Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи Возрождения. Социально-философские учения этого времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпохе Возрождения XV-XVI в. предшествовали изменения в экономической жизни общества. В этот период перехода от феодализма к капитализму появляются первые мануфактуры, интенсивно развивается торговля, сделаны новые открытия в технике, усовершенствован ткацкий станок, создание самопрялки, оружейное производство. В это же время сделаны географические открытия: путь в Индию, открыта Америка, совершено Магелланом первое кругосветное путешествие. Все это имело влияние на изменение в сфере идеологии общества. Религия в это время уже не была безраздельно господствовавшей идеологией, мировоззрением. В этот период возрастает новая культура гуманизм. И возникает светская образованность. q Эпоха Возрождения (или Ренессанс) означала кризис феодального строя и зарождения капитализма в Европе; q Философия эпохи Возрождения отражает переход от теоцентризма к рационализму, то есть к исследованию мира средствами научного познания. Развитие философии в это время определялось влиянием передовой античной философии и взаимодополнением с зарождающейся систематической наукой и т.д.; q В этот период произошла ломка теологической картины мира. Наибольший вклад в натурфилософию и ………….сделали Николай Пузанский, Дж. Бруно, Коперник. Они способствовали возникновению нового направления пантеизма (всебожие). Суть пантеизма заключается в идее растворенности Бога в природе и во всех ее вещах; q Важнейшей характеристикой эпохи Возрождения является антропоцентризм -тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, венца эволюции природы. Антропоцентризм эпохи Возрождения выразился в гуманизме- это идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие «личность». Если объектом внимания античного мира был, прежде всего, космос, а в средние века Бог, то в эпоху Возрождения- человек. Эту эпоху отличает художественно-эстетический подход к миру и, прежде всего человеку. Преклонение пред его духовностью, красотой, свободой и величием. · Проблема человека. Если в период античности человек рассматривался как природное существо, его границы и возможности определены природой, то в эпоху средневековья считалось, что человек греховное существо от природы и ему нужна божественная защита, а в эпоху Возрождения человек рассматривался как творец самого себя. Считается, что Бог дал ему свою волю и человек должен сам решить свою судьбу, определить место в мире. Эпоху Возрождения отличает особый подход к заслугам человека, индивидуальным достижениям. Если в эпоху средневековья все заслуги конкретного человека приписывались тому цеху или объединению, где он работал, то в эпохе Возрождения индивидуальность приобретает большую самостоятельность. Он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Вокруг выдающихся мастеров, художников, поэтов, ученых создавалась общая атмосфера буквально религиозного преклонения. Их почитали как античных героев или святых в средневековье. Кроме того, в эту эпоху превыше всего ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Важнейшим признаком великой личности считают, оригинальность человека и непохожесть на других. В эпоху Возрождения особое отношение возникает к деятельности человека. Если в античное время высшим видом деятельности считали созерцание природы, а в средневековье высшая форма деятельности была та, которая ведет к спасению души (молитва, чтение великих книг), то в эпоху Возрождения высшим видом деятельности считается творческая деятельность, создание нового ранее не бывшего. · Проблема природы. Если в эпоху средневековья природа считается не самостоятельной, творением Бога, то в XV-XVI веке пересматривается отношение к природе. Она трактуется понтеистически: Бог уже имеет не вне природный характер, а сливается с природой и тем самым природа обожествляется. · В эпоху Возрождения особо формируется взгляд на мир, вселенную. Если в средневековье центром все6ленной считалась неподвижная земля, то в эпоху Возрождения Коперник изменяет взгляд на эти представления. Он подчеркивает, что земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, движение звезд на небе. Он считал, что земля вращается вокруг солнца, которое является центром вселенной. Утверждал, что вселенная неизмерима и безгранична, подобно бесконечности и земля в ней исчезающе мала. В эпоху Возрождения произошел явный поворот к теме природы и начинает формироваться новая картина мира более рациональная и аргументированная. Большой вклад в развитие натурфилософии внес крупный немецкий священник и ученый Николай Кузанский (1401-1464 гг.). Работы: «О скрытом Боге», «Об ученом незнании». Николай Кузанский в своих работах выступает против средневековой схоластики, как сторонник человеческого разума и знаний. Большое место в его творчестве занимает тема Бога и его отношение к миру. Он заявляет, что Бог есть все - начало, середина и конец всех материальный вещей. Он отмечает, что творчество Бога как всемирного архитектора проявляется в формах человеческого искусства, они всегда всего лишь подражание природе. Он пишет, что Бог это нечто бесконечное и непознаваемое, огромная космическая машина, у которой центр находится везде, а окружность нигде. Бог- источник целостности, многообразия и динамичности мира. Николай Кузанский заложил основы пантеизма. Важным моментом в творчестве Кузанского является учение о человеке и его месте в мире. Он рассматривает человека как микрокосмос. Человек- это «малый мир», а природа- «большой мир». Человек- подобие «большого мира». Большой вклад внес в диалектику. В своих работах он отвергает античный дуализм, утверждает, что единому нечего не противоречит, единое есть все. Кроме того, Кузанский открывает принцип совпадения противоположный. Утверждает, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. Он считает, что бесконечное- мира всего существующего, отсюда парадоксы, например, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу. На формирование научного мышления и естествознания в эпоху Возрождения также большое влияние оказали на развитие………. Дж. Бруно, ……………………………..
В эпохе Возрождения в полной мере сформировался гуманизм, человек рассматривался как высшая ценность и цель общества. На вопрос: «Велик, или ничтожен человек?», гуманисты отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм как течение зародился в Италии. Это была реакция на догматы религии и ……..его учения о греховности человека. Большой вклад в гуманистическое учение внес Алигьери, Петрарка,. Большой вклад внес Ротердалеский, во Франции Мишель Де Монтень (1533-1592). Главная работа: «Опыты». Он считал, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания мира. Кроме того Мишель Де Монтень выступает как сторонник скептицизма. Его скептицизм- это символ неуспоенности ума, постоянных творческих исканий. Ядро его философских рассуждений состоит в вопросе: «Что я знаю?». Он выступает против закоренелых предрассудков, предубеждений. Нельзя довольствоваться достигнутым, философствовать- значит сомневаться. О человеке, о душе: жизнь и деятельность людей подчинена законам природы, душа человека зависима от тела. Но не отрицая бытие Бога, Монтень отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние. Говоря о человеке, он выделял мысль: «Самая великая вещь на свете- это владеть собой». В эпоху Возрождения гуманистический антропоцентризм выразился и в ряде социально-философских учений. Эти учения оказали большое влияние на последующую историю человечества: Учение Миколло Макиавелли- один из первых буржуазных идеологов. Считал, что благополучие и могущество государства- высший закон политики, для достижения могущества государства все средства пригодны, даже самые аморальные- подкупы, убийства, отравления и т.п.. С точки зрения Макиавелли государь должен быть львом и лисицей, осуществлять политику кнута и пряника. Он заложил понятие макиавеллизм- беззастенчивость и неразборчивость в средствах, достижение политических целей. Оно отражало политико-социальные мысли, возникает такое явление как утопический социализм- это течение общей мысли, в котором воплощалась давняя мечта низов общества о справедливом и гуманном устройстве государства. Английский писатель Томас Морт в работе «Утопия» разоблачает частично собственность, как источник зла в обществе. Он создает вымышленный образ острого государства с идеальным устройством общественной жизни, на этом острове нет частной собственности как источника………………и источника эгоизма, зависти. На этом острове из золота и серебра сделаны голики и кандалы для преступников, все трудятся 6 часов в день. Все равны и образуют единую и дружную семью. Все свободное время занимается образованием и саморазвитием, счастье находят в творческом образе жизни. Тома Компонелло «Город солнца». Он пишет, что государством управляет в этом городе наиболее одаренные и способные личности, в нем нет частной собственности и семьи, воспитание носит общественный характер, нет монотонности и однообразия. Философия эпохи Возрождения оказала значительное влияние на последующее развитие человеческого общества, впервые человек стал рассматриваться, как творец самого себя и стала высоко оцениваться активная деятельность человека.
№5. Философия нового времени и эпохи Просвещения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.116 (0.012 с.) |