Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные свойства и структура сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Переход от биологического приспособления к среде на социальное ее преобразование менял основную функцию отражения: из программы, обеспечивающей приспособительную биологическую активность, она на уровне сознания превращается в программу, управляющую, на основе воли, общественно-трудовой деятельностью. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание обеспечивает человеку прояснение смысложизненных проблем: для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его существовании и т. п. Сознание - особое состояние человека, в котором ему доступен и мир и он сам. Через сознание человек выделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание как психический и социальный процесс выражается в его действиях. Ими он поддерживает свое существование, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта. Сознание - целостная, мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь. Физиологической основой этого единства является взаимодополняемость левого и правого полушарий головного мозга, контролирующих логическое и ценностно-эмоциональное освоение действительности. В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства. 1. Оно универсально, т. е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых в деятельность. Потенциальная универсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкретных пространственно-временных координатах. 2. Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности. 3. Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по-разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокультурных и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей. 4. Сознанию присуща способность целеполага-н и я, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью. 5. Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового. А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано. Творчески-активный характер сознания проявляется в его избирательности. Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями. Творческий характер сознания сочетается с традиционализмом, консерватизмом. 6. Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (общение) функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего "я". Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Концепцию бессознательного создали Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Эдуард Гарт-ман (1842-1906, главный труд "Философия бессознательного"). В теории 3. Фрейда бессознательное представлено в виде иррациональной силы, определяющей поведение человека (подробнее см. 3.2). Карл Густав Юнг (1875-1961) ввел понятие "коллективного бессознательного", характерного для каждого этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. "Коллективное бессознательное" в современной психологии толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. В русской философии апелляция к бессознательному не вела, как правило, к разрыву с интеллектуализмом, а ставила своей целью сочетать интеллектуальное познание с интуицией. Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемонстрировала огромную трудность установления полного контроля со стороны людей за делами в обществе. Бессознательное, конечно, влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса. С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций. Второй уровень бессознательного - процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т. д.). Третий уровень бессознательного - некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции. Подсознание как пограничная область между сознанием и бессознательным выполняет функцию постоянно обогащающегося потенциала сознания, оперирует тем, что еще не стало знанием, но уже имеется в мозге. Оно представляет собой "кладовую", из которой извлекаются информационные и энергетические ресурсы, необходимые для успешного творчества. При помощи подсознания человек оказывается способным проникать в глубинные основы мира, при этом на поверхность сознания выходят глубоко спрятанные в бессознательном психические состояния. По отношению к сознанию бессознательное и подсознание выступают как его основание и предпосылка. Существует точка зрения, что тело человека рассматривается как ограниченное в пространстве материальное образование, а сознание - как практически не ограниченное особое поле. Отсюда вытекает возможность выделить надсознание. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без акта самосознания, предполагающего формирование "я". Основными формами самосознания выступают: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его вписанности в мир окружающих вещей и людей; б) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному социально-этническому сообществу, той или иной культуре; в) возникновение сознания "я" как особого образования, похожего на "я" других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершить свободные поступки и нести за них ответственность, что предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Осознание связано с пониманием, формирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявлять объективное место предметов среди других вещей, направлять ход деятельности, контролировать свою психику и поведение, анализировать собственное сознание. Носителями сознания выступают человечество в целом, различные социально-этнические общности и индивиды. Соответственно выделяются общественное и индивидуальное сознание, а также промежуточное между ними классовое, национальное и т. д. сознание. Общественное сознание - совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную, действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Общественное сознание существует в качестве продуктивного фактора истории и культуры лишь тогда, когда его содержание освоено индивидуальным сознанием и деятельностью. Индивидуальное сознание -неповторимый духовный мир конкретного человека - выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды, специфической для определенной личности ("микросреды"), включает в себя и самосознание. У общественного и индивидуального сознания единая основа -практика, общий способ выражения - язык. Общественное сознание, вместе с тем, отвлекается от конкретных специфических черт сознания индивидов, ассимилирует лишь общезначимое в индивидуальном сознании. Выделяются два типа сознания - обыденное и теоретическое. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено прежде всего на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание расплывчато, четко не систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии. Теоретическое сознание выступает как отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретические знания систематизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме - научных текстах, формулах, чертежах. Различаются два уровня общественного сознания - общественная психология и идеология. Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стиль отношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т. п.) в современной жизни играет существенную роль. Идеология - система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (природе, общественному строю) и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В сфере идеологии классы, те или иные социальные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратегические задачи и определяют средства их решения. Содержание идеологии - идеи, концепции, обобщенные социальные образы, идеологические стереотипы (например, в виде непререкаемых положений, опирающихся на авторитет "божественного откровения" или "вождя"), ценности (в качестве ценностей выступают богатство, власть, человек и пр.). Идеология не возникает стихийно, а является делом политиков, юристов, экономистов, философов, историков, деятелей науки, искусства. Утверждается идеология в сознании населения с помощью средств информации, системы образования и воспитания. Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию общественной психологии. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного (не искусственно конструируемого из ничего, а имеющего традиции и культурно-исторические корни) образа жизни. И далее общественная психология призвана еще раз закрепить осознанное идеологией. Структура общественного сознания выражается, помимо типов и уровней, в его формах. Выделяются определенные критерии разграничения форм сознания: а) по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, к проблеме власти. В религиозном сознании зависимость человека от естественных сил трансформируется в культы сил неземных, сверхъестественных, божественных; б) по формам отражения. Так, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях, моделях и т. п., эстетическое сознание - в форме художественных образов, религиозное - преимущественно через церковные догматы, моральное - в нравственных нормах, ценностях, идеалах. Названные формы отражения пересекаются. Так, нередко философы (Платон, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) свои идеи облекали в художественную форму; в) по особенностям своего развития. Например, в искусстве главное - эстетические критерии, а в науке - прогресс познания, воплощение идей в практику. Наука не только форма общественного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чему человек является агентом экономической, социальной, политической и духовной жизни общества; г) по выполняемым ими социальным функциям. Например, моральное сознание является фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, а религиозное сознание предстает и как форма мировоззрения и как регулятор человеческих отношений. Эстетическое (художественное) сознание "смягчает" определенную стандартизацию жизни, преодолевает опасность "однополушарного" развития человека. Ведь современные системы образования и средств массовой информации (СМИ) нацелены преимущественно на культивирование рациональности, символики, правил формальной логики. Зачастую язык науки, образования, СМИ оказывается малопривлекательным для объяснения ситуаций индивидуальной жизни. Эстетическое сознание вносит в духовный мир личности образность, эмоциональную окрашенность восприятия действительности, формирует творческое воображение, в целом, способствует сбалансированию в развитии абстрактного и конкретного мышления, обеспечивает ценностно-мотивирующее поведение человека. В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Но ведь экономика и политика, решая общие задачи, вместе с тем специфичны. В связи с развертыванием НТР, повышением роли экономических стимулов развивается экономическое сознание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.133 (0.008 с.) |