Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы взаимоотношений человека и общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многообразие людей не исключает возможности усмотреть определенные типы их сходст_ва в соответствии с социальными параметрами: I) принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т. е. к социальному типу разделения труда; 2) фиксированное положение в классах, разделение людей по на-чичию или отсутствию собственности; 3) подчиненность людей (национально-культурным условиям. У носителей социальных юшений формируются определенные классовые, националь-ше и иные черты личности. и характер его взаимоотношений с обществом. Это: а) "слияние" индивида и общества (коллектива); б) антагонистические отношения между ними; в) единство между человеком и обществом, свободную индивидуальность, основанную, как считал Маркс, на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние. При слиянии индивида и общества человек включен в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (прежде всего в род, общину), реально и в своем сознании не выделялся из коллектива и был непосредственно зависим от него. Становление личности происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной собственности и соответственно частных интересов. Исторически прогрессивная роль частной собственности проявляется: а) в формировании отношений "собственник - гражданское общество - государство"; б) в аспекте движущих сил истории через мотивацию заинтересованной человеческой деятельности. Первым термин "гражданское общество" употребил Аристотель. Английские и французские материалисты XVIII в. в гражданском обществе видели совокупность общественных связей, среду, в которой разворачивается деятельность индивидов, обладающих естественными правами, суверенитетом, неприкосновенной частной жизнью и реализующих свои интересы. Гегель под гражданским обществом понимал имущественные отношения, основанные на частной собственности. Гражданское общество в трактовке Гегеля раздвоено на особенное (конкретная личность) и формы всеобщности (экономическая и социальная структуры). Эту дисгармонию разрешает государство как воплощение всеобщей цели, встающее над гражданским обществом. Помимо своей положительной роли в жизни общества, частная собственность разъединяет людей, возбуждает в них алчность, жажду наживы. Владение собственностью объективно делает человека свободным (он относительно достойно ведет себя перед лицом власти), но субъективно - несвободным, ибо индивид оказывается "привязанным" к собственности и своему делу. При этом огрубляются стимулы деятельности и нравственность отождествляется с прагматизмом. В ходе развития частной собственности слияние индивида и общества заменилось антагонистическими отношениями между ними, что выразилось в появлении разнообразных форм эксплуатации трудящихся, основанных на внеэкономическом принуждении: рабства, крепостничества, взимания дани с покоренных народов и т. п. С появлением капиталистического зрелого товарного производства ломаются косные социальные структуры, происходит своеобразная атомизация общества, развивается индивидуализм. Отношения людей в своей основе становятся отношениями товаропроизводителей и товаропотребителей, т. е. вещными отношениями. Появляется новый тип социальности - вещной зависимости и личной независимости. Перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Но реализация этой возможности затрудняется отношениями эксплуатации и различными формами отчуждения. На основе общественной собственности складывается новый тип личности. Открываются возможности для сочетания личных и общественных интересов, личности и коллектива. Однако в условиях командно-бюрократической системы социализма, утверждались на деле такие типы коллективности, которые поглощали шчность, ставя жесткие границы развитию индивидуальности, оковывая предприимчивость во всех видах деятельности. Хотя в ТССР попытки в рамках администрирования по развитию соци-1ьной защищенности, удовлетворения права на труд, жилье, образование, социальное обеспечение предпринимались и определенные успехи здесь имелись, в целом развивались элементы шчной (система лимитов, оргнаборов, прописки, шефства и т. д.) ~ вещной зависимости в большей мере, нежели свободной индивидуальности. Общественная собственность на средства производства необходимое, но недостаточное условие для полного развития нового "чпа социальности. Для этого требуется также высокий уровень эоизводительности общественного труда, увеличение свободно-времени, демократизация общественной жизни, развитие творческой инициативы народа и отдельных людей и пр. Утверждению общественной собственности как условия развития нового типа личности предшествует тенденция плюрализиции форм собственности, использования частной собственности. В каждую историческую эпоху имеются как господствующие, так и пережиточные формы социальности. Динамичность мира, его постоянная незавершенность обусловливают гибкость личности, ее выход за границы социального типа. Интегративные процессы в обществе размывают социально-национальные качества типов личности. Преодоление узости социального типа выражается в актах сознательного выбора, в переходе на позиции другого класса. Помимо социальных, наука выделяет социально-психологические типы личности. Еще Гиппократ поделил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. В начале XX в. швейцарский психиатр и психолог К. Г. Юнг эмпирически пришел к открытию 16 типов человеческой психики. Эти типы подразделены на 4 группы - квадры. Для каждой из них характерны свои правила поведения, система ценностей. Согласно современным концепциям, яркие представители каждой квадры проявляют себя в определенном времени, в специфических условиях. Люди первой квадры (И. Ньютон, А. Эйнштейн, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) успешно генерируют идеи, создают различные проекты, удачные или утопические. Ко второй квадре относятся личности со склонностью внедрять проекты в жизнь (например, В. И. Ленин). Личностям этого типа присущи огромная работоспособность, воля, целеустремленность и настойчивость, гибкость и реализм, умение действовать в экстремальных ситуациях. Некоторые из них претворяют идеи в "жестких" формах (И. В. Сталин). Представители третьей квадры критически переосмысливают первичные идеи, выявляют их пороки. Так. М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин как политические деятели многое сделали для слома тоталитарной системы. Конечно, важно не превышать меру разрушения, не превращать его в самоцель. Будущее за представителями четвертой квадры — созидателями. В философско-психологической литературе получило распространение разделение людей на интро-вертов и экстравертов. Интраверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетичность. В общепсихологическом подходе выделяются также циклоиды и шизоиды. Темперамент циклоидов ориентирован на оси "грусть -веселость", а шизоидов - на оси "возбудимость - холодность". Приведем еще одну классификацию социальных типов личности. Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, инженеры, педагоги, медики, менеджеры и т. д.) главное - действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя. Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые. Третий тип — люди чувств и эмоций, прежде всего представители литературы и искусства, гениалые прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро. Э. Фромм в своей работе "Психоанализ и этика" выделяет в качестве особого типа личность с рыночной ориентацией. Такая личность - продукт индустриального общества, порождение культа массового потребления. Вероятно, имеется и противоположный тип личности, не принимающий рассудком и сердцем рынок. Оба названных типа личности имеют как достоинства, так | и недостатки. Личность рыночного типа — инициативная, нацеле-I на на нововведения, на частнопредпринимательский успех. Од-1нако чрезмерный прагматизм обедняет душевный мир человека. Личность нерыночного типа ориентирована на общегуманистические, экологические, духовные ценности и вместе с тем порой оторвана от реальных проблем жизни, иногда предпочитает вместо напряженного труда праздность, некоторую леность, надеется на государственное покровительство. Вероятно, можно еще говорить о типе личности, формирую-|щемся в зависимости от характера политического режима в обществе. Тоталитарному режиму присущи: а) всеобщая регламентация сфер жизни человека (к примеру, ограничение числа детей в семье); б) социальная анонимность (следствие чрезмерного огосу-юрствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком его важных жизненных функций, что порождает пассивность и " тодавляет естественные порывы индивида; в) культ власти, гавшей высшей ценностью; г) готовность людей уступить сво-эду социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безот-ственность человека. В тоталитарном обществе и тоталитарном сознании просматривается четко выраженное деление на управляющих и управляемых. Тоталитарный тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности, чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка. Изначальной ценностью либерального общества является уважение к свободе. Кантовское понятие "цели в себе" требовало признать за каждым человеком его призвание и способность це-леполагания (никто не должен быть осчастливлен насильно, а каждый народ свободен выбирать свое социальное и политическое устройство). Либеральное общество характеризуется постепенностью осуществляемых реформ. Человеку либерального типа присущи диалог с властью, стремление к уникали-зации, к дифференциации, к сложности, к личной ответственности, реализм в отношении к действительности и к собственным возможностям и положению, подлинная активность в повышении своего статуса в обществе. Наше современное общество находится на переходном этапе развития. Отсюда - смешанные черты личности, где переплетены элементы тоталитарного и либерального типов. В целом грани между квадрами, социальными и этническими общностями людей подвижны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.008 с.) |