Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие и прогресс. Системность диалектики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изменение характеризует любые явления действительности (превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы и т. д.). Изменение качественного состояния предмета характеризуется нисходящей линией (разрушение предмета, его распад) и восходящей (усложнение предмета, формирование более сложных объектов). Понятие развития относится к таким изменениям, которые связаны с движением от низшего к высшему, от простого к сложному и приводят к появлению нового, обновлению структуры и функций системы. Формированию философской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы и соответствующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Ч. Дарвина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных изменений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, научно-технический прогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарных знаний, появление теории развития общества К. Маркса. Казавшиеся противоречивыми по своей сути процессы усложнения материи (роста информации) и рассеивания энергии (роста энтропии) слились в единый поток динамического бытия. "В свете новых фактов оказались изжившими себя философские крайности в виде материализма, когда развитие сознания сводится к постижению уже существующего в материи, и идеализма, где развитие материи обусловлено раскрытием абсолютной идеи. На смену им уже на новой естественно-научной основе возрождается древняя теза единства сознания и материи. Развитие оказывается тогда естественным результатом проникновения друг в друга сознания и материи, раскрывающего безграничную потенцию бытия". Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, мно-говариантно и альтернативно. Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необратимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия. Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и процессы конвергенции - слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Ориентация на диалог (единство) нацелена, в конечном счете, на выживание человечества и одновременно предполагает разнообразие (дифференциацию) культурных традиций и национальных интересов, отвергает унификацию. Диалектика (как и синергетика) исходит из того, что в обществе как сложно-организованной системе отсутствует предопределенность событий, взаимодействуют организованность, порядок и естественность самопротекания процессов, хаос. Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс. Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если в результате изменений исчезают или уменьшаются полезные для системы функции, распадаются структуры, уменьшается число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшего к низшему, то такой процесс называют регрессом. Его формы — кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), "пределы роста", проявления дефективности и дегенерации (биологическое вырождение и вымирание без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.). В упадке и гибели отдельных народов принимали участие как социальные, так и биологические факторы. Когда какое-то племя, народ начинали слабеть и вымирать, то путем оживления были контакты (экономические, культурные, демографические* и т. д.) с другими народами, например древних греков с соседями из Малой Азии, римлян - с варварами. А. Д. Тойнби писал о таинственных силах саморазрушения, в результате чего в конечном счете победителями ока- Результатом смешения "тевтонской крови" с южной смуглой расой явились такие титаны, как Данте, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир. От слияния дальних кровей мир обогатился Пушкиным и Лермонтовым. От смешанных браков появились на свет такие крупные ученые, как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Т. А. Эдисон, А. Е. Ферсман, Е. О. Патон. распад) и восходящей (усложнение предмета, формирование более сложных объектов). Понятие развития относится к таким изменениям, которые связаны с движением от низшего к высшему, от простого к сложному и приводят к появлению нового, обновлению структуры и функций системы. Формированию философской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы и соответствующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Ч. Дарвина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных изменений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, научно-технический прогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарных знаний, появление теории развития общества К. Маркса. Казавшиеся противоречивыми по своей сути процессы усложнения материи (роста информации) и рассеивания энергии (роста энтропии) слились в единый поток динамического бытия. "В свете новых фактов оказались изжившими себя философские крайности в виде материализма, когда развитие сознания сводится к постижению уже существующего в материи, и идеализма, где развитие материи обусловлено раскрытием абсолютной идеи. На смену им уже на новой естественно-научной основе возрождается древняя теза единства сознания и материи. Развитие оказывается тогда естественным результатом проникновения друг в друга сознания и материи, раскрывающего безграничную потенцию бытия"125. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, мно-говариантно и альтернативно. Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необратимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия. Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и процессы конвергенции - слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Ориентация на диалог (единство) нацелена, в конечном счете, на выживание человечества и одновременно предполагает разнообразие (дифференциацию) культурных традиций и национальных интересов, отвергает унификацию. Диалектика (как и синергетика) исходит из того, что в обществе как сложно-организованной системе отсутствует предопределенность событий, взаимодействуют организованность, порядок и естественность самопротекания процессов, хаос. Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс. Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если в результате изменений исчезают или уменьшаются полезные для системы функции, распадаются структуры, уменьшается число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшего к низшему, то такой процесс называют регрессом. Его формы - кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), "пределы роста", проявления дефективности и дегенерации (биологическое вырождение и вымирание без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.). В упадке и гибели отдельных народов принимали участие как социальные, так и биологические факторы. Когда какое-то племя, народ начинали слабеть и вымирать, то путем оживления были контакты (экономические, культурные, демографические* и т. д.) с другими народами, например древних греков с соседями из Малой Азии, римлян - с варварами. А. Д. Тойнби писал о таинственных силах саморазрушения, в результате чего в конечном счете победителями ока- Результатом смешения "тевтонской крови" с южной смуглой расой явились такие титаны, как Данте, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир. От слияния дальних кровей мир обогатился Пушкиным и Лермонтовым. От смешанных браков появились на свет такие крупные ученые, как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Т. А. Эдисон, А. Е. Ферсман, Е. О. Патон. зывались не сильные, а слабые духом (соседи по сравнению с Элладой), материальной культурой (варвары в сравнении с Римом). В пессимистическом варианте (регресса) встает вопрос: "Зачем жить и совершенствоваться, если в конце концов неизбежен конвейер вырождения, деградации?". Это - путь в ничто, безволия, бездействия, фатализм, не учитывающий свободу, выбор, субъективность, стремление к разнообразию жизни. Имеются, помимо разрушительных, созидательные силы развития. По проблеме соотношения прогресса и регресса имеются две основные точки зрения. Первая утверждает, что поскольку мир бесконечен, то судить о направлении его развития невозможно. Ф. Энгельс писал о вечном потоке и "круговороте" материи, но при этом она во всех своих превращениях остается одной и той же. Этот поток не означает возвращения к исходной точке, он предполагает бесконечное многообразие форм существования материи, которое включает в себя относительные повторения, возникновение высших форм материи всюду, где для этого оказываются благоприятные условия. Точное представление о Вселенной "может быть приобретено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными"126. Касаясь эволюции живых форм, Энгельс отметил, что "каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях"127. Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает в других. Возникновение, становление, прогресс и регресс характеризуют материальные системы, имеющие начало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую гибель через миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли128. У цивилизации есть две возможности: прекращение существования под влиянием внешних или внутренних причин; стремление к обеспечению бесконечного прогресса. Будет ли человечество накапливать свой научно-технический и экономический потенциал, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной*, или же оно Современные астрофизики предполагают, что через число лет, обозначаемое десятью со ста нулями, Вселенную ждет неизбежная "энергетическая смерть". смирится со своей зешой судьбой и будет стремиться к слиянию с экологически огршиченными ресурсами нашей планеты и лишит себя долгосрочюй перспективы выживания как рода? Первая позиция основьиается на трудовой теории антропогенеза и концепции социальнсдеятельностной сущности человека, вторая — на концепции челове:а как продукта эволюции природы. "Высшее" по од!им параметрам может оказаться "низшим" по другим. Наприме], улучшение уровня и качества жизни, создающее благоприятные социально-экономические условия и продлевающее средюю продолжительность жизни, в конечном счете может снизит! биологические параметры человека, подорвать миллионами лег складывающуюся "программу" (инстинкт) самосохранения лучдих особей в борьбе за существование. Расцвет нередко чреватдеградацией, а упадок может оказаться периодом накопления ювых потенций. Идея вечного прогресса материи уязвима еще ипотому, что навевает представление о начале и конце мира. Некоторые совре!енные исследователи, как в свое время Энгельс, также подчер:ивают относительность понятия развития. "...Бытие Природы отделяется как непрерывное изменение отдельных ее частей (Нетагалактик или Вселенных) при неизменном целом (Больше! Вселенной). При этом взаимоотношения диалектических части и статичного целого осуществляются при помощи наиболее сл>жно организованной формы материи - человека"129. Нынешне расширение Вселенной спорадично должно смениться когдао сжатием материи под действием гравитации130. Тем самым пиятие развития оказывается относительным практически на всехступенях движения материи. Для материи характерно единство^параллельность) процессов эволюции и деградации131. Вторая концепця отказывается от идеи равносильности, конкретного соотногения прогресса и регресса и постулирует прогресс. Материя, всущая в себе полное равенство тенденций прогресса и регресс; представляла бы собой неизменную субстанцию. "... Поступгельное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки ременным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь' 2, являясь ведущим направлением изменений. (У Энгельса, таим образом, мы видим суждения в пользу обеих рассматриваем^ концепций.) Николай Федорович Федоров (1828-1903) полгал, что человеческий разум порождается эволюцией как созна'ельное орудие ее дальнейшего разворачивания. Из закона Э. Геккеля (1834-1919) следует генеральная линия эволюции живых организмов, общепризнано также усложнение химических элементов. В. И. Вернадский (1868-1945) считал, что всеобщим законом Вселенной является постоянное усложнение бытия и рост разнообразия его структур, а восходящая направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке. По мнению Тейяра де Шардена, за сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать "сверхсознание" и "сверхжизнь"; Материя, исходя из принципа неисчерпаемости мира, является носителем бесконечных возможностей изменения. На основе реализации прогрессивной тенденции возникают более сложные формы реальности с увеличивающимся диапазоном возможностей дальнейшего развития*. Современная синергетика, включающая понятия "самоорганизация", "нелинейность", "открытость", "хаос", изучает путь к сложному, его нарастание. Линия движения от простого к сложному является естественным результатом сочетания необходимости и случайности, а само взаимоотношение простого и сложного во всех их бесчисленных проявлениях выражено в переплетении. Само описание, анализ различных точек зрения по вопросу соотношения прогресса и регресса находится в русле современной философии, которая избегает монизма и провозглашает состязательность подходов. Описания, будучи отторгнуты друг от друга, не способны дать целостного анализа, могут вступить в противоречие с фактами, страдают принципиальной неполнотой. Поэтому важно, чтобы различные описания определенной реальности дополняли друг друга: тогда диалектический принцип гносеологической дополнительности будет соответствовать принципу онтологической дополнительности. "Вкратце диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики..."133. Если исходить из этой трактовки, то закон единства и борьбы противоположностей выступает интегрирующим основанием всей диалектики. Действительно, взаимосвязь, единство и взаимодействие противоположностей обозначают органичную взаимообусловленность количества и качества, отрицания и отрицания отрицания, причины и следствия, необходимости и случайности, части и целого, содержания и формы, рассеивания и концентрации материи, социально-организованного мира и социально-неорганизованного и т. д. Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях и развитии "схватывает" не отдельный какой-то закон диалектики, ни одна пара категорий, а лишь их система, постоянно развивающаяся, обогащающая свое содержание. Механизм развития и связей в целом включает следующие компоненты: две взаимосвязанные стороны объекта, находящиеся на стадии относительного тождества, переход в двойное существование объекта; нарастание различия, переходящего в противоположность и собственно противоречие, приводящее к явному преобладанию одной стороны (тенденции) над другой; отрицание старого новым, возникновение нового качества. Любая категория диалектики выражает внутреннее существенное отношение между явлениями и поэтому так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, закон единства и борьбы противоположностей по существу тождествен категории противоречия, закон отрицания отрицания - категории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в "парной" обособленности: "единство - борьба", "количество - качество", "отрицание - отрицание отрицания", "содержание - форма", "возможность — действительность", "причина — следствие" и т. д. Скрепляющим в единую систему "стержнем" законов и категорий диалектики выступают принципы диалектики - развития и связи. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях -изменчива, постоянно совершенствуется. Например, к середине XIX в. палеонтологами была выявлена направленность процесса в сторону последовательного усложнения и усовершенствования нервной системы, головного мозга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.012 с.) |