Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Возрождения (XY-XVI вв.).

Поиск

Промежуточное между феодализмом и капитализмом со­стояние общества, экономическая и социально-классовая неза­вершенность, неоднородность идеологических ориентации опре­деляли расплывчатость и смешанные духовные устремления тео­ретического сознания эпохи Возрождения. Свое название "Ренес­санс", "Возрождение" данная эпоха получила потому, что она ха­рактеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом секуляриза­ции (освобождения от религии и церковных институтов), проис­ходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Ренессанса в центре внимания оказался че­ловек. Философское мышление этого периода стало антропо­центрическим. Гуманистическая направленность нового мировоззрения начала складываться в позднее средневековье (Данте, Петрарка).

Корпоративно-сословная природа средневекового общества приводила к тому, что люди, как правило, выступали в качестве представителей корпорации или сословия. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, пред­ставляет не то или иное объединение, а самого себя. По мере того как человек осознавал себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывался и неограниченным господином над при­родой.

Эпоха Возрождения создала тип культурного индиви­дуализма, ориентированного не на практическую экономиче­скую деятельность, что характерно для более позднего буржуаз­ного индивидуализма, а на духовную культуру, духовные ценно­сти. Цель человеческой жизни усматривалась в творчестве, по­знании, служении людям, обществу. Утверждался примат лич­ных достоинств и личного благородства над происхождением (сословным благородством по крови). Человеческая индивиду­альность, вырвавшаяся на свободу, осознала свою независимость не только от церковных, но любых авторитетов и абсолютов. Стихийный индивидуализм таит в себе не только позитив, но и не­гатив. А. Ф. Лосев в своей книге "Эстетика Возрождения" (М., 1978) описал примеры коварства, жестокости, авантюризма, самодур­ства и т. п., которыми прославилась эпоха Возрождения. Антро­поцентризм, отвергающий любые абсолюты, так или иначе упо­рядочивающие жизнедеятельность человека, становится опасным для самого человека, таит в себе зерна разрушения и самоунич­тожения.

Рассмотрим конкретно воззрения некоторых выдающихся представителей философской и естественнонаучной мысли дан­ной эпохи.

Философские воззрения Николая Кузанского (1401-1464, ос­новные сочинения: "Об ученом незнании", "О происхождении") одной стороной обращены к средневековой схоластике, а другой - к будущей философской классике XVII в. Он высказал идеи о сов­падении максимума и минимума, о принципе относительности, развиваемые в рамках пантеизма. В Боге совпадают все противо­положности: конечного и бесконечного, наименьшего и наи­большего, единого и множественного. Мысль о совпадении "мак­симума" и "минимума" Кузанский иллюстрировал примерами из математики, доказывая, что бесконечная линия есть и треуголь­ник, и круг, и шар, а точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Бесконечное пре­вращает знание о конечных соотношениях в приблизительное (относительное). Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в свернутом виде весь мир как микрокосм35. Идея о совмещении беспредельного и единого - противополож­ностей - сделала Николая Кузанского одним из родоначальников новоевропейской диалектики, способствовала разрушению кар­тины космоса Платона, Аристотеля и Архимеда и подготовила коперниковскую революцию в астрономии. Если античная фило­софия в парадоксах видела орудие разрушения ложного знания, то Николай Кузанский - средство созидания истинного знания.

В эпоху Возрождения схоластический рационализм уступает место свободным от внешнего авторитета формам познания, ло­гика формалистической доказательности вытесняется самооче­видностью непредубежденной интуиции. Идея о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечно­сти и несотворимости мира*. Философия природы Джордано Бруно (1548-1600) и Бернардино Телезио (1509-1588) опиралась на великое открытие теоретического естествознания того време­ни - гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника (1473-1543) в противовес геоцентрической системе Птолемея. Гелиоцентрическая теория перевернула господствующую точку зрения на познание мира. Была утверждена установка - видимое еще не есть достоверное, оно есть отражение скрытой за явлени­ем сущности. Телезио (главное сочинение - "О природе вещей согласно их собственным принципам") считал источником дви­жения вечной, неизменной, однородной и неуничтожимой мате­рии противоположность тепла и холода, склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил. Бруно (основные труды: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах") пошел дальше Коперника, который считал мир конеч­ным. Бруно же полагал, что Вселенная едина, материальна, бес­конечна и вечна. Вселенная есть одновременно абсолютная воз­можность и абсолютная действительность, а материя и форма едины. В природе все находится в связи и в движении, уничто­жение одного есть возникновение другого. Так как "природа -это бог в вещах", то отсюда вытекает вывод о всеобщей одушев­ленности мира. Джордано Бруно продолжил идею Николая Ку-занского о совпадении максимума и минимума. В математике минимум - точка, в физике - атом, в философии - монада. Под ней Бруно понимал индивидуальную сущность, сочетающую в себе духовное и телесное начала и выступающую основной еди­ницей бытия. Бесконечная Вселенная, в понимании Бруно, имеет множество звезд, вокруг которых вращается множество планет. Тем самым Солнце лишается положения центра Вселенной, а центр ее находится повсюду, значит, минимум образует макси­мум, которые совпадают. По отношению к бесконечности центр -нигде и одновременно - везде. Минимуму-монаде соответствует философский максимум - бесконечная природа в единстве ее форм. Из бесконечности мироздания вытекает безграничность познания. В теории познания Бруно, исходя из принципа сомне­ния, требовал критического отношения к старым теориям и об­щепринятым взглядам. В столкновении двух противоположных взглядов, суждений можно найти истину. Бруно отвергал теорию "двойственности истины", признавая только истину науки, вы­ступил против подчинения знания вере. Истина основывается на опыте и освещена светом разума. Ступенями постижения истины названы чувство, разум и ум.

Предпринимаются первые попытки обоснования идеи граж­данского общества во взглядах Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), в социалистических утопия Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Макиа­велли в своей работе "Государь" пытался раскрыть, как завоевы­вается, удерживается и теряется власть, научить государей пра­вилам достижения политического успеха. Движущей силой исто­рии, считал Макиавелли, выступает материальный интерес, а са­мым могущественным интересом является частная собствен­ность. Т. Мор (в "Утопии")*, напротив, корень зла видел в част­ной собственности. Главной хозяйственной ячейкой он считал патриархальную семью, проводил идеи о преимуществах центра­лизованной организации производства и распределения, о вы­борности должностных лиц. Основой идеального общества (в ра­боте "Город Солнца") Т. Кампанеллы является всеобщий труд и отсутствие частной собственности. Большое значение мыслитель придавал научным техническим открытиям как базе изменения общественных отношений.

В философии Возрождения вместе с тем сохранялась тради­ционная идея Бога. Она демонстрировалась в двух направлениях: пантеистическом, когда Бог растворяется в природе, нату-рализируется; этико-рационалистическом, выливаясь в концепцию возрожденческого гуманизма, например, в христи­анской антропологии Эразма Роттердамского (1469-1536). В книге "Похвала глупости" он высмеял фанатизм, насилие, лице­мерие, невежество, национальную ограниченность и религиоз­ную рознь.

В целом философия эпохи Возрождения, преодолевая сред­невековые традиционализм, теоцентризм и схоластику, положила начало принципиально новым мировоззренческим ориентаци-ям. Утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на действительность, установка на новое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.011 с.)