Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статус и функциии философии в средневековой европейской культуреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха Средневековья охватывает огромный период истории Западной Европы, начиная с падения Римской империи (V в.) и кончая буржуазными революциями в Англии (XVII в.) и во Франции (XVIII в.). Крупнейшим феодалом в средние века была церковь. Являясь экономически могущественной и политически наиболее централизованной организацией, церковь безраздельно господствовала в области идеологии. Духовенство было к тому же единственным образованным классом и имело навыки управления. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основной всякого мышления. Исходным пунктом философских рассуждений стали догматы Священного писания. Познание природы рассматривалось как нечто греховное, запретное. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию, религии, а не науке. Философия в средние века выродилась в схоластику, в официальную философию, фактически низведенную до роли введения в богословие. Если античная философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля). Началом средневековой философии (476 г.) ознаменовано союзом философии и теологии, а её завершение – распадом этого союза. К важнейшим чертам философии средневековья следует отнести: 1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о Боге, мире, человеке и истории. 2. Философия, основанная на традиции, тестах Священного писания была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм. 3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог – учение о сотворении мира Богом из ничего актом своей воли. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Период апологетики и патристики III-V вв. Апологетика (защита) – это христианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского учения (Юстин Мученик). Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. – отец)– философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на западе считают Августина Блаженного, на Востоке – Григория Богослова и др. Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. « Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоласта, сколько как «последнего римлянина», последователя платоников римской эпохи (Цицерон, Сенека и др.) Схоластика (от греч. – школа) т.е. школьная философия, господствующая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. В XI в. разворачивается борьба в самой схоластике между номинализмом (Иоанн Росцелин, Иоанн Дунс Скот) и реализмом (Ансельм Кентеберийсий и Фома Аквинский) как ученая дискуссия. Одна из основных проблем схоластики – это проблема универсалий, т.е. природы общих имен, или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным субстанциональным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей? В зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское наследие, схоласты разделились на номиналистов и реалистов. Схоластики, которые утверждали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явлений природы, т.е. только имена, стали называться номиналистами (имена). По мнению номиналистов, реально существуют лишь отдельные предметы и явления с их индивидуальными свойствами, общие же понятия представляют собой результат абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике, был специфическим выражением материализма в философии Средневековья. В противовес номиналистам реалисты (вещественный) доказывали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально. Будучи идеалистами, реалисты вслед за Платоном утверждали, что общие понятия существуют независимо от отдельных индивидуальных вещей материального мира, независимо от человека. Эти понятия, по их учению, обладают самостоятельным бытием, являются первичными и существуют реально. Предметы же природы являются вторичными, представляют лишь формы проявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, говорили реалисты, преходящи, общие же понятия вечны. Реализм был философской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением в схоластике. В XIII в. с философским обоснованием абсолютной истинности догматов Священного писания выступил с позиций умеренного реализма итальянский схоластик и богослов Фома Аквинский. Его учение представляет собой эклектическое сочетание идеалистической фальсифицированной философии Аристотеля с христианско-католической теологией. Фома боролся против номинализма, доказывал необходимость сотрудничества философии с теологией под руководством теологии в познании мира, в обосновании первичности бога и вторичности природы. Фома Аквинский сформулировал пять тесно связанных друг с другом доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог. Второе, получившее название космологического, исходило из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений. Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог. Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог. Пятое доказательство называется телеологическим (от греческого teleos – «цель»). Все в природе направляется к некой цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог. Причиной возникновения и развития всего сущего Фома Аквинский считал Бога. Согласно его учению, Бог вечен и является абсолютно совершенным и неизменным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образов, по которым он из ничего сотворил природу и человека. Фома учил, что Бог представляет собой чистую форму – источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность вещей превращается в действительность, в конкретные телесные вещи. В решении вопроса о материи и форме (устраняя элементы материализма Аристотеля) он приписывал форме роль первичного, созидающего вещи творческого начала. Он говорил о наличии в мире многих видов форм, в т. ч. и таких чисто духовных форм, как ангелы и человеческие души. Душа, утверждал он, является по своей природе неразрушимой, бессмертной. Всякое разрушение, согласно томизму, состоит в отделении формы от материи. Но так как души являются чистыми формами и не имеют материи, то они не могут разрушаться. В учении об универсалиях Фома Аквинский сделал попытку преодолеть крайности номинализма и реализма в разрешении вопроса о природе общих понятий и дал с позиций умеренного реализма свой вариант истолкования этого вопроса. При решении проблем общих понятий он исходил из наличия в мире разума сверхъестественного, божьего и разума естественного, человеческого. Борясь против номиналистов, Фома пытался доказать, что общие понятия в божьем разуме предшествуют вещам, как их первообразы. Учение Аквинского о природе общих понятий представляет собой лишь один из вариантов реализма, поскольку общие понятия в божественном разуме он считал первичными по отношению к вещам природы. При разработке своей теории познания Фома Аквинский исходил из Аристотеля. Познание, учил он, осуществляется благодаря действию на человека чувственного (умопостигаемого) в объекте. Человек познает объект, воспринимая в нем себе подобное, и образует чувственный и умопостигаемый «виды» объекта. Познанный объект, согласно томизму, ведет как бы двойное существование: вне человека, самостоятельно, и внутри человека, в качестве «вида». Посредством чувственных «видов» человек познает индивидуальное вещей, посредством же сверхчувственных «видов» – общее, родовое вещей. Через философское познание чувственных вещей как творений бога, утверждал Фома, человек возвышается до познания самого бога. «Новое» в учении Фомы Аквинского по сравнению с другими схоластами заключалось в его попытке теоретически обосновать служебную роль философии. Он видел эту роль в том, что теология непосредственно изучает изложенные в Священном писании «истины откровения», а философия имеет лишь дело с чувственными объектами и «истинами» человеческого разума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.012 с.) |