Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренняя «сохранность» человека на войне.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Победа без победителей». •М.А.Шолохов «Донские рассказы» М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке. Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей. Внутренняя «сохранность» человека на войне. •М.А.Шолохов «Судьба человека». Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой М.А.Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие. • В.Л.Кондратьев «Сашка» Главный герой вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью. Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека. •В.Быков «Сотников». . Лучшей из своих повестей В. Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги. Война – страшная необходимость» (Л.Н. Толстой) •Л.Н.Толстой «Война и мир». Для Л.Н. Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая. А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг… и начнется самое - страшное избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар. Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.
•В.Л.Кондратьев «Сашка» Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище. •В. Быков «Одна ночь». Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. Дети и война •Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир») Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне. •А. Платонов «Маленький солдат» Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А. Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…» Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали. •Т. Кудрявцева Детский дом. Лека» О судьбе девочки, потерявшей родителей во время Великой Отечественной войны. (этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»). Правда войны •Л.Н. Толстой «Война и мир» Л.Н. Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную точку зрения, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий. Отношение государства к солдату-победителю •В. Соловьев «По европейскому асфальту» «В феврале сорок пятого нас примчали с севера в Польшу, с ходу выгрузили из составов, и мы, как были в валенках и шубах, двинулись по европейскому асфальту. Куда? В Берлин, конечно! Тогда все шли непременно в Берлин. Но почему такая спешка? Почему перед походом нас не успели даже накормить? И где же кожаная обувь и шинели? Неудобно же входить в «немецкий фэтер ланд» одетыми не по сезону! И мы проклинали интендантов. Об истинных причинах тогда еще никто не знал. О том, что армия союзников во Франции получила от немцев затрещину, взвыла о помощи и готова была задать лататы. Они, наши добрейшие союзники, чего-то сами не рассчитали, хотя у них было достаточно времени, чтобы продумать все и учесть. И вот мы, почти не отдохнувши после боев на северном фланге, с недопеченными ранами, подтянутыми животами спешим на выручку заморским молодцам, свеженьким, с иголочки одетым, у которых и жратвы, и оружия, и техники любой – навалом, но для серьезной драки все же чего-то недостает». Женщина на войне •С. Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды) Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С. Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну. Блокада Ленинграда •Ф. Абрамов «Потомок Джима». •Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова».
В. Быков: Его батальон, Знак беды, Круглянский мост, Обелиск, Облава, Пойти и не вернуться, Сотников 1. Между жизнью и смертью (тема нравственного выбора на войне) 2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне 3. Дети и война 4. 891 день мужества ленинградцев 5. Мемориал - памятник с особым значением (В. Быков «Обелиск») 6. "По ком звонит колокол" 7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? 8. Значение войн для государства и для человека 9. Правда о войне 10. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов) 11. «Ах, война, что ты сделала, подлая?..» (Б. Окуджава) 12. «У войны не женское лицо» (Светлана Алексиевич) 13. Тема военного детства в русской прозе. 14. «Я ушла и з детства в грязную теплушку» (Юлия Друнина) 15. «Мы были высоки, русоволосы» (Н.П. Майоров) 16. «Война такое зло, что не бывает совсем не пострадавших на войне» 17. Человек на войне 18. «Твой подвиг вовек не забудут в народе» 19. «От героев былых времен не осталось порой имен» (Евгений Агранович) 20. «Ко всему привыкший сорок первый год» (Ю. Друнина) 21. «ПОДНИМАЛИСЬ МАЛЬЧИКИ ПО СВИСТКУ В АТАКУ» (И. Карпов) 22. «Не сможет позабыться страх» (Б. Пастернак) 23. «Призвал нас к бою воинский закон» (К. Симонов) 24. «Не выпускай, боец, винтовки, пока не отомстишь врагу» (С. Маршак) 25. «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом — паспорта» (Ю. Воронов) 26. «В ярости рыдала мать- земля (Муса Джалиль) 27. «Солдаты помнят все бои» (Юлич) 28. «Война людьми забудется, землею - никогда!» (М. Алигер) 29. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (по М.Ю. Лермонтову, Л.Н. Толстому) 30. Трагическое и героическое в литературе XIX (XX) века о войне
III. Человек и природа в отечественной и мировой литературе Есть ли душа у природы или она бездушное материальное начало? Если так, то между человеком и природой возведена непреодолимая стена. Но почему мы в минуту трудную обращаемся к силам природы, очевидно, что человек и природа едины, они наделены душой, чувствами и языком. В произведениях русских и европейских писателей изображение природы выполняет разные функции: она может быть фоном действия, местом действия, отражением психологии героя. Природа и её существование становятся источником для решения вечных вопросов бытия. Кто есть человек, и какова его сущность; человек и высшее надмирное начало, что есть жизнь и смерть. Изменения в природе – источник переживаний человеком эстетических эмоций. Миги красоты, в природе изменчивы, и могут быть соотнесены с душевными движениями.
Роль пейзажа в литературном произведении: 1. Пейзаж как место действия. И.С. Тургенев «Лес и степь», «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов» (описание Обломовки), С. Есенин (красота русской природы). 2. Пейзаж как отражение внутреннего состояния героя. Психологический параллелизм (Л.Н. Толстой р. «Война и мир»: встреча кн. Андрея с дубом. Наташа весенней ночью в Отрадном. Сцена охоты. Святки., М. Лермонтов иносказательные пейзажи «Тучи», «Утёс», «На севере диком», «Горные вершины»). М. Лермонтов п. «Мцыри». Описание бури «как эквивалент душевных движений человека». Пейзаж в романтизме.
3. Пейзаж как средство решения вечных вопросов. Философские размышления над законами бытия. Картины мироздания (М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», п. Песня про купца Калашникова», р. «Герой нашего времени» («Фаталист»). И.С. Тургенев р. «Отцы и дети». Лирика Ф.И. Тютчева «День ночь», «Весенняя гроза», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
4. Социальная функция пейзажа. Пейзаж как средство постановки социальных вопросов Тургенев «Отцы и дети» (описание им. Марьино)
5. Изображение красот природы как неповторимых явлений жизни. Воспевание природы И.С. Тургенев «Отцы и дети» Любование природой. Запечатлённый миг красоты (А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье»,
2. драматический разлад с природой (А.С. Пушкин «Медный всадник», Ф.И. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах»).
7. постмодернисткое отчуждение от природы (А.Иванов «Комьюнити») Типы пейзажа: аллегорический, философский, Виды пейзажа 1.Сентиментальный пейзаж, романтический, реалистический, сюрреалистический пейзаж 2.Городской, сельский, лирический, динамический, статичный, вымышленный, экзотический, фантастический, пейзаж-символ. 3. Роль пейзажа: фон действия, отражение психологии героя, лирическое отступление, пейзаж-символ (И. Бунин «Антоновские яблоки», А. Блок «Стихи о Прекрасной даме», п. «Двенадцать») (Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы) Общие тезисы по теме: Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность. Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин». 1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть» М.Пришвин «Кладовая солнца» В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». «Слово о полку Игореве» Природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. В.Астафьев «Царь-рыба» В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. 2. Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым В.Шукшин «Залётный» Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он. Б.Ш. Окуджава «Мышка» 4. Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили». Н.Д. Телешов «Белая цапля». Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки. ТЕМЫ 1. Мир людей глазами мобильного устройства 2. "Живая" книга или Интернет! 3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей) 4. Человек и космос 5. Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема 6. Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика 7. «Я не ищу гармонии в природе» (Н. Заболоцкий) 8. Природа учит нас понимать прекрасное 9. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин) 10. «Не царь природы человек, Не царь, а сын» (Е. Исаев) 11. Человек и природа в мире романтизма (Жуковский «Невыразимое», Пушкин «Кавказский пленник», Лермонтов «Мцыри» и др.) 12. Мир природы в лирике А. С. Пушкина 13. Образ и символ дороги в русской литературе 14. Мир природы и мир человека в лирике А. Фета 15. Пейзаж в лирике А. Блока 16. Роль пейзажа в новокрестьянской поэзии 17. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века (Ч. Айтматов «Плаха», В. Астафьев «Царь-рыба») 18. Русская природа в лирике Ф.И. Тютчева 19. Искусство пейзажной зарисовки в прозе И.С. Тургенева
IV. Спор поколений: вместе и врозь 1. «Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим» (И.В. Гёте) 2. «Мысль семейная» в русской литературе (от произведений русской классики до произведений новейшей современной литературы: А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Песня о купце Калашникове…», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Юность. Отрочество.»…) 3. Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корня. Нет материнской судьбы без народной судьбы. Чингиз Айтматов. 4. Тема воспитания в русской классической литературе (на примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», романов А.С. Пушкина, произведений Н.В. Гоголя и др.) 5. Тема воспитания в современной литературе (А. Алексин, Л. Петрушевская, Д. Рубина, В. Токарева и др.)
V. Чем люди живы? 1. Поиски смысла жизни героями русской литературы 2. Ответы героев Достоевского (Л. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева и др.) на вопросы о поиске смысла жизни 3. Герои, не нашедшие смысла жизни, «лишние»? 4. Мои раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях 5. Размышления о чести и совести 6. Что нужно человеку для счастья? 7. Что формирует судьбу человека? 8. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути? 9. Современны ли сейчас понятия “добротаˮ, “милосердиеˮ, “отзывчивостьˮ, “бескорыстиеˮ? 10. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский)? 11. Над какой жизнью смеется Н.В. Гоголь (А.С. Грибоедов, М.Е Салтыков-Щедрин)? 12. Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его. Чингиз Айтматов. 13. Кто жить не умел, тому и помирать не выучиться (Русская народная пословица) 14. «Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский) 15. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…» (Ф.М.Достоевский) 16. Должна ли быть нравственная цель в жизни? Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский) 17. Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие… Атавизмы? 18. «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.С. Пушкин) 19. «Сила влияния нравственного выше всех сил» (Н.В. Гоголь) 20. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) 21. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н.Толстой) 22. «Я жил, я был – за всё на свете я отвечаю головой» (Л.Н. Толстой) 23. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо – мы» (А.П. Чехов) 24. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф.М.Достоевский) 25. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или тёмным, добрым или злым? 26. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше 27. Милосердие есть постоянное состояние души нормального обыкновенного человека (Н.Носов «Усвятские шлемоносцы») 28. «Береги честь смолоду» (А.С. Пушкин) 29. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А.П. Чехов) 30. Любить человека – вот главный принцип гуманизма 31. «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой) 32. «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно» (Д.С. Лихачёв)
Победа без победителей». •М.А.Шолохов «Донские рассказы» М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке. Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей. Внутренняя «сохранность» человека на войне. •М.А.Шолохов «Судьба человека». Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой М.А.Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие. • В.Л.Кондратьев «Сашка» Главный герой вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.014 с.) |