Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная деятельность и ее роль в историческом процессеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Деятельность является специфически человеческой формой активного отношения к окружа-ющему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Важной характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием существования общества. Итак, человеческая деятельность носит целесообразный характер. Не вызывает сомнений и информационный характер механизмов такой целесообразности, благодаря чему деятельность представляет собой саморегулируемый процесс, где физическая активность вызывается, направ-ляется и контролируется значимыми «кодами» поведения, позволяющими человеку избирательно относиться к условиям своего существования в среде, соотнося желаемое с возможным и действи-тельным в ней. Не вызывает сомнений конечный характер общественных целей, предполагающих самосохранение общественной жизни как условие сохранения человека во Вселенной. Социальная деятельность, как и поведение живых существ, представляет собой процесс адаптации к среде существования. Как и животные, люди зависят от окружающей географической среды, ее климата, рельефа местности, богатства, от так называемых жизненных средств – будь-то наличие дичи в лесах или рыбы в реках. Как и животные, люди стремятся приспособиться к среде существования, обеспечить свое выживание и развитие в условиях засушливой степи или болотистой равнины, продолжительной северной зимы или знойного тропического лета. Итак, мы можем утверждать, что деятельность человека подпадает под признаки информационно-направленной активности саморегулирующихся адаптивных систем. Но сходства между поведением живых систем и социальной деятельностью не следует трактовать как тождество, лишая деятельность своей собственной самостоятельности. Уже с первых шагов своего существования человек оказался капризным и неблагодарным сыном природы. Результатом универсальной неудовлетворенности человека стала техническая экспансия, приведшая к перестройке естественной и созданию искусственной среды существования – особой социосферы, опосредующей реальную связь людей с природой. Наличие созданной людьми среды существования выделяет людей из прочих живых существ, покорно следовавших своему природному предназначению и не пытавшихся изменить условия жизни к лучшему для себя и своего потомства. Следовательно, признак адаптивности, присущий социальной деятельности, реализуется в ней в особой, исключительной форме, отличной от адаптивности живых систем. Животные приспосабливаются к условиям среды, главным образом, путем морфологической перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые или «выбраковываемые» средой. Человек же в течение нескольких десятков тысяч лет сохраняет свою телесную организацию неизменной, колоссально изменив при этом образ своей жизни, пройдя путь от каменного топора до межпланетных экспедиций. Все это произошло в результате того, что людям присуща способность приспосабливаться к среде существования не пассивной «подстройкой» своего организма к ее требованиям, а активным изменением самой среды, “подгонкой” ее под свои собственные нужды. Техническое могущество человека позволяет ему менять лишь форму природной реальности, но не дает ему возможности изменить ни одного из законов, по которым живет природа, как бы ни «мешали» в повседневной жизни силы тяготения, трения или законы термодинамики. Но, принимая диктат природы как данность, человек в то же время научился обманывать ее, сопротивляться ее запретам, используя «внутренние слабости» своего противника, а именно, альтернативность, разнонаправленность природных сил, сталкивающихся друг с другом. Так, силам тяготения, которые грубо препят-ствовали извечной мечте человека летать по воздуху, подобно птице, была противопоставлена не собственная мускульная сила, помноженная на упрямство, а «завербованные» на службу законы аэродинамики. Направляя силы природы к достижению собственных целей, человек противопоставил ей ту самую «хитрость разума», о которой писал Гегель. В результате этих «хитростей» природа, не «уступая» человеческой воле ни одного из законов своего существования, все же подчиняется людям, начинает служить общественным целям. Начиная с использования уже готовых сил природы, человек постепенно переходит к моделированию процессов, которые в природе сами по себе, как правило, не происходят. Человеческая деятельность изначально обладает свойством креативности. Подробный креативно-адаптирующий характер социальной деятельности означает, что она изначально выступает как труд, т.е. способность преобразовывать среду существования, создавая средства жизни, отсутствующие или недостающие в ней. Кроме того, следует иметь в виду, что деятельность не может осуществляться вне сознания. Система человеческого сознания не сводится к способности вербального понятийного мышления, но включает в себя совокупность эмоциональных и волевых факторов, сопровождающих процессы целепостановки и существенно влияющих на него. Необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учета которых картина социального поведения человека будет явно неполной. Таким образом, постулируя сознательный характер деятельности, мы вовсе не сводим инфор-мационные механизмы человеческого поведения к сугубо рациональному, рефлективному мышле-нию. Но тем не менее сознание в разных своих проявлениях является необходимым информацион-ным механизмом действия, вне и помимо которого его осуществление априори невозможно. Считая сознание свойством, несомненно, отличающим деятельность людей от физических и биологических процессов, следует выделить и другое свойство, которое связано с орудийностью человеческого труда. Орудийность как признак трудовой активности не сводится к использованию готовых орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, предполагающее многократное использование. Без искусственных средств труда человек не сумел бы возвыситься над природой, лишь они позволили ему компенсировать свою природную недостаточность, став в итоге более сильным, чем слон, и более быстрым, чем гепард. Но собственно человеческой орудийная активность становится лишь тогда, когда обретает осознанный, целенаправленный характер. Таковы уже питекантропы, открывшие эру формирующегося человека, которая заканчивается морфологически отличными от современных людей неандертальцами, в объединениях которых, однако, уже существовал высокий уровень солидарности, делавший возможным выживание инвалидов, имелись ритуалы захоронения покойников и многие другие признаки социальности. Итак, характеризуя специфику человеческой деятельности, мы можем подчеркнуть неразрывную связь двух классификационных признаков человеческой деятельности – сознания, выступающего как высшая форма информационной ориентации в среде, и орудийного труда, представляющего собой высшую форму адаптационного отношения к ней. Однако именно сознание является «признаком номер один», позволяющим понять орудийность в ее отличии от орудийного рефлекса животных предков человека. Возможности сознания позволили людям соединить выработку эвристической информации с надежными способами ее накопления и циркуляции в человеческом сообществе. Эта способность имела неоценимое значение в связи с коллективным характером человеческой деятельности – еще одним ее признаком, важным для понимания социокультурной реальности. В своем возвышении над природой человек обязан не просто целенаправленному труду, а хорошо организованному совместному труду, который стал еще одним благим следствием возможностей человеческого сознания. Возникнув как следствие коллективной прототрудовой жизни животных предков человека, сознание стало ключевым фактором саморазвития общества «на собственной основе», радикально переустроив как труд, так и саму коллективность, придав им «надприродные», специфически человеческие формы бытия. В сообществе людей возникли особые интеграционные механизмы, отсутствующие в самых организованных сообществах животных, а именно, система устойчивых «безличных» статусных связей – сознательно поддерживаемых и регулируемых общественных отношений. Существуют различные классификации форм деятельности: духовная и материальная, организационная и социальная. Материальное производство – тип совместной деятельности людей, посредством которого происходит создание вещей и средств деятельности. Организационная деятельность – система существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечи-вают ее функционирование и существование. Духовная деятельность связана с производством духовных ценностей. Классификация видов духовной деятельности осуществляется по формам общественного сознания. В результате социальной деятельности создается человек. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. Принцип деятельности как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Вместе с тем принцип деятельности потребовал углубленного анализа механизмов деятельности, ее факторов формирования. В теории социального действия М. Вебера наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей деятельности подчеркивается значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности. В понятии деятельности следует исходить из целостного понимания деятельности как пред-метной, как органичного единства чувственно-практической и теоретической форм деятельности. Эта целостность синтезируется в понятии практики, которое включает многообразные формы человеческой активности и ставит во главу угла труд как высшую форму деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.009 с.) |