Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество и культура. Социальная детерминация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, отвергая определяющую значимость материальных оснований культуры, отождествляют ее с понятием общества. По мнению Питирима Сорокина (США), общество составляет часть культуры. Последняя включает в себя идеологию как главный стержень культуры, материальную культуру как воплощение идеологических ценностей и "социальный компонент" (общество). Основными же культурными системами выступают религия, философия, наука и искусство. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Он выделяет три основных типа культур - идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного абсолюта. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Марксистское понимание культуры вскрывает прежде всего { материальные, объективные закономерности ее развития. Конечно, культура характеризуется также субъективностью, 'связанной с индивидуальностью человеческого сознания, испытанием беспокойства культуротворческого характера, поиском -постижения смысла и тайн бытия, загадок собственного мира -души, стремлением оставить на земле плоды своей деятельности;И т. д. Культура, в этом аспекте, представляет собой субъектив- - но-личностное измерение исторического процесса. В западной социологии существуют: а) теория однолинейной.эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те "-же стадии культурного развития; б) теория уникальности отдельных культур; в) теория многолинейной эволюции, допускающая, что, хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность -культур устанавливается лишь в незначительной степени и для ограниченного числа культурных компонентов. Диалектико-материалистическое понимание исходит из того, |,что развитие культуры происходит преемственно, реализуя внут-греннюю логику, а также на основе воздействия внешних факто- эов, социальных условий, техники, характера политического уст- - иства и т. д. Любые локальные и национальные культуры в рсвоей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое Содержание. Взаимопроникновение культур различных типов свидетельствует о синтезном развитии культуры. Культура ха-ктеризуется непрерывно-прерывным характером, эволюцион-"1м развитием и культурными революциями. П. Сорокин и А. Тойнби, рассуждая о движущих силах куль-ы, выделяли в качестве ее активного элемента "интеллекту-ьную элиту". Действительно, в антагонистическом обществе шрокие слои населения всем строем своей жизни отстранялись от творчества профессиональной, "высокой" культуры. Но и последняя своими корнями уходит в народную культуру. К тому же трудящиеся сами непосредственно создают духовные ценности (произведения художественного ремесла, язык и фольклор). Трудящиеся, приводящие в действие средства производства, вы-ступают главными творцами материальных ценностей, являющихся каркасом любой культуры. Это не исключает роли выдающихся личностей в создании материальной и духовной культуры. Например, собор святого Петра в Риме есть результат прежде всего архитектурного гения Донато Браманте, а также искусности резчиков по камню и строителей. Но и гений Браманте сформировался а обществе, вписав себя в коллективный опыт человечества. На культурные процессы влияет уровень жизни, материального благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни. При этом: а) лучшая материальная обеспеченность средствами культурного развития создает благоприятные возможности для овладения культурой; б) рост материального благосостояния общества или его отдельных слоев ведет не к развитию, а к упадку, дефадации их культуры (например, в форме психологии вещизма, накопительства у людей с дисгармоничными потребностями). Культурные ценности, приобретая материально-товарную форму, становятся "потребительскими стоимостями". В условиях предпринимательского общества мерилом оказывается не истинная духовная ценность тех или иных объектов культуры, а их рыночная цена как товара, что ведет к стерилизации ценностей. Имеется противоречие между внеэкономическими целями развития культуры и достижением их экономическим путем. Следует избегать двух крайностей: коммерциализации культуры (особенно духовной) и пренебрежительного отношения к экономическим методам развития культуры. Экономические интересы в культуре существуют как условие, как средство реализации социально-культурных целей. В культуре проявляется как идеологическая, классовая узость, так и общечеловеческое начало. К таким сферам культу--ры как язык, наука, техника критерий классовости неприменим!. Искусство, мораль, философия, многообразные социальные нормы несут в себе общечеловеческое содержание, но на них в опре^-деленной степени накладывает отпечаток различие классовые интересов. Наконец, есть явления, по природе своей связанные *с существованием и противоборством классов (например, сферга политической культуры), хотя в определенных условиях содержание их может приобретать более широкую культурную значимость (например, идеи просвещения и гуманизма, выживания человечества, общие принципы демократии). Если средневековая культура ориентировалась на мифический потусторонний "град божий", то культура эпохи Возрождения - на человека и его потребности. Для этого времени было характерно ограниченное число наук и тесная связь между ними. Культуру этой эпохи нередко называют гуманитарной. Тогда большую часть знаний человек получал от системы образования и относительно меньшую приобретал из жизненного опыта. В условиях современного информационного взрыва система образования не потеряла своего значения, однако все возрастающую часть знаний человек извлекает из каналов средств массовой информации. Эту новую фазу культуры называют мозаичной. Данная культура (мозаичная) подменяет контроль и управление открытостью. Это свидетельствует о том, что современное общество перестает быть массовым (в значении, о котором писал Д. Белл). Современная нарастающая автоматизация производства вытесняет из него неквалифицированного работника и поднимает значение человека с его знанием, способностями. Ситуация объективно требует, чтобы "живое" знание опережало в своем развитии овеществленное. Это связано с тем, что темпы смены новых поколений техники стали опережать темпы смены поколений работников. Необходимо также преодоление разрыва между формальной грамотностью населения и функционирующей, т. е. используемой в практической деятельности. Функционирующее знание - в основном приращиваемое, обновляющееся, в то время как формальное знание представляет весь интеллектуальный потенциал человека, часть которого для непосредственной практической деятельности оказывается бесполезной. Современная система подготовки кадров ориентируется не просто на экстенсивный рост знаний, а на развитие способности к умению приобретать и владеть информацией. Еше в XVI в. Монтенем была высказана мысль: ум, хорошо устроенный, ценится больше, чем хорошо наполненный. Чисто количественное накопление знаний неперспективно хотя бы потому, что объем информации ныне удваивается ежегодно против 50 лет в XIX в. (в 70-е годы удвоение научной информации происходило за 5-7 лет, в 80-е - каждые 20 месяцев). Высокая степень подготовленности работника позволяет эффективно использовать средства производства. Благодаря этому предметно-вещественный и личностный элементы производительных сил приобретают необходимую восприимчивость друг к другу, эластичность и способность к непрерывному обновлению. Впрочем, культура в форме образования выполняет не только прагматическую функцию - квалифицированно трудиться в сфере производства - но имеет также широкое социально-политическое и духовно-нравственное значение. В условиях нарастающего научно-технического прогресса, активного использования рынка, демократизации общественной жизни значение всеохватывающей системы непрерывного образования и самообразования возрастает. В передовых странах мира компьютерное образование становится частью процесса труда, НТР подвела цивилизацию к порогу новой культуры - компьютерной, которая, трансформируя "книжную культуру", создает новый тип мышления, формирует у человека синтез "интеллектуальной образности" и "чувственного моделирования". Конечно, современную культуру нельзя свести лишь к компьютеризации. Развиваются экономическая, политическая, экологическая, демографическая и иные составляющие современной синтезной культуры. Все это создает благоприятные возможности для развития творческой активности человека. НТР вызывает, кроме отмеченных, ряд других новых тенденций в развитии культуры: а) изменение личностных качеств человека, его места и роли в материальном и духовном производстве, в социально-политической жизни; б) интенсификация человеческого общения, сокращение времени между созданием культурных ценностей и массовым их восприятием и использованием; в) всеобщая технизация жизнедеятельности человека, ведущая к стандартизации вещей и в известной степени людей; вкусов, поступков, стремлений и т. п. Единство иетины, добра и красоты, целостность интеллектуальной и эмоциональной сфер личности позволят избежать примитивизации, стандартизации устремлений и поступков людей, сохранят гуманистическую сущность человека. В целом культура - способ социальной жизни, исторически определенный уровень развития общества и человека, включающий в себя онтологическую (очеловеченный мир), п р а к -сиологическую (следствие творческой деятельности людей), гносеологическую (характеризует духовное, научно-познавательное освоение человеком мира), аксиологиче-с к у ю (система ценностей) и философско-антрополо-гическую (уровень зрелости человека, проявление его сущно-стных сил и исторического предназначения) стороны. 46. Цивилизация как социокультурное образование. Соотношение цивилизационного и формационного развития. Термин цивилизация означает гражданский, государственный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданственность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории. Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. Именно в эпоху Просвещения появился термин "цивилизация" (он впервые был употреблен Мирабо в 1757 г.), которым обозначались нравы и законы, регулирующие общество, искусство, наука, философия. Цивилизация понималась как действие, направленное на выход из примитивного состояния. Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры, как историческую ступень развития человечества. Так, Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) анализировал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип и различал египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, германо-романскую и славянскую цивилизации с характерными для каждой типами деятельности203. Философ считал возможным для России и других государств путь культурно-исторического развития не в линейном движении (по стопам Европы), а в развитии "собственного поля действия", но с использованием ценного опыта других народов. Данилевский отвергал подход, когда ради приобщения к единой культуре надо жертвовать своими народными и национальными интересами. Такая позиция способствовала преодолению одномерного подхода к истории и выработке плюралистической модели общественного развития. Петр Лаврович Лавров (1823-1900) полагал, что цивилизация обнаруживается в прогрессивной смене форм культуры, а носителями цивилизации являются "критически мыслящие личности". Культура же проявляется в психическом складе народа, в специфике его быта и общежития, характеризуется степенью восприимчивости к мышлению. В XIX в. дается анализ не только цивилизации в целом, ее общих черт, но и отдельных уникальных цивилизаций (европейской, французской, английской, испанской в трудах Ф. Гизо, Г. Т. Бокля, Р. Альтамира). В диалектико-материалистической трактовке цивилизация рассматривается как реализация естественных потребностей человеческого труда. Материальной основой возникновения цивилизации является совершенствование орудий труда, позволившее в ходе неолитической революции перейти от собирательной технологии к производственно-преобразующей. Комплексно анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, появление собственности, раскол общества на классы и как следствие этого - появление государства, права наследования имущества, переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства204. К. Маркс всемирную историю подразделил на предысторию и подлинно человеческую историю. Предыстория включает: 1) дикость и варварство, основанные на собирательной технологии; 2) цивилизацию, функционирующую как качественное преобразование веществ природы на основе отношений собственности. Переход к грядущему высокоорганизованному обществу, коммунизму, есть образование принципиально новой цивилизации. (Конечно, некоммунистическое общество с его взлетами и падениями, достижениями и поражениями также есть подлинная история человечества), К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что антагонизмы, присущие буржуазной цивилизации, будут сняты на коммунистической стадии общественного развития с характерным для нее обобществлением богатства путем ликвидации отчуждения труда и земли. На этой стадии впервые утвердятся условия для универсального развития индивидов как основного средства воспроизводства общественного богатства*. (Этот тип исторического прогресса пока остается лишь идеалом.) Описанный сценарий общественного прогресса в большей степени присущ западной цивилизации. Здесь история предстает как движение общественного богатства, процесс становления индивидуальности, накопления условий для развития целостной личности. В концепции Освальда Шпенглера (1880—1936) цивилизация — заключительная стадия развития любой культуры, свидетельство ее дефадации вследствие урбанизации мира и машинизации человека, превращения народов в безликие "массы". В своем труде "Закат Европы" он выделил египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и русско-сибирскую культуры. Каждая из них подчинена жесткому ритму, имеет этапы восхождения и нисхождения вплоть до "заката". Идею множественности культур-цивилизаций философ выводил из факта прерывности исторического процесса. Подчеркивалось, в отличие от прежней традиционной философии истории, что неправомерно превращать исторический путь Европы в универсальную схему социокультурной динамики человечества. Недостатки концепции Шпенглера состоят в том, что абсолютизированы прерывность и различия между культурами, а человеку, подчиняющемуся требованиям культуры в рамках "жизненного ритма", не оставляется места для выражения его свободы. Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) в 12-томной работе "Постижение истории" в рамках всемирной истории как само-замкн^тых дискретных единиц признавал объединяющую роль мировых религий (буддизма, христианства, ислама), обеспечивающих культурную преемственность и духовное единство, наряду с естественной необходимостью видел в человеке его способность к свободному самоопределению. Философ выделял фазы ("возникновение", "рост", "надлом", "упадок", "разложение") и виды (21) цивилизации. Возникновение и прогресс цивилизации!есть "ответ" на "вызов" исторической ситуации, которая опреде-|ляется человеческими и природными факторами. "На большом количестве эмпирического материала мы убедились, - писал | Тойнби, - что распад цивилизации, как и рост ее, есть процесс | непрерывный и кумулятивный; что у этого процесса есть повторяющийся ритм; что за каждым... тактом идет следующий такт и что основой предыдущего ритма является Вызов-и-Ответ"205. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации осуществляется "творческим меньшинством", способным выдвигать новые идеи и проводить их в жизнь, увлекая за собой I остальных. Размышления Тойнби о динамике цивилизации "вписываются" в ряд идей антропной (социальной) синергетики. Субъект выбирает наиболее благоприятный для себя путь, опираясь на свои ценностные предпочтения. В то же время этот путь является одним из реализуемых в данной среде с ее внутренними свойствами. "Вызов-и-Ответ" выступает, таким образом, как способ овладения нелинейной ситуацией. Ритмичность можно интерпретировать как периодическое чередование режимов структурализа-ции (в фазах "возникновения", "роста") и стирания различий, распада структур (в фазах "надлома", "упадка", "разложения"), что является необходимым условием поддержания сложной социальной организации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация - технологию их реализации. Культура и цивилизация выражают человеческий прогресс в целом, все то, что достигнуто человеком в отличие от животных, что добавил человек к природе. Некоторые современные авторы выделяют следующие основные значения понятия цивилизации: 1) Оно обозначает достижения человечества, обеспечивающие его прогресс, восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы (изобретение машин, использование электричества, выведение новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений и т. п.), так и с совершенствованием регуляции социальных отношений (изобретение письменности, юридических норм и законодательства, денег и рынка и т. д.). 2) Термином "цивилизация" обозначают некую устойчивую социокультурную общность людей или стран, сохраняющую уникальность на больших отрезках исторического времени. 3) Понятие цивилизации также фиксирует предельно общее социокультурное различие между исторически возникшими типами цивилизационного устройства, каждый из которых реализуется во множестве конкретных видов общества (например, "традиционалистический", "техногенный" типы). В целом понятие цивилизации обычно трактуют как: 1) этап (общественного развития, следующий за "дикостью" и "варварством" и характеризующийся развитыми формами социальной организации: появлением классов, государственности, письменности (европейская гуманистика эпохи Просвещения, марксизм); J2) тип социальности, ориентированный на рост общественного [богатства (марксизм); 3) материально-технологическое воплоще-)ние культуры, в целом материализация всех компонентов куль-|туры определенного исторического этапа (О. Шпенглер, |М. Вебер, А. Тойнби, Н. А. Бердяев); 4) тип социальной целост-шости, которому присуща взаимосвязь материальных и духовных [факторов общественной жизни, направленная на воспроизводст-|во определенного образа жизни, а следовательно, и типа челове-1ка. В последнем толковании синтезированы предшествующие [позиции вычленявшие отдельные "измерения" цивилизации (технико-технологическое, социально-организационное, ценно-;тно-целевое) и новые подходы постиндустриализма, глоба-шстики и гуманистики XX в. (Д. Белл, Г. Кан, О. Тоффлер,.. Печчеи и др.). Проследим развитие цивилизации как социальной целостно-ги. Вычленяются доиндустриальный, индустриальный и пост-1дустрнальный типы цивилизации. Доиндустриальная ("традиционная") цивили-(охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.))азвивалась на базе аграрно-ремесленного производства с преоб-шданием ручных орудий труда. В качестве основного энергети-геского источника использовалась мускульная сила человека и сивотного. Господствовали опыт, навыки и производственные (нания -следование образцам, канонам. Устойчивость родствен-ix связей, сосредоточенность населения в сельской местности юрождали стабильность человеческих отношений. Формы соци-гьной организации определялись общинной собственностью на (емлю или отношениями ренты - налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или >сударсгва). Человек осознавал свою зависимость от сил приро-и социального порядка. Функционировала культура, основан-1я на устойчивых традициях, идеалах уравнительности и соци-[ьной иерархии. Человек следовал стереотипам группового по-;дения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние юбразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию, сейчас некоторые элементы традиционализма (особенно практика адаптационного, а не активистского отношения к природе и другому человеку) не утратили своей значимости. В основе индустриальной* ("техногенной") цивилизации лежит машинный технико-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных естественных сил природы и научными информационными программами. Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. Происходит концентрация и специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации присуща культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам. Приоритетны идеалы свободы, гражданских прав, восторжествовал либерализм. Человек обладает развитой индивидуальностью, стремится к достижению материальных благ и его символов - вещей, денег. Динамизм социума и личности поддерживается мобилизацией творческого потенциала, инициативы, автономности, личной свободы и ответственности человека, реализуемых через экономическую и политическую демократию в условиях развитого гражданского общества. Индустриальная цивилизация, базирующаяся на культе силы, власти, борьбы, в исторически короткий срок преобразовала мир, придала социальному развитию активность и динамизм. Одновременно она обнаружила "пределы роста", поскольку порождает социальные и экологические катастрофы, агрессивные войны, дискриминацию народов, наркоманию и преступность, дегуманизирует человека, продуцируя его одномерность. Это вызвало в социальной философии идеи неоконсерватизма: неподвластности социальной реальности радикальным преобразованиям, в том числе из-за ограниченности возможностей человеческой деятельности по изменению мира. Прорыв к техногенной цивилизации "государственный социализм" (в варианте СССР) осуществил путем индустриализации. Регулируемый рынок (в подавленной форме) сочетался с социальными программами защиты трудящихся. Если в технологическом отношении наша экономика отставала от западной, то по уровню интеграции она опережала ее (поэтому к современному рынку ее легче было приспособить, дополнив легальной системой частных предприятий там, где они были бы уместны, а также недостающими учреждениями рыночной инфраструктуры). Наличие общецивилизационных начал в массиве тоталитаризма и авторитаризма сделало возможным реформирование нашего общества, его модернизацию. Индустриализация часто синонимизируется с модернизацией, которая охватывает экономическую, социальную, правовую, политическую и духовную сферы жизни. Модернизация - адаптация к новым общественным реальностям, некатастрофическое преобразование, единство качественного сдвига, инноваций и определенной преемственности, традиций. Это внутреннее развитие страны, общественной системы и одновременно творческое заимствование, с учетом своей специфики, внешнего, ино-культурного опыта. Здесь на первый план выдвигается повышение эффективности деятельности и развитие способностей личности, что составляет основу общественной динамики. Человек выступает как субъект преобразований и их главный результат. Модернизация есть цивилизационно-формационный феномен, выходящий за границы индустриальной цивилизации. Инициатором модернизации стали Англия, некоторые страны Западной Европы, США. В XVIII-XX вв. выявились процессы "вторичной", "догоняющей" модернизации у стран, отставших по тем или иным причинам от лидеров. Запоздалая модернизация всегда проблематична, содержит различные общественные противоречия и опасности: отрыв реформаторской политической элиты от масс, раскол между модернизирующимися и традиционалистски настроенными слоями. "Вторичная" модернизация имеет и преимущества, так как может использовать готовые достижения более развитых стран и не повторять ошибки. Одного порядка с модернизацией является понятие социальной трансформации. Это - особая историческая подсистема количественных и качественных преобразований во всех сферах общества. Предвосхищения постиндустриальной ("информационной", "гомотехногенной") цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский) и гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. Н. Толстого, М. Ганди), получив дальнейшее развитие в работах Д. Белла, 3. Бжезйнского, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера, А. Печчеи и др. Данная цивилизация связана с особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей человеческую деятельность во всех сферах от рутины, резко повышающей эффективность труда. Информация — уникальная разновидность ресурсов, которую человечество приумножает, а не растрачивает. Информационная технология способна дать эффект при условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа - глобальной, планетарной с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания. Возрастает значение обслуживающей экономики, направленной на "производство человека": науки, образования, медицины и т. п. Вместо материальных стимулов к труду как главных на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального благополучия и социальной защищенности человека. Ключевую роль приобретают реформы через демократическую организацию общества и при отказе от насилия, от какой-либо классовой или национальной исключительности. Вместе с тем обостряется противоречие между различными зонами жизнедеятельности человечества. На одном полюсе человек использует все блага и достижения, а на другом царят голод, нищета, болезни. Это таит угрозу целостности глобальной цивилизации. Гомотехногенная цивилизация характеризуется взаимодействием, перемешиванием культур, что свидетельствует о вступлении человечества в новый этап цивилизации -"синтезного" типа. Происходит гуманизация и экологизация цивилизации на основе формирования системы "техника (технология) — человек — экологическая среда - культурная среда", с целью обеспечения человеческого выживания и его процветания. Развитие цивилизации можно рассматривать также с точки зрения регионального подхода. Примерно до VII-VI вв. до н. э. весь мир развивался по единой модели; социоцентристской, авторитарной, где власть рождала собственность, перераспределение которой было прерогативой правителей. Затем выделились западная и восточная ветви. Западная (первоначально греческая) структура ориентировалась на частное товарное производство, инновации, гражданское общество, индивидуальную энергию человека. Западный человек оценивает мир в своей реальности, видит хаос, который он стремится оформить своей рационально-организующей силой. Он все дальше удаляется от духа и все больше погружается в мир вещей. Государство обслуживает господствующий класс, становится слугой общества. Соединение культуры античного мира и европейской христианской традиции в эпоху Ренессанса сформировало техногенную цивилизацию, основанную на быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности. Параллельно с "европейским" существовал и "азиатский", "восточный" мир. "Восток" - тип развития, основной культурной доминантой которого являются традиции, мифы, канонизированные стили мышления. Здесь государство доминировало над приниженным им обществом и обязанным ему человеком, не было разделения на свое и чужое - все принадлежит каждому. Частнособственнические, товарно-денежные отношения играли второстепенную роль и контролировались властями. Наличествовали общинная структура и господство социальных корпораций. Если движение Запада вперед шло рывками, то Востока - более эволюционно, с периодическими пульсациями усиления и ослабления централизованных государств. Особенностями Востока стали более тесная связь общества с природой, направленность помыслов не столько на создание механизмов, возмещающих несовершенство человека, сколько на внутреннее усовершенствование души и тела, сосуществование множества религий. Процесс познания восточного человека направлен не столько на анализ свойств объекта, сколько на его духовное постижение на уровне, недоступном рациональности. Восток неоднороден. Исламская цивилизация активна, наименее открыта для внешних воздействий. Мусульманский образ жизни традиционен и самоценен. Индо-буддийская цивилизация — пассивна, нейтральна к внешним воздействиям, процветание в посюсторонней жизни не является значительной ценностью. Конфуцианской (дальневосточной) цивилизации присущи культ знаний, чувство долга и ответственности, крепкие патерналист-ские связи в семье и обществе, забота о повышении культуры и дисциплины труда. Это - более открытая по отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, активно-инновационная цивилизация. Для всех восточных цивилизаций характерен синдром авторитарно-властного господства и подчинения. В России, под влиянием татаро-монгол утвердились деспотии восточного типа. Было и влияние западно-европейской цивилизации, особенно при Петре I. Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) констатировал, что российская история - непрерывная конкуренция государственного и частного (личного) начал при ведущей роли первого. Ф. И. Тютчев писал: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить; у ней особенная стать - в Россию можно только верить". Н. А. Бердяев, напротив, стремился "умом Россию понять". Он писал (в 1946 г.) о русских национальных чертах, их зависимости от природных условий, необъятности, безграничности души народа, ее устремленности в бесконечность, как в русской равнине. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он более народ откровений, вдохновений, не знающий меры и легко впадающий в крайность. От него можно ждать неожиданностей, он способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть. Русский народ в высшей степени поляризированный. В нем совмещаются противоположные начала: природная, языческая стихия и аскетически-монашеское православие; деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) о русском характере писал, что он представляет собой сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. В целом противоречивость и сложность русской души связана с тем, что в России сталкиваются два потока мировой истории - Восток и Запад. Н. А. Бердяев (в книге "Судьба России"), вслед за П. Я. Чаадаевым, подошел к идее синтеза цивилизаций на российской почве. В. С. Соловьев (в работе "Национальный вопрос в России"), И. А. Ильин (в работах "Основы борьбы за национальную Россию", "Путь духовного обновления") Н. Я. Данилевский и другие русские философы обосновывали идею свободного и ненасильственного объединения славян не с целью их обособления от других народов, а в качестве этапа на пути к всечеловеческому единству. Данилевский, призывая к единению славян, выступал не против Европы, а против "евро-пейничанья", т. е. некритического переноса опыта других народов на российскую почву. Ф. М. Достоевский утверждал, что "русскому Европа так же драгоценна, как и Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия". Первым прообразом белорусов было кривичско-дрегович-ское этническое образование. В условиях борьбы с крестоносцами и угрозы татаро-монгольского нашествия возникло (в XIII в.) белорусско-литовское государство, которое стало ядром Великого княжества Литовского. С XIII по XVIII в., до второго раздела Польши, когда большая часть Белоруссии вошла в состав России, сохранялась самобытность белорусского края и Беларусь была ближе, по сравнению с Россией, к западному типу цивилизации (особенно в политическом развитии). Отличительными чертами менталитета белорусов являются их толерантность (терпимость, чуткость к представителям иных наций, уважение к людям с иным мировосприятием, складом мышления), привязанность к земле, чистосердечность и гостеприимство, добродушие, мягкосердечие, выносливость, щедрость, сообразительность, отвращение к насилию, поэтичность души, уважительное отношение к традиционным обрядам и обычаям. Дтя белорусов характерно двуединство: коллективистские (русинские) и индивидуалистические (литвинские) начала. В целом славянскому типу человека присущи теплота человеческих отношений, широта душевных порывов, менее регламентированный стиль жизни, в сравнительно большей степени зависимый от природных условий, работа на общее дело, нефор- % мальная помощь друг другу, ориентация не столько на результат и социальные технологии, сколько на стоящие за ними ценности. Менталитет (ментальностъ) - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенность индивидов к определенному типу мышления и действия. Понятие ментальности включает: целостное сознание исторической эпохи, образ мыслей относительно образа жизни; традиции, верования, предрассудки, упорядочивающие человеческий мир. Ментальность есть результат культуры и традиций и в то же время является глубинным источнико<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.018 с.) |