Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозно-философские направления.

Поиск

Современная религиозная философия включает в себя хри­стианство, буддизм и ислам. Наибольшим влиянием в западном мире отличаются неотомизм и персонализм.

Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма -Э. Жильсон, Ж. Маритен, Д. Мерсье, А. Дондейн, М. Грабман, И. Бохеньский, К. Фабро, К. Ранер, Г. Веттер.

Оживление неотомизма (с последней трети XIX в.) обуслов­лено: 1) усилением революционной борьбы, надвигавшимися со­циальными потрясениями общества, чему церковь противопоста­вила духовные средства; 2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума. По неотомизму, существуют, два источника познания: знания, внушаемые божественным от­кровением через веру, и низшие знания, приобретенные средст­вами человеческого разума. Вера без разума превращается в сле­пое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомне­ния. В этой взаимосвязи разум подчиняется вере. Разум теорети­чески охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логиче­ских аргументов от неверия и заблуждения.

В. С. Соловьев утверждал, что "частные науки в своем иска­нии... истины основываются на известных данных, принимаемых на веру.., не допускающих дальнейшего умственного испыта­ния...". В целом, русские религиозные философы конца XIX, начала XX в. считали, что вера — важнейший феномен духовного мира человека, является условием и стимулом творчества, есть непосредственное принятие сознанием смысложизненных поло­жений как высших истин, норм и ценностей. Вера с разумом со­ставляет всеединство: синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Знание, как и вера, по мнению Н. А. Бердяева, есть проникнове­ние в реальную действительность, но частичное, ограниченное.

Канадец Б. Лонерган, рассматривая принцип сомнения, в от­личие от Р. Декарта утверждал, что вера в науке плодотворнее, чем сомнение. Сомнение ведет к примитивизму, а вера позволяет ассимилировать в структуру знания некоторые элементы истины. Принимая на веру результаты своих предшественников, ученый дальше развивает науку. Благодаря вере возможно разделение труда между специалистами. По поводу такой позиции отметим, что в науке действительно существует элемент доверия, что, од­нако, не исключает, а предполагает накопление наукой данных и их проверку, избавление от ошибочных взглядов.

В 1914 г. были опубликованы "24 томистских тезиса", где сформулированы основоположения католической философии по онтологии, космологии, антропологии и теодицеи ("богооправ­дания").

Единство мира заключается в его бытии, а источником бытия выступает Бог. Бог, сотворив мир, оставил на нем следы своего бытия в объектах природы, по которым можно заключить о су­ществовании Бога. Основание для такого вывода - подобие всех различающихся между собой вещей, свидетельствующее о един­стве плана строения всего сущего. Вещественную основу мира, согласно томистской онтологии, составляет материальная, инертная и косная масса, не способная к движению и внутренней самодеятельности; она всего лишь возможность, ждущая реали­зации.

Космогенез представляет собой процесс перехода всего су­ществующего из потенции в акт, от низших уровней осуществле­ния возможностей к высшим. Абсолютная осуществленность свойственна только первоформе, которая есть Бог. Он - причин­ное основание вещей, выступает как имманентно действующая в них сила.

Человек - продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа с присущей ей свободой воли по отноше­нию к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Общество ("град земной") – объединение личностей и одновременно "сверхличность". История есть таин­ство и промысел божий, осуществление некоего провиденциаль­ного плана.

Познание - одна из способностей нематериальной души. Вершину знаний образует теология, философия располагается посередине иерархической пирамиды познания, а остальные нау­ки образуют ее подножие. Неотомисты различают три рода по­знания. Чувственное познание постигает единичное, разумное -общее. Третьим видом является аналогическое познание, отно­сящееся к абсолютному бытию и исходящее из конечного суще­го. Второй способностью человеческой души является воля. Сво­бода воли ставит перед человеком необходимость выбора между посюсторонним (мирскими ценностями) и потусторонним бла­гом (евангельскими ценностями).

В середине XX в. томистская философия встала перед необ­ходимостью осовременивания своих теоретических оснований. Одним из наиболее выдающихся представителей религиозного модернизма является Тейяр де Шарден (1881—1955, основные со­чинения: "Божественная среда", "Феномен человека"). В основе его концепции лежит принцип эволюции. Вселенная представля­ет собой процесс косморазвития. На первом его этапе ("пред-жизнь") происходит эволюция химических элементов и галактик, формируется оболочка Земли, физико-химическая среда, благо­приятная для образования сложных молекул и первых форм жиз­ни. На втором этапе ("жизнь") возникает живой покров Земли ("биосфера"), развиваются все формы живых организмов, от про­стейших до человека. Третий этап ("мысль") охватывает станов­ление человека и формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли - сферы духа, "ноосферы", через ко­торую возможен выход в сверхжизнь к "точке Омега", или сверх­личности, духовному центру "универсума", Богу. Бог присутст­вует в каждой частице "ткани универсума" в виде особой духов­ной энергии. Бог существует вне времени и пространства и ха­рактеризуется автономностью, наличностью, необратимостью, трансцендентальностью. Это — движущая и направляющая сила, цель и предел эволюции.

Все существующее возникло из единой субстанции, "ткани универсума", каждый элемент которой имеет "внешнюю" (мате­риальную) и "внутреннюю" (духовную) стороны. Космогенез -необратимое движение ко все более высоким формам психизма, имеющее источником внутренний "напор сознания". Силой эволюции выступает не естественный отбор, а влияние внутренних духовных сил. "Омега" - центр наибольшей концентрации созна­ния, перводвигатель сущего.

Вместе со способностью человека к сосредоточению созна­ния на самом себе и "сговору" (прибавлению к своему сознанию содержания других сознаний посредством речи) появляется воз­можность объединения отдельных "мыслящих центров" в кол­лективное сознание. Государства, нации и цивилизации как но­вые формы жизни обладают большими "биологическими воз­можностями" для слияния, так как сильно "психизированы". Путь к совершенству "Я" лежит через коллективное сознание. Эволюция зависит от "деятельности" людей. Тейяр предложил считать идеалом не покорность, а активное отношение к миру, созидательный труд, борьбу с проявлениями зла.

Генетический подход помог Тейяру де Шардену сформули­ровать ряд диалектических положений: принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений и предметов действительности, неодолимость нового, скачкообразность процессов развития. Значительное место в системе Тейяра, как показал анализ, зани­мают элементы научного мировоззрения и идеи гуманизма.

В модернизированном томизме учение о Боге корректируется и разбавляется учением об основаниях и смысле человеческой жизни. Рисуется утопическая картина общества, в котором освя­щаются религиозным культом все сферы социальной, культурной и даже бытовой жизни человека. Если традиционная томистика ориентировалась на богопослушание, то современные религиоз­ные авторы на первый план выдвигают поиски человеком своего неповторимого "я". Зло проистекает из того, что люди непра­вильно пользуются дарованной им свыше свободой. Борьба со злом переносится неотомизмом из социально-политической об­ласти в сферу морали и считается, что нравственное совершенст­вование человека возможно исключительно на религиозных на­чалах. Духовные ценности ставятся выше материальных. В своих энцикликах папа римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) отмечает, что католическая церковь всегда отказывалась признать рынок в качестве главного регулятора социальной жизни. И хотя этиче­ская ценность свободного рынка неоспорима, капитализм не должен служить образцом для Восточной Европы, ибо, несмотря на достигнутый уровень жизни на Западе, проблемы несправед­ливости и человеческих страданий там не решены. Человек - не просто средство для производства, а личность, имеющая приоритет перед капиталом. Источник социальной активности К. Войтыла попытался найти в человеческой душе, тяготеющей к вечным ценностям. Как и другие религиозные философы, Вой-тыла не смог отойти от стереотипа выведения истории из сверхъ­естественного.

В русле гуманистического осовременивания томизма нахо­дится персонализм. Он возник на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в США (Э. Брайтмэн, Р. Флюэллинг) и во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, Ж. Недонсель). Его целевая мировоззрен­ческая установка - примирить религию с некоторыми гумани­стическими ценностями.

Исходный пункт философствования персоналистов - само­сознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя прежде всего в беспредпосылочной и ничем не ограниченной свободе. При описании беспредпосылочной активности персона­листы заимствуют понятие "жизненный порыв" А. Бергсона. В свете этого понятия творческая самодеятельность личности ир­рациональна, беспричинна и потому необъяснима. Активность "я" первична, обусловливает существование и смысл объектив­ной реальности.

При всей уникальности личностного "я" последнее не изолиро­вано в своей единичности и дано в неразрывной связи с другими "я". Коммуникативность, открытость в сторону подобных ей личностей по своей природе не социальна, а религиозна. Здесь обнаруживается переход персонализма с позиций субъективного идеализма на пози­ции идеализма объективного. Осознание человеком своего единства с другими людьми, утверждают персоналисты, имеет в качестве прообраза извечную связь человека с Богом. Основная задача за­ключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содейство­вать духовному самосовершенствованию личности.

Сейчас намечается определенный симбиоз католической фи­лософии и всего христианства с восточными религиями, активи­зируются усилия за добрые начала человека, за мир и выживание цивилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.008 с.)