Трудности педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности педагогического общения



Педагогика

 

1. Профессионально значимые качества современного специалиста в области образования. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе.

2. Понятие государственного образовательного стандарта и его основные требования к образованию. Основные уровни образования. Понятие дополнительного образования.

3.Структура рабочей программы в модульно - компетентностном подходе.

4. Организация процесса обучения в педагогической концепции

Я. А. Коменского.

5.Этапы подготовки учителя к уроку. Самоанализ урока, его значение для педагога.

6.Основные трудности педагогического общения и этапы преодоления трудностей в педагогическом общении.

7. Проблемное обучение и его особенности. Концептуальные положения проблемного обучения Дж. Дьюи.

8. Формы деятельности и особенности планирования работы классного руководителя. Изучение класса. Цели и задачи деятельности классного руководителя.

9.Особенности педагогики сотрудничества в педагогических взглядах и деятельности А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

10. Игровые педагогические технологии. Классификация педагогических игр на уроках изобразительного творчества.

11. Самостоятельная работа на уроке. Требования к самостоятельной работе. Виды и уровни самостоятельных работ.

12. Традиционные, активные и интерактивные методы обучения, их соотношение и значимость. Значение проектной деятельности и ее результатов в процессе обучения.

13. Основные типы уроков. Этапы современного урока.

14. Методы контроля и самооценки в учебной деятельности. Особенности составления портфолио.

15. Технологии программированного обучения. Значение компьютерных технологий в педагогической деятельности.

16. Традиционные и современные социальные модели семьи. Взаимодействие в семье как условие творческой самореализации личностного развития. Значение взаимодействия семьи, школы и общества.

Лекции по дисциплине «Педагогика»

1. Профессионально значимые качества современного специалиста в области образования. Функции учителя в учебно - воспитательной деятельности.

 

Стремление к познанию, организаторские способности, стремление к исследовательской деятельности, уважение к личности и человеческому достоинству, коммуникабельность, уравновешенность, культурологичность, умение понять и доверять, творческая направленность.

Обучающая - умение передавать знания, формировать, умения, отрабатывать навыки с учетом возрастных и индивидуальным особенностей.

познавательная (гностическая) – связана с умением приобретать знания, анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, оценивать подлежащие изучению явления.

коммуникативная – направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками.

культурологическая – связана со знанием педагогической культуры, умении общаться, быть толерантным, гражданственным.

организаторская - предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные вилы деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

конструктивная - связана с отбором и композицией учебного материала, планированием, построением своих действий и действий учащихся.

 

 

2.. Понятие государственного образовательного стандарта и его основные требования к образованию. Основные уровни образования. Понятие дополнительного образования.

 

Система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные программы различного вида и уровня

Федеральный государственный стандарт образования обеспечивает:

  1. Единство образовательного пространства РФ;
  2. Преемственность основных образовательных программ;
  3. Вариативность содержания образовательных программ
  4. Государственные гарантии уровня и качества образования

 

Федеральные государственные стандарты образования включают в себя требования к:

1.структуре основных образовательных программ, их объему;

2.условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

-дошкольное;

-начальное общее образование;

-основное общее образование;

-среднее общее.

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное;

-высшее профессиональное (бакалавриат);

-высшее профессиональное (специалитет, магистратура).

Дополнительное образование (глава 10 Федерального Закона РФ «Об образовании»).

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в различных образовательных учреждениях и посредством индивидуальной педагогической деятельности

Дополнительное образование - дошкольное, дополнительные программы профессионального образования, программы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, профессиональная ординатура и др.

Дополнительные образовательные программы реализуются в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

Дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов, и иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии)

Учреждения дополнительно образования осуществляют работу по различным направлениям:

-научно- техническую;

-спортивно- техническую;

- физкультурно-спортивную;

- художественно-эстетическую;

- туристко- краеведческую;

- эколого-биологическую;

-военно- патриотическую;

-культорологическую и др.

Виды учреждений дополнительного образования для детей и подростков:

1) Учреждения, реализующие дополнительную образовательную программу одной направленности (спортивно- технические школы, художественно-эстетические, стадионы, станции детские студии художественно- эстетической направленности)

2) Учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы разной направленности (дворцы детского и юношеского творчества, центры, клубы, детские парки, музеи, детские юношеские библиотеки. Детские оздоровительные образовательные лагеря).

 

3. Структура рабочей программы в модульно - компетентностном подхое в обучении.

Компетенция - интегральная характеристика обучающихся, то есть динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения изучения программного материала.

Учебная программа в рамках модульно - компетентностного подхода носит междисциплинарный характер (объединение смежных дисциплин по модулям, например, педагогика, психология, методика ИЗО).

Выбранные преподавателем образовательного учреждения методы, формы, оценочные средства позволяют диагностировать сформированность общекультурных и профессиональных компетенций.

Существует комплекс оценочных средств в модульно -компетентностном подходе:

КИМ - комплект контрольно-измерительных материалов, применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение знаний и умений (общеобразовательного и гуманитарного цикла).

КОСкомплект оценочных средств, применяется в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции профессиональной деятельности.

Образовательные учебные программы строятся в России на основе государственных образовательных стандартов. Они состоят из двух компонентов: федерального и национально-регионального. Федеральный компонент государственного стандарта включает:

1. Общие требования к основным образовательным программам среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Требования к обязательному минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников.

3. Сроки освоения основных образовательных программ.

4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

 

 

Учебная программа

На основе учебного плана и образовательного стандарта каждый преподаватель составляет учебную программу.

Учебная программа содержит:

  1. Наименование учебной дисциплины.
  2. Категория студентов, для которой она предназначена.
  3. Пояснительная записка – миссия. Она включает значимость данной дисциплины для студентов, в ней формулируются цели, задачи, а также иногда указываются знания, умения и навыки, которыми должен обладать студент после изучения данного курса. Иногда указывают формы и методы контроля знаний.
  4. Содержание программы пишется на основе тематического плана. Описывается краткое содержание каждой темы, раздела с опорой на минимум, который изложен в образовательных стандартах.
  5. Учебно-тематический (тематический) план – это документ, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий (лекции, семинарские, практические занятия, самостоятельная работа). Он также включает контроль знаний и умений студентов.

 

№ темы Название темы (раздела) Количество часов
Лекции Семинары Практические занятия Самостоятельная работа
1. Предмет, задачи, методы общей психологии        
2.
Итого        

 

  1. Список вопросов к экзамену или к зачету.
  2. Список литературы (обязательный и дополнительный).
  3. Приложение: задачи, примерные тесты, ситуации и пр. Это тот методический материал, который может пригодиться для преподавания курса.

Существует 3 способа построения учебных программ:

Линейный способ: отдельные части или порции учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев, т.е. выстраиваются по одной линии. Каждая часть изучается только один раз. Достоинство - экономичность во времени. Недостаток – нет возможности вернуться к той теме, которая была плохо усвоена.

Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же учебный материал с постепенным усложнением, расширением за счет введения новых понятий, компонентов, более углубленного изучения. Недостаток – больше временных затрат. Достоинство – лучший результат усвоения учебного материала.

Спиралевидный способ совмещает 2 первых способа. В каждой последующей теме требуется возвращаться к старым понятиям, связывая их с новым материалом. т. о. повторяются отдельные темы.

 

4. Организация процесса обучения в педагогической концепции Яна Амоса Коменского.

Дидактические концепции - организованные педагогические системы, которые представляют взаимосвязанные элементы: образовательные цели; содержание образования и обучения; обучающиеся и их личностные характеристики.

 

Чешский педагог 16 века Я.А.Коменский дал первоначальное теоретическое основание классно- урочной системы, представил и обосновал принципы обучения (наглядности, систематичности, прочности, доступности и др.). Он руководствовался богатым педагогическим опытом различных стран, а также своим собственным опытом. Это воплотилось в книге «Великая дидактика» В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации педагогического процесса на службу педагогической практики. Он рассматривает следующие стадии обучения: 1) самостоятельное наблюдение; 2) практические действия; 3)применение полученных знаний и умений на практике; 4)умение рассказывать о результатах своего труда, а также момент соответствия ступеней образования возрасту человека.

Он ввел и развил принцип природосообразности, в котором учитывал возрастные и индивидуальные особенности детей, создал разноуровневые и разновозрастные школы (материнская, начальная, средняя и др.). Написал труд «Материнская школа»

Фундаментальной идее педагога является пансофизм, т. е. обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распространение последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности.

 

5. Этапы подготовки учителя к уроку. Самоанализ урока, его значение для педагога.

Формы организации обучения: урок, экскурсия, семинар, дидактическая игра.

Урок- форма организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно- эстетическими идеалами). Такая форма применяется при классно- урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Для того чтобы учителю подготовиться к уроку необходимо знать:

Дидактические (обучающие) требования к современному уроку:

1. Точное и творческое выполнение программно – методических требований к уроку;

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов и классов;

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (обучающих, воспитывающих, формирующих);

4. Подбор учебного и дидактического материала (пособий) для проведение урока;

5. Выбор темпа проведения урока и рациональной структуры, обеспечивающей успешное решение поставленных задач;

6. Концентрация внимания на важнейших научных понятиях, обеспечение тесной связи урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом;

7. Обеспечение многообразия методов, средств, приемов обучения;

8. Сочетание общегрупповых форм работы с индивидуальными;

9. Осуществление дифференцированного (разноуровневого) подхода;

10. Формирование у учащихся осознанного и активного отношения к учебе;

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и уважением к личности ученика;

12. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени;

13. Четкое следование замыслу плана урока;

14. Проведение самоанализа урока.

Психологические требования к уроку;

1. Учет возрастных особенностей;

2. Учет психологических особенностей (памяти, внимания, мышления, темперамента, воображения, воли)

Гигиенические требования к уроку:

1. Температурный режим;

2. Освещенность

3. Проведение физкультминуток

 

 

Самоанализ учебного занятия

 

В самоанализе учебного урока (занятия) необходимо научиться: умению дать характеристику учебному содержанию, выделить учебные элементы (УЭ), подлежащие усвоению, оценить развивающе – воспитательный потенциал содержания материала      
- умению определить и аргументировать цели и задачи урока;      
- умению четко и грамотно, используя педагогическую терминологию, дать характеристику своему педагогическому замыслу;      
- умению дать оценку степени соответствия выбранной технологии обучения и воспитания поставленным целям;    
- умению сделать выводы на основе рефлексии процесса и результата.      

 

 

 

6.Сущность педагогического общения. Стили общения. Трудность педагогического общения. Способы преодоления трудностей.

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Структура общения

Коммуникативный компонент Интерактивный компонент Перцептивный комп.

Обмен информацией между общая стратегия взаимодей- восприятие, изучение

субъектами общения ствия: кооперация-сотрудни- понимание, оценка

чество и конкуренция по общению друг друга

 

Функции общения:

Информационная

Самопрезентативная

Социальная

Аффективная (эмоциональная)

 

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:

-глубокое знание психологии другого человека (ценностей, идеалов, направлений)

-социальная установка на человека (аттракция-любовь, уважение)

-безусловное принятие ребенка (принцип предвосхищающего уважения).

-развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция, воображение

-воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать - готовность к эмпатии.

Личностные черты и индивидуально-психологические особенности

Самопознание, самооценка

Коммуникативные умения

 

Умения педагогического общения

Заставить слушать себя с интересом и вниманием.

Слушать других со вниманием, интересом, участием, не отвлекаясь от собеседника.

Сочетать в педагогической деятельности рациональное и эмоциональное, разум и чувства.

Создать атмосферу требовательности, доброжелательности и доверия.

Сочетать воспитательные и учебные задачи

 

Виды педагогических стилей общения:

Перспективные Неперспективные

-общение на основе совместной творческой - общение-устрашение

деятельности - общение-заигрывание

Игра «Угадай».

Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении искусства идет речь».

Игра – головоломка

Составьте из геометрических фигур изображения животных (Например, фантастическое животное).

Типы уроков

Типы уроков зависят от содержания подачи материала.

-Урок объяснения нового материала;

-Урок первичного закрепления знаний;

-Урок закрепления знаний, умений и навыков (проводится в виде практических работ, семинаров, лабораторных работ);

-Урок обобщения и систематизации знаний; (проводится в конце изучения раздела);

-Урок коррекции и оценки знаний (проводится в конце семестра или года)

-Комбинированный урок (может проводиться ежедневно и включает в себя остальные типы уроков)

Структурные элементы урока:

1. Организация начала занятия (Объявление темы, целей, постановка задач)

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Подготовка к основному этапу занятия: обеспечение мотивации (значимости темы занятия) и актуализации (выявления опорных знаний у учащихся).

4. Усвоение новой темы.

5. Первичная проверка понимания (вопросы, беседа)

6. Выполнение практической работы.

7. Контроль и оценка знаний (возможна самопроверка).

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия (выявление удовлетворенности занятием).

Самоанализ урока, его значение для педагога.

 

14.Методы контроля и самоконтроля в обучении. Система оценочной деятельности учащихся. Инновационные формы контроля.

Методы контроля и самоконтроля в обучении - методы получения информации учителем и обучающимся о результативности обучения.

Функции:

-контролирующая;

-обучающая;

-воспитывающая

Виды проверки:

-текущая;

-тематическая;

-периодическая;

- заключительная (итоговая)

Требования:

-объективность;

- систематичность;

-гласность (сообщение отметки);

-индивидуализация

Виды методов контроля: устный, письменный, контроль с помощью технических и информационных систем.

Традиционные формы контроля: тестирование, учебные задачи, комплексные ситуационные задания.

Информационные формы контроля: электронные обучающие тесты, электронный практикум.

Инновационные формы контроля: кейс- метод, портфолио, метод проектов, деловая (ролевая) игра.

Портфолио- комплексы индивидуальных учебных достижений учащихся. Позволяет выявить не только знания учащихся, но и то, как он шел к этим знаниям, формирует компетентность.

Назначение портфолио:

-систематизирует опыт;

-четче определяет уровень достижений учащегося;

-исследует не только знания, умения, навыки, но и профессиональные компетенции.

Может использоваться как форма аттестации.

Состав портфолио:

-Титульный лист (Ф. И. О.), фотография.

-Перечень индивидуальных достижений (грамоты, сертификаты, благодарственные письма и т. д.

-Результаты контрольных, срезовых работ, промежуточных просмотров.

-Результаты сдачи экзаменов.

 

15. Программированное обучение. Компьютер в учебно-воспитательном процессе.

 

Программированное обучение - управляемое усвоение учебного материала, осуществляемое по специально - составленной пошаговой обучающей программе, реализуемой с помощью обучающих устройств или программированных учебников.

 

Глоссарий

 

Педагогика- наука, связанная с процессами обучения и воспитания личности.

Обучение - целенаправленный и систематический процесс получения знаний, умений и навыков, формирование компетенций.

Воспитание - целенаправленный и систематический процесс формирования определенных качеств, передача жизненного опыта.

Компетенция - системное формирование знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Педагогическая технология - активное и целенаправленное внедрение современных методов, средств, форм и приемов работы в образовательном процессе.

Метод- способ достижения чего- либо.

Средство - пути реализации методов.

Прием - определенная технология формирования знаний, умений и навыков.

Форма работы

Кластер - графическая организация чего- либо.

Синквейн - стихотворение, требующее анализ.

Дидактика- теория обучения и воспитания.

Репродуктивный - воспроизводящий, копирующий

Продуктивный - включающий элемент самостоятельности

Принцип - фундаментальное положение науки, образования, обучения.

ФГОС - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

КОС - Контрольно- оценочные средства по профессиональной дисциплине.

КИМ - контрольно- измерительные материалы

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Н. В. Бордовская, А. А. Реан Педагогика. М., 2007.

2. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2007.

3. Педагогика под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004.

4. В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика., 2013.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие; под ред. Н. В. Бордовской, - М., 2011.

6. Н. С. Ефимова Основы общей психологии: учебник-М, 2007.

7. Психология

8. М. Р. Битянова Социальная психология: учебное пособие. Питер. 2008.

9. Психологический словарь

10. Методика преподавания психологии

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

1. Краткая характеристика психодиагностических методов: наблюдение, эксперимент, методы анализа результатов деятельности, анкетирование, тестирование. Основные этапы протокола наблюдения поведенческого портрета личности.

2. Акцентуации характера. Классификация характеров А. Личко. Влияние акцентуаций в характере подростков на агрессивное поведение.

3. Эмоции и эмоциональные состояния. Приемы управления эмоциями. Формирование положительных эмоций у школьников. Влияние цвета на эмоционально- психологическое состояние школьника.

4.Основные направления развития и воспитания воли у школьников. Роль воли в принятии решений. Волевые свойства, характеризующие личность.

5.Мотивированное поведение как характеристика личности. Функции мотивов. Приемы формирования мотивации успеха у школьников.

6.Понятие «трудные дети». Виды «трудных» детей. Анализ действий гиперактивных детей.

7. Конфликт, его признаки. Правила ведения переговоров в конфликте и стратегии разрешения конфликтных ситуаций в педагогической среде.

8.Способности, их виды. Уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность). Особенности развития художественных способностей у школьников на разных возрастных этапах.

9. Понятие деятельности, виды деятельности. Значение знаний, умений и навыков в деятельности школьников. Влияние успеха или неуспеха в деятельности школьника на его психологическое состояние.

10.Зрительная память и представления в деятельности школьников. Мнемотехнические приемы эффективного запоминания.

11. Значение внимания в изобразительной деятельности. Приемы привлечения внимания детской аудитории.

12. Мышление, его виды. Особенности взаимоотношения мышления и речи. Способы активизации мыслительных операций на уроке.

13. Понятие личности в психологии. «Я – концепция» личности и ее составляющие. Факторы, влияющие на самооценку личности.

14. Понятие темперамента. Характеристика типов темперамента. Индивидуальные особенности темперамента и их значение в учебной деятельности.

15. Воображение и его формы. Основные приемы развития воображения у школьников.

16. Понятие творчества и его уровни. Факторы, затрудняющие творческий процесс. Типы творцов и стили творческих деятелей.

 

Зрительная

слуховая

зрительно-слуховая

моторно- слуховая

зрительно - моторно- слуховая

Процессы памяти:

Запоминание

Сохранение или забывание

Узнавание- опознание воспринимаемого объекта)

Воспроизведение

Мотивация и личность.

Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни, называют мотивационной сферой личности.

Мотивы могут быть связаны с уровнем притязания человека, с самооценкой личности, ориентацией на успех или неудачу.

Приемы формирования мотивация успеха у школьника:

Внутренние факторы:

1.Мотивация успеха связана с мотивом достижения, которой в свою очередь, связан с выбором цели, которую ученик рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Целеустремленные школьники более ориентированы на успех.

2 Адекватная реалистическая самооценка школьника также способствует положительной мотивации.

3. Люди, ориентированные на успех более эмоционально устойчивы и общительны.

Внешние факторы:

-видение индивидуальных особенностей учащихся при создании мотивации;

-использование мотивации достижений, а не мотивации избегания неудач (создать условия для желания рисовать и стремиться к положительному результату в работе).

-использовать метод стимулирования (похвала).

 

16.Эмоции и эмоциональные состояния. Приемы управления эмоциями. Формирование положительных эмоций у школьников. Влияние цвета на эмоционально- психологическое состояние школьника.

Эмоции, эмоциональные состояния, чувства - это определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания.

Эмоции - это элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей (пища, тепло).

Эмоциональные состояния отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, включающее переживание, а также физиологическое изменение в организме, сопутствующее этому переживанию. В этом случае говорят об эмоциональных состояниях

Существуют следующие эмоциональные состояния:

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Стресс – давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Адаптационный синдром: тревога – стабилизация (адаптация) – истощение (может не наступить, если адаптивных резервов достаточно). На стресс влияет сила и длительность раздражителей.

Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

Стадии:

1. нарастание напряженности;

2. еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;

3. сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;

4. упадок сил, разбитость, безразличие.

Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести

Чувства формируются в результате обобщения и конкретизации эмоций. Они выступают как устойчивое переживание, связанное с представлением или идеей о некотором объекте (чувство любви к человеку или Родине).

Приемы управления эмоциями:

-правильное воспитание волевых качеств у ребенка поможет управлять эмоциями (например, сдержанность, уравновешенность);

-правильное распределение потребностей ребенка в чем-либо (например, в ограничении принципа: «хочу», так как это не «надо»);

-правильное воспитание характера ребенка даст возможность не выходить за пределы акцентуаций и эмоциональные срывы.

Формирование положительных эмоций у школьников:

-вызывать интерес через непроизвольное внимание;

-вызывать удовольствие от завершения работы через оценку;

-вызывать уверенность в себе у ребенка в процессе деятельности;

-чаще вовлекать в интеллектуальную деятельность (дискуссии, дебаты, взаимный анализ работ);

-использовать не только репродуктивные, но и творческие виды деятельности, которые вызывают вдохновение, прилив творческих сил, эмоциональный подъем.

Влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние школьника:

Цвет– это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Мы живём в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Гете так писал о способности цвета создавать настроение: жёлтый - веселит и бодрит, зелёный –умиротворяет, синий- вызывает грусть. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов. Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден и даже настроен агрессивно, достаточно поместить его в комнату с ярко - розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Отмечается также, что у тех людей, на которых воздействовали ярко - розовым цветом даже очень короткое время, наступала слабость в мышцах. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека. Такое удивительное свойство цвета теперь знают многие и подбирают такую цветовую гамму в своих квартирах, которая создает уют и не вызывает раздражения. Причем у разных людей реакция на тот или иной цвет может быть различной. Если эмоционально возбудимому человеку лучше окружает себя спокойными голубыми и зелеными тонами, то пассивному и расслабленному не помешает красный цвет. Красный цвет вызывает ощущение тепла, он действует возбуждающе на психику, как бы «подхлестывает» эмоции, но, в конце - концов, утомляет. Издавна подмечено, что обилие красного цвета вызывает и отчетливую физиологическую реакцию: под его воздействием возрастает мускульное напряжение, повышается давление крови, ритм дыхания учащается. Он обладает стимулирующим действием.

Одним из первых начал исследовать физическое и психологическое воздействие цвета немецкий поэт Гете, считавший, что синий цвет вызывает чувство холода, красный действует устрашающе, а зеленый способен успокоить и глаза и душу.

В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.

Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом цвете.

Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условия работы. Если человеку постоянно приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, это утомляет зрение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.207 с.)