Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «История философии», ее становление.

Поиск

История философии – это философия в ее историческом развитии. Предметом истории Философии является процесс возникновения, становления и развития теоретического мышления человека. История философии как особая область исследований зарождается в древности. Так сочинения Платона, Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, подчинен изложению собственной философии. В эпоху средневековья историко-философские исследования стали частью сочинений выдающихся философов. В дальнейшем появились системные учебные курсы по истории философии. Особый вклад внес Гегель. Он написал лекции по истории философии и доказал, что она не нагромождение заблуждений и беспорядочная смена учений, а закономерное поступление развития с внутренними…………Это единство множества направлений и …….. отдельных школ и учений.

Значение: история философии вбирает в себя богатейший опыт духовно-практической деятельности людей, их искания, находки. История философии – это истинные обретения мудрости мыслящего человечества.

Исторические типы философии

Каждая историческая эпоха отличается социально-экономическими условиями, общим строем, уровнем знаний в данную эпоху, личностью философа.

Существуют разные точки зрения исторических типов философии:

v Философия Древнего Востока (Индии, Китая Vв. до н.э.- Vв. н.э.). Представители: Конфуций, Шань-Янь. Китай: Гао Тома. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

v Древне Греческая философия (античная Vв. до н.э.- Vв. н.э). Философы: Демокрид, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

v Средневековая философия. Vв. н.э.-XV н.э.. Представители: Августин Блаженный, Фома Акринский, и др.. Особенности: философские вопросы этого времени решались исходя из веры в Бога, высший разум.

v Философия эпохи Возрождения (Ремессанс), XV-XVI вв.. Особенности: художественно-эстетический подход к анализу явления окружающего мира. Представители: Да Винчи, Мишель Монтень, Джон Бруно, Николай Пузанский.

v Философия Нового времени. XVII век преимущественно. Представители: Беккон, Декарт, Лейбниц. Особенности: философы этого времени решали философские проблемы, опираясь на научные знания.

v Философия эпохи Просвещения. XVIII век. Представители: Вольтер, Жан-Жак Руссо. Особенности: научные знания распространялись среди широких слоев населения.

v Немецкая классическая философия. Конец XVIII-начало IXX века. Представители: Эммануил Кант, Гегель, Фейербах. Особенности: философские проблемы решались с опорой на разум человека рациональный.

v Русская философия XI-XX вв. Представители: Соловьев, Федоров, Бердяев. Особенности: религиозный характер, обращение к духовным ценностям, существование космологического напраления.

v Марксистская философия. 40-е года IXX в. Основатели: Маркс, Энгельс. Особенности: диалектико-материальный подход к анализу явления окружающего мира.

v Не марксистская философия или современная Западная философия. XХ век. Представители: Кьер Кегор, Гуссер, Эль Фром, Камю, Жан Поль Саррер. Особенности: философские проблемы в этот период времени решались с опорой не только на разум человека, но и на его интуицию, чувства.

 

2.3. Предфилософия Китая (Конфуцианство - школа закона).

На развитие философии Древнего Востока значительно оказал так называемый азиатский способ производства (земледельческая община, верховная собственность государства на землю, принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности). В философии этого времени была слабо выражена личная позиция мыслителя. Философия Китая получила свой наивысший расцвет в период борющихся государств, царств. VI-III в. до н.э. стал «золотым» веком Древне Китайской философии. Это было время соперничества ста философских школ. В результате остались шесть основных:

Ø Конфуцианство;

Ø Даосизм;

Ø Моизм;

Ø Школа закона;

Ø Школа имен;

Ø Натуральные философии.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Основной школой философии Древнего Китая считается конфуцианство. Родоначальником этой школы является Конфуций (551-479 г. до н.э.). Основной его труд: «Беседа и высказывание». Этот сборник нравственных поучений.

3.Этика. В этом разделе главные понятия взаимопонимание, человеколюбие, золотая середина. Они составляют «правильный путь» (Дао). «Правильный путь» предполагает умение человека жить в полном согласии с окружающим миром, не противостоять ему, придерживаться принципа ненасилия. В этом разделе Конфуций определил качества человека: высокая нравственность, милосердие, доброта к людям. Здесь выражена суть учения Конфуция: не делай другим того, чего не делаешь себе.

4. Управление. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственного примера вышестоящих, нижестоящим. Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован. Правитель призван быть мудрым, знающим и нравственным.

5. Знание. Для Конфуция знать – знать людей. Он пишет: учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю много, выбираю лучшее и следую ему».

Школа закона противостоит конфуцианству. Представление этой школы – государство – небольшая семья, а бездушный механизм. Управлять должны не мудрецы, а чиновники. Они призвали отклоняться от методов убеждения, как от нравственного принуждения: путь страха и наказания. В обществе все упрощалось и усреднялось, в управлении обществом использовалась круговая порука и донос.

Шань-Янь в IV веке до н.э.. Доброта и человеколюбие мать преступника. Истинная добродетель приходит от наказания для наведения порядка в обществе надо иметь много наказаний и мало наград – карать жестоко внушая трепет. Призывал разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой.

В целом древнекитайская философия была ориентирована на постижение мировых закономерностей, на понимание мирового порядка и место человека в нем.

 

В древней индийской философии заметно влияние кастовой социальной структуры. Становление философии шло под влиянием мифологии и религии в V-VI веках до н.э. Первыми философскими трудами стали «веды». «Веды» насчитывают 10 тыс. стихов, молитв, заклинаний.

Основная идея: о человеке - это творение Богов, часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют душу и тело. Тело смертно, душа вечна. Душа поселяется в другом теле, растении, животном – это странствие души зависит от поведения человека.

В индийской философии имеет значение «карма» – это совокупность действий человека и последствия этих действий, прежде всего для него самого.

Основной философской школой считается «Буддизм». Основатель – принц Гаутама (563-483 гг. до н.э.). «Будда» - просветленный.

1. «Жизнь есть страдание. Рождение-страдание, старость-страдание, разлука с приятным - страдание. Кем бы ни был человек, он обречен на болезни, старость и смерть».

2. «Корень страдания в жажде жизни, наслаждений, существования».

3. «Страдания имеют причину, а значит можно прекратить страдания путем полного бесследного уничтожения этой жажды».

4. Путь освобождения от страданий: правильная решимость, воля, преобразующая свою жизнь, правильная речь или воздействие ото лжи, клеветы, грубых слов. Правильная речь делает правдивой, бесхитростной, точной. Правильные действия – не причинение зла живому (ахимса), воздействие от воровства, правильный образ жизни, отказ от «алкоголя», жить честным трудом. Правильные усилия – это борьба с соблазнами и дурными мыслями, в итоге человек должен достичь состояния «нирвана» – состояние полного безразличия.

Древнеиндийская философия привлекла внимание к душе человека, его сложным психическим состояниям. Индийская философия содержит призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира раскрыть богатства и возможности своей духовности.

 

№3. Древнегреческая философия

3.1. Становление Древнегреческой философии (мелецкая школа, школа элеатов. Атомистическое учение Демокрита).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.152 (0.01 с.)