Основные свойства и структура сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства и структура сознания.



Переход от биологического приспособления к среде на соци­альное ее преобразование менял основную функцию отражения: из программы, обеспечивающей приспособительную биологиче­скую активность, она на уровне сознания превращается в про­грамму, управляющую, на основе воли, общественно-трудовой деятельностью.

Возникновение сознания связано с формированием культу­ры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание обеспечивает человеку прояснение смысложизненных проблем: для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его существовании и т. п. Сознание - особое состояние челове­ка, в котором ему доступен и мир и он сам. Через сознание чело­век выделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание как психический и социальный процесс выра­жается в его действиях. Ими он поддерживает свое существова­ние, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накоп­ленного опыта. Сознание - целостная, мыслительно-эмоцио­нально-ценностно-волевая жизнь. Физиологической основой это­го единства является взаимодополняемость левого и правого по­лушарий головного мозга, контролирующих логическое и ценно­стно-эмоциональное освоение действительности.

В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.

1. Оно универсально, т. е. потенциально способно от­ражать любые свойства предметов, вовлекаемых в деятельность. Потенциальная универсальность сознания сочетается с его ре­альной ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкретных пространственно-временных координатах.

2. Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действи­тельности.

3. Объективность сознания сочетается с его субъектив­ностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная ин­терпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же ин­формацию воспринимают и используют по-разному, в зависимо­сти от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокультурных и мировоззренческих устано­вок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творче­ских способностей.

4. Сознанию присуща способность целеполага-н и я, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бы­тия в мире. Целенаправленность сознания сочетается с его сти­хийностью.

5. Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового. А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными закона­ми этой реальности может быть создано. Творчески-активный характер сознания проявляется в его избирательности. Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, це­лями. Творческий характер сознания сочетается с традицио­нализмом, консерватизмом.

6. Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (общение) функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксиру­ет всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего "я".

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управ­ляется бессознательно. Концепцию бессознательного создали Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Эдуард Гарт-ман (1842-1906, главный труд "Философия бессознательного"). В теории 3. Фрейда бессознательное представлено в виде иррацио­нальной силы, определяющей поведение человека (подробнее см. 3.2). Карл Густав Юнг (1875-1961) ввел понятие "коллектив­ного бессознательного", характерного для каждого этноса и фор­мирующего его творческий дух, чувства и ценности. "Коллек­тивное бессознательное" в современной психологии толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем по­ведения, не представленных отчетливо в сознании людей. В рус­ской философии апелляция к бессознательному не вела, как пра­вило, к разрыву с интеллектуализмом, а ставила своей целью со­четать интеллектуальное познание с интуицией.

Преодоление бессознательного (а один из главных его источни­ков есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, проде­монстрировала огромную трудность установления полного контро­ля со стороны людей за делами в обществе. Бессознательное, конеч­но, влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.

С точки зрения материалистической философии первый уро­вень бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовле­творением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

Второй уровень бессознательного - процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мыс­ли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т. д.).

Третий уровень бессознательного - некоторые процессы ху­дожественной, научной, философской и иной интуиции.

Подсознание как пограничная область между сознанием и бессознательным выполняет функцию постоянно обогащающе­гося потенциала сознания, оперирует тем, что еще не стало зна­нием, но уже имеется в мозге. Оно представляет собой "кладо­вую", из которой извлекаются информационные и энергетиче­ские ресурсы, необходимые для успешного творчества. При по­мощи подсознания человек оказывается способным проникать в глубинные основы мира, при этом на поверхность сознания вы­ходят глубоко спрятанные в бессознательном психические со­стояния. По отношению к сознанию бессознательное и подсозна­ние выступают как его основание и предпосылка. Существует точка зрения, что тело человека рассматривается как ограничен­ное в пространстве материальное образование, а сознание - как практически не ограниченное особое поле. Отсюда вытекает воз­можность выделить надсознание.

Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без акта самосознания, предполагающего формирование "я". Основными формами самосознания выступа­ют: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его вписанности в мир окружающих вещей и людей; б) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному социально-этническому сообществу, той или иной культуре; в) возникнове­ние сознания "я" как особого образования, похожего на "я" дру­гих людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершить свободные поступки и нести за них ответ­ственность, что предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Осознание связано с пониманием, фор­мирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позво­ляет человеку выявлять объективное место предметов среди дру­гих вещей, направлять ход деятельности, контролировать свою психику и поведение, анализировать собственное сознание.

Носителями сознания выступают человечество в целом, раз­личные социально-этнические общности и индивиды. Соответст­венно выделяются общественное и индивидуальное сознание, а также промежуточное между ними классовое, национальное и т. д. сознание.

Общественное сознание - совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отра­жающих объективную, действительность и обратно воздейст­вующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Общественное со­знание существует в качестве продуктивного фактора истории и культуры лишь тогда, когда его содержание освоено индивиду­альным сознанием и деятельностью. Индивидуальное сознание -неповторимый духовный мир конкретного человека - выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды дан­ного общества и среды, специфической для определенной лично­сти ("микросреды"), включает в себя и самосознание.

У общественного и индивидуального сознания единая основа -практика, общий способ выражения - язык. Общественное со­знание, вместе с тем, отвлекается от конкретных специфических черт сознания индивидов, ассимилирует лишь общезначимое в индивидуальном сознании.

Выделяются два типа сознания - обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отраже­ние внешней стороны действительности, направлено прежде все­го на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание расплывчато, четко не систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии.

Теоретическое сознание выступает как отражение сущест­венных связей и закономерностей действительности. Теоретиче­ские знания систематизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме - научных текстах, формулах, чертежах.

Различаются два уровня общественного сознания - общест­венная психология и идеология.

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобще­ний. Общественная психология включает в себя чувства и на­строения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стиль отношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т. п.) в современной жизни играет существенную роль.

Идеология - система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (природе, общественному строю) и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) деятельности, направленной на закрепление или изменение данных обществен­ных отношений. В сфере идеологии классы, те или иные соци­альные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратеги­ческие задачи и определяют средства их решения. Содержание идеологии - идеи, концепции, обобщенные социальные образы, идеологические стереотипы (например, в виде непререкаемых положений, опирающихся на авторитет "божественного открове­ния" или "вождя"), ценности (в качестве ценностей выступают богатство, власть, человек и пр.). Идеология не возникает сти­хийно, а является делом политиков, юристов, экономистов, фи­лософов, историков, деятелей науки, искусства. Утверждается идеология в сознании населения с помощью средств информа­ции, системы образования и воспитания.

Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Решаю­щую роль играют условия жизни, способствующие формирова­нию общественной психологии. Общественная идеология в идеа­ле должна подвергать критическому анализу возможные альтер­нативы и обосновывать преимущества определенного (не искус­ственно конструируемого из ничего, а имеющего традиции и культурно-исторические корни) образа жизни. И далее общест­венная психология призвана еще раз закрепить осознанное идео­логией.

Структура общественного сознания выражается, помимо ти­пов и уровней, в его формах. Выделяются определенные кри­терии разграничения форм сознания:

а) по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, к проблеме власти. В религиозном сознании зависимость человека от естественных сил трансформируется в культы сил неземных, сверхъестественных, божественных;

б) по формам отражения. Так, наука отражает действитель­ность в понятиях, гипотезах, теориях, моделях и т. п., эстетиче­ское сознание - в форме художественных образов, религиозное - преимущественно через церковные догматы, моральное - в нрав­ственных нормах, ценностях, идеалах. Названные формы отра­жения пересекаются. Так, нередко философы (Платон, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) свои идеи облекали в художественную форму;

в) по особенностям своего развития. Например, в искусстве главное - эстетические критерии, а в науке - прогресс познания, воплощение идей в практику. Наука не только форма обществен­ного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чему человек является агентом экономической, социальной, по­литической и духовной жизни общества;

г) по выполняемым ими социальным функциям. Например, моральное сознание является фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, а религиозное сознание предстает и как форма мировоззрения и как регулятор человеческих отношений. Эстетическое (художе­ственное) сознание "смягчает" определенную стандартизацию жизни, преодолевает опасность "однополушарного" развития че­ловека. Ведь современные системы образования и средств массо­вой информации (СМИ) нацелены преимущественно на культи­вирование рациональности, символики, правил формальной ло­гики. Зачастую язык науки, образования, СМИ оказывается ма­лопривлекательным для объяснения ситуаций индивидуальной жизни. Эстетическое сознание вносит в духовный мир личности образность, эмоциональную окрашенность восприятия действи­тельности, формирует творческое воображение, в целом, способ­ствует сбалансированию в развитии абстрактного и конкретного мышления, обеспечивает ценностно-мотивирующее поведение человека.

В современном мире роль духовности возрастает. Происхо­дит интеграция и дифференциация форм общественного созна­ния. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преем­ственность в их развитии. Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Но ведь экономика и политика, решая общие задачи, вместе с тем специфичны. В связи с развертыванием НТР, повышением роли экономических стимулов развивается экономическое сознание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.011 с.)