ОК-1. Быть способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОК-1. Быть способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления



Этап формирования ОК-1. Знать авторов основных философских произведений

Задание 1 На основе данных для выполнения задания произвести группировку ниже перечисленных философских произведений в соответствии с их авторами:

– «Капитал»;

– «Положение человека в космосе»;

– «Государство»;

– «Закат Европы»;

– «Постижение истории»;

– «Энциклопедия философских наук»;

– «Духовные основы общества»;

– «Левиафан».

 

  М. Шелер  
  Г.В.Ф. Гегель  
  С.Л. Франк  
  Платон  
  О. Шпенглер  
  А. Тойнби  
  К. Маркс  
  Т. Гоббс  

 

Задание 2 Какие идеи были изложены К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории»?

 

Задание 3 Назовите представителей философии техники и их основные произведения.

 

Задание 4 Назовите мыслителей, которые разрабатывали цивилизационный подход к описанию исторического процесса. Охарактеризуйте их основные произведения.

ОК-7. Быть способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Этап формирования ОК-7. Уметь анализировать философские представления о материи и бытие

 

Задание 1 Ответьте самостоятельно на следующие вопросы:

1. Какую роль может играть социальная философия в развитии социально-гуманитарного знания?

____________________

Примечание. Этапы формирования компетенций для студентов, изучивших юниту 3 по дисциплине 4975 "Философия" (курс 2).

2. Какую роль играют философские представления о материи, пространстве, времени и движении в развитии естественных наук?

3. Почему представления философии науки о критериях научности необходимы для отличия научного знания от ненаучного?

4. Как Вы сможете использовать знания о методологии науки в Вашей будущей профессии?

5. Как ценности и ценностные ориентации могут влиять на мировоззрение будущего специалиста?

 

ОК-8. Быть способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Этап формирования ОК-8. Знать и уметь анализировать основные постулаты научной теории

 

Задание 1 Ответьте на следующие вопросы:

1. Какова структура научной теории?

2. Как соотносятся философская картина мира и мировоззрение?

3. В чем суть гипотетико-дедуктивной модели построения теории?

4. Что означает «ценность» и «оценка»?

5. Как различаются понятия «индивид», «индивидуальность, «личность»?

6. Чем отличаются друг от друга непосредственное, обозримое и отдаленное будущее?

7. Как соотносятся понятия «общественно-экономическая формация» и «цивилизация»?

8. Что означает понятие «развитие»?

9. Что есть истина?

10. В чем заключается общественная природа сознания?

 

Задание 2 Раскройте смысл следующих понятий:

Субстанция _____________________________________________________________________

Самосознание ___________________________________________________________________

Субстрат _______________________________________________________________________

Фатализм _______________________________________________________________________

Умозаключение _________________________________________________________________

Общество _______________________________________________________________________

Ощущение ______________________________________________________________________

Пространство ___________________________________________________________________

Развитие _______________________________________________________________________

«Первая» природа _______________________________________________________________

Наука __________________________________________________________________________

 


ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новое понятие Содержание
  Волюнтаризм направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия
  Герменевтика учение о методе познания гуманитарных наук
  Гражданское общество определенная историческая ступень развития человеческой организации, социальная общность, основанная на опре-деленных критериях взаимосотрудничества и взаимодействия
  Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование
  Духовная деятельность деятельность человека (общества), направленная на выработку духовных ценностей (идеи, теории, знаний, убеждений, ценностей и т.п.)
  Духовная потребность нужда человека и общества в создании духовных ценностей
  Духовное производство производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей
  Идеология система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон
  Идеографический метод способность познания уникальных явлений
  История общества совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества
  Исторический процесс поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим
  Методика реализация метода в целом
  Нация совокупность людей, имеющих одно общее отечество
  Номотетический метод (от греч. nomothetike – законодательное искусство) способ познания посредством обнаружения универсальных закономер-ностей, характерен для естествознания
  Норма общепризнанная в определенной социальной среде сово-купность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности
  Общественная психология совокупность взглядов, чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп
  Общественно- экономическая формация общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи
  Общественное бытие материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе, возникающие вместе со становлением человеческого общества (позиция материализма)
  Общественное сознание совокупный продукт духовного производства, характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей
  Общество продукт совместной исторической деятельности людей, сово-купность общественных связей, отношений и компонетов, особый тип надындивидуальной и надприродной системных организаций
№ п/п Новое понятие Содержание
  Общественный прогресс переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории
  Право общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых публичной властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятель-ности социальных субъектов
  Социальная философия изучает воспроизводимые структуры социального поведения, реально существующие в истории, социальные законы, которые детерминируют деятельность людей на всем протяжении человеческой истории
  Социальное познание одна из форм познавательной деятельности, познание общества, т.е. социальных процессов и явлений
  Социальный характер совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе
  Справедливость высшая правовая ценность, имеющая общечеловеческий, уни-версальный характер
  Техника реализация метода на уровне простейших операций, дове-денных до совершенства
  Фатализм мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изна-чального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность
  Цивилизация социальная организация общества, характеризующаяся все-общей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства
  Ценностные ориентации отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения
  Этика ненасилия совокупность этических, моральных представлений, согласно которому нравственные цели, прежде всего социальная справедливость, могут быть достигнуты только ненасиль-ственными методами

 

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

31 – приведенное понятие;

3 – компетенции.

 

 

ФИЛОСОФИЯ (КУРС 2)

ЮНИТА 3

 

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

 

Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова

Корректор Н.Н. Горбатова

Оператор компьютерной верстки В.Г. Буцкая

_____________________________________________________________________________________

НАЧОУ ВПО "Современная Гуманитарная Академия"


*Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.

*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

[1]Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.

[2]Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. – М., 1977. С. 14.

[3]Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. – М., 1977. С. 21.

[4]Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избр. произв. – М., 1994. С. 133.

[5]Там же. С. 160.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.84.106 (0.015 с.)