Процесс антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке.



Проблема человека является важнейшей в философии. Человек является объектом изучения разных наук, но только философия рассматривает человека как целое. Следует различать понятия: «человек», «индивид» и «личность».

«Человек» – это родовое понятие, выражающее общие черты, свойственные человеческому роду. Главная характеристика человека – это животное, способное производить орудие труда и способное вести себя по мерке любого вида животного. Для человека свойственно, что это существо, которое преобладает самосознанием, все человеческие существа знают простейшие нравственные запреты, они не могут сформироваться и существовать вне общества.

«Индивид» - отдельный человек, со свойственными ему наряду общими и индивидуальными чертами. Выражение индивидуальности:

- Природные задатки и психические свойства человека;

- Способности памяти, характера, темперамента;

- Содержание сознания (взгляды, суждения, мнения);

- Потребности, интересы, деятельность человека.

«Личность» - устойчивая система социально-значимых черт, характер индивида как член того или иного общества. Главные признаки личности:

- Разумность;

- Ответственность за свои действия;

- Личные достоинства;

- Определенная степень свободы.

Вопрос: «Что есть человек? – исходный и основной во всей истории философской мысли. Каждая эпоха дает на него свой специфический ответ:

1. Античный мир: в философии господствовал космоцентризм и человек рассматривался как микрокосмос. Античный человек еще не выделяет себя из внешнего мира и согласовывая свои действия по знакам внешнего мира лишь с Сократа происходит выделение человека из космоса.

2. Средневековье: в общественном сознании господствовал теоцентризм. С одной стороны человек рассматривался как образ и подобие Бога, а с другой стороны подчеркивая эгоизм человека, греховность.

3. Возрождение и Новое время: человек начинает рассматриваться как высшая ценность общества, и отстаиваются естественные права человека. Зарождается антропоцентризм как господствующий тип философии мышления.

4. Просвещение: развивается антропоцентризм, возникает идеал человека как хозяина своей судьбы и творца своего счастья. Однако, отмечается, что в эпоху Просвещения антропоцентризм способствовал развитию в человеке эгоизма и противопоставление его природе.

5. Немецкая классическая философия: отличается тем, что в ней развивается рационалистический антропоцентризм, то есть разум рассматривается источником силы и всесилия человека.

6. Классический марксизм: появился социоцентризм. Суть в том, что человек рассматривается предельно включенный в общественные отношения и считается, что он способен изменить социальный строй общества, делать его справедливым.

7. Русскими религиозными философами (XIX - XX в.в.): делается акцент на духовные качества человека: сострадание, милосердие, добро. Человек рассматривается как носитель жизни и ее продолжитель. Русские философы таким образом реагируют на негативные стороны рационального антропоцентризма.

8. Современная философия XX в.: подчеркивая, что важно не допустить разрушения человеческого в человеке. Нельзя допустить замены высокой духовности суррогатами. Отмечается, что в настоящее время жестокий социальный мир развивает в человеке разрушительные формы сознания и поведения, а установки на потребный образ жизни развивает в человеке страсть к обладанию и алчности. Человек становится все более несчастным одиноким существом.

Современный человек все больше, отделяясь от природы, превращается в надприродное существо. Его здоровье из-за «технического образа жизни и стрессов, нагрузок» становится все более хрупким и уязвимым. Человек создал чужеродную себе среду обитания и теряет свои природные качества: употребление естественной пищи, чувствовать (зрение и слух слабее), привычку к физическим нагрузкам, способность рожать детей.

На смену биосферноприроде человека идет иное социотехнотнологическое существо или постчеловек. Проблема выживания человека сейчас важнейшая:

1. Необходимо изменение человеком, прежде всего самого себя, надо совершенствовать человеческие качества, мораль, психологию, потребности.

2. Важно принять принцип коэволюции в деятельности (развитие человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней). Сохранение жизни на планете – основная задача человека.

3. Человек должен стремится к устойчивому развитию цивилизации, то есть к управляемому эволюционному развитию, которое согласуется с объективными знаниями природы и общества.

Антропоцентризм – естественное явление развивающегося свойства, но его негативные стороны необходимо изживать, важно учить человека жить в согласии с природой как естественной средой своего обитания.

 

Большое внимание философы уделяют проблеме становления человека в этом мире, отмечается, что превращение животных в людей, имеет длительный период. Этот период становления человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) занимают длительный отрезок в истории общества. Высказывают разные точки зрения по вопрсу происхождения человека:

1. В трудовой гипотезе у Энгельса в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»: труд рассматривался как решающий фактор антропоциогенеза.

2. Ницше: человек произошел от деградировавшего гуманоида (больного животного). В результате вооружение человека простейшими орудиями труда снизилось его непосредственная приспособляемость к среде обитания. Он стал слабее.

3. Современный человек возник в результате того, что началось регулирование брачных отношений: эндогамия (внутрибрачные связи) сменилась на экзогамию (внешние связи). Это привело к тому, что половое чувство стало одухотворяться, появились степени родства, люди стали учиться взаимопониманию, терпимости, доверию. Одни считают, что регулирование брачных связей произошло с тем, что из-за кровосмешения появлялось дегенеративное потомство. Однако, многие ученые не согласны потому, что в те времена люди еще не осознавали связи между половыми отношениями и рождением ребенка. Основная причина регулирования брачных отношений – экономическая. В борьбе за обладание «гаремом самок» погибали самые сильные мужские особи.

«Человек» – социальное существо, но он и часть природы, то есть биологическое существо. Как биологический вид, человек имеет ряд видовых признаков, свойственных только ему; биологически определяется продолжительность детства, зрелости, старости, средняя продолжительность жизни. Биологически запрограммированная способность человека усваивать различные виды пищи, осваивать язык, одаренность. Умные по-разному оценивают соотношение биологии и социологии в человеке. Возникло 2-а направления:

1. Биологизаторское (натуралистическое). Сторонники абсолютизируют роль естественных биологических начал в человеке. К таким теориям относят: социалдарвенизм и расизм.

Социалдарвенизм явление общественной жизни, объясняется учением Дарвина о естественном отборе, считают, что «высшие классы» наверху, так как наиболее развиты и активны.

Расизм – расовая принадлежность определяет качества человека.

2. Социологизаторское, человек – слепок, отпечаток окружающих его отношений, пассивное порождение общества. Они не учитывают биологических составляющих в человеке, считают их естественными.

Марксизм: потребности человека менее важны, чем потребности общества, главное – общественное.

 

№14. Общество как философская проблема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.02 с.)