Литература. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.:ВЛАДОС, 1998.

 

 

Лабораторная работа № 2– 2 час.
Раздел 2. Психологический анализ возрастных этапов развития Тема 7. Психология подростка Цель: изучение психологических особенностей подростка методом тестирования. Содержание работы: 1.Характеристика методики. 2. Индивидуальное проведение методики. 3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом. 4. Выявление индивидуальных результатов и составление индивидуальной характеристики. 5. Составление рекомендаций по использованию данных в деятельности педагога.       1. Индивидуальные характеристики студентов. 2. Рекомендации по использованию данных в деятельности педагога.    
1. Определение самооценки: § по методике Будасси. Литература. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1998. 2. Определение тревожности: § по шкале личностной тревожности Прихожан (С. 316-323); § по опроснику исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д.Спилбергер - А.Д. Андреевой (С.327-332). Литература. Головей А.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001. 3. Исследование познавательных интересов, склонностей в связи с задачами профориентации: § карта интересов -78 § дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова Литература. Психологические задания на период педагогической практики. Учеб.- методическое пособие для студентов. – Ч. II. – ПГПУ.– Пермь, 2005.

 

Тематика докладов, рефератов

1. Дети с трудностями в обучении и поведении.

2. Тревожность у детей и подростков.

3. Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого.

4. Изучение мотивов учебной деятельности подростка, как условие совершенствования процесса обучения.

5. Акцентуации характера в подростковом возрасте

6. Конфликтные ситуации учителя с подростками и способы преодоления и предупреждения.

7. Психологические особенности межличностных отношений. Причины конфликтов подростков и взрослых

8. Влияние сверстников и друзей на формирование личности подростка.

9. Самооценка подростка и уровень его притязаний.

10. Интересы подростков и их формирование.

11. Индивидуальные различия в учебной деятельности старшеклассников.

12. Мотивы учения в ранней юности и их развитие.

13. Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей, способностей в юношеском возрасте.

14. Роль самосознания старшеклассников в развитии их познавательной деятельности.

15. Поиски смысла жизни в ранней юности.

16. Дружба и любовь в ранней юности.

17. Возрастные особенности психической деятельности взрослых.

18. Особенности деятельности и личности взрослых людей.

19. Кризисы взрослого человека.

20. Изменение структуры социальной активности в старости.

21. Функционирование психических процессов в пожилом возрасте.

22. Психология взаимоотношений пожилого человека с молодыми поколениями.

23. Психологические переживания старения и старости.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Список литературы

Основная

 

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Сфера; Юрайт, 2001,2002,2003.

2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. / Л.Ф.Обухова. – М.: Пед. о-во России, 2001.

3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Дополнительная

1. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: учеб. пособие для студ. псих. фак. вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2002.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов /Г.С. Абрамова. – М.: Акад. Проект; Альма Матер, 2005.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ пед. вузов / сост. Мухина В.С., Хвостов А.А.. – М.: Академия, 2001.

4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.. – М.: Академия, 2001.

5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. вузов / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. – М.: Академия, 2002.

6. Ермолаева, М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. В. Ермолаева; РАО, МПСИ. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2004.

7. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

8. Косякова, О. О. Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

10. Крэйн, У. Теории развития: Секреты формирования личности = Theories of Development / У. Крэйн; пер. с англ. О. Голубева, Н. Миронов, Л.Ордановская – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

11. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Н. С.Лейтес. – М.: Академия, 2001.

12. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.:Педагогика, 1986.

13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. / В. С. Мухина. - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2000, 2002.

14. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1994. Т.2.

15. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агентство, 1996.

16. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000.

17. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2006.

18. Психология развития / под ред. Строганова Е. – СПб.: Питер, 2001.

19. Психология развития: учеб. для студ. психол. и пед. вузов / под ред. Марцинковской Т.Д.. – М.: Академия, 2001.

20. Психология старости и старения: хрестоматия для студ. псих. фак. вузов /сост. Краснова О.В.,. Лидерс А.Г. – М.: Академия, 2003.

21. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А.А. – 2-е изд. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003.

22. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. Гамезо М.В. – М.: Пед. о-во России, 2001.

23. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. вузов / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002,2006.

24. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. / К. Флейк-Хобсон, Б.Робинсон, П. Скин. – М., 1993.

25. Формирование личности старшекласника / под ред. Дубровиной И.В. – М.:Педагогика, 1989.

26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.,1989.

 

8.2. Информационное обеспечение дисциплины

 

1. Презентации (программа Power Point)

1.1. Теории развития:

Теория развития личности З. Фрейда.

Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже.

Теория морального сознания Л.Колберга.

Роль Л.С.Выготского в становлении возрастной психологии.

М.И. Лисина. Общение и его влияние на развитие психики ребенка.

Теория развития личности Л.И. Божович.

1.2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза:

Особенности развития ребенка в пренатальный период.

Психологические особенности развития подростка.

2. Общая психология. Возрастная психология: Тестовые задания для самостоятельной работы студентов отделения заочного обучения /Сост. Т.В.Евтух; Перм.гос.пед.ун-т.

3. Видеофильм «Загадки человеческого тела»

Ч. 1. Развитие ребенка от рождения до 3-х лет.

Ч. 2. Развитие ребенка от 3-х лет до подросткового возраста.

Ч. 3. Особенности развития взрослого человека.

8.3. Методические указания студентам

Изучение возрастной психологии предполагает последовательное и углублённое изучение учебных пособий, а также монографических и публицистических изданий.

Освоение курса должно сопровождаться работой над содержанием основных понятий и терминов возрастной психологии. Для контроля за их усвоением предлагаются задания на определение основных категорий темы, соотнесения терминов и их определений.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие формы учебной деятельности:

§ конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

§ проработка учебного материала (по конспектам лекций) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;

§ углубленное изучение материала в дополнение к лекционным занятиям;

§ поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

§ выполнение контрольных работ, творческих заданий;

§ решение задач, упражнений, работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется с помощью тестирования, экспресс-опроса на семинарских и практических занятиях, при заслушивании докладов, проверке письменных работ и т.д., результаты самостоятельной работы учитываются при аттестации студента на зачете (экзамене).

Ответы студентов на семинарских занятиях оцениваются по следующим критериям :

§ полнота и конкретность ответа;

§ последовательность и логика изложения;

§ связь теоретических положений с практикой;

§ обоснованность и доказательность излагаемых положений;

§ наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

§ уровень культуры речи.

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии

Тема 1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии

 

1. Прочесть, законспектировать основные задачи возрастной психологии.

§ Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. С.9-11.

§ Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2004. С.3-4.

§ Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2005.

 

Название метода Характеристика
Лонгитюдное исследование  
Метод поперечных срезов  
Комбинированный метод  

2.Заполнить таблицу по основным стратегиям исследования, указать их преимущества и недостатки.

 

 

§ Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2000. С.42-47

 

3.Составьте схему, отражающую взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями научных знаний

§ Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.007 с.)