Философия, ее предмет, структура И функции. Роль философии в жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, ее предмет, структура И функции. Роль философии в жизни общества.



Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.

Зародилась философия в конце 7 века до нашей эры. Считается, что слово «философ» впервые употребил и объяснил древнегреческий философ Пифагор. В переводе с древнегреческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Философия – это форма общественного сознания, наука об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, наука о всеобщих развитиях природы, общества и мышления.

Объект философии – бытие в целом.

Предмет философии составляет наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Специфика объекта и предмета философии заключается в их всеобщности, в высокой абстрактности и в универсальности полученных результатов.

Философия как система знаний имеет свою структуру:

· История философии;

· Теория философии.

Теория философии включает в себя онтология (учение о бытии), диалектику (учение о всеобщих связях и развитии предметов, процессов и явлений окружающего мира), праксиологию (учение о деятельности), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях), социологию, или социальную философию (наука о закономерностях и движущих силах развития общества), философскую антропологию (учение о человеке), методологию (учение о методах).

Отдельными областями философии являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о формах человеческого мышления), философия искусства, философия нравственности, философия культуры. Функции философии:

1. Мировоззренческая способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем и принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая вырабатывает общие методы познания и освоение действительности человека;

3. Гносеологическая регламентирует механизм познания;

4. Теоретико-познавательная – приращение нового знания;

5. Аксеологическая заключается в ориентации философии на определенные ценности;

6. Прогностическая основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития будущего.

 

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,

Философия.

«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным, а отвлеченным знаниям. Первоначально философия включала все теоретические знания о мире. С течением времени от философии отделились конкретные науки: физика, математика, история и др. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том, что характеризуется, во-первых, субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; во-вторых, универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; в-третьих, сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о действительности и своем месте в ней.

Выделяют 3 основные исторические формы мировоззрения: мифологию, религию и философию. Мифологическое мировоззрение – своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реальным. Этот тип мировоззрения содержит в себе зачатки религии, науки и искусства. Термин «миф» означает народное придание, сказание. Миф представляет собой архаическое повествование о деянии богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире. Религиозное мировоззрение – тип мифологии, который основан на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир. Оно возникает из мифологического мировоззрения. В религиозном мировоззрении происходит разделение знаний и веры. Так знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай и культ бога. Философия – рациональный тип мышления. Философия как мировоззрение происходит 3 этапа своего развития:

1-ый этап. Космоцентризм – это философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияния Космоса и его циклов.

2-ой этап. Теоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснениевсего сущего через господство сверхъестественных сил, т. е. Бога.

3-ий этап. Антропоцентризм – в центре философского мировоззрения лежит проблема человека.

 

 

Основной вопрос философии и его две стороны.

Среди многих вопросов, которые решает философия, есть один, основной. Он имеет две стороны и звучит следующим образом: «Что первично: природа или дух, материя или сознание? и Познаваем ли мир?» Отвечая на первую часть вопроса, философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты настаивают на первичности природы, утверждают, что материя вечна, несотворима и неуничтожима, а дух, сознание возникают на определенном высоком этапе ее развития. Идеалисты убеждены в том, что дух первичен, а материя порождена им. При этом объективные идеалисты считают, что началом всего является мировой дух, который находится за приделами мира и человека и порождает их. Субъективные идеалисты полагают, что первичным является духовный мир отдельного человека, который творит окружающую действительность. Отвечая на вторую часть основного вопроса, философы разделились на гносеологических оптимистов, которые считают, что мир познаваем, и агностиков, ставящих под сомнение познавательные возможности человека.

Философия – это особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем.

Философское знание включает в себя множество разделов, главными из которых являются: онтология - учение о бытии; гносеология – теория познания; аксиология – теория ценностей.

 

Материалистические воззрения философов античности.

Европейская философия берет свое начало в античности. Античность – это период в истории народов Средиземноморья с середины III тыс. до н.э. по конец V в. н.э.

Философия возникла в Древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Первые философы были одновременно естествоиспытателями, т.е. они пытались понять природу мира, происхождение Земли, Солнца, звезд.

Фалес. Основная проблема – вода.

Анаксимандр. Его первый труд «О природе». В качестве первоосновы всего сущего он берет апейрон (бесконечное, безграничное, беспредельное, неопределенное). Он полагал, что все вещи существуют в нем, оттуда возникают и там же исчезают. Апейрон – «производящее начало». Причиной возникновения всех предметов и явлений является движение. Апейрон подчинен порядку и необходимости.

Анаксимен. в качестве первоосновы сущего берет воздух. все возникает из воздуха через разряжение и сгущение.

Гераклит. Его фил. пронизана диалектикой. первооснову всего сущего видит в огне. изменчивость – это особенность бытия, мир – есть процесс, считал он. в одну реку нельзя войти дважды (Гераклит). Он говорит об изменчивости мира. Все существующее в мире переходит в его противоположность. Изменчивость подчиняется определенному закону – Логосу.

Демокрит. В основе всего сущего берет атом. Он полагал, что бытие состоит из бесконечного множества атомов, кот. вечны, непроницаемы, бесконечны, абсолютно твердые, плотные, движутся в пустоте, образуют тела. Атомы различаются по величине, расположению, форме или объему, порядку.

 

Философия И. Канта.

Немецкая классическая философия – это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII - начале XIXв. Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания. Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира природы и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют понятия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Философия прагматизма.

Термин «прагматизм» греческого происхождения и в дословном переводе означает: «дело», «действие». Его основатель – американский ученый Ч.С. Пирс (1839-1914 гг.). Основные идеи прагматизма он изложил в начале 70-х гг. XIX в. Однако широкую известность они получили только в конце 90-х гг., когда У. Джемс (1842-1910 гг.) интерпретировал их в доступной форме.

Прагматизм вырос на основе критики рационализма Декарта. Если Декарт считал сомнение универсальной предпосылкой познания мира, то Пирс определял его как особое психическое состояние. Если у Декарта начало познания – тезис «Я мыслю, следовательно – существую», то Пирс отрицал саму возможность существования такого первоначала. По мнению Пирса, любое знание определяется другим знанием, которое, в свою очередь, вытекает из еще одного знания. Таким образом, процесс познания не имеет ни начала, ни конца и заключается в постоянном переходе от одного знания к другому. Декарт утверждал, что идея (мысль) является носителем знаний. У Пирса идея – это лишь знак, который необходимо истолковать.

Главным элементом доктрины Пирса является теория «сомнения-веры». Она заключается в том, что познание рассматривается не как процесс постижения мира, а как регулирование отношений между организмом и окружающей средой. Человек живет в мире и вырабатывает различные типы действий, которые соответствуют разным обстоятельствам. Эти привычки Пирс назвал верой. Вера – это готовность действовать определенным образом. В психологическом смысле вера представляет собой спокойное, удовлетворенное состояние ума. В результате различных жизненных обстоятельств состояние веры может нарушиться и смениться сомнением. Сомнение – это беспокойство, неуравновешенность. Стремление человека избавиться от сомнений и обрести веру – это и есть познание, цель которого состоит в достижении веры, и при этом совершенно не важно, является ли достигнутое верование истинным или ложным. Для того, чтобы верования были устойчивыми, по мнению Пирса, необходимо, чтобы они зависели не от человека, а от какого-то внешнего постоянного фактора. Этот фактор в философии прагматизма получил название «принцип Пирса». Он гласит, что высшей степенью ясности идеи является совокупность ее практических последствий, то есть та идея наиболее приемлема, при осуществлении которой человек получает максимум пользы для себя.

У. Джеймс использовал идеи Пирса для решения религиозно-нравственных проблем. Он попытался примирить науку и религию. Джеймс никогда не утверждал, что Бог реально существует, но он постоянно подчеркивал огромную роль религии и веры в жизни людей. Поскольку вера играет большую роль, значит, ее объект, то есть Бог, должен быть признан реальным. Таким образом, Бог – это партнер по бизнесу, который находится рядом и дает силу человеку в достижении поставленной цели. Доказывая необходимость религиозной веры, Джеймс утверждал, что человек может верить лишь на основе эмоциональной потребности без рациональных оснований, если необходимо рациональное основание, то оно состоит в выгоде: если религия – заблуждение, то человек ничего не теряет, а если она – истина, то он спасет свою душу.

Дж. Дьюи (1859-1952 гг.) – автор инструментализма как особой версии прагматизма. Процесс познания он понимал как преобразование неопределенной, проблемной ситуации в определенную, решенную. При решении моральных проблем необходимо найти правильный тип действия – это действие будет правильным, если оно основано не на интуиции, а на разуме. Разум Дьюи понимал как учет всех условий и взвешивание всех возможных последствий того или иного поступка.

Дьюи указывал на необходимость различать то, что в каждой конкретной ситуации желается, и то, что желательно; то, что удовлетворяет кого-то, и то, что удовлетворительно. Дьюи выступал против тезиса «цель оправдывает средства», поскольку побочные результаты от использования некоторых средств могут обесценить саму цель. Дьюи был сторонником частичных улучшений в рамках существующих общественных отношений путем постепенного накопления этих улучшений. Он выступал как представитель мелиоризма: признавая зло неизбежным, он верил, что общество постепенно улучшается, а человек своими действиями способен расширить сферу добра и увеличить количество счастливых людей.

Наибольшее распространение прагматизм получил в США, где стал одним из теоретических оснований государственной идеологии. Соревновательность общественных отношений, ориентация на успех, активность во всех ее проявлениях выступают необходимыми атрибутами американского образа жизни, являются жизненными проявлениями доктрины прагматизма.

 

22. Экзистенциализм: сущность, разновидности, основные понятия.

Экзистенциализмом называют философию существования (от лат. existetia – существование). Это философское течение получило широкое распространение в XX в., хотя его теоретические источники сложились в XIX в. Предтечей экзистенциализма является датский мыслитель Сьерен Кьеркегор (1813-1855 гг.). Кьеркегор утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:

- на эстетической стадии человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью;

- на этической стадии он понимает, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежностью смерти;

- на религиозной стадии человек обретает надежду, обращаясь своими мыслями к Богу.

Вторым источником экзистенциализма стала философия воли Ф. Ницше (1844-1900 гг.). Он утверждал, что движущей силой мира является не разум, а мировая воля, которая включает в себя все различные проявления сил. Право сильного – это превышение всех моральных, религиозных и других норм. Этим правом должен руководствоваться человек во всех сферах жизни.

Третьим источником экзистенциализма стала феноменология Э. Гуссерля (1859-1938 гг.), который утверждал, что жизненный мир нельзя познать путем наблюдений и опыта. Этот мир представляет собой совокупность феноменов, то есть ситуаций непосредственно переживаемых и интуитивно постигаемых индивидом. Феноменологический метод – это путь интуитивного освобождения потока индивидуальных предвидений.

В XX в. экзистенциализм окончательно оформился как философское течение и получил наибольшее распространение в Германии и Франции. Различают две его основные формы:

- религиозную;

- атеистическую.

Представители атеистического течения экзистенциализма предлагают человеку самому стать Богом, то есть взять на себя всю полноту ответственности за свои поступки (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Сторонники религиозного экзистенциализма видят путь решения человеческих проблем в обращении к Богу (К. Ясперс, Г. Марсель).

По мнению экзистенциалистов, мир абсурден. Каждый человек представляет собой целую Вселенную, но она замкнута и не пересекается с другими. Человек обречен на одиночество в абсурдном мире. Занятые повседневными заботами, люди не осознают своего одиночества. Это осознание приходит к ним в пограничной ситуации – состоянии глубоко эмоционального стресса, которое может быть вызвано потерей близких, смертельной болезнью, предательством друзей и т.д. В этих условиях человеку приходит осознание его беззащитности перед миром смерти. Таким образом, рациональные формы познавательной деятельности, которые представляет наука, не могут помочь человеку в преодолении страха смерти. Эту проблему он может решить либо обращаясь к религии, либо трезво оценивая свои возможности и свое положение в мире.

Экзистенциализм получил распространение не только в философии, но и в художественной культуре (особенно литературе). Его представители излагали свои идеи не в форме научных трактатов, а в виде литературных и драматических произведений. Это предопределило широкую популярность экзистенциализма.

 

 

Закон отрицания отрицания.

З-н – существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, мыслями.

Сущность:

Этот з-н выражает основную направленность развития, представленного в виде процесса и складывающегося из определенных циклов.

Даёт ответ на вопрос:”какова тенденция развития?”.Вскрывает общую тенденцию развития. Характеризует процесс развития в целом.Развитие идет по спирали. Спиралевидная форма означает сочетание цикличности, относительно противоречимости и поступательности. З-н предполагает преемственность: сохранения старого в новом.

Эволюционная концепция

Разработал Дарвин. Он полагал что какойто вид древних обезьян чаще других стал использовать для защиты и охоты какие то приспособления(камин, палки).В основе эволюции лежит естественный отбор. Объяснить происхождение человека биологическими причинами Дарвину не удалось.Значительную роль в происхождении человека сыграла трудовая гипотеза Энгельса.Роль труда в рпоцессе превращения обезьяны в человека.

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.

Зародилась философия в конце 7 века до нашей эры. Считается, что слово «философ» впервые употребил и объяснил древнегреческий философ Пифагор. В переводе с древнегреческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Философия – это форма общественного сознания, наука об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, наука о всеобщих развитиях природы, общества и мышления.

Объект философии – бытие в целом.

Предмет философии составляет наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Специфика объекта и предмета философии заключается в их всеобщности, в высокой абстрактности и в универсальности полученных результатов.

Философия как система знаний имеет свою структуру:

· История философии;

· Теория философии.

Теория философии включает в себя онтология (учение о бытии), диалектику (учение о всеобщих связях и развитии предметов, процессов и явлений окружающего мира), праксиологию (учение о деятельности), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях), социологию, или социальную философию (наука о закономерностях и движущих силах развития общества), философскую антропологию (учение о человеке), методологию (учение о методах).

Отдельными областями философии являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о формах человеческого мышления), философия искусства, философия нравственности, философия культуры. Функции философии:

1. Мировоззренческая способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем и принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая вырабатывает общие методы познания и освоение действительности человека;

3. Гносеологическая регламентирует механизм познания;

4. Теоретико-познавательная – приращение нового знания;

5. Аксеологическая заключается в ориентации философии на определенные ценности;

6. Прогностическая основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития будущего.

 

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,

Философия.

«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным, а отвлеченным знаниям. Первоначально философия включала все теоретические знания о мире. С течением времени от философии отделились конкретные науки: физика, математика, история и др. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том, что характеризуется, во-первых, субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; во-вторых, универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; в-третьих, сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о действительности и своем месте в ней.

Выделяют 3 основные исторические формы мировоззрения: мифологию, религию и философию. Мифологическое мировоззрение – своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реальным. Этот тип мировоззрения содержит в себе зачатки религии, науки и искусства. Термин «миф» означает народное придание, сказание. Миф представляет собой архаическое повествование о деянии богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире. Религиозное мировоззрение – тип мифологии, который основан на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир. Оно возникает из мифологического мировоззрения. В религиозном мировоззрении происходит разделение знаний и веры. Так знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай и культ бога. Философия – рациональный тип мышления. Философия как мировоззрение происходит 3 этапа своего развития:

1-ый этап. Космоцентризм – это философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияния Космоса и его циклов.

2-ой этап. Теоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснениевсего сущего через господство сверхъестественных сил, т. е. Бога.

3-ий этап. Антропоцентризм – в центре философского мировоззрения лежит проблема человека.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.047 с.)