Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
•И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев. •Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней. М.Пришвин «Кладовая солнца» В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». «Слово о полку Игореве» Природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. В.Астафьев «Царь-рыба» В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. 2. Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым В.Шукшин «Старик, солнце и девушка» В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту! Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство" «...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...» Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе. В.Шукшин «Залётный» Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он. Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб». Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»… 3. Тезис: Необходимо бережно относиться к природе Сент-Экзюпери «Маленький принц» Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Б.Ш. Окуджава «Мышка» 4. Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили». Н.Д. Телешов «Белая цапля». Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки. ТЕМЫ 1. Мир людей глазами мобильного устройства 2. "Живая" книга или Интернет! 3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей) 4. Человек и космос 5. Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема 6. Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика 7. «Я не ищу гармонии в природе» (Н. Заболоцкий) 8. Природа учит нас понимать прекрасное 9. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин) 10. «Не царь природы человек, Не царь, а сын» (Е. Исаев) 11. Человек и природа в мире романтизма (Жуковский «Невыразимое», Пушкин «Кавказский пленник», Лермонтов «Мцыри» и др.) 12. Мир природы в лирике А. С. Пушкина 13. Образ и символ дороги в русской литературе 14. Мир природы и мир человека в лирике А. Фета 15. Пейзаж в лирике А. Блока 16. Роль пейзажа в новокрестьянской поэзии 17. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века (Ч. Айтматов «Плаха», В. Астафьев «Царь-рыба») 18. Русская природа в лирике Ф.И. Тютчева 19. Искусство пейзажной зарисовки в прозе И.С. Тургенева
IV. Спор поколений: вместе и врозь 1. «Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим» (И.В. Гёте) 2. «Мысль семейная» в русской литературе (от произведений русской классики до произведений новейшей современной литературы: А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Песня о купце Калашникове…», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Юность. Отрочество.»…) 3. Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корня. Нет материнской судьбы без народной судьбы. Чингиз Айтматов. 4. Тема воспитания в русской классической литературе (на примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», романов А.С. Пушкина, произведений Н.В. Гоголя и др.) 5. Тема воспитания в современной литературе (А. Алексин, Л. Петрушевская, Д. Рубина, В. Токарева и др.)
V. Чем люди живы? 1. Поиски смысла жизни героями русской литературы 2. Ответы героев Достоевского (Л. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева и др.) на вопросы о поиске смысла жизни 3. Герои, не нашедшие смысла жизни, «лишние»? 4. Мои раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях 5. Размышления о чести и совести 6. Что нужно человеку для счастья? 7. Что формирует судьбу человека? 8. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути? 9. Современны ли сейчас понятия “добротаˮ, “милосердиеˮ, “отзывчивостьˮ, “бескорыстиеˮ? 10. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский)? 11. Над какой жизнью смеется Н.В. Гоголь (А.С. Грибоедов, М.Е Салтыков-Щедрин)? 12. Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его. Чингиз Айтматов. 13. Кто жить не умел, тому и помирать не выучиться (Русская народная пословица) 14. «Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский) 15. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…» (Ф.М.Достоевский) 16. Должна ли быть нравственная цель в жизни? Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский) 17. Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие… Атавизмы? 18. «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.С. Пушкин) 19. «Сила влияния нравственного выше всех сил» (Н.В. Гоголь) 20. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) 21. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н.Толстой) 22. «Я жил, я был – за всё на свете я отвечаю головой» (Л.Н. Толстой) 23. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо – мы» (А.П. Чехов) 24. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф.М.Достоевский) 25. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или тёмным, добрым или злым? 26. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше 27. Милосердие есть постоянное состояние души нормального обыкновенного человека (Н.Носов «Усвятские шлемоносцы») 28. «Береги честь смолоду» (А.С. Пушкин) 29. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А.П. Чехов) 30. Любить человека – вот главный принцип гуманизма 31. «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой) 32. «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно» (Д.С. Лихачёв)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.232.9 (0.007 с.) |