Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема человека является важнейшей в философии. Человек является объектом изучения разных наук, но только философия рассматривает человека как целое. Следует различать понятия: «человек», «индивид» и «личность». «Человек» – это родовое понятие, выражающее общие черты, свойственные человеческому роду. Главная характеристика человека – это животное, способное производить орудие труда и способное вести себя по мерке любого вида животного. Для человека свойственно, что это существо, которое преобладает самосознанием, все человеческие существа знают простейшие нравственные запреты, они не могут сформироваться и существовать вне общества. «Индивид» - отдельный человек, со свойственными ему наряду общими и индивидуальными чертами. Выражение индивидуальности: - Природные задатки и психические свойства человека; - Способности памяти, характера, темперамента; - Содержание сознания (взгляды, суждения, мнения); - Потребности, интересы, деятельность человека. «Личность» - устойчивая система социально-значимых черт, характер индивида как член того или иного общества. Главные признаки личности: - Разумность; - Ответственность за свои действия; - Личные достоинства; - Определенная степень свободы. Вопрос: «Что есть человек? – исходный и основной во всей истории философской мысли. Каждая эпоха дает на него свой специфический ответ: 1. Античный мир: в философии господствовал космоцентризм и человек рассматривался как микрокосмос. Античный человек еще не выделяет себя из внешнего мира и согласовывая свои действия по знакам внешнего мира лишь с Сократа происходит выделение человека из космоса. 2. Средневековье: в общественном сознании господствовал теоцентризм. С одной стороны человек рассматривался как образ и подобие Бога, а с другой стороны подчеркивая эгоизм человека, греховность. 3. Возрождение и Новое время: человек начинает рассматриваться как высшая ценность общества, и отстаиваются естественные права человека. Зарождается антропоцентризм как господствующий тип философии мышления. 4. Просвещение: развивается антропоцентризм, возникает идеал человека как хозяина своей судьбы и творца своего счастья. Однако, отмечается, что в эпоху Просвещения антропоцентризм способствовал развитию в человеке эгоизма и противопоставление его природе. 5. Немецкая классическая философия: отличается тем, что в ней развивается рационалистический антропоцентризм, то есть разум рассматривается источником силы и всесилия человека. 6. Классический марксизм: появился социоцентризм. Суть в том, что человек рассматривается предельно включенный в общественные отношения и считается, что он способен изменить социальный строй общества, делать его справедливым. 7. Русскими религиозными философами (XIX - XX в.в.): делается акцент на духовные качества человека: сострадание, милосердие, добро. Человек рассматривается как носитель жизни и ее продолжитель. Русские философы таким образом реагируют на негативные стороны рационального антропоцентризма. 8. Современная философия XX в.: подчеркивая, что важно не допустить разрушения человеческого в человеке. Нельзя допустить замены высокой духовности суррогатами. Отмечается, что в настоящее время жестокий социальный мир развивает в человеке разрушительные формы сознания и поведения, а установки на потребный образ жизни развивает в человеке страсть к обладанию и алчности. Человек становится все более несчастным одиноким существом. Современный человек все больше, отделяясь от природы, превращается в надприродное существо. Его здоровье из-за «технического образа жизни и стрессов, нагрузок» становится все более хрупким и уязвимым. Человек создал чужеродную себе среду обитания и теряет свои природные качества: употребление естественной пищи, чувствовать (зрение и слух слабее), привычку к физическим нагрузкам, способность рожать детей. На смену биосферноприроде человека идет иное социотехнотнологическое существо или постчеловек. Проблема выживания человека сейчас важнейшая: 1. Необходимо изменение человеком, прежде всего самого себя, надо совершенствовать человеческие качества, мораль, психологию, потребности. 2. Важно принять принцип коэволюции в деятельности (развитие человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней). Сохранение жизни на планете – основная задача человека. 3. Человек должен стремится к устойчивому развитию цивилизации, то есть к управляемому эволюционному развитию, которое согласуется с объективными знаниями природы и общества. Антропоцентризм – естественное явление развивающегося свойства, но его негативные стороны необходимо изживать, важно учить человека жить в согласии с природой как естественной средой своего обитания.
Большое внимание философы уделяют проблеме становления человека в этом мире, отмечается, что превращение животных в людей, имеет длительный период. Этот период становления человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) занимают длительный отрезок в истории общества. Высказывают разные точки зрения по вопрсу происхождения человека: 1. В трудовой гипотезе у Энгельса в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»: труд рассматривался как решающий фактор антропоциогенеза. 2. Ницше: человек произошел от деградировавшего гуманоида (больного животного). В результате вооружение человека простейшими орудиями труда снизилось его непосредственная приспособляемость к среде обитания. Он стал слабее. 3. Современный человек возник в результате того, что началось регулирование брачных отношений: эндогамия (внутрибрачные связи) сменилась на экзогамию (внешние связи). Это привело к тому, что половое чувство стало одухотворяться, появились степени родства, люди стали учиться взаимопониманию, терпимости, доверию. Одни считают, что регулирование брачных связей произошло с тем, что из-за кровосмешения появлялось дегенеративное потомство. Однако, многие ученые не согласны потому, что в те времена люди еще не осознавали связи между половыми отношениями и рождением ребенка. Основная причина регулирования брачных отношений – экономическая. В борьбе за обладание «гаремом самок» погибали самые сильные мужские особи. «Человек» – социальное существо, но он и часть природы, то есть биологическое существо. Как биологический вид, человек имеет ряд видовых признаков, свойственных только ему; биологически определяется продолжительность детства, зрелости, старости, средняя продолжительность жизни. Биологически запрограммированная способность человека усваивать различные виды пищи, осваивать язык, одаренность. Умные по-разному оценивают соотношение биологии и социологии в человеке. Возникло 2-а направления: 1. Биологизаторское (натуралистическое). Сторонники абсолютизируют роль естественных биологических начал в человеке. К таким теориям относят: социалдарвенизм и расизм. Социалдарвенизм явление общественной жизни, объясняется учением Дарвина о естественном отборе, считают, что «высшие классы» наверху, так как наиболее развиты и активны. Расизм – расовая принадлежность определяет качества человека. 2. Социологизаторское, человек – слепок, отпечаток окружающих его отношений, пассивное порождение общества. Они не учитывают биологических составляющих в человеке, считают их естественными. Марксизм: потребности человека менее важны, чем потребности общества, главное – общественное.
№14. Общество как философская проблема
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.005 с.) |