Мораль и нравственные ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мораль и нравственные ценности



 

Мораль – (лат. мoralitas от мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души,
привычкам) предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной
жизни – в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, взаимоотношений между людьми. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности.

Под нравственной ценностью понимаются:

1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Поступки людей имеют определенную моральную значимость, потому что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социального прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей общество регулирует их поведение посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, которым они должны следовать. Отсюда и возникает в поступках моральная ценность (положительная или отрицательная): действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло. Из этого следует, что,
во-первых, ценностные характеристики действий людей носят исторически конкретный характер, обусловлены социальной жизнью и, во-вторых, нравственная ценность может характеризовать только общественные явления. Представления нравственного сознания являются разновидностью духовных ценностей общества. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к явлениям действительности. В них содержится:

• моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено);

• оценка существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им мораль-ного значения.

Одновременно понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков. Точно так же и идеал одновременно выступает как конечная цель моральной деятельности людей и является основой критической оценки существующей действительности. Именно эта ценностная сторона нравственного сознания, в которой выражено деятельно-заинтересованное отношение людей к миру, послужила одной из причин того, что мораль в истории философии часто называли «практическим сознанием» в отличие от теоретического, созерцательно-незаинтересованного. Мораль требует от людей не знаний или эмоционального настроя, а прежде всего определенной практической позиции в том, что касается отношения каждого из них к самому себе и их взаимоотношений друг с другом.

Высшей нравственной ценностью является добро, которое понимается как благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе.
В морали человек совершенствуется, устанавливая расхождение между сущим (реальным, наличным состоянием) и должным, делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и приблизить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра – выбор в пользу недолжного.

 

 

Эстетические ценности

Строение духовной жизни проступает при рассмотрении ее ценностных позиций. В религии определяющая ценность – божественное. Священное. Высшая ценность морали – добро. Ценностью прекрасного определяется эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое в искусстве. Прекрасное (красота) – ценность непосредственной явленности блага, его представленности, открытости созерцанию. Действительность в ее эстетическом богатстве предстает как предмет искусства. Отсюда понятна долговечность произведений классического искусства: в них предметы и явления современности были взяты эстетически, то есть в их общечеловеческом значении. Без этого произведение лишается непременного для искусства качества – художественности, становится иллюстративным и декларативным.

Объективные эстетические свойства действительности – жизненная основа художественного образа. Эстетическое освоение природного и общественного мира предполагает широкую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на восприятие его в целостности, на всесторонность его охвата. Искусство формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение.

Итак, эстетическое – это общезначимая ценность. В общечеловеческой природе эстетических ценностей – источник непреходящего значения великих творений искусства, созданные в разные эпохи.

Прекрасное – это самое положительное общественное значение явления, его позитивная ценность для человечества как рода. Прекрасное – сфера свободы человека, то есть познанное, освоенное явление. Красота – исторический продукт. Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, выступают как прекрасные. Свободное владение силами природы, умение подчинить их закономерности и свойства разумной практической цели вызывают у человека высокое эстетическое наслаждение.

Искусство – высшая форма освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное. Красота в искусстве и в совершенстве формы, и в глубине содержания, и в мастерстве – свободном владении темой и художественными средствами, и в значимости художественной концепции произведения. Воплощая в своих образах идеал красоты, искусство пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее сообразно ее законам, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире.

 

 

Право и справедливость

 

Право в любой культуре понимается в двух смыслах: 1) как система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе и 2) как гарантированная государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять.

Право – это способ организации социального порядка в политическом сообществе, характеризующемся чрезвычайной разнородностью индивидуальных и групповых интересов. Право – это общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых публичной властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. От других нормативных систем право отличается универсальностью своих притязаний и использованием силы государства для принуждения субъектов социальных отношений к должному поведению. Право необходимо человеку для того, чтобы состояться в качестве индивида, члена локальной социальной группы, а также в качестве гражданина большого политического сообщества – государства. Вездесущность права объясняется тем, что, выступая средством организации свободы воли на индивидуальном, групповом и общественном уровнях, право действует избирательно, одновременно и ограничивая свободу, и защищая ее. Границы права – это границы свободы в положительном и негативном смысле: право, с одной стороны, защищает свободу от несоизмеримых посягательств со стороны жизненного мира, а с другой, защищает жизненный мир от спонтанных и разрушительных проявлений свободы. Только право в состоянии защитить и ограничить свободу человеческой воли, и причины этого заключаются как в характере самой свободы, так и в сущности права.

Внутренняя связь, нераздельность и взаимная обусловленность таких признаков права, как свобода, равенство, справедливость, должное, выражающих социальную и духовную природу человека, составляют ценностную сущность права. Реализуя фундаментальные функции культуры (освоения и познания мира, нормативную, коммуникативную, преемственности, защитную и т.д.), право обнимает собой весь комплекс связей, в которых люди достигают свои цели, интересы, жизненные планы.

«Юстиция», в самом широком смысле этого слова, понимаемая как правосудие, на латыни означает «справедливость» и изображается в виде женщины с завязанными глазами, держащей в руке весы. Справедливость – это, в первую очередь, беспристрастность, объективность. Справедливость есть высшая правовая ценность, имеющая общечеловеческий, универсальный характер. В западной культурной традиции справедливость связана с правами индивида и чаще всего ее рассматривают как количественную меру общественного требования и воздаяния. Справедливость понимается как равное воздаяние.

Понятие справедливости является основным смысловым ядром многих религиозных, философских, правовых и политических учений и содержит в себе меру соответствия сущего должному в свете моральных, политических, правовых и других норм и ценностей.

Насилие и ненасилие

 

В определении понятия насилия существуют два подхода: абсолютистский и прагматический. Абсолютистский подход исходит из того, что понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, оно включает все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующие им душевные качества (ложь, ненависть, лицемерие и т.д.). Насилие, по сути дела, прямо отождествляется со злом вообще. При таком подходе возникают как минимум две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л.Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения.

Прагматический подход ориентируется на ценностно нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу. С этой точки зрения насилием считается убийство, ограбление и пр. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.

Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. Это уже вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Махатмы Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность. Сам термин «ненасилие» возник в современных европейских языках как перевод ключевого понятия мировоззрения Ганди: ahimsa.

Но есть еще третья линия поведения – это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими – принципиально ненасильственными – методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей возможности – ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, более высокую, чем ответное насилие.

Самое слабое, уязвимое место современной цивилизации – это противоестественное сочетание универсальных производительных сил каждый раз с локальным, многократно (национально, регионально, социально и т.д.) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды», или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл.

Этика ненасилия – совокупность этических, моральных представлений, согласно которому нравственные цели, прежде всего социальная справедливость, могут быть достигнуты только ненасильственными методами. Особенность этики ненасилия состоит не в том, что она отрицает насилие, а в том, что она переводит идеи ненасилия в план практического осуществления, в конкретные программы общественных движений. Пассивность, покорность являются антиподами активного ненасилия. По сравнению с ними позиция противонасилия, насильственной борьбы со злом признается сторонниками этики ненасилия в ценностном отношении более высокой. Этика ненасилия есть этика активной борьбы за нравственные цели, но особыми средствами.

 


ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.113.64 (0.024 с.)