Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Философия. Сущность и предназначение.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кировский филиал Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
С.Н. Родыгина
ФИЛОСОФИЯ
Методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений по специальностям: 036401.65 «Таможенное дело», направлениям: 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 030900.62 «Юриспруденция», 072500.62 «Дизайн».
Киров 2014
Рецензент:
Родыгина С.Н. Философия. Методические рекомендации по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся по специальностям: 036401.65 «Таможенное дело», направлениям: 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 030900.62 «Юриспруденция», 072500.62 «Дизайн»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Философия». Методические рекомендации содержат: цель и задачи дисциплины, содержание тем, вопросы для зачетов и экзаменов, задания для семинарской и самостоятельной работы, словарь и список персоналий. Все предложенные материалы апробированы автором и нацелены на эффективное изучение студентом курса «Философия» как на аудиторных занятиях, так и в условиях самостоятельной подготовки.
Одобрено кафедрой «Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин» КФ МФЮУ (протокол № 3 от «____»_____________ 2014 г.)
Оглавление
Предисловие…...............................................................................................4 Содержание тем ……………………………………………………………6 Литература…………………………………………………………………..9 Вопросы для самоконтроля………………………………………………..12 Методические рекомендации к выполнению контрольной работы…....17 Перечень вариантов контрольных работ…………………………………19 Вопросы к зачету и экзамену……………………………………………...22 Тестовые задания…………………………………………………………..24 Список персоналий………………………………………………………...32 Глоссарий…………………………………………………………………...35
Рабочая программа по дисциплине «Философия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело (квалификация (степень) «специалист»). Цель: Посредством изучения дисциплины «Философия» обеспечить формирование общемировоззренческой и общегуманитарной базы специалиста в области таможенного дела. Задачи: 1. Ознакомление с содержанием дисциплины, отражающим достижения мирового культурно-интеллектуального наследия. 2. Повышение интеллектуального и общекультурного уровня студентов, расширение профессионального кругозора, посредством знакомства с мировым культурным наследием. 3. Отработка навыков анализа социально значимых проблем и процессов, на основе философского материала. 4. Отработка навыков решения поставленных задач, посредством методов, предоставляемых философской наукой. 5. Отработка навыков организации самостоятельной исследовательской деятельности как в учебной, так и профессиональной деятельности. Требования к результатам освоения дисциплины: Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и общепрофессиональными (ПК) компетенциями (согласно матрице компетенций): 1. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1); 2. в части «способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных наук»… (ОК-5); 3. способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1); 4. способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ПК-6); В результате изучения дисциплины выпускник должен знать: место и роль философии в общественной жизни, роль науки в развитии цивилизации, историю развития мировой и отечественной философской мысли, ключевые понятия и категории философии, современные школы и парадигмы философского мышления; уметь: философски осмысливать мировоззренческие, социальные, профессиональные и личностно значимые проблемы, применять философские методы постижения действительности; владеть: философско-методологическим ресурсом, используемым в современных научно-исследовательских программах, в формировании логических и информационных моделей.
Место дисциплины в структуре ООП В структуре ООП для специальности 036401.65 «Таможенное дело» дисциплина «Философия» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (С.1). Основой для ее изучения становятся знания, полученные в процессе изучения дисциплин: «Отечественная история», «Политология», «Социология». В свою очередь, философские знания делают более продуктивным изучение таких предметов как «Основы научных исследований», «Культурология», «Логика». Содержание тем. Тема 3. Античная философия Периодизация и особенности античной философии. Древнегреческая натурфилософия: размышления философов о начале природы (милетская, элейская, пифагорейская, атомистская школы, идеи Гераклита). Классический период греческой философии. Рациональная этика Сократа. Учение Платона об идеях. Аристотель: критика предшествующей философии, концепции о форме, материи, об обществе и государстве. Тема 9. Русская философия История, периодизация и основные проблемы русской философии: предфилософия, систематизация философии в XVII в., светская мысль в России в XVIII-начале XX вв., особенности современного этапа отечественной философии. П. Чаадаев об историческом пути России. Полемика западников и славянофилов. Русская религиозная философия: особенности и представители. Учение В. Соловьёва о всеединстве, оправдании добра и его теория познания. Философские взгляды С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. Русский космизм. Естественнонаучное направление в отечественном космизме (Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский и др.) Философский плюрализм конца XX в.: основные идеи, тенденции, представители. Вопросы для самоконтроля
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы.
Философское знание носит проблемный характер. Это предполагает постановку философского вопроса о бытии и поиск (обоснование)наиболее рационального ответа на этот вопрос.Краткая формулировка найденного ответа на предложенный вопрос - философский принцип. Философский принцип представляетсобой связь философских категорий, т.е. основных понятий философии.Поиск или обоснование ответа на поставленный вопрос о бытии важен в философии. Однако искомый рациональный ответ, как правило, не носит окончательного характера. Ибо в философии предполагается само бытие,знание о нем, а также сам человек с его ценностными ориентирами (интересами, целями, идеалами), могут изменяться. Данные изменения человека с его знаниями и ценностями всегда связаны, включены и обусловлены развитием общества и его культуры, а значит, носят исторический характер. Поэтому философия предстает в виде взаимосвязанных и нередко противоборствующих философских традиций. Знакомство с панорамой этих традиций и составляет одну из учебных задач курса философии. Но более важно не поверхностное знание имен философов и принципов, связанных с этими именами, а освоение путей их поиска, хода философских размышлений: истоков и способов постановки философских вопросов, осмысления аргументов «за» и «против» определенных ответов на них. В освоении подобных навыков состоит суть обучения философии. Для приобретения необходимого навыка следует упражняться в анализе решении проблемных задач, что и является целью контрольной работы. Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует последней цифре вашей зачетной книжки (0 - соответствует 10 варианту). Например, последний номер Вашей зачетной книжки 03 – ваш вариант третий. Каждый вариант контрольной работы включает в себя три вопроса и творческое задание. Качество ответа на вопросы отражает знание студента теории и истории философии. Выполнение творческого задания демонстрирует эрудицию студента, а также его умение самостоятельно анализировать и оценивать философский текст. Для выполнения творческого задания используйте приведенный ниже план анализа философского текста. Качество выполнения контрольной работы оценивается по пятибалльной шкале. Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии полного и безошибочного ответа на два первых вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если даны полные и правильные ответы на три первых вопроса (или третье задание выполнено с незначительными замечаниями). Оценка «отлично» выставляется, если даны полные и правильные ответы на все задания Вашего варианта контрольной работы.
План анализа философского текста. 1. Определить автора текста, время его жизни и творчества. 2. Выяснить к какому философскому направлению (течению) он относится. 3. Выделить главную мысль, идею (мысли, идеи) текста. 4. Дать собственную оценку текста. Выразить согласие / не согласие с позицией автора. 5. Представить аргументы, подтверждающие Вашу точку зрения, привести собственные примеры.
ПРИМЕР АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА.
«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». (Конфуций).
Представленное высказывание принадлежит древнекитайскому философу Конфуцию. Основатель конфуцианской традиции жил в 551- 479 г. до н.э. и считал, что благо обществу принесет следование традициям предков. Также Конфуций полагал, что смысл жизни человека заключается в поддержании правильных повседневных отношений с миром. Для этого благородный муж должен почитать старших, представителей власти, уважать окружающих и выполнять свой долг перед обществом. Поэтому философ ссылается на авторитет древних, подчеркивает их моральные качества, стремление к совершенству. Конфуций считал, что знания должны использоваться во благо общества, а не для хвастовства. Следует согласиться с точкой зрения Конфуция, что образованный человек должен быть скромным и во всех ситуациях вести себя достойно, служить примером другим людям. Однако спорно приписывать эти добродетели исключительно древним людям. В любую историческую эпоху находятся люди достойные уважения (ученые, деятели культуры, политики и пр.). Необходимо ценить то хорошее, что существует здесь и сейчас, не только сохранять прежние достижения культуры и науки, но и стремиться делать новые открытия.
Перечень вариантов контрольных работ Вариант 1. 1. Плюрализм методов и результатов в философии. 2. Теория познания Сократа. 3. Особенности русской философии XX века. 4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 2. 1. Соотношение материального и идеального знания в философии. 2. Теоцентризм средневековой философии. 3. Формационный подход в марксистской философии. 4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание: Однажды.[?].. вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь,.[?]..?» И философ ответил: «Ищу человека!» Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 3. 1. Происхождение философии. 2. Взгляды Платона и Аристотеля на государство. 3. Объективный идеализм Ф. Гегеля. 4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание: «В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей» Объясните, почему вы так считаете. Вариант 4. 1. Взаимосвязь категорий онтологии и гносеологии. 2. Система философских категорий Аристотеля 3. Историческая роль философии Ф. Бэкона и её судьбы. 4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание: «На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире». Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 5. 1. Диалектика как всеобщий научный метод познания. 2. Естественнонаучная мысль в эпоху Ренессанса. 3. Проблемы культуры и цивилизации в творчестве О. Шпенглера и 4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания: «Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности». «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду». «Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами». Объясните, почему вы так считаете.
1. Глобальные проблемы XX века: их происхождение и иерархия. 2. Основные черты философии Возрождения. 3. Ценностная ориентация античной философии. 4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания: «Я мыслю, следовательно, существую». «Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах». Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 7. 1. Проблема культуры и цивилизации. 2. Учения экзистенциализма о человеке. 3. Средневековая схоластика как синтез христианского мировоззрения 4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание: «Для того чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!» Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 8. 1. Материалистическая теория развития общества. 2. Полемика западников и славянофилов. 3. Отношение к жизни и смерти в духовном опыте Индии и Китая. 4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста): «Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». (Рене Декарт) Вариант 9. 1. Проблемы человеческого бытия в философии Древнего Востока. 2. Агностицизм И. Канта. 3. Диалог философии и науки. 4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста): «В чём цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость». (Л.Н. Толстой) Вариант 10. 1. Социальная сущность науки в XX веке. 2. Сущность немецкой классической философии. 3. «Теория жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста): «Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». (Аристотель). Вопросы к зачету и экзамену: ФИЛОСОФИЯ 1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 2. Причины возникновения философии, ее функции и методы. 3. Структура философского знания. 4. Древне восточная философия. Особенности религиозных учений Древних Китая и Индии. Многообразие философских направлений. 5. Античная философия. Периодизация. Обзор крупнейших философских учений. 6. Античная натурфилософия (милетская, элейская, пифагорейская школы, идеи атомистов, учение о Логосе Гераклита). 7. Характеристика классического периода античной философии. Этический рационализм Сократа. 8. Философские взгляды Платона и Аристотеля. 9. Эллинско-римская философия (скептики, эпикурейцы, стоики): основные представители и идеи. 10. Философия эпохи Средневековья: периодизация, основные проблемы и персоналии. 11. Философия Ренессанса. Мировоззренческие особенности эпохи. Интеллектуальное наследие Н. Кузанского, Д. Бруно, Н. Макиавелли. 12. Философия Нового времени (общая характеристика). Философские идеи Просветителей. 13. Р. Декарт – основоположник рационализма: учение о субстанциях и врождённых идеях. 14. Философия эмпиризма Ф. Бэкона. 15. Классическая немецкая философия. Основные идеи Г. Гегеля. 16. Трансцендентальный идеализм И. Канта. 17. Философия марксизма: основные положения диалектического и исторического материализма. 18. Формирование неклассической философии в Европе в конце XIX- начале XX вв. Философский иррационализм З. Фрейда, Ф. Ницше. 19. Обзор учений современной европейской философии (экзистенциализм, герменевтика, структурализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм). 20. Периодизация, особенности и основные идеи русской философии. 21. Пути развития России: П.Я. Чаадаев о судьбе России. Полемика славянофилов и западников. 22. Религиозная философия в России в XX веке. Философское учение В. Соловьева. 23. Русский космизм. Естественнонаучное направление в отечественном космизме (Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский и др.). 24. Философский плюрализм конца XX в.: основные идеи, тенденции, представители. 25. Проблема человека в истории философии. Философское познание его сущности, предназначения и смысла человеческой жизни. 26. Ценности и их роль в человеческой жизни. 27. Общество как предмет философского анализа. Философские модели развития общества. 28. Философское понятие культуры. Общество и культура. Культура и цивилизация. 29. Характеристика онтологических категорий философии. 30. Познание как предмет философского анализа (знание как предмет гносеологии, виды и задачи познания, проблема истины). 31. Научное познание: сущность, задачи, критерии. Т. Кун о научных революциях. 32. Глобальные проблемы современности: философский аспект. Тестовые задания 1. Что такое философия? Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов: a) знания, приобретенные в результате научного эксперимента; b) мировоззрение; c) теоретическое ядро мировоззрения; d) методология познания;
2. Основными типами человеческого познания являются (3 ответа): a) наука; b) творческая деятельность; c) практика; d) психическая деятельность; e) мировоззрение;
3. Отражением взаимоотношений каких понятий является мировоззрение? a) наука - общество; b) человек - мир; c) наука - философия; d) культура - цивилизация.
4. Раздел философии, посвященный вопросам познавательной деятельности человека: a) онтология; b) философская антропология; c) гносеология; d) социальная философия; e) аксиология;
5. Философская позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, видов бытия, оснований и форм знания и т.п. это- a) монизм; b) идеализм; c) плюрализм; d) антропоморфизм e) дуализм;
6. Какие существуют уровни мировоззрения? Выберите три правильных ответа из предложенных вариантов: a) исторический; b) теоретический; c) ценностный; d) фактологический; e) практический;
7. Для философии характерны (3 ответа): a) доказательность; b) опора на эмоции; c) теоретическая направленность; d) вера в сверхъестественное; e) догматизм; f) допустимость свободомыслия;
8. В основе какого типа философского мышления находится культ «созерцания природы»? a) в западном; b) в античном; c) в философии Нового времени; d) в восточном; e) в эпоху Средневековья;
9. В каком философском направлении категория «материя» совпадает с субстанцией? a) в схоластике; b) в объективном идеализме; c) в диалектическом материализме; d) в сенсуализме;
10. Какое направление в философии утверждает, что сущность мира не познаваема? a) агностицизм; b) научный оптимизм; c) позитивизм; d) махизм;
11. Раздел философии, посвященный ценностным основаниям бытия человека и мира: a) онтология; b) философская антропология; c) гносеология; d) социальная философия; e) аксиология;
12. Идеализм – это: a) учение об идеалах и их роли в жизни; b) мечтательность души, не замечающей житейской реальности; c) учение о первичности сознания и вторичности материи;
13. Как в Индии называлась религиозно-философское учение о переселении душ? a) буддизм; b) даосизм; c) джайнизм; d) моизм;
14. Главными темами размышлений философов древних Китая и Индии были (2 ответа): a) духовная жизнь человека; b) социальная жизнь человека; c) природа и космос; d) проблема познания; e) оправдание бога;
15. Какая форма бытия может рассматриваться как единство материальной и идеальной действительности? a) бытие общества; b) бытие духовного; c) бытие вещей;
16. В основании какой религиозно-философской системы лежит учение о пути и добродетели? a) буддизм; b) конфуцианство; c) даосизм; d) ламаизм;
17. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»? a) Л. Фейербах; b) К. Маркс; c) М. Вебер; d) П. Сорокин;
18. Какие четыре составляющие вещей выделяет Аристотель: a) цвет, форма, вес, объем; b) длина, ширина, высота, масса; c) форма, материя, причина и цель;
19. Представители какой философской школы в качестве основы бытия полагали числа? a) милетская; b) пифагорейская; c) академическая; d) школа софистов;
20. Как Гераклит объяснял постоянную изменчивость окружающего мира? a) разные люди по-разному воспринимают окружающую реальность; b) первоосновой мира является огонь. Он изменчив и всегда находится в движении; c) все зависит от климатических условий;
21. Кто стоял у истоков возникновения атомизма? a) Сократ; b) Гераклит; c) Аристотель; d) Демокрит;
22. Каким образом, по мнению Платона, человек приобретает истинное знание? a) его «вспоминает» душа человека; b) через логические рассуждения; c) через практическую деятельность;
23. Какое этическое правило выдвинул Аристотель? a) относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе; b) поиск «золотой середины» между пороками-крайностями; c) уважение к старшим; d) прав всегда сильнейший;
24. Философские идеи в эпоху средневековья основывались на: a) этике буддизма; b) системе мифов; c) христианском вероучении; d) системе политических взглядов Аристотеля;
25. Периодами средневековой философии являются (2 ответа): a) патристика; b) натурфилософия; c) ренессанс; d) схоластика; e) просвещение;
26. Период систематизации христианства с позиций логики на основе учения Аристотеля называется: a) постсократический; b) классический; c) схоластика; d) патристика; 27. Какому средневековому мыслителю принадлежат 5 доказательств бытия Бога? a) Сенеке; b) Бонавентуре; c) Демокриту; d) Ф. Аквинскому; e) П. Абеляру; f) А. Кентерберийскому;
28. Выберите две мировоззренческие особенности, характерные для эпохи Возрождения (2 ответа): a) атеизм; b) пантеизм; c) монизм; d) антропоцентризм; e) теоцентризм; f)гедонизм;
29. Кому принадлежит высказывание: «Познание никогда не может остановиться, истина неисчерпаема»? a) Т. Мору; b) П. Абеляру; c) Н. Кузанскому; d) Ф. Аквинскому;
30. Интересы мыслителей эпохи Ренессанса сосредоточились на: a) проблеме познаваемости мира; b) доказательстве бытия Бога; c) поисках первоосновы мира; d) изучении человека;
31. Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи Пантеизма? a) Н. Коперник; b) Н. Кузанский; c) Н. Макиавелли;
32. К философам эпохи Просвещения не относятся (2 ответа)? a) Вольтер b) И. Кант; c) Д. Дидро. d) А. Блаженный; e) Монтескье
33. Как И. Кант отзывался о мире «вещей в себе»? a) он познаваем; b) он непознаваем; c) он существует лишь в восприятии человека; d) человек существует в этом мире.
34. Свобода, согласно концеации Г. Гегеля – это: a) свобода духа; b) познанная необходимость; c) сила духа; d) познание необходимости; e) самосознание духа; f) познание абсолютной идеи.
35. Основоположником какого направления является А. Шопенгауэр? a) волюнтаризма; b) гилозоизма; c) антропоморфизма; d) дуализма.
36. Особенностями неклассической философии не являются (2 ответа)? a) Наличие единой философской школы; b) Наличие иррационалистических учений; c) культ разума; d) наличие сциентистских и антисциентистских концепций.
37. Как называл Ф. Ницше христианскую мораль? a) инфантильной; b) благодетельной; c) «рабской моралью»; d) лживой.
38. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции a) Р. Декарт; b) Ф. Бэкон; c) Беркли; 39. Назовите доминирующую идею философии Ф. Ницше? a) идея сверхчеловека; b) идея абсолютизма; c) идея витализма; d) идея антропоцентризма.
40. Создателем какого метода в науке является 3. Фрейд? a) гипноза; b) синтеза; c) электрошока; d) психоанализа.
41. Какая черта была характерна для русской предфилософии? a) диалектизм; b) системность; c) включение философских идей в тексты литературного характера; d) рационалистичность.
42. Какому философу было свойственно определение России, как страны, находящейся вне мировой истории? a) П. Чаадаеву; b) А. Хомякову; c) К. Аксакову; d) И. Киреевскому.
43. Кто является автором работы «Смысл истории»? a) Н. Карамзин; b) В. Соловьев; c) Н. Бердяев; d) П. Флоренский. 44. Кому принадлежала концепция Всеединства? a) В. Соловьеву; b) А. Хомякову; c) П. Чаадаеву. 45. Ка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.02 с.) |