Системные представления о социуме в истории философии. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системные представления о социуме в истории философии. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.



По отношению к универсуму, природе общество есть под­система, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют опре­деленную традицию.

Сен-Симон рассматривал общественные явления как различ-|ные стороны закономерно развивающегося целостного организ­ма, в котором определяющее значение имеют "индустрия" (эко­номическая деятельность) и соответствующие ей формы собст­венности и классы.

Диалектическая гегелевская философия явилась одной из [наиболее разработанных системных теорий общества, основан­ных на идеализме. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", Самодвижение мирового духа после его возвращения из "инобытия" (природы) включает три ступени, каждая из которых имеет подразделения. Субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии, психологии, объективный дух - в праве, нравственности, государстве. В абсо­лютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Признаки системы здесь представ­лены в элементах (от антропологии до философии), объединен­ных в целостность в динамичном "мировом духе".

О. Конт выделил в социологии социальную статику и соци­альную динамику. Статика изучает природу социальной связи через взаимоотношение социальных институтов как элементов единого социального организма (системы). Динамика исследует процессы и законы социальных изменений. Названы "теоретиче­ский закон двойной эволюции" (социальной и интеллектуальной) и "закон трех стадий" исторического развития: теологической, метафизической и позитивной. Третья стадия - период торжества научного знания и его синтеза - социологии.

Общество, по мнению Герберта Спенсера (1820—1903), со­стоит из трех главных систем: производящей средства для жизни. распределительной и регулятивной. Подобно биологическим ор­ганизмам, общество развивается от простейших форм к более сложным. Оригинальны суждения философа о росте многообра­зия, внутренней дифференциации общественного развития (со­циальное расслоение, появление новых организаций) при одно­временном усилении общественных связей, о том, что социум не должен поглощать отдельную личность.

Некоторые моменты идеализированной модели общества К. Маркс выразил так: "...Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура об­щества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства"230. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"231. В письмах к П. В. Анненкову Маркс писал о соотношении способа матери­ального производства, гражданского общества и политического строя.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), излагая мар­ксистское понимание взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания, предложил следующую схему этого взаимоотношения: 1. Состояние производства на определенном этапе его развития. 2. Социально-политический строй, выросший на данной экономической основе. 3. Психика общественного че­ловека, или общественная психология, определяемая частью не­посредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней со­циально-политическим строем. 4. Высшие формы общественного сознания, отражающие различные стороны материальной жизни общества, а также особенности общественной психологии. Каж­дый из этих элементов взаимодействует с другими: взаимовлия­ние идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Но определяющим выступает влияние, идущее от производства к общественному сознанию.

Макс Вебер (1864-1920) ввел в социологию понятие идеаль­ных типов, т. е. мысленного конструкта, с помощью которого можно организовать эмпирический материал в определенную систему. В представлении Вебера идеальные типы выступают лишь как субъективные модели. Вебер социальным считал такое действие индивида, которое имеет для него субъективный смысл в плане разрешения жизненных проблем и противоречий и соз­нательно ориентировано на ответные поступки.

Функционирование системы человеческого действия предпо­лагает, считал Толкотт Парсонс (1902-1979), инвариантные для всей истории задачи: система должна приспособляться к окру­жающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать кон­фликты и напряжения. Для выполнения этих функций создаются соответствующие подсистемы: экономика, выполняющая задачу адаптации, политика, играющая роль достижения целей, право, осуществляющее функцию интеграции, семья и система веры, образования, морали (функция воспроизводства). Для осуществ­ления действия важны язык, ценности, социальные нормы, сим­волы и т. д.

В структурно-функциональном подходе (у его истоков стоя­ли Б. К. Малиновский и А. Р. Радклифф-Браун) подчеркивается ориентация на порядок, стабильность и равновесие. Но ведь в реальном развитии общества имеет место нарушение установив­шегося порядка и стабильности, которые на определенном этапе и в определенных условиях превращаются в консерватизм и за­стой. Поэтому в современной западной социологии появились альтернативы, прежде всего конфликтная модель общества, ис­ходящая из того, что определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разногласие. Конфликтом считается любое социальное взаимодействие, форма столкновения интересов взаимодейст­вующих субъектов социальной жизни. Подавление конфликта (по Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональная регуля­ция — к контролируемой эволюция.

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфлик­тов в развитии общества. Законы социального развития неизбеж­но приводят к возникновению разделенного (структурированно­го) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма, интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т. п. умеряется их заинтересованностью в сохранении общих ре­сурсов для сохранения и дальнейшего развития человеческой ци­вилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник но­вых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования ра­зумных компромиссов. "...Разрешение назревающих конфликтных ситуаций возможно только при опоре на абсолютные этические принципы, требующие учитывать притязания всех слоев разделен­ного общества и запрещающие те пути достижения общественного блага, которые нарушают принципы свободы и справедливости"232.

В делом между тенденциями движения социума к стабильно­сти и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей.

В социальной философии XX в. важное место занимает тео­ретическое построение Даниела Белла (р. 1919), расчленившего исторический процесс по оси производства техники и выделив­шего три типа общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В концепциях информационного (постин­дустриального) развития общества (Е. Масуда, Дж. Плэтт и др.) показано возрастающее воздействие информатики на производ­ство, управление, образование, быт и т. п.

Современная системная методология предстает как набор из логически жестко не связанных конструктив-инвариант, носящих универсальный характер и предметно не ограниченных.

Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.

Помимо приведенных подходов, идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих обществен­ную жизнь. Категории и их система - теоретическая модель об­щества — не является самоцелью. Они — инструмент познания ре­ального общества. "...Наше понимание истории, - писал Ф. Энгельс, - есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства"233. Система­тизирующая роль диалектической логики обеспечивает мировоз­зренческую четкость, методологическую дисциплину мысли, по­могает правильно поставить проблемы и дает ориентиры в науч­ном поиске их решения.

При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, случайностей, предста­вить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволя­ет обнаружить присущие ему законы движения.

Реальное общество богаче, разнообразнее, чем его идеализи­рованная модель. В реальном историческом процессе события носят неповторимую оригинальную окраску. Модель общества, выраженная в категориях, совпадает с реальным обществом по­стольку, поскольку выражает его сущность, внутренние, необхо­димые, повторяющиеся связи и отношения. Итак, имеются и сход­ство, и различие реального общества и его теоретической модели.

Модель общества, воплощающая в себе требования материа­лизма и диалектики, должна характеризовать социум как сово­купность сторон, элементов, т. е. как "вещь", и в то же время как развивающийся процесс.

В гегелевско-марксистском подходе противоречия выступа­ют как источник развития всякого сущего. В учебнике "Введение в философию" (Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А, Арефьева Г. С. и др. - М., 1990) источник развития общества сводится к проблеме интересов как детерминантов деятельности людей. Теория кон­фликтов (см. 16.1) также отталкивается от интересов. Вероятно, данный вопрос необходимо рассматривать универсальнее.

Отметим, что первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы. Это противоречие как исходное будет функциониро­вать до тех пор, пока существует социальная форма материи. Все планы совершенствования и переустройства общества должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни биосферы и возможностей существования и развития каж­дого человеческого существа. Любые проблемы социума не мо­гут быть разрешены помимо взаимоотношения человека с миром природы и миром "второй природы", т. е. культуры. Отсюда сле­дует, что первый уровень (блок) теоретической модели обще­ства включает взаимодействие природы и общества. Гармонич­ный синтез природы, культуры и человека есть цивилизация.

Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве со способом производства материальной жизни (эконо­мическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет вто­рой уровень модели общества. Актуальной является задача создания гармонично функционирующей единой человеко-эколого-экономической воспроизводственной системы.

Отталкиваясь от структуры общественного бытия как соци­альной формы материи (см. 15.3), в третьем блоке модели общества мы фиксируем взаимодействие материального произ­водства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности, состав­ляющих способ производства общественной жизни.

Внешнее противоречие "природа - общество" превращается во внутреннее противоречие развитого социального организма посредством перехода на новый уровень - между производи­тельными силами и производственными отношениями. Первые в качестве орудий и средств труда функционируют как природа, включенная в общество, вторые - как первооснова всей общест­венной структуры. Система общественной организации труда, его условия, характер и стимулы, выступает как интегратор по­ступательного развития общества. Определенному экономиче­скому базису (совокупности производственных отношений) со­ответствует надстройка общества. Четвертый блок модели общества отражает взаимосвязь и соответствие производитель­ных сил, производственных отношений, базиса и надстройки.

Помимо экономики, на исторический процесс влияют также социальная сфера, семейные отношения, государство, идеология и т. д. Противоречие "производительные силы - производствен­ные отношения" переходит в иные противоречия, заключенные в развитии главных сфер и факторов общественной жизни. Это -в социальной сфере - противоречие между противоположными классами, доходящее в антагонистическом обществе до классовой борьбы, преодоление существенных различий между классами, социальными группами, слоями, движение к социаль­ной и национальной однородности в единстве с процессом соци­альной дифференциации. В политической сфере столкнове­ние политических сил, на более поздних этапах "политических партий, борьба за власть, движение к политической стабильности в единстве с процессом вычленения специфики политических устремлений разных социальных, национальных и региональных сил. Вдуховной сфере - противоборство в сознании, в теори­ях, зарождение предпосылок в идеях. Пятый уровень теоретиче­ской модели характеризует соотношение способа производства ма­териальной, социальной, политической и духовной жизни.

Своеобразие человеческой истории выражается в сознатель­ном характере деятельности людей. В концепции коммуникатив­ного действия (Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас) человеческий субъективный фактор, качества отдельных индивидов, их сознание выступают как ин-|струмент, при помощи которого реальности обрабатываются. Процессы социального взаимодействия при этом детерминиру­ются господствующим типом сознания, характером и уровнем знаний о реальности, развитием коммуникативных возможно­стей, определяющих выбор мест приложения усилий во имя реа­лизации ценностных интересов индивидов и групп. Поэтому эффективность развития социума определяется прежде всего включением все большего числа индивидов в разряд активных субъектов социального действия, глобализацией действий и их последствий, всесторонней интелллектуализацией социальных процессов, повышением инструментальное™ знаний, антропо-морфизацией социальных процессов, признанием прав и свобод личности в качестве целерационального фактора общественной самоорганизации. На этом фоне осуществляются прогресс в эко­номике, ее либерализация при усилении конкуренции, демокра­тизация социально-властных структур, обеспечивается гарантия прав и жизненных стандартов личности, в конечном счете - це-Шерациональная оптимизация общественных структур. Описан-;Ная системная теория коммуникативного действия в целом нахо-[дится в русле идеалистического объяснения истории, хотя в ней (меются выходы к материалистическому пониманию общества, диалектико-материалистической трактовке главный двигатель Прогресса - человек. Поступательное развитие общества, формирование его "пирамиды" (уровней, институтов и т. д.) есть ре­зультат взаимодействия индивидов, человеческой деятельности в связи с разрешением противоречий.

Особую роль как побудительные мотивы деятельности игра­ют потребности и интересы человека. Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Французские материа­листы XVIII в., признавая движущими силами поступков людей физические ощущения удовлетворения и страдания, пришли к пониманию роли интересов как осознанных потребностей, моти­вирующих поведение человека. Интерес и потребность - источ­ник всякой человеческой общительности234 (Гельвеции). Потреб­ности и интересы различные философы связывали: с божествен­ным предначертанием; со ступенями самопознания абсолютной идеи; с человеческой природой ("любовь и голод правят миром"); с действием объективных закономерностей.

Потребности, в диалектико-материалистическом понимании, представляют собой субъективную форму объективно сущест­вующих противоречий. Это целостная система связей субъекта со средой (природной и общественной), выражающих необходи­мость в определенных благах и активность в овладении ими. Ос­новными чертами потребности являются: импульсивность (побу­дительность к действию), избирательность (направленность на то, что необходимо субъекту), повторяемость (удовлетворенная потребность через какое-то время воспроизводится вновь), пре­емственность и возвышение (изменение старых и порождение новых, более масштабных и сложных запросов), активность (по­иск средств и условий для удовлетворения потребности).

Интерес фиксирует направленность деятельности субъекта -поисковую, познавательную, преобразовательную, потребитель­скую и т. д. - на определенный круг явлений и на самого себя. В интересах закрепляется отношение субъекта к природе, ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духов­ных ценностей общества. Различаются интересы по степени общности их носителей (индивидуальный, групповой, общечело­веческий); сфере направленности (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический); ха­рактеру субъекта социального действия (классовый, националь­ный, государственный); степени осознанности (стихийный, соз­нательный); возможности осуществления (мнимый, реальный); отношению к обществу или природе (прогрессивный, реакцион­ный, относительно нейтральный).

Потребности и интересы выступают как следствие, продукт определенных форм жизнедеятельности и условий существова­ния (социально-экономических, политических, демографических, экологических) и одновременно они как мотивационные меха­низмы оказывают обратное воздействие на производственно-экономический потенциал, социальную сферу и политические ориентации. Шестой уровень модели общества фиксирует взаимоотношения жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни.

Экономический, социальный и политический факторы обще­ственного развития интегрируются человеческим фактором. Об­щество в самом широком интегративном изложении - совокуп­ность динамичных социальных отношений и их носителей и творцов - людей. "...Общество, т. е. сам человек, в его общест­венных отношениях"235, - определял сущность общества К. Маркс. За категориями "производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "класс" и т. п. стоят реальные индивиды, делающие историю, но не произвольно, а при обстоя­тельствах, сложившихся объективно.

С одной стороны, общество естественно развивается по объ­ективным законам, с другой - все участники социальной сферы являются движущими силами истории. Если в природе противо­речие как источник развития выступает одновременно и как его движущая сила, то в обществе источник развития (разрешение и воспроизводство противоречий) и движущие силы прогресса (деятельность человеческого фактора) относительно самостоя­тельны друг к другу (хотя они и связаны, переплетены). Седь­мой блок модели общества характеризует взаимоотношение исторической необходимости (через объективные условия) и сознательной деятельности (через человеческий фактор), резуль-татирующиеся в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс.

Исходное и одновременно обобщающее значение в приве­денной системе категорий (восьмой уровень модели общест­ва) имеет закон первичности общественного бытия* и активной обратной роли общественного сознания.

Понятия статичнее и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Представленная теоретичеекая модель общества в большей мере отражает относительные устойчивость, порядок, определенность и в меньшей историч­ность, хаос, неопределенность социума. Возможен лишь прибли­зительный образ бесконечно сложной реальности. Обнаружение главных противоположностей, их разворачивания дают исследо­вателю не всю картину реальности, а только ее основные момен­ты. Это нечто абстрактное, а учет всех сторон и сложных отно­шений, связей развивающегося "нечто" дает его конкретную, т. е. относительно полную картину. Конечно, любая модель (схема) упрощает действительность, поэтому здесь трудно было выра­зить демократические либо тоталитарные параметры социума, ценности, альтернативные варианты развития, чередование ста­дий эволюции и революции, конвергенции и дивергенции, схож­дения к центру и децентрализации, активности и пассивности, ускорения процессов и их замедления и многое другое. Тем не менее предложенная модель социума может быть полезна в том числе в методическом аспекте; для уяснения взаимосвязи (пря­мой и обратной) и динамики ряда важнейших элементов общест­венной системы.

Из философской классики следует, что "ключом" (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.023 с.)