Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мораль и нравственные ценностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мораль – (лат. мoralitas от мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, Под нравственной ценностью понимаются: 1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; 2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Поступки людей имеют определенную моральную значимость, потому что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социального прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей общество регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, которым они должны следовать. Отсюда и возникает в поступках моральная ценность (положительная или отрицательная): действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло. Из этого следует, что, • моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); • оценка существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им мораль-ного значения. Одновременно понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков. Точно так же и идеал одновременно выступает как конечная цель моральной деятельности людей и является основой критической оценки существующей действительности. Именно эта ценностная сторона нравственного сознания, в которой выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к миру, послужила одной из причин того, что мораль в истории философии часто называли «практическим сознанием» в отличие от теоретического, созерцательно-незаинтересованного. Мораль требует от людей не знаний или эмоционального настроя, а прежде всего определенной практической позиции в том, что касается отношения каждого из них к самому себе и их взаимоотношений друг с другом. Высшей нравственной ценностью является добро, которое понимается как благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе.
Эстетические ценности Строение духовной жизни проступает при рассмотрении ее ценностных позиций. В религии определяющая ценность – божественное. Священное. Высшая ценность морали – добро. Ценностью прекрасного определяется эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое в искусстве. Прекрасное (красота) – ценность непосредственной явленности блага, его представленности, открытости созерцанию. Действительность в ее эстетическом богатстве предстает как предмет искусства. Отсюда понятна долговечность произведений классического искусства: в них предметы и явления современности были взяты эстетически, то есть в их общечеловеческом значении. Без этого произведение лишается непременного для искусства качества – художественности, становится иллюстративным и декларативным. Объективные эстетические свойства действительности – жизненная основа художественного образа. Эстетическое освоение природного и общественного мира предполагает широкую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на восприятие его в целостности, на всесторонность его охвата. Искусство формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение. Итак, эстетическое – это общезначимая ценность. В общечеловеческой природе эстетических ценностей – источник непреходящего значения великих творений искусства, созданные в разные эпохи. Прекрасное – это самое положительное общественное значение явления, его позитивная ценность для человечества как рода. Прекрасное – сфера свободы человека, то есть познанное, освоенное явление. Красота – исторический продукт. Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, выступают как прекрасные. Свободное владение силами природы, умение подчинить их закономерности и свойства разумной практической цели вызывают у человека высокое эстетическое наслаждение. Искусство – высшая форма освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное. Красота в искусстве и в совершенстве формы, и в глубине содержания, и в мастерстве – свободном владении темой и художественными средствами, и в значимости художественной концепции произведения. Воплощая в своих образах идеал красоты, искусство пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее сообразно ее законам, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире.
Право и справедливость
Право в любой культуре понимается в двух смыслах: 1) как система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе и 2) как гарантированная государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять. Право – это способ организации социального порядка в политическом сообществе, характеризующемся чрезвычайной разнородностью индивидуальных и групповых интересов. Право – это общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых публичной властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. От других нормативных систем право отличается универсальностью своих притязаний и использованием силы государства для принуждения субъектов социальных отношений к должному поведению. Право необходимо человеку для того, чтобы состояться в качестве индивида, члена локальной социальной группы, а также в качестве гражданина большого политического сообщества – государства. Вездесущность права объясняется тем, что, выступая средством организации свободы воли на индивидуальном, групповом и общественном уровнях, право действует избирательно, одновременно и ограничивая свободу, и защищая ее. Границы права – это границы свободы в положительном и негативном смысле: право, с одной стороны, защищает свободу от несоизмеримых посягательств со стороны жизненного мира, а с другой, защищает жизненный мир от спонтанных и разрушительных проявлений свободы. Только право в состоянии защитить и ограничить свободу человеческой воли, и причины этого заключаются как в характере самой свободы, так и в сущности права. Внутренняя связь, нераздельность и взаимная обусловленность таких признаков права, как свобода, равенство, справедливость, должное, выражающих социальную и духовную природу человека, составляют ценностную сущность права. Реализуя фундаментальные функции культуры (освоения и познания мира, нормативную, коммуникативную, преемственности, защитную и т.д.), право обнимает собой весь комплекс связей, в которых люди достигают свои цели, интересы, жизненные планы. «Юстиция», в самом широком смысле этого слова, понимаемая как правосудие, на латыни означает «справедливость» и изображается в виде женщины с завязанными глазами, держащей в руке весы. Справедливость – это, в первую очередь, беспристрастность, объективность. Справедливость есть высшая правовая ценность, имеющая общечеловеческий, универсальный характер. В западной культурной традиции справедливость связана с правами индивида и чаще всего ее рассматривают как количественную меру общественного требования и воздаяния. Справедливость понимается как равное воздаяние. Понятие справедливости является основным смысловым ядром многих религиозных, философских, правовых и политических учений и содержит в себе меру соответствия сущего должному в свете моральных, политических, правовых и других норм и ценностей. Насилие и ненасилие
В определении понятия насилия существуют два подхода: абсолютистский и прагматический. Абсолютистский подход исходит из того, что понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, оно включает все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующие им душевные качества (ложь, ненависть, лицемерие и т.д.). Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще. При таком подходе возникают как минимум две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л.Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения. Прагматический подход ориентируется на ценностно нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу. С этой точки зрения насилием считается убийство, ограбление и пр. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения. Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. Это уже вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Махатмы Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность. Сам термин «ненасилие» возник в современных европейских языках как перевод ключевого понятия мировоззрения Ганди: ahimsa. Но есть еще третья линия поведения – это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими – принципиально ненасильственными – методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей возможности – ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, более высокую, чем ответное насилие. Самое слабое, уязвимое место современной цивилизации – это противоестественное сочетание универсальных производительных сил каждый раз с локальным, многократно (национально, регионально, социально и т.д.) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды», или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл. Этика ненасилия – совокупность этических, моральных представлений, согласно которому нравственные цели, прежде всего социальная справедливость, могут быть достигнуты только ненасильственными методами. Особенность этики ненасилия состоит не в том, что она отрицает насилие, а в том, что она переводит идеи ненасилия в план практического осуществления, в конкретные программы общественных движений. Пассивность, покорность являются антиподами активного ненасилия. По сравнению с ними позиция противонасилия, насильственной борьбы со злом признается сторонниками этики ненасилия в ценностном отношении более высокой. Этика ненасилия есть этика активной борьбы за нравственные цели, но особыми средствами.
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.009 с.) |