Исторические типы взаимоотношений человека и общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы взаимоотношений человека и общества.



Многообразие людей не исключает возможности усмотреть определенные типы их сходст_ва в соответствии с социальными параметрами: I) принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т. е. к социальному типу разделения труда; 2) фиксированное положение в классах, разделение людей по на-чичию или отсутствию собственности; 3) подчиненность людей (национально-культурным условиям. У носителей социальных юшений формируются определенные классовые, националь-ше и иные черты личности. и характер его взаимоотношений с обществом. Это: а) "слияние" индивида и общества (коллектива); б) антагонистические отношения между ними; в) единство между человеком и обществом, свободную индивидуальность, основанную, как считал Маркс, на универ­сальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние.

При слиянии индивида и общества человек включен в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (прежде всего в род, общину), реально и в своем сознании не выделялся из коллектива и был непосредственно зависим от него.

Становление личности происходит на основе развития и ус­ложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирова­ния частной собственности и соответственно частных интересов.

Исторически прогрессивная роль частной собственности проявляется:

а) в формировании отношений "собственник - гражданское общество - государство"; б) в аспекте движущих сил истории че­рез мотивацию заинтересованной человеческой деятельности.

Первым термин "гражданское общество" употребил Аристо­тель. Английские и французские материалисты XVIII в. в граж­данском обществе видели совокупность общественных связей, среду, в которой разворачивается деятельность индивидов, обла­дающих естественными правами, суверенитетом, неприкосно­венной частной жизнью и реализующих свои интересы. Гегель под гражданским обществом понимал имущественные отноше­ния, основанные на частной собственности. Гражданское обще­ство в трактовке Гегеля раздвоено на особенное (конкретная личность) и формы всеобщности (экономическая и социальная структуры). Эту дисгармонию разрешает государство как вопло­щение всеобщей цели, встающее над гражданским обществом.

Помимо своей положительной роли в жизни общества, част­ная собственность разъединяет людей, возбуждает в них алч­ность, жажду наживы. Владение собственностью объективно де­лает человека свободным (он относительно достойно ведет себя перед лицом власти), но субъективно - несвободным, ибо инди­вид оказывается "привязанным" к собственности и своему делу. При этом огрубляются стимулы деятельности и нравственность отождествляется с прагматизмом. В ходе развития частной собственности слияние индивида и общества заменилось антагонистическими отношениями между ними, что выразилось в появлении разнообразных форм эксплуа­тации трудящихся, основанных на внеэкономическом принужде­нии: рабства, крепостничества, взимания дани с покоренных на­родов и т. п.

С появлением капиталистического зрелого товарного произ­водства ломаются косные социальные структуры, происходит своеобразная атомизация общества, развивается индивидуализм. Отношения людей в своей основе становятся отношениями това­ропроизводителей и товаропотребителей, т. е. вещными отноше­ниями. Появляется новый тип социальности - вещной зависимо­сти и личной независимости. Перед индивидом открывается воз­можность присвоения накопленных человечеством богатств ма­териальной и духовной культуры. Но реализация этой возможно­сти затрудняется отношениями эксплуатации и различными формами отчуждения.

На основе общественной собственности складывается новый тип личности. Открываются возможности для сочетания личных и общественных интересов, личности и коллектива. Однако в ус­ловиях командно-бюрократической системы социализма, утвер­ждались на деле такие типы коллективности, которые поглощали шчность, ставя жесткие границы развитию индивидуальности, оковывая предприимчивость во всех видах деятельности. Хотя в ТССР попытки в рамках администрирования по развитию соци-1ьной защищенности, удовлетворения права на труд, жилье, об­разование, социальное обеспечение предпринимались и опреде­ленные успехи здесь имелись, в целом развивались элементы шчной (система лимитов, оргнаборов, прописки, шефства и т. д.) ~ вещной зависимости в большей мере, нежели свободной инди­видуальности.

Общественная собственность на средства производства необ­ходимое, но недостаточное условие для полного развития нового "чпа социальности. Для этого требуется также высокий уровень эоизводительности общественного труда, увеличение свободно-времени, демократизация общественной жизни, развитие творческой инициативы народа и отдельных людей и пр. Утвер­ждению общественной собственности как условия развития но­вого типа личности предшествует тенденция плюрализиции форм собственности, использования частной собственности.

В каждую историческую эпоху имеются как господствующие, так и пережиточные формы социальности. Динамичность мира, его постоянная незавершенность обусловливают гибкость личности, ее выход за границы социального типа. Интегративные процессы в обществе размывают социально-национальные качества типов лич­ности. Преодоление узости социального типа выражается в актах сознательного выбора, в переходе на позиции другого класса.

Помимо социальных, наука выделяет социально-психоло­гические типы личности. Еще Гиппократ поделил людей на хо­лериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. В начале XX в. швейцарский психиатр и психолог К. Г. Юнг эмпирически пришел к открытию 16 типов человеческой психики. Эти типы подразделены на 4 группы - квадры. Для каждой из них харак­терны свои правила поведения, система ценностей. Согласно со­временным концепциям, яркие представители каждой квадры проявляют себя в определенном времени, в специфических усло­виях. Люди первой квадры (И. Ньютон, А. Эйнштейн, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) успешно генерируют идеи, создают различные проекты, удачные или утопические. Ко второй квадре относятся личности со склонностью внедрять проекты в жизнь (например, В. И. Ленин). Личностям этого типа присущи огромная работо­способность, воля, целеустремленность и настойчивость, гибкость и реализм, умение действовать в экстремальных ситуациях. Некото­рые из них претворяют идеи в "жестких" формах (И. В. Сталин). Представители третьей квадры критически переосмысливают пер­вичные идеи, выявляют их пороки. Так. М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин как политические деятели многое сделали для слома тоталитарной системы. Конечно, важно не превышать меру разру­шения, не превращать его в самоцель. Будущее за представителями четвертой квадры — созидателями. В философско-психологической литературе получило распространение разделение людей на интро-вертов и экстравертов. Интраверт сосредоточен на своем внутрен­нем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетичность.

В общепсихологическом подходе выделяются также циклоиды и шизоиды. Темперамент циклоидов ориентирован на оси "грусть -веселость", а шизоидов - на оси "возбудимость - холодность".

Приведем еще одну классификацию социальных типов лич­ности.

Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, инженеры, педагоги, медики, менеджеры и т. д.) главное - действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя.

Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и раз­мышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдаю­щиеся ученые.

Третий тип — люди чувств и эмоций, прежде всего представи­тели литературы и искусства, гениалые прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличаются обо­стренным чувством ощущения душевного состояния других лю­дей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской запове­ди), спешат делать добро.

Э. Фромм в своей работе "Психоанализ и этика" выделяет в качестве особого типа личность с рыночной ориентацией. Такая личность - продукт индустриального общества, порождение культа массового потребления. Вероятно, имеется и противопо­ложный тип личности, не принимающий рассудком и сердцем рынок. Оба названных типа личности имеют как достоинства, так | и недостатки. Личность рыночного типа — инициативная, нацеле-I на на нововведения, на частнопредпринимательский успех. Од-1нако чрезмерный прагматизм обедняет душевный мир человека. Личность нерыночного типа ориентирована на общегуманисти­ческие, экологические, духовные ценности и вместе с тем порой оторвана от реальных проблем жизни, иногда предпочитает вме­сто напряженного труда праздность, некоторую леность, надеет­ся на государственное покровительство.

Вероятно, можно еще говорить о типе личности, формирую-|щемся в зависимости от характера политического режима в об­ществе.

Тоталитарному режиму присущи: а) всеобщая регламентация сфер жизни человека (к примеру, ограничение числа детей в се­мье); б) социальная анонимность (следствие чрезмерного огосу-юрствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком его важных жизненных функций, что порождает пассивность и " тодавляет естественные порывы индивида; в) культ власти, гавшей высшей ценностью; г) готовность людей уступить сво-эду социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безот-ственность человека. В тоталитарном обществе и тоталитарном сознании просматривается четко выраженное деление на управляющих и управляемых. Тоталитарный тип лич­ности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности, чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка.

Изначальной ценностью либерального общества является уважение к свободе. Кантовское понятие "цели в себе" требовало признать за каждым человеком его призвание и способность це-леполагания (никто не должен быть осчастливлен насильно, а каждый народ свободен выбирать свое социальное и политиче­ское устройство). Либеральное общество характеризуется посте­пенностью осуществляемых реформ. Человеку либерально­го типа присущи диалог с властью, стремление к уникали-зации, к дифференциации, к сложности, к личной ответственно­сти, реализм в отношении к действительности и к собственным возможностям и положению, подлинная активность в повыше­нии своего статуса в обществе.

Наше современное общество находится на переходном этапе развития. Отсюда - смешанные черты личности, где переплетены элементы тоталитарного и либерального типов. В целом грани между квадрами, социальными и этническими общностями лю­дей подвижны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.01 с.)