Развитие и прогресс. Системность диалектики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и прогресс. Системность диалектики.



Изменение характеризует любые явления действительности (превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимо­переходы и т. д.). Изменение качественного состояния предмета характеризуется нисходящей линией (разрушение предмета, его распад) и восходящей (усложнение предмета, формирование бо­лее сложных объектов). Понятие развития относится к таким из­менениям, которые связаны с движением от низшего к высшему, от простого к сложному и приводят к появлению нового, обнов­лению структуры и функций системы.

Формированию философской теории развития способствова­ли: обнаруженная человеком эволюция природы и соответст­вующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Ч. Дар­вина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных из­менений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, на­учно-технический прогресс и соответствующий рост и углубле­ние обществоведческих и гуманитарных знаний, появление тео­рии развития общества К. Маркса.

Казавшиеся противоречивыми по своей сути процессы ус­ложнения материи (роста информации) и рассеивания энергии (роста энтропии) слились в единый поток динамического бытия. "В свете новых фактов оказались изжившими себя философские крайности в виде материализма, когда развитие сознания сводит­ся к постижению уже существующего в материи, и идеализма, где развитие материи обусловлено раскрытием абсолютной идеи. На смену им уже на новой естественно-научной основе возрождает­ся древняя теза единства сознания и материи. Развитие оказывается тогда естественным результатом проникновения друг в друга созна­ния и материи, раскрывающего безграничную потенцию бытия".

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, мно-говариантно и альтернативно. Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необра­тимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия.

Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упро­щенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигза­гообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Неред­ки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и про­цессы конвергенции - слияния, объединения различных ли­ний развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, на­роды сближаются в экономических отношениях, в решении гло­бальных проблем, в формировании институтов правового госу­дарства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Ориентация на диалог (единство) нацелена, в ко­нечном счете, на выживание человечества и одновременно пред­полагает разнообразие (дифференциацию) культурных традиций и национальных интересов, отвергает унификацию. Диалектика (как и синергетика) исходит из того, что в обществе как сложно-организованной системе отсутствует предопределенность собы­тий, взаимодействуют организованность, порядок и естествен­ность самопротекания процессов, хаос.

Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее при­способленность к среде, функциональную эффективность и обеспе­чивает высокий потенциал последующего развития.

Если в результате изменений исчезают или уменьшаются по­лезные для системы функции, распадаются структуры, уменьша­ется число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшего к низшему, то такой процесс называют рег­рессом. Его формы — кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), "пределы роста", проявления дефек­тивности и дегенерации (биологическое вырождение и вымира­ние без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.). В упадке и гибели от­дельных народов принимали участие как социальные, так и био­логические факторы. Когда какое-то племя, народ начинали сла­беть и вымирать, то путем оживления были контакты (экономи­ческие, культурные, демографические* и т. д.) с другими народа­ми, например древних греков с соседями из Малой Азии, римлян - с варварами. А. Д. Тойнби писал о таинственных силах самораз­рушения, в результате чего в конечном счете победителями ока-

Результатом смешения "тевтонской крови" с южной смуглой расой явились та­кие титаны, как Данте, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир. От слияния дальних кровей мир обогатился Пушкиным и Лермонтовым. От смешанных браков поя­вились на свет такие крупные ученые, как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Т. А. Эдисон, А. Е. Ферсман, Е. О. Патон. распад) и восходящей (усложнение предмета, формирование бо­лее сложных объектов). Понятие развития относится к таким из­менениям, которые связаны с движением от низшего к высшему, от простого к сложному и приводят к появлению нового, обнов­лению структуры и функций системы.

Формированию философской теории развития способствова­ли: обнаруженная человеком эволюция природы и соответст­вующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Ч. Дар­вина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных из­менений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, на­учно-технический прогресс и соответствующий рост и углубле­ние обществоведческих и гуманитарных знаний, появление тео­рии развития общества К. Маркса.

Казавшиеся противоречивыми по своей сути процессы ус­ложнения материи (роста информации) и рассеивания энергии (роста энтропии) слились в единый поток динамического бытия. "В свете новых фактов оказались изжившими себя философские крайности в виде материализма, когда развитие сознания сводит­ся к постижению уже существующего в материи, и идеализма, где развитие материи обусловлено раскрытием абсолютной идеи. На смену им уже на новой естественно-научной основе возрождает­ся древняя теза единства сознания и материи. Развитие оказывается тогда естественным результатом проникновения друг в друга созна­ния и материи, раскрывающего безграничную потенцию бытия"125.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, мно-говариантно и альтернативно. Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необра­тимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия.

Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упро­щенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигза­гообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Неред­ки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и про­цессы конвергенции - слияния, объединения различных ли­ний развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, на­роды сближаются в экономических отношениях, в решении гло­бальных проблем, в формировании институтов правового госу­дарства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Ориентация на диалог (единство) нацелена, в ко­нечном счете, на выживание человечества и одновременно пред­полагает разнообразие (дифференциацию) культурных традиций и национальных интересов, отвергает унификацию. Диалектика (как и синергетика) исходит из того, что в обществе как сложно-организованной системе отсутствует предопределенность собы­тий, взаимодействуют организованность, порядок и естествен­ность самопротекания процессов, хаос.

Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее при­способленность к среде, функциональную эффективность и обеспе­чивает высокий потенциал последующего развития.

Если в результате изменений исчезают или уменьшаются по­лезные для системы функции, распадаются структуры, уменьша­ется число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшего к низшему, то такой процесс называют рег­рессом. Его формы - кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), "пределы роста", проявления дефек­тивности и дегенерации (биологическое вырождение и вымира­ние без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.). В упадке и гибели от­дельных народов принимали участие как социальные, так и био­логические факторы. Когда какое-то племя, народ начинали сла­беть и вымирать, то путем оживления были контакты (экономи­ческие, культурные, демографические* и т. д.) с другими народа­ми, например древних греков с соседями из Малой Азии, римлян - с варварами. А. Д. Тойнби писал о таинственных силах самораз­рушения, в результате чего в конечном счете победителями ока-

Результатом смешения "тевтонской крови" с южной смуглой расой явились та­кие титаны, как Данте, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир. От слияния дальних кровей мир обогатился Пушкиным и Лермонтовым. От смешанных браков поя­вились на свет такие крупные ученые, как К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Т. А. Эдисон, А. Е. Ферсман, Е. О. Патон. зывались не сильные, а слабые духом (соседи по сравнению с Элладой), материальной культурой (варвары в сравнении с Ри­мом). В пессимистическом варианте (регресса) встает вопрос: "Зачем жить и совершенствоваться, если в конце концов неизбе­жен конвейер вырождения, деградации?". Это - путь в ничто, безволия, бездействия, фатализм, не учитывающий свободу, вы­бор, субъективность, стремление к разнообразию жизни. Имеют­ся, помимо разрушительных, созидательные силы развития.

По проблеме соотношения прогресса и регресса имеются две основные точки зрения. Первая утверждает, что поскольку мир бесконечен, то судить о направлении его развития невозможно.

Ф. Энгельс писал о вечном потоке и "круговороте" материи, но при этом она во всех своих превращениях остается одной и той же. Этот поток не означает возвращения к исходной точке, он предполагает бесконечное многообразие форм существования материи, которое включает в себя относительные повторения, возникновение высших форм материи всюду, где для этого ока­зываются благоприятные условия. Точное представление о Все­ленной "может быть приобретено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изме­нениями и изменениями регрессивными"126. Касаясь эволюции живых форм, Энгельс отметил, что "каждый прогресс в органи­ческом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он за­крепляет одностороннее развитие и исключает возможность раз­вития во многих других направлениях"127. Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расши­ряя их диапазон в одних направлениях, закрывает в других.

Возникновение, становление, прогресс и регресс характери­зуют материальные системы, имеющие начало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую ги­бель через миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли128. У цивилизации есть две возможности: прекращение существования под влиянием внешних или внутренних причин; стремление к обеспечению бесконечного прогресса. Будет ли че­ловечество накапливать свой научно-технический и экономиче­ский потенциал, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной*, или же оно

Современные астрофизики предполагают, что через число лет, обозначаемое десятью со ста нулями, Вселенную ждет неизбежная "энергетическая смерть". смирится со своей зешой судьбой и будет стремиться к слиянию с экологически огршиченными ресурсами нашей планеты и ли­шит себя долгосрочюй перспективы выживания как рода? Пер­вая позиция основьиается на трудовой теории антропогенеза и концепции социальнсдеятельностной сущности человека, вторая — на концепции челове:а как продукта эволюции природы.

"Высшее" по од!им параметрам может оказаться "низшим" по другим. Наприме], улучшение уровня и качества жизни, соз­дающее благоприятные социально-экономические условия и продлевающее средюю продолжительность жизни, в конечном счете может снизит! биологические параметры человека, подо­рвать миллионами лег складывающуюся "программу" (инстинкт) самосохранения лучдих особей в борьбе за существование. Рас­цвет нередко чреватдеградацией, а упадок может оказаться пе­риодом накопления ювых потенций. Идея вечного прогресса ма­терии уязвима еще ипотому, что навевает представление о нача­ле и конце мира.

Некоторые совре!енные исследователи, как в свое время Эн­гельс, также подчер:ивают относительность понятия развития. "...Бытие Природы отделяется как непрерывное изменение от­дельных ее частей (Нетагалактик или Вселенных) при неизмен­ном целом (Больше! Вселенной). При этом взаимоотношения диалектических части и статичного целого осуществляются при помощи наиболее сл>жно организованной формы материи - че­ловека"129. Нынешне расширение Вселенной спорадично долж­но смениться когдао сжатием материи под действием гравита­ции130. Тем самым пиятие развития оказывается относительным практически на всехступенях движения материи. Для материи характерно единство^параллельность) процессов эволюции и де­градации131.

Вторая концепця отказывается от идеи равносильности, конкретного соотногения прогресса и регресса и постулирует прогресс. Материя, всущая в себе полное равенство тенденций прогресса и регресс; представляла бы собой неизменную суб­станцию. "... Поступгельное развитие, при всей кажущейся слу­чайности и вопреки ременным отливам, в конечном счете про­кладывает себе путь' 2, являясь ведущим направлением измене­ний. (У Энгельса, таим образом, мы видим суждения в пользу обеих рассматриваем^ концепций.) Николай Федорович Федо­ров (1828-1903) полгал, что человеческий разум порождается эволюцией как созна'ельное орудие ее дальнейшего разворачивания. Из закона Э. Геккеля (1834-1919) следует генеральная ли­ния эволюции живых организмов, общепризнано также усложне­ние химических элементов. В. И. Вернадский (1868-1945) считал, что всеобщим законом Вселенной является постоянное усложне­ние бытия и рост разнообразия его структур, а восходящая на­правленность развития живого не может прекратить свое дейст­вие на человеке. По мнению Тейяра де Шардена, за сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать "сверхсознание" и "сверхжизнь";

Материя, исходя из принципа неисчерпаемости мира, являет­ся носителем бесконечных возможностей изменения. На основе реализации прогрессивной тенденции возникают более сложные формы реальности с увеличивающимся диапазоном возможно­стей дальнейшего развития*. Современная синергетика, вклю­чающая понятия "самоорганизация", "нелинейность", "откры­тость", "хаос", изучает путь к сложному, его нарастание. Линия движения от простого к сложному является естественным ре­зультатом сочетания необходимости и случайности, а само взаи­моотношение простого и сложного во всех их бесчисленных про­явлениях выражено в переплетении.

Само описание, анализ различных точек зрения по вопросу соотношения прогресса и регресса находится в русле современ­ной философии, которая избегает монизма и провозглашает со­стязательность подходов. Описания, будучи отторгнуты друг от друга, не способны дать целостного анализа, могут вступить в противоречие с фактами, страдают принципиальной неполнотой. Поэтому важно, чтобы различные описания определенной реаль­ности дополняли друг друга: тогда диалектический принцип гно­сеологической дополнительности будет соответствовать принци­пу онтологической дополнительности.

"Вкратце диалектику можно определить как учение о единст­ве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалекти­ки..."133. Если исходить из этой трактовки, то закон единства и борьбы противоположностей выступает интегрирующим основа­нием всей диалектики. Действительно, взаимосвязь, единство и взаимодействие противоположностей обозначают органичную взаимообусловленность количества и качества, отрицания и отрицания отрицания, причины и следствия, необходимости и слу­чайности, части и целого, содержания и формы, рассеивания и концентрации материи, социально-организованного мира и соци­ально-неорганизованного и т. д. Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимо­связях и развитии "схватывает" не отдельный какой-то закон диалектики, ни одна пара категорий, а лишь их система, посто­янно развивающаяся, обогащающая свое содержание. Механизм развития и связей в целом включает следующие компоненты: две взаимосвязанные стороны объекта, находящиеся на стадии отно­сительного тождества, переход в двойное существование объек­та; нарастание различия, переходящего в противоположность и собственно противоречие, приводящее к явному преобладанию одной стороны (тенденции) над другой; отрицание старого но­вым, возникновение нового качества.

Любая категория диалектики выражает внутреннее сущест­венное отношение между явлениями и поэтому так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, за­кон единства и борьбы противоположностей по существу тожде­ствен категории противоречия, закон отрицания отрицания - ка­тегории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в "парной" обособленности: "единство - борьба", "количество - качество", "отрицание - отрицание отрицания", "содержание - форма", "возможность — действительность", "при­чина — следствие" и т. д. Скрепляющим в единую систему "стержнем" законов и категорий диалектики выступают принци­пы диалектики - развития и связи. В своем внутреннем основа­нии диалектика едина, в проявлениях, формах и способах приме­нения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях -изменчива, постоянно совершенствуется.

Например, к середине XIX в. палеонтологами была выявлена направленность процесса в сторону последовательного усложнения и усовершенствования нервной системы, головного мозга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.014 с.)