Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема критериев общественного прогресса. Некоторые особенности исторического прогресса.

Поиск

Трудность выяснения таких критериев обусловлена тем, что социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество развивающихся элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни как высшей формы сущест­вования материи. Принцип целостности раскрывает как динами­ческий аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласо­ванности элементов социальной системы и, соответственно, уро­вень ее стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса.

1. Многие философы (например, Гегель) полагали, что миро­вая история - это прогресс в осознании свободы, которую чело­век должен завоевывать.

Реальная свобода достигается посредством познания и овла­дения необходимостью. Овладение природной необходимостью реализуется в развитии производительных сил, поэтому их про­гресс можно интерпретировать как постепенный процесс осво­бождения человечества от подчинения стихийным силам приро­ды. Отношение к природе опосредовано определенной общест­венной формой, законами общественного развития. Общество свободно, если оно овладевает этими законами, преодолевает (в меру) господство социальной стихии.

Подлинная свобода личности состоит не просто в освобож­дении ее от чего-то, а в положительной возможности всесторон­него развития и проявления своих способностей. Свобода как продукт общественного прогресса является одновременно и его важнейшим критерием. Если общество обеспечит, прежде всего, экономическую свободу каждой личности, уничтожит состояние человека как наемника государства, то тогда оно покончит и с угнетением. А это возможно на основе преодоления технологи­ческого и экономического отчуждения. Имеет значение создание условий для развития индивидуальной и массовой инициативы и творчества не только в экономической, но и во всех иных сферах жизни для каждого гражданина.

2. Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса на­звал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледе­лия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник разви­тия видел в способности к совершенствованию человека. Исходя из диалектико-материалистического понимания ис­тории, общеисторический критерий прогресса следует искать в "ядре" общественного бытия — в сфере производства материаль­ных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отно­шения. Высшим и всеобщим объективным критерием общест­венного прогресса, по мнению В. И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать: не в статике, а в динамике; с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с базисом (совокупностью производствен­ных отношений) и надстройкой, социально-политическим со­стоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократиза­ции общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью,

Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. (Производитель­ность труда, подчеркивал Ленин, — главное условие победы ново­го строя.) Но важна производительность не всякого труда, а тру­да по производству полезной для человека, качественной, конку­рентоспособной продукции.

3. Экономика - лишь часть бытия человечества, она не явля­ется самоцелью. Хотя таковой в значительной степени экономика сделалась в последнее два столетия европейской и американской истории (гонка за внешними атрибутами прогресса, измеряемого в единицах потребленных вещества, энергии и информации).

Если экономика не самоцель, то что же является высшей ценностью бытия? Сейчас модна формула: "Человек есть мера всех вещей" (Протагор - V в. до н. э.). В основу человеческого в вещах греческий философ положил чувственные склонности ин­дивида. В отличие от протагоровского субъективистского, со­временное истолкование человека как меры всех вещей имеет объективно-субъективное содержание.

Кант в основу своего учения положил оппозицию "вещь -личность" и сформулировал: "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству"250. Это требование было созвучно начавшейся в XVIII в. борьбе против использования человека (раба, крепостного) в качестве орудия чужой воли. В дальнейшем оно было включено в контекст критики капитализма с его утили­зацией человеческих сил.

Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию "пределов роста", человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства, т. е. перейти к развитию "богатства человеческой природы" как самоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценно­стями человеческого бытия и обретает гуманистическую направ­ленность. П. Л. Лавров в "Исторических письмах" утверждал, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и спра­ведливости - вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего "в деле упорядочения человеческих отношений"251.

Совокупный субъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новые социальные силы. В резуль­тате постепенно освобождается масса людей от разнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуаль­ные возможности и внутренняя свобода каждого человека. Гума­низация производства как сторона гуманизации общества осуществ­ляется путем перехода от формулы "производство - условия труда -человек" к формуле "человек - условия труда - производство". Гу­манизация охватывает всю систему общественных отношений и общественный прогресс измеряется мерой индивидуального разви­тия человека. Исторический процесс бытия становится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществления человека, где он выступает как производительная, социальная, политическая к духовная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта и объекта истории. Пока общество такого состояния не достигло, но возможности движения к нему расширяются.

Человек в идеале и цель (мера всех вешей и процессов), и средство (субъект) истории. Любая из этих граней, взятая изоли­рованно от другой, недостаточна, ведет то ли к антигуманизму (если человек выступает лишь орудием для достижения задач), то ли к абстрактному, утопическому гуманизму (если человек есть только цель развития). Наука отвергает также идеологию чело-зека-"винтика" и позицию человека, которому все дозволено.

4. Продуктивным представляется подход, когда объективным критерием самосовершенствования общества выступает сопос­тавление результата с целью (идеалом). В статье "Основные про­блемы теории прогресса" (1902 г.) С. Н. Булгаков полагал, что метафизика (философия) призвана дать ответы на самые сокро­венные и вечные вопросы человеческого бытия: какова судьба человечества, в чем смысл нашей жизни, для чего мы живем на Земле? Ответ, предложенный теорией прогресса и представляю­щийся на первый взгляд привлекательным - целью прогресса яв­ляется возможно больший рост счастья возможно большего чис­ла людей - оказывается, утверждал Булгаков, нравственно по­рочным. Ведь приняв за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносим в жертву ему судьбы совре­менного поколения и оправдываем исторический беспредел по отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобы не только приближаться к намеченной цели, идеалу, к "светлому будущему", а чтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляет значения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеал никогда не может быть полностью реализован, но на каж­дой ступени прогресса осуществляется относительно. Философия выступает не против идеалов, а против конструирования "конеч­ных" целей истории, против признания какой-либо единственно правильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной эволюции-революции.

П. А. Сорокин усматривал сложности теории прогресса в ус­ловности формулы прогресса и лежащего в ее основании обще­ственного идеала. Последний в принципе не может быть обще­значимым и логически доказанным, как недоказуема никакая норма - будь то счастье, благополучие, развитие человека и т. п. Но и безоценочные теории (Конт, Спенсер), по мнению Сороки­на, не решают проблему, ибо, если исключить все оценочные элементы, то формула прогресса сольется с формулой эволюции -тогда зачем и сам термин "прогресс"? Таким образом, оба типа теории прогресса - оценочные и нейтральные - недостаточны. Их необходимо синтезировать, приходит к выводу Сорокин252.

5. Сейчас остро стоит вопрос о том, какой ценой следует до­биваться перехода общества к более высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенные на алтарь про­гресса, несопоставимы с ожидаемым результатом. Прогресс не­возможен без учета экологического критерия. Классики филосо­фии и науки осознали, что безграничная экспансия людей по от­ношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытия человечества, т. е. способности транс­формировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в тру­дах Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского и других представителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединения людей не на соци­ально-политической основе, а на идеях экологического порядка. Природа в системе антропо-космического мировоззрения не объ­ект, который должен преобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем, противопоставление в этом мире тех-ногенного естественному чревато экологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект, активно по- I коряющий природу, а космическое событие, популяция мысля-| ших существ, понимающих свое родство со всем живым на Земле и f свою ответственность за ее уникальность и самоценность. Необхо­дима гармония человека с человеком и человечества с природой.

6. Ф. В. Шеллинг основной критерий исторического прогрес­са (наряду с моралью, прогрессом науки и техники) усматривал в постепенной реализации правового устройства, приближении к этой цели253.

Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в "чистом" виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком-то "стержне" - расширении сфе­ры свободы, развитии производительных сил, сопоставлении ре­зультатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, со­вершенствование способа производства, противоречие между по­требностями и возможностями их удовлетворения и т. д.) не явля­ются "сквозными" и обнаруживают относительность. Видимо, абсо-; лютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возмож-i ности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.

Некоторые особенности исторического прогресса.

1. Общественное развитие есть эволюционно-революцион-ный процесс. Эволюция применительно к обществу - прогрес­сивно направленные постепенные количественные и несущест­венные качественные изменения, осуществляемые социально-этническими общностями, группами людей, индивидами» приво­дящие к созданию материальных и духовных ценностей. Рево­люция - перерыв непрерывности в поступательном движении, следствие разрешения переплетающихся различных ^идеальных противоречий, скачок и коренное отрицание, стихийное развитие событий и целенаправленный сознательный процесс, сочетание за­кономерности и случайности, реализация реальных возможностей.

Революция — естественный результат предшествующих ей эволюционных изменений. Революции открывают период новых эволюционных изменений, качественно отличных от тех, кото­рые происходили до революции. Революция и эволюция - объек­тивные закономерные формы развития общества, дополняющие и обусловливающие друг друга.

Признание единства эволюции и революции ставит вопрос об их соотношении. Отдавая приоритет революции, марксизм-ленинизм не отвергал возможности мирного разрешения общест венных противоречий (см, 2.7). Г. В. Плеханов считал резолю­цию одним из моментов эволюции. П. А. Кропоткин революцию определял как "ускоренную эволюцию". Такой подход близок концепции возникновения нового качества путем суммирования количественных изменений. В XX в. это выразилось в концепци­ях: "равновесия классовых сил" в капиталистическом обществе (О. Бауэр полагал, что ни буржуазия, ни рабочий класс в одиноч­ку управлять государством не способны); "экономической демо­кратии" (Ф. Нафтали считал, что экономические требования ра­бочих можно реализовывать в условиях преобладания частного сектора); "кооперативной демократии" (создания "очагов 'социа­лизма" в капиталистическом обществе); ''организованного капи­тализма" (рабочий класс и при капитализме, при получении социал-демократами ведущих позиций в государстве, без револю­ционного насилия способен подготовить предпосылки для "мяг­кого" перехода к социализму).

Социальной революции предшествует относительно дли­тельный период борьбы угнетенного класса за улучшение своего положения, которое закрепляется реформами. Но нельзя абсолю­тизировать реформы, рассматривать их лишь как конечную цель. А. Н. Радищев. А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский подметили зависимость конечного результата революции от ее преамбулы. Чем большей свободой располагает общество до революции, тем больше надежды на ее мирный характер. Чем больше степень уг­нетения, тем больше вероятность разрушительного взрыва. Рево­люции и реформы представляют собой одновременно единство (реформы выступают как предпосылки революции), и противо­положности (нельзя одно сводить к другому).

В обществе происходят разнообразные революции; в произ­водительных силах, науке и технике, в сознании и культуре, со­циальные и т. д. В обобщенном виде, по мнению Джона Бернала (1901-1971), это есть циБилиэационные революции. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев революцию политическую, переход власти от одного класса в руки другого. Вопрос о государственной власти связан с вопросом о собствен­ности, ибо политически господствующим классом в конечном счете может стать только экономически господствующий класс. Резолюции на практике предшествует, как правило, революция в умах, в сознании, позволяющая осознать задачи, стоящие перед обществом.

Революция - длительная эпоха радикального преобразования общественных отношений. На первом этапе революции (об этом свидетельствует опыт Французской революции 1789 г., револю­ции 1917 г. в России) происходит широкое объединение разно­родных социальных сил в борьбе с отжившими отношениями. На втором этапе идет дифференциация и поляризация социальных сил в соответствии с различными их интересами, в пользу про­гресса или консерватизма, что ведет порой к ситуации двоевла­стия, В лагере сил за радикализацию общества также происходит размежевание. При двоевластии возникают возможности соци­ально-экономических катастроф.

В социальной революции, помимо созидательных, есть раз­рушительные моменты. Революции и гражданские войны вели к определенному разрушению материальных и духовных ценностей, к жертвам, способствовали пробуждению низменных ка­честв человеческой натуры.

Современная ситуация в мире заставляет больше считаться с сосуществованием, координацией и взаимодополнением проти­воположностей. Возрастает значение эволюционных механизмов развития цивилизации, реформистских путей. А. Д. Сахаров, при вручении ему Нобелевской премии 1975 г., говорил: "...Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсужде­ния и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем.,."257. В целом же эволюционно-революционное развитие общества, как и любого явления, объек­тивно, а прогресс имеет непрерывно-прерывный характер.

2. Развитие общества может быть описано через эволюцион­ную и бифуркационную модели. Отличительной особенностью первой является неизменность системного качества. Вторая ха­рактеризуется исчезновением прежнего системного качества, ко­гда предшествующие детерминации уже не срабатывают, а новые еще не развернулись. Стало быть, общественное развитие неод­нозначно. "В результате статистического усреднения многочис­ленных и разнонаправленных индивидуальных и массовых чело­веческих действий и социальнозначимых поступков так или ина­че образуются определенные центры притяжения - векторы, тен­денции общественного развития". Социальные законы и законо­мерности фиксируют вероятные направления общественной ди­намики, обусловленные силой исторической инерции, "выступа­ют как доминирующие векторы развития, тенденции, которые в ходе своего взаимодействия могут противостоять друг другу, блокировать и нейтрализовать одна другую и, в связи с этим, по­стоянно модернизироваться и видоизменяться"258.

Эволюционная и бифуркационная модели дополняют непре­рывно-прерывную, эволюционно-революционную картину обще­ственного развития.

3. Прогрессивное развитие в целом общества и различных сторон общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей, отдельных частей социума. Так, в индустриаль­ном обществе, особенно на начальном его этапе, прогресс в раз­витии производительных сил достигался за счет повышения экс­плуатации основной массы населения. Прогресс науки и техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к уничтожению природы и подрыву естествен­ных основ существования общества, к созданию мощных разру­шительных сил (вооружение). Человечество столкнулось с дик­татом "массовой культуры", этическим нигилизмом и эмоцио­нальной бедностью, культивированием потребности в богатстве вместо богатства потребностей. Усложнение рыночных механиз­мов на основе расширения сферы конкуренции ведет к росту производительности труда. В рынке человек становится эконо­мически зрелее, но духовно, нравственно, эстетически беднее. Отчужденность человека от красоты и добра порождает носителя векторного мышления, которое функционирует в оппозиции: дал -взял; вложил - получил; открыл - внедрил, т. е. законы природы и человеческого общежития переводятся на язык прибыли и эко­номического эффекта. Развитие цивилизации принесло с собой смягчение нравов, утверждение в сознании людей идеалов гума­низма. В то же время в XX в. произошли две самые кровопро­литные мировые войны. Широко распространились наркомания, алкоголизм, преступность. Таким образом, динамизм общества как системы не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково, а в целом прогресс противоречив.

Социализм в конкретных условиях СССР позволил осущест­вить союз науки и техники (самое яркое свидетельство — первый искусственный спутник Земли и первый землянин во Вселенной), обеспечил умеренный достаток, всеобщее образование, социаль­ную защищенность, уверенность в завтрашнем дне, свободный выбор профессии, доступность всех источников здравоохранения и культуры для большинства населения. Вместе с тем регла­ментированность и монополизм не способствовали развитию состязательности. Государственная собственность, обладая определенными достоинствами (позволяет рациональнее осу­ществлять стратегическое регулирование, лучше учитывать глобальные и рассчитанные на долговременную перспективу проблемы), в конкретных условиях деформированного социа­лизма исключала личный интерес и мотивацию к качествен­ной работе, порождала безответственность. Подавление сво­боды выражалось в принудительных массовых социально-экономических мероприятиях типа насильственной коллекти­визации, в нарушении законности. (В буржуазном обществе также постоянно действует невыборная система управления, независимая от законной власти.)

4. Процесс общественного развития необратим. "В каждую эпоху оказываются... особые обстоятельства, каждая эпоха явля­ется... индивидуальным состоянием,..259. По мере совершенство­вания общества уменьшаются возможности регресса и случайно­стей, а моменты возврата к старому происходят на более широ­ком основании спирали, в новых условиях. Необратимая в мас­штабе всемирной истории обшая теааенцкя прогресса призвана воплотить в себе вековые идеалы человечества, становление гу­манного, социально ориентированного и демократическою общества.

5. Важнейшая черта прогресса - его ускорение. Ускорение -форма общественных изменений, сопровождаемая отдельными моментами замедления, выраженная в общей закономерной тен­денции поступательного, убыаряющегося прогресса общества260, Чем ближе к нашему времени, тем пружина исторических собы­тий и человеческих действий раскручивается со все возрастаю­щей интенсивностью и скоростью. Конечно, рост того или иного конкретного процесса имеет свои пределы, что является необхо­димой предпосылкой для развития Так, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения гото­вых продуктов природы,

Сторонники концепции "пределов роста" аргументируют за­медление социального процесса тем, что человек психически и умственно не способен освоить стремительно нарастающий по­ток новых знаний и приспособиться к нововведениям в обществе. Однако люди все больший объем знаний научились вмещать во все меньшее количество информации, дополняя свою естествен­ную память искусственной благодаря изобретению письменно­сти, книгопечатания, компьютеров и видеозаписи.

Ускорение развития обеспечивается использованием методов глобального моделирования, современной вычислительной тех­ники, государственного регулирования (наряду с саморегулиро­ванием) экономики. Ускорение должно сочетаться с качествен­ными переменами. Качественные изменения могут сопровож­даться замедлениями, например, с целью создания предпосылок для модернизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.143 (0.015 с.)