Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9.Динамика психического развития школьников в онтогенезеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Заполните таблицу «Динамика психического развития в онтогенезе» по следующим возрастным периодам: младший школьник, подросток, ранняя юность. Отразите в ней динамику познавательных процессов, личностных свойств и особенностей отношений в указанных возрастах.
Динамика психического развития школьников в онтогенезе
2. Составьте психологические портреты младшего школьника, подростка и старшего школьника. Материал. Цитаты из работ отечественных психологов. Методика работы. Студенты делятся на три подгруппы, каждой из которых предлагаются для анализа цитаты из работ отечественных психологов и педагогов, раскрывающие психологические особенности детей младшего школьного подросткового и старшего школьного (юношеского) возраста. Вместо возраста в цитатах прочерк «______». Первой подгруппе дается задание – ознакомившись со всеми высказываниями, выбрать те, которые характеризуют психологические особенности младшего школьника, и, используя эти цитаты, а также материалы лекции, учебника составить психологический портрет младшего школьника. Вторая подгруппа получает аналогичное задание по составлению психологического портрета подростка. Третья группа получает аналогичное задание по составлению психологического портрета старшего школьника. На самостоятельную подготовку дается 30 мин. 1 «На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что __________ возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания, главная черта которого - появление у _______ способности и потребности познавать самого себя как личность, обладающую именно ей (в отличие от всех других людей) присущими качествами. Это порождает у ______ стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию» (Л. И. Божович). 2 «В своеобразии урока с учащимися _______ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности. 1) внимание основывается на непосредственном интересе; произвольное же внимание развито слабо; 2) усвоение основывается на запоминании посредством слушания и упражнения; пользование при усвоении книгой и записями слабо развито; 3) мышление наглядное, отвлеченное логическое мышление развито слабо; 4) самоконтроль развит слабо; 5) приемами и средствами систематического умственного труда владеют еще плохо; 6) очень подвижны и эмоциональны» (П. П. Блонский). 3. «Умственное развитие ________ заключается не столько в накоплении знаний, умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности» (И. С. Кон). 4. «________» проявляют постоянную заботу о том, чтобы не оказаться изолированными от друзей по группировке и от класса в целом. Если над ними нависла угроза лишиться поддержки класса или хотя бы ближайших друзей, они тотчас перестраивают свое поведение... Потребность в достойном положении в классе столь значима для ______, что, оказывая ему помощь в стремлении удовлетворить ее, легко установить с ним не только деловой, но и эмоциональный контакт, благодаря чему становится возможным решение любой воспитательной задачи» (А. П. Краковский). 5. «Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания, воля ________ развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, еще не утратили импульсивного характера. Непосредственные желания и чувства остаются все еще более сильными мотивами поведения ________. Они уже осознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию» (В. И. Селиванов). 6. «У ________, как известно, специфическим новообразованием становится «чувство взрослости», которое выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, другим людям и миру, определяет направление и содержание социальной активности, систему переживаний и аффективных реакций» (А. И. Раев, Л. А. Матвеева). 7. «Для ______ независимость – самоцель. На вопрос: «Что значит найти свое место в жизни?» ______ отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». _______ ответит на этот вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по своим силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами». Стремление к самоутверждению сменяется, таким образом, более реалистичным и критическим самоанализом и самовоспитанием» (И. С. Кон). 8. «Они не умеют отделить в воспринимаемом объекте главное и существенное от деталей и подробностей. Образ предмета «размыт», неясен и слитен (недифференцирован). Эта особенность восприятия ______ является причиной многих ошибок, которые они допускают при восприятии сходных по внешнему виду предметов или изображений» (А. А. Люблинская). 9. «В результате исследования мы обнаружили, что совершает важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития. Он переходит от конкретного мышления к мышлению в понятиях....Для ребенка ______ возраста слово означает фамилию, вещи. Для ______ слово означает понятие вещи, т. е. ее сущность, законы ее построения, связь со всеми остальными вещами и место в системе уже познанной и упорядоченной действительности» (Л. С. Выготский). 10. «Ценнейшее психологическое приобретение ______ возраста – открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для растущего человека настоящей коперниковской революции» (И. С. Кон). 11. «Развитие интересов детей ________ возраста идет в нескольких направлениях. Во-первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы. Во-вторых, интересы ______ становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер» (Л. И. Божович). 12. «Структура общения ______ сложна. Как правило, большинство из них проводит свое время в классе, во дворе, во внешкольных учреждениях, клубах, т. е. в нескольких компаниях, группах. Поэтому если ученик почему-то не нашел себе товарищей в классе, он может выйти из-под влияния данного коллектива, ориентируясь на общение в других местах. Причем в подобных случаях нередко нежелательное влияние среды не уравновешивается воспитывающим воздействием коллектива. Особое значение в ______ возрасте приобретает общение с противоположным полом. Быть влюбленным, увлекаться совершенно естественно для ______» (В. А. Мудрик). 13. «Если для ______ школьника слово родителя и учителя – закон, который нельзя ни в коем случае нарушить, то ______ авторитет взрослых не принимается больше как нечто должное и само собой разумеющееся. Появляется анализ, сопоставление, сравнение с другими, критика» (К. Я. Харьков). 14. «____ возраст особенно важен для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают когнитивные и личностные предпосылки» (И. С. Кон). 15. «В основу самооценки _______ старается положить нечто такое, что свидетельствует в его пользу.Он, скажем, плохо учится, и вы оцениваете результаты его деятельности с этих позиций, а он в то же самое время оценивает себя с позиций своих успехов в области спорта. И наоборот, если учащиеся кладут в основу оценки своего товарища его неудачи в спорте, то он противопоставляет этому самооценку, в основу которой кладет успехи в учебе. Ни при каких обстоятельствах ______ внутренне не согласится с тем, что он хуже других. Оказалось неэффективным одно средство самоутверждения – он тотчас же прибегает к услугам другого» (А. П. Краковский). 16. «Личность и педагогическое искусство учителя имеют исключительное значение для воспитания детей ______ возраста. При нормальных условиях учитель – очень большой авторитет для учащихся. Для многих детей он идеал, и в своих ответах на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — школьники чаще всего отвечают: «Учителем». Все чаще они называют учителя, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или самого хорошего» (П. П. Блонский). 17. «Большой устойчивостью отличается в ______возрасте первое впечатление. Если учитель произвел благоприятное впечатление в день знакомства с классом, он может рассчитывать на поддержку большинства учащихся, даже если он в дальнейшем и отступит от принятой им линии поведения. Если же он вызвал к себе антипатию в первый день работы, ему, как правило, трудно будет совладать с классом. Сила первого впечатления столь велика, что все, что ему соответствует, признается ________ закономерным, естественным; то же, что ему противоречит, считается фальшивым, наигранным» (А. П. Краковский). 18. «Этот период возрастного развития характеризуется возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется с новой, общественно значимой позиции» (Л. И. Божович). 19. «______ возраст – это словно второе рождение человека. Первый раз рождается живое существо, второй раз—гражданин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит уже не только окружающий мир, но и саму себя. Вот что сказал бы ______, если бы он? умел сказать о том, что его волнует, и если бы захотел; откровенно обо всем сказать: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мною высокая гора – это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» (В. А. Сухомлинский). 20. «Переживания, связанные с дружбой, у ______ занимают большее место, чем у ____. Они приобретают для него более весомое значение и поэтому часто испытываются с большей силой... При этом очень отчетливо осознается разница между просто товарищем и другом» (П. М. Якобсон). 21. «______ знают, какое огромное значение имеет в жизни человека сильная воля, и озабочены тем, чтобы развить у себя высокие волевые качества. Среди _______ не перевелись еще случаи «испытания воли» огнем, раскаленным железом, рискованными поступками...» (В. И. Селиванов). 22. «Значительно более сложными и дифференцированными становятся в ______ возрасте отношения к учителям... Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем ______ очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга» (И. С. Кон). Завершение работы. Каждая подгруппа выступает с описанием составленного ею возрастного портрета школьника. Оцениваются полнота и логичность характеристик, правильность использования цитат. а. Охарактеризуйте особенности когнитивной сферы младшего школьника, подростка, юноши. б. Охарактеризуйте особенности открытия внутреннего мира младшим школьником, подростком, юношей. Проведите сравнительный анализ самооценок. в. Дайте сравнительный анализ особенностей отношений в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрастах. Каким критерием определяется выбор друга детьми, подростками, юношами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.012 с.) |