Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема критериев общественного прогресса. Некоторые особенности исторического прогресса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трудность выяснения таких критериев обусловлена тем, что социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество развивающихся элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни как высшей формы существования материи. Принцип целостности раскрывает как динамический аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальной системы и, соответственно, уровень ее стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса. 1. Многие философы (например, Гегель) полагали, что мировая история - это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать. Реальная свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью. Овладение природной необходимостью реализуется в развитии производительных сил, поэтому их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от подчинения стихийным силам природы. Отношение к природе опосредовано определенной общественной формой, законами общественного развития. Общество свободно, если оно овладевает этими законами, преодолевает (в меру) господство социальной стихии. Подлинная свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Свобода как продукт общественного прогресса является одновременно и его важнейшим критерием. Если общество обеспечит, прежде всего, экономическую свободу каждой личности, уничтожит состояние человека как наемника государства, то тогда оно покончит и с угнетением. А это возможно на основе преодоления технологического и экономического отчуждения. Имеет значение создание условий для развития индивидуальной и массовой инициативы и творчества не только в экономической, но и во всех иных сферах жизни для каждого гражданина. 2. Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека. Исходя из диалектико-материалистического понимания истории, общеисторический критерий прогресса следует искать в "ядре" общественного бытия — в сфере производства материальных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отношения. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса, по мнению В. И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать: не в статике, а в динамике; с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с базисом (совокупностью производственных отношений) и надстройкой, социально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократизации общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью, Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. (Производительность труда, подчеркивал Ленин, — главное условие победы нового строя.) Но важна производительность не всякого труда, а труда по производству полезной для человека, качественной, конкурентоспособной продукции. 3. Экономика - лишь часть бытия человечества, она не является самоцелью. Хотя таковой в значительной степени экономика сделалась в последнее два столетия европейской и американской истории (гонка за внешними атрибутами прогресса, измеряемого в единицах потребленных вещества, энергии и информации). Если экономика не самоцель, то что же является высшей ценностью бытия? Сейчас модна формула: "Человек есть мера всех вещей" (Протагор - V в. до н. э.). В основу человеческого в вещах греческий философ положил чувственные склонности индивида. В отличие от протагоровского субъективистского, современное истолкование человека как меры всех вещей имеет объективно-субъективное содержание. Кант в основу своего учения положил оппозицию "вещь -личность" и сформулировал: "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству"250. Это требование было созвучно начавшейся в XVIII в. борьбе против использования человека (раба, крепостного) в качестве орудия чужой воли. В дальнейшем оно было включено в контекст критики капитализма с его утилизацией человеческих сил. Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию "пределов роста", человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства, т. е. перейти к развитию "богатства человеческой природы" как самоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценностями человеческого бытия и обретает гуманистическую направленность. П. Л. Лавров в "Исторических письмах" утверждал, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего "в деле упорядочения человеческих отношений"251. Совокупный субъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новые социальные силы. В результате постепенно освобождается масса людей от разнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуальные возможности и внутренняя свобода каждого человека. Гуманизация производства как сторона гуманизации общества осуществляется путем перехода от формулы "производство - условия труда -человек" к формуле "человек - условия труда - производство". Гуманизация охватывает всю систему общественных отношений и общественный прогресс измеряется мерой индивидуального развития человека. Исторический процесс бытия становится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществления человека, где он выступает как производительная, социальная, политическая к духовная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта и объекта истории. Пока общество такого состояния не достигло, но возможности движения к нему расширяются. Человек в идеале и цель (мера всех вешей и процессов), и средство (субъект) истории. Любая из этих граней, взятая изолированно от другой, недостаточна, ведет то ли к антигуманизму (если человек выступает лишь орудием для достижения задач), то ли к абстрактному, утопическому гуманизму (если человек есть только цель развития). Наука отвергает также идеологию чело-зека-"винтика" и позицию человека, которому все дозволено. 4. Продуктивным представляется подход, когда объективным критерием самосовершенствования общества выступает сопоставление результата с целью (идеалом). В статье "Основные проблемы теории прогресса" (1902 г.) С. Н. Булгаков полагал, что метафизика (философия) призвана дать ответы на самые сокровенные и вечные вопросы человеческого бытия: какова судьба человечества, в чем смысл нашей жизни, для чего мы живем на Земле? Ответ, предложенный теорией прогресса и представляющийся на первый взгляд привлекательным - целью прогресса является возможно больший рост счастья возможно большего числа людей - оказывается, утверждал Булгаков, нравственно порочным. Ведь приняв за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносим в жертву ему судьбы современного поколения и оправдываем исторический беспредел по отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобы не только приближаться к намеченной цели, идеалу, к "светлому будущему", а чтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляет значения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеал никогда не может быть полностью реализован, но на каждой ступени прогресса осуществляется относительно. Философия выступает не против идеалов, а против конструирования "конечных" целей истории, против признания какой-либо единственно правильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной эволюции-революции. П. А. Сорокин усматривал сложности теории прогресса в условности формулы прогресса и лежащего в ее основании общественного идеала. Последний в принципе не может быть общезначимым и логически доказанным, как недоказуема никакая норма - будь то счастье, благополучие, развитие человека и т. п. Но и безоценочные теории (Конт, Спенсер), по мнению Сорокина, не решают проблему, ибо, если исключить все оценочные элементы, то формула прогресса сольется с формулой эволюции -тогда зачем и сам термин "прогресс"? Таким образом, оба типа теории прогресса - оценочные и нейтральные - недостаточны. Их необходимо синтезировать, приходит к выводу Сорокин252. 5. Сейчас остро стоит вопрос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенные на алтарь прогресса, несопоставимы с ожидаемым результатом. Прогресс невозможен без учета экологического критерия. Классики философии и науки осознали, что безграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытия человечества, т. е. способности трансформировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в трудах Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского и других представителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединения людей не на социально-политической основе, а на идеях экологического порядка. Природа в системе антропо-космического мировоззрения не объект, который должен преобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем, противопоставление в этом мире тех-ногенного естественному чревато экологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект, активно по- I коряющий природу, а космическое событие, популяция мысля-| ших существ, понимающих свое родство со всем живым на Земле и f свою ответственность за ее уникальность и самоценность. Необходима гармония человека с человеком и человечества с природой. 6. Ф. В. Шеллинг основной критерий исторического прогресса (наряду с моралью, прогрессом науки и техники) усматривал в постепенной реализации правового устройства, приближении к этой цели253. Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в "чистом" виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком-то "стержне" - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т. д.) не являются "сквозными" и обнаруживают относительность. Видимо, абсо-; лютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возмож-i ности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным. Некоторые особенности исторического прогресса. 1. Общественное развитие есть эволюционно-революцион-ный процесс. Эволюция применительно к обществу - прогрессивно направленные постепенные количественные и несущественные качественные изменения, осуществляемые социально-этническими общностями, группами людей, индивидами» приводящие к созданию материальных и духовных ценностей. Революция - перерыв непрерывности в поступательном движении, следствие разрешения переплетающихся различных ^идеальных противоречий, скачок и коренное отрицание, стихийное развитие событий и целенаправленный сознательный процесс, сочетание закономерности и случайности, реализация реальных возможностей. Революция — естественный результат предшествующих ей эволюционных изменений. Революции открывают период новых эволюционных изменений, качественно отличных от тех, которые происходили до революции. Революция и эволюция - объективные закономерные формы развития общества, дополняющие и обусловливающие друг друга. Признание единства эволюции и революции ставит вопрос об их соотношении. Отдавая приоритет революции, марксизм-ленинизм не отвергал возможности мирного разрешения общест венных противоречий (см, 2.7). Г. В. Плеханов считал резолюцию одним из моментов эволюции. П. А. Кропоткин революцию определял как "ускоренную эволюцию". Такой подход близок концепции возникновения нового качества путем суммирования количественных изменений. В XX в. это выразилось в концепциях: "равновесия классовых сил" в капиталистическом обществе (О. Бауэр полагал, что ни буржуазия, ни рабочий класс в одиночку управлять государством не способны); "экономической демократии" (Ф. Нафтали считал, что экономические требования рабочих можно реализовывать в условиях преобладания частного сектора); "кооперативной демократии" (создания "очагов 'социализма" в капиталистическом обществе); ''организованного капитализма" (рабочий класс и при капитализме, при получении социал-демократами ведущих позиций в государстве, без революционного насилия способен подготовить предпосылки для "мягкого" перехода к социализму). Социальной революции предшествует относительно длительный период борьбы угнетенного класса за улучшение своего положения, которое закрепляется реформами. Но нельзя абсолютизировать реформы, рассматривать их лишь как конечную цель. А. Н. Радищев. А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский подметили зависимость конечного результата революции от ее преамбулы. Чем большей свободой располагает общество до революции, тем больше надежды на ее мирный характер. Чем больше степень угнетения, тем больше вероятность разрушительного взрыва. Революции и реформы представляют собой одновременно единство (реформы выступают как предпосылки революции), и противоположности (нельзя одно сводить к другому). В обществе происходят разнообразные революции; в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре, социальные и т. д. В обобщенном виде, по мнению Джона Бернала (1901-1971), это есть циБилиэационные революции. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев революцию политическую, переход власти от одного класса в руки другого. Вопрос о государственной власти связан с вопросом о собственности, ибо политически господствующим классом в конечном счете может стать только экономически господствующий класс. Резолюции на практике предшествует, как правило, революция в умах, в сознании, позволяющая осознать задачи, стоящие перед обществом. Революция - длительная эпоха радикального преобразования общественных отношений. На первом этапе революции (об этом свидетельствует опыт Французской революции 1789 г., революции 1917 г. в России) происходит широкое объединение разнородных социальных сил в борьбе с отжившими отношениями. На втором этапе идет дифференциация и поляризация социальных сил в соответствии с различными их интересами, в пользу прогресса или консерватизма, что ведет порой к ситуации двоевластия, В лагере сил за радикализацию общества также происходит размежевание. При двоевластии возникают возможности социально-экономических катастроф. В социальной революции, помимо созидательных, есть разрушительные моменты. Революции и гражданские войны вели к определенному разрушению материальных и духовных ценностей, к жертвам, способствовали пробуждению низменных качеств человеческой натуры. Современная ситуация в мире заставляет больше считаться с сосуществованием, координацией и взаимодополнением противоположностей. Возрастает значение эволюционных механизмов развития цивилизации, реформистских путей. А. Д. Сахаров, при вручении ему Нобелевской премии 1975 г., говорил: "...Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем.,."257. В целом же эволюционно-революционное развитие общества, как и любого явления, объективно, а прогресс имеет непрерывно-прерывный характер. 2. Развитие общества может быть описано через эволюционную и бифуркационную модели. Отличительной особенностью первой является неизменность системного качества. Вторая характеризуется исчезновением прежнего системного качества, когда предшествующие детерминации уже не срабатывают, а новые еще не развернулись. Стало быть, общественное развитие неоднозначно. "В результате статистического усреднения многочисленных и разнонаправленных индивидуальных и массовых человеческих действий и социальнозначимых поступков так или иначе образуются определенные центры притяжения - векторы, тенденции общественного развития". Социальные законы и закономерности фиксируют вероятные направления общественной динамики, обусловленные силой исторической инерции, "выступают как доминирующие векторы развития, тенденции, которые в ходе своего взаимодействия могут противостоять друг другу, блокировать и нейтрализовать одна другую и, в связи с этим, постоянно модернизироваться и видоизменяться"258. Эволюционная и бифуркационная модели дополняют непрерывно-прерывную, эволюционно-революционную картину общественного развития. 3. Прогрессивное развитие в целом общества и различных сторон общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей, отдельных частей социума. Так, в индустриальном обществе, особенно на начальном его этапе, прогресс в развитии производительных сил достигался за счет повышения эксплуатации основной массы населения. Прогресс науки и техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к уничтожению природы и подрыву естественных основ существования общества, к созданию мощных разрушительных сил (вооружение). Человечество столкнулось с диктатом "массовой культуры", этическим нигилизмом и эмоциональной бедностью, культивированием потребности в богатстве вместо богатства потребностей. Усложнение рыночных механизмов на основе расширения сферы конкуренции ведет к росту производительности труда. В рынке человек становится экономически зрелее, но духовно, нравственно, эстетически беднее. Отчужденность человека от красоты и добра порождает носителя векторного мышления, которое функционирует в оппозиции: дал -взял; вложил - получил; открыл - внедрил, т. е. законы природы и человеческого общежития переводятся на язык прибыли и экономического эффекта. Развитие цивилизации принесло с собой смягчение нравов, утверждение в сознании людей идеалов гуманизма. В то же время в XX в. произошли две самые кровопролитные мировые войны. Широко распространились наркомания, алкоголизм, преступность. Таким образом, динамизм общества как системы не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково, а в целом прогресс противоречив. Социализм в конкретных условиях СССР позволил осуществить союз науки и техники (самое яркое свидетельство — первый искусственный спутник Земли и первый землянин во Вселенной), обеспечил умеренный достаток, всеобщее образование, социальную защищенность, уверенность в завтрашнем дне, свободный выбор профессии, доступность всех источников здравоохранения и культуры для большинства населения. Вместе с тем регламентированность и монополизм не способствовали развитию состязательности. Государственная собственность, обладая определенными достоинствами (позволяет рациональнее осуществлять стратегическое регулирование, лучше учитывать глобальные и рассчитанные на долговременную перспективу проблемы), в конкретных условиях деформированного социализма исключала личный интерес и мотивацию к качественной работе, порождала безответственность. Подавление свободы выражалось в принудительных массовых социально-экономических мероприятиях типа насильственной коллективизации, в нарушении законности. (В буржуазном обществе также постоянно действует невыборная система управления, независимая от законной власти.) 4. Процесс общественного развития необратим. "В каждую эпоху оказываются... особые обстоятельства, каждая эпоха является... индивидуальным состоянием,..259. По мере совершенствования общества уменьшаются возможности регресса и случайностей, а моменты возврата к старому происходят на более широком основании спирали, в новых условиях. Необратимая в масштабе всемирной истории обшая теааенцкя прогресса призвана воплотить в себе вековые идеалы человечества, становление гуманного, социально ориентированного и демократическою общества. 5. Важнейшая черта прогресса - его ускорение. Ускорение -форма общественных изменений, сопровождаемая отдельными моментами замедления, выраженная в общей закономерной тенденции поступательного, убыаряющегося прогресса общества260, Чем ближе к нашему времени, тем пружина исторических событий и человеческих действий раскручивается со все возрастающей интенсивностью и скоростью. Конечно, рост того или иного конкретного процесса имеет свои пределы, что является необходимой предпосылкой для развития Так, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы, Сторонники концепции "пределов роста" аргументируют замедление социального процесса тем, что человек психически и умственно не способен освоить стремительно нарастающий поток новых знаний и приспособиться к нововведениям в обществе. Однако люди все больший объем знаний научились вмещать во все меньшее количество информации, дополняя свою естественную память искусственной благодаря изобретению письменности, книгопечатания, компьютеров и видеозаписи. Ускорение развития обеспечивается использованием методов глобального моделирования, современной вычислительной техники, государственного регулирования (наряду с саморегулированием) экономики. Ускорение должно сочетаться с качественными переменами. Качественные изменения могут сопровождаться замедлениями, например, с целью создания предпосылок для модернизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.015 с.) |