Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая Древнегреческая философия (школа софистов и Сократ), философские системы Платона и Аристотеля.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.3. Эллинизм Древнегреческой философии (философское течение эпикурейство, стоицизма и скептицизма), учение Эпикура. Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Именно в древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа мировоззрения, два основных течения философии: ¨ Материализм ¨ Идеализм И возникли важнейшие области философского знания: ¨ Логика ¨ Этика ¨ Эстетика Историю Древнегреческой философии принято делить на следующие важные периоды: - период становления или рождения Древнегреческой философии (VI-V в. до н.э.). Особенность: на первом плане находилась природа, человек не выделялся как отдельный объект исследования и данный период назвался натур философский; - период расцвета Древнегреческой философии (V-IV в. до н.э.) произошел переворот от темы природы к теме человека и общества, называющийся классический период. - период эленизма (III в. до н.э.-IV в. н.э.) захват Греции Римом и в результате произошел упадок в духовном……………… Отметим, что первые элементы философского мышления появлялись в произведениях Древнегреческих историков: Гомера, Имода. Самым первым философом считают Фалеса. Первой философской школой является мелецкая школа, в ней творили семь мудрецов. Проблемы, которые их интересовали: 1. Как возник мир 2. Что является первоначалом мира 3. Происходят ли изменения в окружающем мире По вопросу о происхождении мира говорили: мир произошел из хаоса, затем возникла земля, затем тартар и затем Эрос. О том, что, было, первоначально существовало много мнений: - Фалес-вода-первооснова мира; - Анаксимандр: апейрон- нечто беспредельное и вечное; - Анаксимен: воздух; - Гераклит: огонь; - Пифагор: число. В мире находится все в постоянном изменяющемся развитии. Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как философского учения о взаимосвязи и развитии всего сущего: Основы диалектики. · Он считал все в мире взаимосвязано, взаимопереплетено, что делает его единым; · Все в мире противоречиво, состоит из противоположных начал (свет-тьма, горячее-холодное). Все рождается благодаря борьбе и по необходимости; · Все изменчиво, все течет и изменяется. «В одну и туже реку нельзя войти дважды». В школе элиатов главное внимание уделяли на проблему движения в мире. Представители: Парменид, Зенон. Зенон сформулировал 40 апарий или логических затруднений, в котором старался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Наиболее популярными являются 3 апории Зенона: · Дихотомия или деление пополам. В ней Зенон рассуждает, что движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути прежде, чем он дойдет до конца. Но что бы дойти до половины он должен дойти до половины половины и так до бесконечности. · Ахиллес и черепаха. В ней он доказывает, что быстрый Ахиллес не настигнет медленное. Ведь когда он придет в ту точку, когда занимаю медленное, то медленное отойдет от своего старта. · Стрела. В ней он доказывает, что летящая стрела покоится ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место. Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество Демокрита- это первый энциклопедический ум среди греков, родоначальник материализма (460-370 г. до н.э.). У Демокрита более 70-ти сочинений на разные темы: по природе человека, о поэзии, геометрии, живописи, питании. Но более известные: 1. Большой мирострой 2. Малый мирострой В большом мирострое Демокрит ставит цель создать учение о бытии с глубоким пониманием мира. Основные три идеи: 1. Первоначалом мира являются атомы (бытие) и пустота (небытие). Что атомы есть доказывается тем, что золотые монеты и мраморные ступени стираются, запахи распространяются, влажные высыхают. 2. Движение- это важное свойство атомов, они парят в пустоте подобно пылинкам. 3. Мир в целом - это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно. Малый мирострой: пишет о живой природе и о человеческой природе в частности. Основные мысли: 1. О происхождении жизни: живое возникло из неживого по законам природы без творца. 2. О причинности всего в мире. Ни одна вещь в мире не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости. Ссылка на случай- это появление лености мысли. 3. О душе. Считал, что душа человека- это совокупность атомов. Разумная часть души находится в грудной клетке человека. Необходимое условие жизни- дыхание. Это постоянный обмен атомов души со средой. 4. Демокрит пишет о жизни человека, этические знания. Он высказывает негативное отношение в семье, пишет, что лучшим украшением женщины является молчаливость, и что удача в воспитании детей достигается большой ценой- ценой борьбы и забот. Ценил высоко дружбу. «Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний должен приходить по собственному почину. Чтобы не ошибаться в людях, судить по ним надо по делам, а не по словам. 5. О воспитании. Цель воспитания- это достижение добродетели. Лучше воспитывать убеждениями и доводами рассудка, а не принуждением. Демокрит считал, что богатство и бедность в обществе будет всегда. Богат не тот, кто владеет имуществом, а тот, кто беден желаниями. Кроме того, бедняком быть лучше, чем богатым, ибо бедняки избегают злых казней, зависти и ненависти. Именно они и счастливы. Счастье человека не в стадах и золоте, а в душе. Хороший дух- такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не волнуемая ни какими страхами, суевериями, переживаниями. Средство достижения здорового духа - это мера во всем, умеренность, золотая середина. Он призывал людей прожить жизнь незаметно.
Период расцвета Древнегреческой философии был связан с поворотом от темы природы, космоса к теме человека и общества. В этот период человек воспринимает себя, как меру всех вещей, как способным создавать порядок в окружающем мире. В этот период произошел переход от натур философии к антропологии, социальной философии. Этот период связывают со школой софистов. Представители: Протагор, Горгий и другие. Их заслуги: в центр внимания поставили человека и его знания. За что ценят софистов: · Софисты учили проверять на истинность любое заявление, положение, требовали его обосновывать, доказать. · Впервые учили искусству слова и брали гонорары за учение. · Заявили об исходном принципе своей философии, который заключается в словах: «Человек есть мера всех вещей», что доставляет человеку удовольствие, то хорошо, а причиняет страдания – плохо. Софисты внесли большой вклад в развитие логики, риторики. Выдающимся древнегреческим философом являлся Сократ (470-399 г. до н.э.). Биография Сократа необычна. Сократ считал, что его призвание заключается в том, что он приставлен к афинскому народу как слот к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку и заботится о своих делах больше, чем о самих себе. Главной темой, которой Сократ уделял внимание: оказание помощи человеку в его познании самого себя. Метод исследования человека у Сократа - субъективная диалектика - активное самосозерцание и размышление человека о самом себе. Сократ считал, что знать это значит дать ответ на вопрос: Что это такое?, то есть дать определение предмета. При этом он был убежденным сторонником и мастером диалога, как искусства столкновения и сочетания различных суждений. Сократ считал, что безнравственный поступок человека это плод незнания, а знание – источник нравственного совершенства. Особое место в Древнегреческой философии занимает личность Платона (427-347 г. до н.э.). На первый взгляд учение Платона бессистемно, а на самом деле все объединено в единое целое. В его учении можно выделить следующие направления: · Онтология (учение о бытии); · Теология (учение о Боге); · Космология (учение о мире); · Космогония (учение о происхождении мира); · Психология (учение о душе); · Гносеология (учение о познании); · Этика (учение о нравственности); · Социология (учение об обществе). Его работы: «Пир», «Парменим», «Государство». Основные заслуги: является основателем объективного идеализма. Суть: Платон считал, что в этом мире, где мы живем, все возникает на время, а исчезает навечно. Лишь мир идей - это мир вечного, подлинный мир. Мир идей это некая небесная область, которая занимает бесцветные, бесформенные, неосязаемые сущности, идеи. Эти идеи как бы прообраз материальных вещей, их исток, а вещи лишь отпечатки идей. О материи: она нужна, мир не может без нее обойтись, но безжизненна. Лишь идея вдохнет в нее жизнь. О познании: это припоминание человеком того, что его душа уже знала. Платон считал, что тело смертно, а душа вечна и сформулировал закон сохранения душ, разработал 5-ть доказательств бессмертия души. Его заслугой является учение об идеальном государстве, ему первому пришла в голову мысль, что история философии это история борьбы двух видов философии: материализма и идеализма. Вершиной в развитии Древнегреческой философии стало творчество Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Он был учителем Платона и воспитателем Александра Македонского. Аристотель создал много работ по разным философским направлениям: · Логика; · Этика; · Политэкономия; · Биология. Основные работы: «Органон», «Метофизика», «Большая этика». Он является создателем логики, этики и биологии. Основные идеи работ: ü Разработал учение о сущем и сущностях. Заключается в том, что сущее это совокупность единичных предметов, вещей, но кроме него есть мир вечных сущностей. Они основа порядка в мире. Чтобы понять сущее надо найти сущность явления или вещи. ü Разработал учение о 4-х первоначалах и высших причинах. Он считал, что каждая вещь отвечает на четыре вопроса, имеет четыре причины: 1. Материальная. Из чего вещь сделана? 2. Формальная. Что это есть, в какой форме? 3. Движущая. Откуда начало движения? 4. Целевая. Ради чего вещь сделана?
Философия Аристотеля не завершает Древнегреческой философии. Она завершает самый содержательный период в истории этой философии. Период эленизма до 5 в. до н.э.-это время интенсивного философского творчества. Однако в этот период в античной философии больше не выдвигается новых идей, а идет осмысление, уточнение, комментирование учений Аристотеля, Демокрита, Платона. В конце IV в. до н.э. в связи с утратой Афинами самостоятельности произошли глубокие изменения в духовной жизни общества. В философии усилился созерцательный характер, и возникли 3 главных течения: 1. Скептицизм (невозможность однозначных утверждений); 2. Эпикуреизм (главной задачей ставила создать учение о поведении, приводящем к счастью); 3. Стоицизм (представители этого течения выше ставят благо государства и призывают быть бесстрашными перед ударами судьбы). Самой крупной фигурой философии периода эленизма является Эпикур (341-270 г. до н.э.). Сын афинянина, начал рано изучать философию, создал школу «Сад Эпикура», написал 37 книг, общее название которых «О природе». Основные идеи: призывает к полному отказу от социальной активности. Он отмечает, что индивид первиче6н, а общественные связи зависят от отдельных лиц, их желаний. Общественный союз не высшая цель, а средства для личного благоденствия. Главной темой в работах является вопрос счастья человека. Он считает, что счастье это цель человеческой жизни и подчеркивает, что счастье он понимает как удовольствие и цель счастливой жизни: здоровое тело и безмятежность души. Эпикур считал, что, говоря о счастье человека, что нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушил в человеке тягу к благополучию. Счастье это всегда удовольствие. Это отсутствие страдания. Эпикур дает классификацию удовольствию: · Удовольствие покоя; · Удовольствие движения; Делит их на: ü Естественные; ü Вздорные; ü Пустые. Исходя из классификации, Эпикур делает вывод, что страдания души худшие по сравнению со страданиями тела. Тело страдает только из-за настоящего, а душа еще из-за прошлого и будущего. Отсюда удовольствие души более значительны. Древнегреческая философия одна из самых ярких страниц в истории мировой мысли. В этот период был сформирован понятийный аппарат философии, преодолена мифологическая картина мира, зародились все типы мировоззрения.
№4. Исторические типы философии Средневековая философия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.108 (0.008 с.) |