Классификация акцентуаций А. Личко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация акцентуаций А. Личко.



Гипертимный тип – активен, вынослив, общителен, находчив. Обладает хорошим настроением и дружелюбием. Склонен к переоценке своих способностей, неразборчив в знакомствах, легко может оказаться в асоциальной компании

Шизоидный тип - «холодный ум», хорошая интуиция, увлеченность делом, способность долго работать в одиночестве, свойственна замкнутость, трудно устанавливает контакты с людьми.

Истероидный тип – артистизм, хорошая интуиция, стремление к яркому и нестандартному. Эгоцентричен, неадекватно себя оценивает, с целью привлечения внимания готов к асоциальному поведению.

Сензитивный тип - острое нравственное зрение, повышенная чувствительность, робок, отвергнутая любовь обостряет чувство неполноценности и может привести к суициду.

Конформный тип- стремление к устойчивости и стабильности, но не переносит крутых перемен, податлив.

Неустойчивый тип- доверчивость и преданность группе, слабовольный, стремиться к развлечениям, не любит трудиться.

Существует взаимосвязь акцентуаций и агрессивного поведения, особенно в подростковом возрасте.

В большей степени акцентуации подростков влияют на следующие виды агрессии:

косвенная агрессия - направлена на другое лицо окольным путем (сплетни, злые шутки) или ни на кого не направлена (топанье ногами, битье посуды).

раздражение- готовность к возбуждению от любых чувств (вспыльчивость, грубость)

Подросток не любит, когда над ним насмехаются, огорчается, когда плохо к нему относятся, может раздражаться от присутствия других людей, может находиться в состоянии пороховой бочки, груб по отношению с людьми, которые не нравятся (гипертимный тип).

подозрительность - склонность к недоверию и осторожному отношению к людям.

присутствует недоверие к чрезмерной доброжелательности и принципу: «Никогда не доверяй чужакам» (шизоидный тип).

Чувство вины - связанное с недостатком внимания или индивидуальными характеристикам (сензитивный тип).

Это говорит о том, что агрессия подростков носит больше характер агрессивности, связанной с индивидуальными свойствами личности (акцентуации, темперамент, эмоциональная сфера).

 

 

3. Конфликт, его признаки. Правила ведения переговоров в конфликте и стратегии разрешения конфликтных ситуаций в педагогической среде.

Конфликт- столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Признаки конфликта:

-наличие противоположных сторон или мнений;

-объект конфликта;

- внутренние и внешние противоречия (ультиматум, претензии);

-наличие конфликтных действий (конструктивных или деструктивных);

Правила ведения переговоров (конструктивное разрешение конфликта):

- проявление эмпатии (умение понять партнера в конфликте);

- двусторонний анализ (умение учесть потребности другой стороны в конфликте).

- использование юмора (шуток);

-попытка пойти на компромисс;

-использование вопросов (уточняющих, резюмирующих), которые дают возможность двигаться вперед в разрешении конфликтной ситуации.

-моральная поддержка и повышение статуса другой стороны в конфликте

-переключения внимания с негативных эмоций на позитивные.

-отсрочка принятия решения.

Стратегии разрешения конфликта (возможно, использовать все стратегии в зависимости от ситуации).

-Противоборство

-Сотрудничество

-Компромисс

-Уступчивость

-Избегание

Нежелательные последствия конфликта в педагогической деятельности:

-причинение школьнику глубокой психологической травмы.

-провоцирование ответной грубости;

-возникновение в поведении негативистских действий;

-потеря авторитета учителя;

-снижение интереса к предмету, преподаваемому данным учителем;

-школьная дезатаптация;

-усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей.

 

4.Способности, их виды. Уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность). Особенности развития художественных способностей у школьников на разных возрастных этапах.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности, врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки- особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

Виды способностей:

Общие – умственные, коммуникативные, творческие, двигательные (позволяют достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности).

Специальные – музыкальные, литературные, художественные, математические

(позволяют достигать высоких результатов в определенной деятельности).

Выделяют два уровня развития способностей:

Репродуктивный - высокая способность овладения умением и усвоением знаний, а также овладением деятельности по предложенному образцу.

Творческий - высокая способность создания чего- то нового и оригинального.

В процессе овладения знаниями и умениями человек «переходит» от одного уровня на другой.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какого-либо вида деятельности, а их своеобразное сочетание.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называют, одаренностью.

Талант - высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Гениальность - высший уровень развития у человека каких- либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики.

Так, А. С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Развитию художественных способностей у школьников способствуют:

- воспитание трудолюбия, так как многие известные художники подчеркивали, что талант-это труд.

-развитие интереса к художественной деятельности через занимательность и увлекательность труда, а также желания глубже проникать в суть того, что интересно через устойчивость интереса;

- использование различного вида поощрений;

-формирования уверенности в своих силах через правильную (адекватную) самооценку.

 

 

5. Понятие темперамента. Характеристика типов темперамента. Проявление темперамента в учебной деятельности.

Темперамент - это характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).

И. П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента является тип нервной системы. Он характеризуется различным соотношением силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, реактивности, активности, пластичности, ригидности. Эти свойства в сложном их взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента.

Например, в холерическом типе проявляется реактивность, человек склонен к гневу или ярости, но также он более устойчив, чем сангвиник, отчетливее выражает чувства, у него быстрый темп психических реакций, но более выражено привыкание к определенным условиям.

Сангвиническому типу свойственны положительные эмоции, юмор, но быстрая смена эмоций, быстро берутся за дело и быстро остывают. Легко приспосабливаются к новым условиям, легко завязывают дружбу. Сообразительны, но у них низкая чувствительность.

Флегматический тип не склонен к бурному выражению эмоций, уравновешены, но однообразны и невыразительны. Терпеливы, выдержанны, доводят начатое дело до конца.

Меланхолический тип склонен к реакциям страха, инертный и слабый тип. Высокочувствительный и легкоранимый тип. Медленно работают и быстро устают, замедленные движения и тихая речь. Отличаются тактичностью и считаются с чувствами других людей.

Проявление темперамента в учебной деятельности связано с индивидуальным стилем. Условия формирования индивидуального стиля:

- создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;

-упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых;

Поэтому темперамент имеет значение для выбора деятельности.

Холерики предпочитают эмоциональные виды деятельности (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой.

Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков.

Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что- то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Очень осторожно и дифференцированно нужно подходить к применению различных форм педагогических воздействий: похвалы и порицания.

Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования учебного навыка у всех учащихся.

Порицание наиболее эффективно воздействует на «сильных» и «уравновешенных» (сангвиник, флегматик), наименее эффективно на «слабых» и «неуравновешенных» (холерик, меланхолик).

Учет типа темперамента важен и для решения важных педагогических задач:

Сангвинику нужно дать увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы.

Холерику привить навыки особо тщательного самоконтроля.

Флегматику развить навыки быстрого переключения внимания.

Меланхолику преодолеть страх и неуверенность в себе.

 

6.Понятие творчества и его уровни. Факторы, затрудняющие творческий процесс. Типы творцов и стили творческих деятелей.

Творчество - это с одной стороны «реорганизация» уже имеющегося опыта, с другой стороны это создание чего-то нового еще не существующего.

Поэтому, творчество может быть различного уровня.

Первый, низший уровень состоит в применении или расширении уже имеющихся знаний. (Например, с изобретением книгопечатания, уже известный способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов).

Второй, высший уровень связан с созданием совершенно новой концепции, новой идеи, нового стиля в искусстве.

Творчество низкого уровня включает в себя рациональное упорядочивание знаний, творчество же высокого уровня включает в себя интуицию. Высший уровень творчества дает возможность воздействовать на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно мечтатели и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны, эмоциональны.

Что же может препятствовать творчеству?

Внутренние факторы: недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта и знаний, лень, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремленности, неверие в свои силы, недоверие другим, приспособленчество, стереотипность мыслей, т. е. привычка решать задачи стандартным путем, неумение планировать и организовывать свою деятельность.

Внешние факторы: отсутствие поддержки со стороны родителей, преподавателей, единомышленников, недоступность информации.

Кроме этого мешать творчеству могут негативные чувства. Самый опасный враг творчества - страх. Боязнь неудачи затрудняет воображение и инициативу. Второй не менее опасный враг творчества - чересчур высокая самокритичность. Должно быть некое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому, что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.

Типы творцов:

-классики (всестороннее совершенство, отделка каждой работы);

-романтики (оригинальность, фантазия, способность к творческому комбинированию).

Стили творческой деятельности:

-аналитический (склонность ориентироваться на выявление различий);

-синтетический (склонность ориентироваться на сходство объектов);

-импульсивный (склонны быстро реагировать в любой ситуации, но их доказательства не очень обоснованы);

- рефлексивный (решение принимается после тщательного предварительного анализа);

-анархичные (мазки и штрихи накладывают при рисовании размашисто, спонтанно, без четкой прорисовки линий);

-педантичные (дотошно прорисовывают каждую деталь своей работы).

 

 

7.Понятие «трудновоспитуемости». Классификация трудновоспитуемых школьников. Особенности работы одаренными детьми.

Трудновоспитуемость – сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими просчетами, проблемами психического и социального развития, особенностями характера.

Трудновоспитуемость осложняет социальную адаптацию ребенка к учебному процессу и снижает усвоение учебного материала.

Классификация трудновоспитуемых школьников:

- Воспитанники с начальной степенью дезаптации (дети, неготовые к школе, дети, к которым предъявляются или предъявлялись завышенные требования, дети над которыми осуществлялся слабый контроль)

-Воспитанники с психической дезатаптацией ( половозрастные, индивидуально- психологические особенности, последствия стрессов)

-Воспитанники с ослабленным здоровьем хроническими или длительными заболеваниями.

- Трудные девочки (сложно поддаются воспитанию и перевоспитанию)

- Социально и педагогически запущенные дети ( семья, школа )

- Нестандартные дети (неудачники, изгои, застенчивые, левши, медлительные, дети с «характером»)

-Дети и подростки с акцентуациями в характере

Чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты формы

Виды акцентуаций

астенические конформные

гипертимные лабильно- эмоциональные

демонстративные сензитивные

истероидные шизоидные

 

Одаренные дети проявляют громадное упорство в области своих интересов. Ранний показатель одаренности, когда двух - трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Нередко они уже в три-четыре года умеют читать и считать, увлекаются разными интеллектуальными занятиями. Ускоренное умственное развитие при обучении. Специальные способности начинают развиваться в дошкольном возрасте.У таких детей всепоглощающее любопытство, интерес к сложным играм, инициативность.

Но кроме этого для них может быть свойственна неприязнь к школе, завышенные личные стандарты и постоянное чувство неудовлетворенности, индивидуализм, сверхранимость, уязвимость, трудность контакта со сверстниками.

Необходимо:

- вызвать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, что способствует развитию устойчивых интересов;

-обеспечить творческую деятельность;

-ставить перед ребенком цели, немного превосходящие его наличные возможности, т. е. деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности;

- деятельность должна быть разнообразной и многоплановой;

-привлекать к активному участию в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах;

-обращать внимание на такие качества личности, как настойчивость и требовательность к себе и всячески их развивать.

 

 

8.Понятие деятельности, виды деятельности. Значение знаний, умений и навыков в деятельности школьников. - Влияние успеха или неуспеха в деятельности школьника на его психологическое состояние.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Виды деятельности:

Общение - взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно- оценочного характера.

Игровая - вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт.

Учебная - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Трудовая - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая потребности человека.

Знания - систематический и целенаправленный процесс в сознании, связанный с действиями человека.

Умения- способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знание. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности.

Навыки составляет полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его цели и условия действий.

Успех или неуспех в деятельности.

Успех в деятельности дает положительные эмоции, окрыляет человека, какой бы деятельностью он не занимался. Похвала могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека (Например, «Эффект Пигмалиона»).

Наиболее благоприятным в деятельности становится такой успех, который дался с трудом, так как слишком легкий успех может разочаровать.

Неуспех в деятельности затрудняет работу, особенно длительный неуспех, делает ее еще больше трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но она должна быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверх- трудности и человек начинает ощущать себя бессильным. Именно поэтому так легко развить у школьника чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться.

 

 

9.Значение внимания в изобразительной деятельности. Приемы привлечения внимания детской аудитории.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Свойства внимания:

- устойчивость – проявляется в способности в течение длительного времени сосредотачиваться на одном и том же объекте.

- концентрация- степень сосредоточенности на объекте.

- переключаемость- скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

- распределение внимания - способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

- объем внимания - количество информации, объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.081 с.)