Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 11 . нравственные чувства их характеристика.

Поиск

Вопрос 11. нравственные чувства их характеристика.

 

Проблемой для этики является нравственное отношение к природе. Проблема природы в этике предстаёт как скандал. Под «этической проблемой природы» мы разумеем проблему анализа того, что составляет моральность, добро самой природы, а также проблему анализа нравственного отношения к природе, в целом всё то, что связанно в морали и этике с естественным фактором. Начиная с Аристотеля, собственно этический анализ морали имел основным своим предметом человека, его добродетели, его поведение и отношения. И поэтому логично, что для подобного «собственно этического» подхода природа в лучшем случае могла осознаваться как определённые естественные нравственные чувства, как врождённые трансцендентальные императивы разума. Природа сама по себе, а также живые наши братья меньшие оказывались не интересными для этики, отношение к природе представлялось адиафорным, как это отмечено выше на примере этики Канта, советской марксистской этики, теории справедливости Ролза.

Но подобное отношение к природе противоречит нашим нравственным чувствам, нашей интуиции добра и зла. Мы всегда будем видеть определённый смысл в восточных этических учениях, проповедующих любовь ко всему живому, христианской молитве «Всякое дыхание да хвалит Господа», в благородном принципе «благоговения перед жизнью». Нельзя не признать очевидность истины, выраженную в следующих прекрасных словах: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого. Когда он летом работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожжёнными крыльями на его стол.

Вопрос 12. Возникновение учений о нравственности. эпоха античности (аристотель эпикур.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира:

* ввел термин "этика";

* классифицировал этические понятия;

* обосновал этику как систему научного знания;

* написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика";

* обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали;

* сформулировал основные проблемы этики и т. д.

Согласно Аристотелю этика - это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой - сделать человека моральным (а значит, счастливым).

Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека - блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо - не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.

Аристотель утверждал, что добродетели:

* являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами;

* в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны;

* возникают тогда, когда человек дает оценку страстям.

Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель - это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель - щедрость, крайности - скупость и мотовство добродетелями не являются.

Главная добродетель - справедливость. Аристотель выделял справедливость:

* распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;

* уравнивающую (экономическую).

"...Мерило достоинства... граждане демократии видят... в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель).

Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Поступки могут быть:

* добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать);

* недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.).

Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:

* со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;

* со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.

Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики:

* общения (учение о дружбе);

* единства этики и политики;

ответственности в морали и т. д.

1. Э пикурейство

2. Эвдемонизм Демокрита

3. Стоицизм

1. Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) создал философскую школу, которая просуществовала 600 лет. Он был последователем традиции эвдемонизма. Согласно Эпикуру счастье - это свобода от физических и душевных страданий, самодостаточность индивида, свобода от внешнего мира.

Условия, необходимые для счастья:

* атараксия - безмятежность, невозмутимость духа;

* правильное отношение к удовольствиям;

* избавление от страхов;

* равнодушие к внешнему;

* дружба.

Эпикурейцы считали, что человек должен:

* отдавать предпочтение духовным удовольствиям;

* соблюдать меру в удовольствиях;

* избегать неестественных удовольствий. Эпикур выделял удовольствия:

* естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.);

* естественные, не необходимые (вкусная еда и т. п.);

* неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство).

Естественные потребности (в отличие от неестественных) легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия.

Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Эпикур говорил: "Живи незаметно".

В иерархии удовольствий высшими являются духовные удовольствия, в том числе занятия философией. Философия помогает людям избавиться -- от страхов:

* перед богами: боги, достигнув высшего блаженства, замкнуты на себе не проявляют никакого интереса к миру людей, не вмешиваются в их жизнь;

* страха смерти: смерть не зло, а переход в небытие, отсутствие всяких ощущений (в том числе страданий). Счастье определяется качеством жизни, а не ее продолжительностью;

* страха перед необходимостью, перед судьбой: человеку предоставлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода - проявление общеприродной закономерности.

Достижению счастья способствует дружба. Это межличностное общение, происходящее по доброй воле, взаимному желанию и приносящее участникам общения удовольствие.

Государство является благом, оно обеспечивает безопасность и независимость людей.

Человек, по мнению Эпикура, должен соблюдать законы (что позволило избегать страданий), не заниматься политической активностью, поскольку она ведет к желанию неестественных удовольствий (власти и др.).

Живущий в обществе человек может уклониться от всего негативного приходящего извне, сам стать источником моральных ценностей. Независимость - одно из условий счастья.

Б. Спиноза

Иное понимание морали присутствует у голландского мыслителя Б. Спинозы, который не связывает мораль с политикой и государством, а ищет их в природе человека. Согласно автору "Этики" существенной чертой человека является стремление к самосохранению, которое является основанием добродетели человека. Польза, расчет, выгода - вот что составляет движущую силу человеческих действий. "Расчет выгоды" составляет "рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий". Справедливо то, что необходимо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего достояния. Чужой интерес индивид защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Словом, добро тождественно пользе человека, а зло - это то, что препятствует достижению личной пользы. Но эгоизм, движущий поведением, становится моральным, только как разумный эгоизм.
Добродетель в своем конкретном содержании раскрывается как познание. Рост познавательных возможностей человека, его способность развиваться от низших ступеней познания к высшим выступает как процесс морального совершенствования. Именно познание является в этике Спинозы высшей добродетелью, высшей, и конечной нравственной целью. Моральная ценность поступков зависит от того, насколько они основаны на разуме, на правильных знаниях о мире.
Бенедикт Спиноза (1635-1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию (его основной труд "Этика" представляет собой учение о субстанции:), одним из основоположений которой выступает тезис рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в морали при обретает у него ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло ("модусы мышления") интерпретируются в контексте заметной в буржуазной этике утилитаристской ориентации. Наиболее плодотворным для развития этической рефлексии окажется комплекс спинозовских идей относительно значимости познания как основы свободы и нравственного совершенствования личности, однако и утилитаристской тенденции суждено получить в дальнейшем более определенные очертания. Примером этого является концепция "разумного эгоизма" французских материалистов ХУIII века.

Гоббс

Согласно Гоббсу мораль вместе с правом является предпосылкой выхода человека из "естественного состояния", т.е. догосударственного. Природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Так как разные индивиды стремятся к обладанию одних и тех же вещей, между ними возникает недоверие и как вследствие этого - война. Есть в природе три причины для войны: соперничество, недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать. Таким образом, естественное состояние Гоббс понимает как войну всех против всех, как ничем не сдерживаемую игру эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся каждодневная жизнь индивида. Отправляясь в путь, мы вооружаемся, отправляясь спать - запираем двери, даже в своем доме запираем ящики. Разве эти действия, - говорит Гоббс, не являются признанием животной, эгоистической природы человека?! Но если это действительно так, то каким образом возможна совместная деятельность людей? Выход был найден благодаря основному закону природы - люди должны, всеми возможными средствами, стремиться к миру, и ради мира отказаться от "первоначального права на вещи". В этом смысле мораль непосредственно связана с правовыми законами, когда индивиды по договору, по разумному соглашению, отчуждают некоторые исконные права для того, чтобы сохранить общество.
Автор "Левиафана" прямо ссылается на золотое правило нравственности: "Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе". Таким образом, согласно Гоббсу мораль не мыслима вне общества и государства, которые дают критерий, позволяющий отличать добродетель от порока: мораль выступает как совокупность норм, призванных подвести действия индивидов под общий знаменатель. В этом смысле мораль неразрывно связана с правом, она практически растворяется в праве, ибо правовая система через систему наград и наказаний призвана переводить моральные истины в план поведения личности.

 

Добро и зло

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так силь-

14 Глава II. Категории этики

но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому"[1][1].

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина). "Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду".

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указы-

1. Добро и зло 15

вающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка "Тени в раю" (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. "Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство".

Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: "1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество".

У средневековых рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей", среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо.

мир человека - это мир ценностей. Это то, что дорого для человека, значимые для него объекты (материальные или идеальные). Ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о благе. Это не природное свойство внешнего предмета, события или явления; а отражение отношения индивида к предмету, событию или явлению;

важной философской проблемой является проблема соотношения идеала и реальности. В ее решении можно выделить два основных подхода - натуралистический и трансценденталистский;

нравственный идеализм или абсолютное добро также безнравственны в своей природе, как и абсолютное зло, т.к. они предполагают отрицание компромиссов и разумных решений существующих проблем;

добро, и зло относительны - в их соотнесенности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства. Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки;

идея непреодолимой связи добра и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в этических положениях: добро и зло содержательно взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое; добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены.

Таким образом, соотношение этических категорий «благо», «добро», «зло» находится в тесной взаимосвязи, активно влияющей на раскрытие их сущности, происхождения, философского и материалистического представления о них. Они взаимодополняют друг друга, давая человеку свободу выбора.

 

Вопрос 18. Долг совесть.

Долг

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

18 Глава II. Категории этики

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), акоторой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,

5 Ответственность 19

выступающее как долг и ответственность перед самим собой[2][4].

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

 

Долг

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), акоторой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,

выступающее как долг и ответственность перед самим собой[3][4].

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

 

 

Вопрос 20.

Смотри лекции.

См лекцию.

Ответственность 19

выступающее как долг и ответственность перед самим собой[4][4].

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

 

Вопрос 38. Служ.помещения.

Статья 21. Оформление и содержание служебных помещений

 

1. Оформление и содержание служебных помещений должны соответствовать правилам и нормам эстетической культуры, обеспечивать поддержание благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе, комфортные условия для работы и приема посетителей.

 

2. Цветовая гамма интерьера служебных помещений должна быть выдержана в неярких, спокойных тонах. Служебная документация, плакаты и другие изображения оформляются на стендах или в рамках.

 

3. Сотрудник должен поддерживать внутренний порядок и чистоту на рабочем месте. Обстановка кабинета должна быть официальной и строгой, вместе с тем уютной, производящей благоприятное впечатление на коллег и посетителей и располагающей к доверительности.

 

4. Сотруднику не следует вывешивать в служебном кабинете плакаты, календари, листовки и иные изображения или тексты циничного, низкопробного содержания, захламлять рабочее место бумагами и посторонними предметами.

 

5. Сотруднику не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте:

предметы культа, старины, антиквариата, роскоши;

подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы и другие предметы из дорогих пород дерева, драгоценных камней и металлов;

посуду, столовые приборы, чайные принадлежности.

 

6. При размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений сотрудника рекомендуется соблюдать скромность и чувство меры.

Вопрос 40.

Европейский кодекс полицейской этики (2001) нравственные требования к сотруднику.

Проблемами полиции Совет Европы стал интересоваться уже давно. Действительно, полиция играет настолько важную роль в том, что касается защиты основных ценностей Совета Европы (плюралистическая демократия, правовое государство и права человека), что Совет Европы совершенно естественно становится форумом, наиболее приспособленным для обсуждения роли полиции в демократическом обществе.

Европейский суд по правам человека создал обширную практику в этой области. Кроме того, Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП) выработал важные для полиции руководящие принципы. Европейская социальная хартия и практика ее применения содержат важные принципы, касающиеся социальных и экономических прав сотрудников полиции. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРИ) также создала в сфере своей компетенции принципы, предназначенные для полиции. Кроме того, Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) приняла документы о конституционных аспектах полиции. Группе государств против коррупции (ГРЕКО) поручено оценивать административные институты государств, в том числе полицию, с точки зрения коррупции.

Полиция должна также отвечать ожиданиям местных и региональных органов власти - в том числе, в плане преступности в городах. Полиция и межэтнические отношения - это еще один требующий внимания аспект данной проблемы. Кроме того, Совет Европы развивал деятельность по привлечению внимания полиции к тому аспекту ее деятельности, который связан с правами человека. Некоторые мероприятия позволили практикам от полиции, специалистам в области прав человека, представителям государств и неправительственных организаций вместе вникнуть в проблематику прав человека в профессиональном контексте - контексте деятельности полиции. Среди конкретных результатов этой работы можно назвать профессиональную подготовку сотрудников полиции в области прав человека и целый ряд документов, в том числе учебников по всему, что касается полиции и прав человека. Эти мероприятия позволили национальным службам полиции лучше понять необходимость более глубокого осознания прав человека на всех уровнях полиции.

Принятая в 1979 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы «Декларация о полиции» ознаменовала первую попытку установления этических норм для полиции. Во многих государствах-членах она стала руководством при поиске ответов на вопрос о выборе той или иной политики в этой области. Разделяя точку зрения Ассамблеи насчет необходимости применения в демократических обществах особо строгих этических норм для полиции, Комитет министров не оказал Декларации массированной поддержки, и Декларация не привела к принятию специального правового инструмента Совета Европы.

Традиционная межправительственная нормативная деятельность Совета Европы, проводимая под руководством Комитета министров, сосредоточилась на полиции в следующих аспектах: политика в области уголовной юстиции, уголовного права и криминологии (уголовный процесс, профилактика преступности, защита жертв и свидетелей, преступность среди несовершеннолетних, задержание граждан полицией, организованная преступность, коррупция, прокуратура и т.д.), а также в области публичного права (неприкосновенность личности и защита данных и т.д.). В этих рамках были выработаны относящиеся к полиции правовые инструменты - конвенции и рекомендации.

Начиная с 1989 года, Центральная и Восточная Европа переживала потрясения, заставившие Совет Европы значительно активизировать свою деятельность в отношении полиции. В рамках программ, предназначенных для поддержания правовых реформ, а также реформирования государственной администрации, включая полицию, было проведено значительное число мероприятий (семинаров, занятий по профессиональной подготовке и обмену опытом в правовой области) по таким темам, как «роль полиции в демократическом обществе», «полицейская этика» и «полиция и правовое государство».

Именно в этом контексте реформирования полиции вновь встал вопрос о необходимости создания общеевропейских нормативных рамок для полиции. Комитет министров создал в связи с этим Экспертный комитет по полицейской этике и проблемам, связанным с осуществлением функций полиции (РС-РО) под руководством Европейского комитета по проблемам преступности (CDPC).

Мандат Комитета РС-РО был принят Комитетом CDPC на его 47-м пленарном заседании в 1998 году и подтвержден Комитетом министров на 641-м заседании Уполномоченных представителей в сентябре 1998 года.

Этот мандат сформулирован следующим образом:

«Полиция играет важную роль в системе уголовной юстиции. К полиции применяется мало международных договоров по сравнению с другими профессиональными объединениями, относящимися к этой системе. Ряд европейских государств в настоящее время реорганизуют свою полицию, причем эта реорганизация является немаловажной частью процесса, предназначенного для развития и укрепления демократических идей и ценностей в обществе. Таким образом, деонтология стала важным вопросом в различных государствах - членах Совета Европы.

Экспертному комитету придется осуществить исследование по деонтологии полиции в широком смысле этого слова с учетом таких вопросов, как:
- роль полиции в демократическом обществе и ее место в системе уголовной юстиции;
- задачи полиции в правовом государстве - профилактика преступности, выявление правонарушений и т.д.;
- контроль над полицией.

Экспертный комитет должен, в частности, изучить те аспекты деонтологии полиции, которые относятся к некоторым ежедневно возникающим в работе полиции ситуациям, например, при допросах подозреваемых или при иных следственных действиях в рамках уголовного судопроизводства, - применение силы, дискреционные полномочия полиции и т.д. Должны быть также рассмотрены деонтологические аспекты управленческой деятельности в полиции в целом и их включение в программы профессиональной подготовки. В этом отношении следует учитывать различия, существующие между деонтологическими кодексами, кодексами профессионального поведения и дисциплинарными кодексами. При осуществлении этой задачи Комитету придется руководствоваться Европейской конвенцией о правах человека и Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, а также Резолюцией 690 (1979) Парламентской Ассамблеи, относящейся к Декларации о полиции. Он должен также учитывать работу Экспертного комитета по партнерству в профилактике преступности (РС-РА), а также других соответствующих акций Совета Европы.

Эта работа должна привести к составлению доклада и/или рекомендации по деонтологии полиции, которая могла бы послужить системой ориентиров для государств-членов, собирающихся произвести реформирование полиции или выработать национальные кодексы деонтологии полиции.»

Комитет состоял из экспертов, делегированных от следующих стран: Австрии, Бельгии, Хорватии, Кипра, Чешской республики, Дании, Франции, Греции, Италии, Литвы, Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словении, Испании, «бывшей югославской республики Македония», Турции и Великобритании. В него входили эксперты от министерств внутренних дел, министерств юстиции, от полиции, прокуратуры и от судебных властей. Председателем Комитета был заместитель директора датской полиции г-н Карстер Петерсен (Karsten Petersen). Для помощи Комитету были назначены два научных эксперта - г-н Амадеу Реказенс и Брюне (Amadeu Recasens i Brunet) (Директор Школы полиции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.015 с.)