Предмет и функции социальной философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и функции социальной философии



Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

РУ.01;1

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________

Направление подготовки_______________________________________________________________

Номер контракта______________________________________________________________________

 

ФИЛОСОФИЯ (КУРС 2)

ЮНИТА 3

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

 

МОСКВА 2011


Разработано Н.Ф. Медушевской, канд. филос. наук, доц.

Под ред. В.Б. Козлова, д-ра социол. наук, проф.

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

 

 

ФИЛОСОФИЯ (КУРС 2)

 

 

Юнита 1. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии.

Юнита 2. Онтология и теория познания.

Юнита 3. Учение об обществе и человеке.

 

ЮНИТА 3

 

Рассмотрены предмет философии, ее место в системе знания и значение в жизни общества, структура философского знания, функции и методы философии; проанализированы основные этапы развития философии, условия возникновения и характерные особенности философских школ современности.

 

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

 

______________________________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2011

(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано

и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)

 

Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено
Сертификатом соответствия Стандарт-тест
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

ЛИТЕРАТУРА 5

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7

1 социальная философия 7

1.1 Предмет и функции социальной философии 7

1.2 Специфика социального познания 13

1.3 Социальная философия и науки об обществе 20

1.4 Общество как целостная система 22

1.5 Социальная деятельность и ее роль в историческом процессе 24

2 МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ 26

2.1 Духовная жизнь общества 29

2.2 Сущность исторического процесса 34

2.3 Субъекты истории 37

2.4 Общественный прогресс 39

2.5 Единство и многообразие мировой истории 40

2.6 Гражданское общество и государство 44

2.7 Будущее человечества (философский аспект) 45

2.8 Цивилизации и сценарии будущего 49

3 философская антропология и аксиология 49

3.1 Современное понимание сущности человека и его места в мире 49

3.2 Представления о совершенном человеке в разных культурах 53

3.3 Философское обоснование ценностей человеческого существования 54

3.4 Мораль и нравственные ценности 56

3.5 Эстетические ценности 57

3.6 Право и справедливость 58

3.7 Насилие и ненасилие 59

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ 61

ГЛОССАРИЙ 63

 


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Социальная философия. Предмет и функции социальной философии. Специфика социаль-ного познания. Социальная философия и науки об обществе. Общество как целостная система. Социальная деятельность и ее роль в историческом процессе. Материальные и идеальные процессы в обществе. Духовная жизнь общества и ее структура. Сущность исторического процесса. Субъекты истории. Общественный прогресс. Единство и многообразие мировой истории. Гражданское общество и государство. Будущее человечества (философский аспект). Цивилизации и сценарии будущего.

Философская антропология и аксиология. Современное понимание сущности человека и его места в мире. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Философское обоснование ценностей человеческого существования. Классификация ценностей. Нравственные ценности. Эстетические ценности. Право и справедливость. Насилие и ненасилие.

 

 


ЛИТЕРАТУРА*

 

1. Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2010.

2. Введение в философию [Текст] / И. Т. Фролов [и др.]. – М. : Республика, 2008.

3. Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность [Текст] : учебник для студентов вузов / Д. И. Грядовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Кн. 1.

4. Зотов, А. Ф. Современная западная философия [Текст] : учебник / А. Ф. Зотов. – М : Высшая школа, 2005.

5. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст] / В. А. Канке. – М. : Логос-М, 2009.

6. Маслин, М. А. История русской философии [Текст] / М. А. Маслин. – М. : КДУ, 2008.

7. Спиркин, А. Г. Философия [Текст] / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2009.

8. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней [Текст] / Дж. Реале,
Д. Антисери. – М. ; СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 2000–2003. Т. 1–4.

9. Философия [Текст] / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратищева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

10. Философия [Текст] : учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. –
4-е изд. – М. : Академический проект ; Трикста, 2009.

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Студент должен обладать следующими компетенциями:

– быть способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-1);

– быть способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– быть способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

– быть способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

 

 

Социальная философия

Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества – это та область бытия, в которой реальность дана в форме, присутствующей в нас самих. Здесь как бы скрыто противоречие: дух не существует помимо и вне человека, с одной стороны, с другой стороны, дух надиндивидуален, всеобщ. Такие духовные понятия, как красота, истина, добро существуют вне конкретного человека. Духовная сторона жизни человека возникает на основе его практической деятельности как особой формы отражения объективного мира.

Человеческое мышление, по сути, есть предметная деятельность, только осуществляемая не с реальными предметами, а со знаками, символами, образами. Происходит перенос внешне предметных действий во внутренний идеальный план.

Но практическая деятельность человека строится в соответствии с законами объективной реальности, поэтому и духовная жизнь также должна в целом следовать этим законам. Это не говорит о тождестве материального и идеального, а об их единстве. При этом человек создает мир понятий и образов, который обладает относительной самостоятельностью. Он может очень отрываться от своей материальной действительности, но окончательно оторваться от своей материальной основы дух не может. Различные продукты духовной деятельности возникают и сохраняются в памяти человечества. Но для этого они должны материализоваться в чем-то предметном, это опредмечивание идеального выступает как его объективация. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, представления о красоте, справедливости, истине становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, т.е. усвоения им основных норм культуры.

Структура духовной жизни аналогична структуре материальной: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, духовные ценности и т.д. Кроме того, наличие духовной деятельности порождает особый род общественных отношений: эстетических, религиозных, нравственных и т.д.

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. Например, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически и не даны человеку от рождения.

Духовная потребность – это нужда человека и общества в создании духовных ценностей. Первоначально духовные потребности не существовали самостоятельно, а само духовное произ-водство было вплетено в материальное. Но по мере того, как производство материальных благ создало определенные условия для духовного производства, оно превратилось в самостоятельную отрасль.

Духовные потребности часто определяют как состояние людей, способствующее созданию духовных ценностей. Материальные потребности исторически предшествуют духовным потребностям, но они не определяют духовные потребности, а выступают лишь в качестве условия, создающего предпосылки для их появления и развития.

Духовное производство – производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство осуществляется специализированными группами людей, профессионально занятыми умственным трудом.
В результате духовного производства возникают:

– идеи, теории, образы, духовные ценности;

– духовные общественные связи индивидов;

– сам человек, поскольку он является существом духовным.

К основным функциям духовного производства можно отнести следующие:

- функцию воспроизводства общественного сознания в его целостности;

- функцию совершенствования всех сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и т.д.);

– функцию производства фундаментальных и прикладных идей (например, концепции раз-деления властей в политико-правовом сознании; теории относительности в науке и т.д.);

– функцию производства и распространения знания (осуществляется в школах, вузах, сред-ствах массовой информации и т.д.);

– функцию производства общественного мнения. В ней особенно четко выражен идеологи-ческий момент. Любое распространение знаний есть процесс идеологический, поскольку сам распространитель (лектор, учитель, проповедник) тяготеет к той или иной системе знаний, которая представляется ему более предпочтительной. Но в процессе формирования общественного мнения идеология становится доминирующей.

Специфика духовного производства в том, что его конечным продуктом всегда является некое идеальное образование. Главное свойство этих образований – всеобщий характер их потребления. Материальные блага ограничены, при потреблении они убывают. Иначе обстоит дело с духовными благами: они не убывают от потребления, наоборот, чем больше людей их потребляет, тем вероятнее их дальнейшее приращение.

Из всеобщности духовного производства вытекают его особенности:

– духовное производство осуществляется в кооперации со всеми предшествующими поколе-ниями, которые когда-либо обращались к этой проблеме;

– усилия отдельного работника умственного труда способны обогатить разом все челове-чество. Эффективность духовного труда значительно выше эффективности труда материального. Наверное поэтому работники умственного труда всегда составляли меньшинство.

Основное противоречие духовного труда – всеобщий по содержанию духовный труд осуществляется индивидуальным образом. Средства духовного производства (идеи, образы, догмы) невозможно отделить от непосредственного производителя. Поэтому средства духовного труда, будучи всеобщими по содержанию, могут применяться только индивидуально.

Духовная деятельность – это деятельность человека (общества), направленная на выработку духовных ценностей (идеи, теории, знаний, убеждений, ценностей и т.п.). Духовная деятельность имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Поэтому, хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее эта ее возможная функция не выражает собой сущности данного объекта как носителя определенной информации и системы ценностей. “Вколачивать” в голову идеи приходится через их образное и чувственное восприятие, которое, в свою очередь, зависит не только от теоретичности или ценности идеи как таковой, но и от целой системы социокультурных и психических обстоятельств, формирующих указанное образное и чувственное восприятие.

Духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Она самоценна, т.е. она обладает значимостью безотносительно к результату.

В области материальных благ на протяжении всей истории человечества больше ценился не их производитель, а их обладатель. С духовными благами дело обстоит иначе: просто обладатель духовного богатства никого особенно не интересует. В обществе ценится не обладатель духовных благ, а их производитель или распространитель.

Поэтому сами способы развития материального и духовного производства различны.
В материальной сфере большинству членов общества навязывается сам труд, в то время как продукт его труда изымается. В духовной сфере большинству навязываются сами продукты труда – идеи, образы, догмы, сам же процесс их создания остается недоступным, то есть в духовном производстве налицо разделение производства и потребления.

Сам механизм потребления духовных благ неоднозначен, поскольку часто он имеет сугубо элитарный характер. Немаловажную роль играет социальная принадлежность потребителя духовных благ. Часть духовных ценностей может казаться ему непривлекательной с точки зрения его профессии, многое просто выходит за рамки приоритетов, сложившихся в его социальной группе. Кроме того, эффективность потребления зависит и от умения транслировать эти знания.

Духовная культура – часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Она включает познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Общественное сознание является совокупным продуктом духовного производства, это характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей. Общественное сознание является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону общества.

В зависимости от материалистического или идеалистического подходов сознание может рассматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным как осознанным общественным бытием.

Общественное бытие – материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе, возникающие вместе со становлением человеческого общества (позиция материализма). Атрибутом материальных отношений является их объективность. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Общественное бытие – это производство, географическая среда, плотность, рост народонаселения. Географическая среда – богатство фауны и флоры, климат, энергетические ресурсы, запасы полезных ископаемых, плодородие земель, пригодных для обработки. Демографические условия жизни – численность народонаселения, его плотность, темпы роста, соотношение мужчин и женщин, возраст и т.д.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. Материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Решающее значение имеет социальный тип того или иного способа производства, который определяется существующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим определяется социальный характер производства – то, какую роль играют в нем представители различных классов и других социальных групп и слоев и, следовательно, характер отношений распределения, обмена и потребления созданных предметов и услуг. Ими в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства. Общественное сознание является отражением общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание не может одномоментно и полностью охватить и отразить бытие общества в целом. Оно отражает общественное бытие только в общих чертах.

Индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде.

Общественное и индивидуальное сознание характеризует и природное окружение, а также самого себя и другого человека. Люди по-разному оценивают действительность в зависимости от своего самочувствия, уровня образования, воспитания и т.д. Индивидуальное сознание есть по своему существу сознание общественное, в котором преломляется все содержание последнего. Сознание индивида впитывает из общественного сознания знания, нормы, оценки, усваивает их, делает своими, приспосабливает для своей жизни.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли. Но и общественное сознание формируется за счет индивидуального сознания.
Но общественное сознание избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания.

Индивидуальное сознание не должно развиваться только по своему произволу. Оно не должно целиком замыкаться на своих индивидуальных потребностях и интересах. Плохо, когда человек чрезмерно выпячивает свое “Я”. Надо прислушиваться к опыту других, уважительно относиться к мнению других. В то же время плохо, когда индивидуальное сознание растворяется в коллективном сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию.

Итак, общественное сознание есть отвлечение от всего личного, индивидуального. Оно оказывает воздействие на общественное бытие: идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой.

Общественное сознание имеет определенную структуру. В нем можно вычленить различные уровни в зависимости от того, что является преобладающим: знание или оценка.

Общественное сознание, рассматриваемое только с точки зрения содержащихся в нем знаний, делится на обыденное и теоретическое. Они отличаются друг от друга глубиной и полнотой знаний.

Обыденное сознание формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни. Обыденное сознание содержит знание об окружающем мире в основном на уровне явлений, как правило, в форме чувственных восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это обычно несистематизированные знания: наблюдения, предположения, рассуждения.

Теоретическое сознание – знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания, которые построены на понимании и объяснении их действия внутрен-ними законами развития. Теоретическое сознание – это результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний. Оно является свидетельством их профессиональной и научной подготовленности.

Обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом. Неправильно считать обыденное сознание чем-то недоразвитым по сравнению с теоретическим сознанием, как то, что в будущем будет преодолеваться. Нельзя забывать, что обыденное сознание предваряет теоретическое сознание, в конце концов, на его основе происходит формирование научных представлений о мире.

Общественное сознание, рассмотренное в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.

Общественная психология – совокупность взглядов, чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Так, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует хорошее настроение и чувство уверенности. Все общественно-психологические явления заразительны. Они могут как бы совершенно неосознанно передаваться от одного человека к другому.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные и несущественные и т.д.

Психология общества многолика. Разные группы, общности имеют свою особенную психологию. Каждый человек является носителем индивидуальной психики, но в то же время психологии тех групп, к которым он принадлежит.

В общественной психологии нет упорядоченности. В ней слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на протяжении всего их жизненного пути, сплачивает людей в единую группу на основе осознания «мы». При том чувства, как и многие другие явления психологии, весьма консервативны, могут сохраняться в течение длительного времени. Общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств. Она является непосредственным отражением внешних проявлений социальной действительности.

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология. Идеология – это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности. Структурные элементы идеологии: политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.

В идеологии общество осознает себя, формирует задачи и цели дальнейшего движения. Идеология есть продукт целеполагающей теоретической деятельности. Она проникает всю сущность социальной действительности.

Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, обществен-ного слоя, нации, партии, государства). Но в отличие от общественной психологии в идеологии осознание и оценка отношений людей к действительности представлены в теоретической форме знания и самосознания коренных интересов групп. Идеологи не только четко заявляют о своих теориях и гипотезах, но и доказывают их. При этом все общественные явления отражаются в идеологии с точки зрения их значимости для какой-либо определенной социальной группы.

Идеологи вырабатывают оценку и воплощают ее в программы, уставы и заявления, что становится нормой теоретического и практического отношения этой группы к действительности.

Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в общности на основе общих интересов. Но одновременно идеология способна и разъединять людей, если их коренные интересы не совпадают. Перед современным человечеством возникает очень много серьезных проблем: охрана природной среды, борьба с болезнями, разоружение и др. Все эти задачи невозможно решить в условиях идеологического противостояния. Но отказ от идеологического противоборства не означает отмену идеологии. Речь должна идти не о конце идеологии, а о создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общим интересам людей независимо от пола, возраста, национальности, социального положения.

Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Формы общественного сознания возникают не одновременно, а по мере усложнения общественного бытия, развития и обогащения познавательных способностей человека. Первой формой общественного сознания является мораль. Она такая же древняя, как и само общество, ибо ни один социальный коллектив не может существовать без определенных норм поведения. Далее в первобытном обществе возникают еще две формы общественного сознания: сначала эстетическое, а потом религиозное сознание. Затем в связи с переходом к классовому обществу возникает политическое сознание и правосознание, позднее в связи с разделением труда, с отделением умственного труда от физического – научная и философская формы сознания.

Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Сегодня многие ученые говорят о возникновении экологического, исторического и экономического типов сознания.

 

 

Субъекты истории

Проблема субъектов истории является важнейшей проблемой социальной философии. Субъекты истории – это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности. Обычно, термин «народ» используют в трех смыслах. Во-первых, данное понятие охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну. Во-вторых, народ – это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и неприсваивающие чужой труд. В-третьих, народ – организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, традиции, обычаи, единую территорию, общие экономические связи и т.д. Это устойчивая общность людей со своими «этническими» интересами.

Нацияесть совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Все граждане данного государства независимо от их этнического происхождения и этнической принадлежности представляют собой единую нацию. Если понятие народа – социально-этническое понятие, то понятие нации есть социально-политическое понятие.

Понятие массы можно определить следующим образом: массы – ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (Б.А. Грушин «Массовое сознание». М., 1987). Массы возникают время от времени. Они могут появиться случайно, когда скапливается огромное количество людей в связи с тем или иным событием. Но они могут быть заранее организованы и выведены на улицы для проведения тех или иных политических мероприятий (митингов, демонстраций и т.д.).

Понятие толпы близко по содержанию к понятию массы, но оно очень отличается от понятия народа. Толпа есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры-фанатики для того, чтобы добиться своих эгоистических целей. Толпа не может созидать, она способна только разрушать, ее психику легко использовать для деструкции социальных институтов и порядков. Поэтому очень опасно для общества, когда политики оперируют мнением толпы и намерены провести в жизнь принятые толпой решения.

Подлинным субъектом истории выступает народ, а не толпа или масса. Но толпа (масса) нередко играет важную роль в том или ином историческом событии, оказывающем затем серьезное влияние на последующее развитие человеческого общества.

В роли субъектов исторического процесса выступают также социальные классы. Существуют разные определения классов, но наиболее широко известно ленинское определение. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»[1]. Ленин выделяет четыре классообразующих признака:
1) место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль класса в общественной организации труда; 4) способ получения доли общественного богатства. Главным классообразующим признаком выступает, по Ленину, отношение к средствам производства.

Многие исследователи (П. Сорокин, Р. Арон) в качестве главного классообразующего признака выделяют не отношение к средствам производства, а доходы. Утверждается, что по мере развития капитализма увеличиваются доходы населения, люди удовлетворяют свои потребности, рабочий класс растворяется среди других слоев общества, появляется «средний класс», который включает в себя большинство людей данного общества.

История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, а с другой – она есть их история. Вот почему выяснение вопроса о том, кто все-таки делает историю, всегда находилось в центре внимания философии истории. Н.К. Михайловский, например, утверждал, что решающая роль в истории принадлежит герою. Другой русский философ – П.Л. Лавров – писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону.

Представления о том, что именно личность творит мировую историю, базировались на идеалистическом понимании развития человеческого общества, согласно которому идеи правят миром. Гегель великих людей называет героями, ибо они, по его мнению, появляются вовремя, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Появление великих людей на исторической сцене неизбежно и необходимо, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели.

Существуют разные точки зрения по поводу того, кого считать выдающейся личностью. Прежде всего, следует подчеркнуть, что великими людьми не рождаются, ими становятся, как справедливо отмечал Г.В. Плеханов, в определенных исторических условиях. Для того чтобы стать великим государственным деятелем, нужны исключительные обстоятельства, которые воз-никают на крутых поворотах истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человечества. Но только одних исторических условий недостаточно, чтобы стать великой лич-ностью. Сам человек должен обладать гениальным умом, выдающимися чертами, необходимыми для выполнения больших и ответственных задач. Роль личности в истории зависит также и от того, какое политическое и социальное положение она занимает в обществе. В значительной мере роль личности определяется и состоянием цивилизованности общества, политической культурой народа.

Итак, исторический процесс складывается из жизнедеятельности людей. Они трудятся, производят материальные и духовные ценности. Они передают эти ценности, а также традиции, обычаи, культурные достижения из поколения в поколение. Иначе говоря, народ – субъект истории. Но в этом бесконечном процессе истории личность играет определенную роль и выполняет те или иные функции, которые зависят от занимаемого ею в обществе положения.

 

 

Общественный прогресс

Проблемы общественного прогресса являются важнейшими в социальной философии. Особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время, когда на историческую арену вышла буржуазия и устами своих представителей проповедовала идею бесконечного прогресса. Наиболее подробно эта идея развивалась французскими мыслителями Тюрго и Кондорсе, которые пытались представить историю как единый развивающийся процесс. В дальнейшем к этой проблеме обращался Гегель, который характеризует всемирную историю как прогресс в сознании свободы. Он представлял весь исторический процесс как поступательное, прогрессивное движение человеческого общества.

В марксизме прогресс рассматривается через производительные силы, образующие основу всей истории людей. Именно рост и совершенствование производительных сил показывают восходящее развитие человеческого общества. Вместе с тем Маркс выступал против линейного представления о прогрессе общества. Он подчеркивал, что человечество развивается неравномерно, и это развитие носит не монолинейный, а полилинейный характер.

Н.А. Бердяев считает, что идея прогресса имеет религиозные корни. В пределах земной истории никакого прогресса нет. Но за ее пределами, то есть в небесной истории, это возможно, для чего необходимо вхождение земной истории в небесную, исчезновение граней между посюсторонним миром и потусторонним.

Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия развития или эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).

Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации челове-ческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям. Для социального прогресса глав-ной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавли-вается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер.

История – сложный и противоречивый процесс. В ней могут быть попятные движения, периоды, когда новое терпит поражение, а общество совершает скачки назад. Иначе говоря, про-гресс и регресс сосуществуют. Кроме того, прогресс имеет не однолинейный, а плюралистический характер, то есть прогрессивное развитие общества протекает не однообразно, а разнообразно.

В структуре общественного прогресса можно выделить два элемента: объективный и субъективный. Объективный элемент – это объективные условия жизни общества, куда входят материальные отношения людей, производительные силы, производственные отношения, то есть все те явления общественной жизни, которые не зависят от воли людей. Развитие исторического процесса носит объективный и неизбежный характер. Вместе с тем, общественный прогресс немыслим без субъективного элемента, то есть без деятельности людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели. Субъективный фактор детерминируется объективными условиями, но, как и все социальные явления, обладает относительной самостоятельностью, выражающейся в том, что он имеет внутреннюю логику развития и оказывает существенное влияние на объективный элемент социального прогресса.

Актуальной проблемой социального прогресса является выяснение его критерия. Многие отечественные мыслители считают основным критерием общественного прогресса способ производства материальных благ. Но этот критерий носит, скорее всего, экономический характер. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.Чем прогрессивнее общество, тем больше услови



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.021 с.)