Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мнемотехнические приемы эффективного запоминания

Поиск

Аналогия- установление сходства определенных предметов (например, локатор - летучая мышь)

Схематизация- изображение или описание чего- либо в основных чертах (Например, использование схем при запоминании цифр).

Структурирование- установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Систематизация- установление определенного порядка частей целого и связей между ними.

Классификация- распределение предметов, явлений, понятий по классам.

Опорный пункт- выделение микротем, выделение главной мысли, составление плана.

Сравнение- выявление сходство и различия.

Ассоциация образов

 

 

11. Мышление, его виды. Особенности взаимоотношения мышления и речи. Способы активизации мыслительных операций на уроке.

Мышление – это познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Формы мышления:

Понятие - отражает общие свойства предметов, отражающие их от других.

Суждение - наименьшая единица результата логического мышления. Оно раскрывает содержание понятий.

Умозаключение-вывод нового суждения из одного или нескольких суждений.

Виды мышления:

Наглядно- действенное

Наглядно- образное

Словесно- логическое

Абстрактное

Взаимоотношение мышления и речи.

Мышление у человека невозможно без речи, так как человек обладает второй сигнальной системой. Речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Слова сами по себе не составляют речь, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Но мышление к речи мы не сводим. Речь включается в сам процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления. Грамматика выражает структуру речи, логика-структуру мышления. В единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь. Речь и мышление возникает в единстве на основе деятельности.

Мыслительные операции в учебной деятельности

Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие части.

Синтез - единый аналитико- синтетический процесс.

Сравнение- сопоставление предметов и явлений

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественного и сосредоточении на главном.

Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому- либо признаку.

Индукция – движение мысли от частному к общему.

 

 

12. Воображение и его виды. Основные приемы развития воображения у школьников

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки результатов освоения и представлений.

Виды воображения:

Активное воображение (творческое воображение, фантазия, репродуктивное, антиципирующее, мечты).

Пассивное воображение (грезы, сновидения).

Приемы воображения:

Агглютинация- прием «склеивания» каких- либо частей или нескольких предметов в одно целое. Широко распространена в сказочных сюжетах.

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия.

Преувеличение- преуменьшение – стремление показать преобладающие качества человека (например, часто писатели или художники, что показать положительные качества человека или животного преувеличивают его в размере, а чтобы показать отрицательные (слабость, трусость) преуменьшают.

Акцентирование – заострение, подчеркивание каких- либо признаков (шарж, карикатура).

Типизация – обобщение эмоциональное насыщение образа (Например, Отелло -типичный образ ревнивца, Плюшкин - типичный образ скряги).

 

13.Основные направления воспитания воли у школьников. Роль воли в принятии решений. Волевые свойства, характеризующие личность.

Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленных целей.

Воспитание воли:

1.Отказ от всего того, что не вызывает положительного результата.

2.Реальная программа ежедневной работы

3. Конкретизация и постановка цели, примерные способы ее выполнения.

Структура волевого акта:

-Побуждение к совершению волевого действия

-Представление и осмысление действия

-Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели

-Намерение осуществлять данное действие

-Решение осуществлять действие и волевое усилие

-Выполнение принятого решения.

Роль воли в принятии решений:

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства психики (характер, мышление, воображение, эмоции). Если человек одаренный, но у него слабая воля он не использует свой талант в полной мере.

Большое значение играет направленность воли, так как сильную волю может иметь и карьерист, который продвигается в жизни за счет других.

Волевые качества личности: решительность, настойчивость, целеустремленность, твердость, самостоятельность, организованность и др.

 

 

14.Понятие личности в психологии. «Я – концепция» личности и ее составляющие. Факторы, поддерживающие самооценку личности.

Личность - конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально -обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент и характер, самосознание.

«Я - концепция» личности включает:

Самовосприятие (эмоциональный компонент) своих эмоций, чувств, ощущений, представлений.

Самонаблюдение (поведенческий компонент) своего поведения и внешности;

Самоанализ (интеллектуальный, когнитивный компонент) своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми, сравнения себя с ними.

«Я - концепция» играет важную роль в жизни человека, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях:

-достижению внутренней согласованности личности (любые воздействия внешней среды сопоставляются с «Я-концепцией»).

-интерпретации жизненного опыта, т. е. пропускание через себя информации или задерживании ее, если необходимо.

-в определении ожиданий, прогнозов и установок личности.

Эти установки проявляются в «я – образе» - это представление личности о самой себе, динамическое образование личности. «Я» все время меняется, например, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны.

Существуют следующие динамические образования «Я - образа»:

«Я» - реальное может возникнуть в момент переживания личности о самой себе.

«Я» - идеальное – это желаемый образ, соответствующий социальным нормам и ожиданиям окружающих.

«Я - зеркальное» - связан с вашим прогнозом мнений окружающих о вас.

Степень правильности «Я - образа» выясняется при изучении самооценки личности. Самооценка- это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Факторы, поддерживающие самооценку:

-правильное соотношение установок на дело и на успех;

-доброжелательная обстановка;

-замечание даже маленьких успехов «слабых»;

-называть всех детей по именам;

-подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но делами, которые совершал человека для других;

-чаще разговаривать с «замкнутыми», «неинтересными» детьми.

-умение видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения

 

15. Мотивированное поведение как характеристика личности. Функции мотивов. Приемы формирования мотивации успеха у школьников.

Мотив- это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей.

Мотивация - процесс внутреннего управления поведением, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Функции мотивов:

-побуждающая (определяет возникновение потребностей);

-стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения;

-направляющая (определяет направленность энергии на цель)

Организующая (включает планирование действий).

Сила мотива определяется интенсивностью побуждения.

Устойчивость мотивов проявляется в постоянстве привычек и интересов.

Мотивация и личность.

Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни, называют мотивационной сферой личности.

Мотивы могут быть связаны с уровнем притязания человека, с самооценкой личности, ориентацией на успех или неудачу.

Приемы формирования мотивация успеха у школьника:

Внутренние факторы:

1.Мотивация успеха связана с мотивом достижения, которой в свою очередь, связан с выбором цели, которую ученик рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Целеустремленные школьники более ориентированы на успех.

2 Адекватная реалистическая самооценка школьника также способствует положительной мотивации.

3. Люди, ориентированные на успех более эмоционально устойчивы и общительны.

Внешние факторы:

-видение индивидуальных особенностей учащихся при создании мотивации;

-использование мотивации достижений, а не мотивации избегания неудач (создать условия для желания рисовать и стремиться к положительному результату в работе).

-использовать метод стимулирования (похвала).

 

16.Эмоции и эмоциональные состояния. Приемы управления эмоциями. Формирование положительных эмоций у школьников. Влияние цвета на эмоционально- психологическое состояние школьника.

Эмоции, эмоциональные состояния, чувства - это определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания.

Эмоции - это элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей (пища, тепло).

Эмоциональные состояния отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, включающее переживание, а также физиологическое изменение в организме, сопутствующее этому переживанию. В этом случае говорят об эмоциональных состояниях

Существуют следующие эмоциональные состояния:

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Стресс – давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Адаптационный синдром: тревога – стабилизация (адаптация) – истощение (может не наступить, если адаптивных резервов достаточно). На стресс влияет сила и длительность раздражителей.

Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

Стадии:

1. нарастание напряженности;

2. еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;

3. сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;

4. упадок сил, разбитость, безразличие.

Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести

Чувства формируются в результате обобщения и конкретизации эмоций. Они выступают как устойчивое переживание, связанное с представлением или идеей о некотором объекте (чувство любви к человеку или Родине).

Приемы управления эмоциями:

-правильное воспитание волевых качеств у ребенка поможет управлять эмоциями (например, сдержанность, уравновешенность);

-правильное распределение потребностей ребенка в чем-либо (например, в ограничении принципа: «хочу», так как это не «надо»);

-правильное воспитание характера ребенка даст возможность не выходить за пределы акцентуаций и эмоциональные срывы.

Формирование положительных эмоций у школьников:

-вызывать интерес через непроизвольное внимание;

-вызывать удовольствие от завершения работы через оценку;

-вызывать уверенность в себе у ребенка в процессе деятельности;

-чаще вовлекать в интеллектуальную деятельность (дискуссии, дебаты, взаимный анализ работ);

-использовать не только репродуктивные, но и творческие виды деятельности, которые вызывают вдохновение, прилив творческих сил, эмоциональный подъем.

Влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние школьника:

Цвет– это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Мы живём в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Гете так писал о способности цвета создавать настроение: жёлтый - веселит и бодрит, зелёный –умиротворяет, синий- вызывает грусть. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов. Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден и даже настроен агрессивно, достаточно поместить его в комнату с ярко - розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Отмечается также, что у тех людей, на которых воздействовали ярко - розовым цветом даже очень короткое время, наступала слабость в мышцах. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека. Такое удивительное свойство цвета теперь знают многие и подбирают такую цветовую гамму в своих квартирах, которая создает уют и не вызывает раздражения. Причем у разных людей реакция на тот или иной цвет может быть различной. Если эмоционально возбудимому человеку лучше окружает себя спокойными голубыми и зелеными тонами, то пассивному и расслабленному не помешает красный цвет. Красный цвет вызывает ощущение тепла, он действует возбуждающе на психику, как бы «подхлестывает» эмоции, но, в конце - концов, утомляет. Издавна подмечено, что обилие красного цвета вызывает и отчетливую физиологическую реакцию: под его воздействием возрастает мускульное напряжение, повышается давление крови, ритм дыхания учащается. Он обладает стимулирующим действием.

Одним из первых начал исследовать физическое и психологическое воздействие цвета немецкий поэт Гете, считавший, что синий цвет вызывает чувство холода, красный действует устрашающе, а зеленый способен успокоить и глаза и душу.

В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.

Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом цвете.

Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условия работы. Если человеку постоянно приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, это утомляет зрение.

Оригинальный дизайн школы предлагается Н.Герасименко.

  • Для стен в классах и библиотеке всего подходят оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло - охримистый). Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
  • Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого;

это самый тонизирующий, самый весёлый цвет.

  • В основе колорита школьной столовой должны лежать светло-жёлтые и бежевые оттенки: тёплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу.
  • Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей.
  • Лестничные проёмы - должны быть зелёными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зелёный будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.43 (0.012 с.)