Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системные представления о социуме в истории философии. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По отношению к универсуму, природе общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различ-|ные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют "индустрия" (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы. Диалектическая гегелевская философия явилась одной из [наиболее разработанных системных теорий общества, основанных на идеализме. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", Самодвижение мирового духа после его возвращения из "инобытия" (природы) включает три ступени, каждая из которых имеет подразделения. Субъективный дух раскрывается в антропологии, феноменологии, психологии, объективный дух - в праве, нравственности, государстве. В абсолютном духе (искусство, религия, философия) завершается путь самопознания мирового духа. Признаки системы здесь представлены в элементах (от антропологии до философии), объединенных в целостность в динамичном "мировом духе". О. Конт выделил в социологии социальную статику и социальную динамику. Статика изучает природу социальной связи через взаимоотношение социальных институтов как элементов единого социального организма (системы). Динамика исследует процессы и законы социальных изменений. Названы "теоретический закон двойной эволюции" (социальной и интеллектуальной) и "закон трех стадий" исторического развития: теологической, метафизической и позитивной. Третья стадия - период торжества научного знания и его синтеза - социологии. Общество, по мнению Герберта Спенсера (1820—1903), состоит из трех главных систем: производящей средства для жизни. распределительной и регулятивной. Подобно биологическим организмам, общество развивается от простейших форм к более сложным. Оригинальны суждения философа о росте многообразия, внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций) при одновременном усилении общественных связей, о том, что социум не должен поглощать отдельную личность. Некоторые моменты идеализированной модели общества К. Маркс выразил так: "...Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства"230. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"231. В письмах к П. В. Анненкову Маркс писал о соотношении способа материального производства, гражданского общества и политического строя. Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), излагая марксистское понимание взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания, предложил следующую схему этого взаимоотношения: 1. Состояние производства на определенном этапе его развития. 2. Социально-политический строй, выросший на данной экономической основе. 3. Психика общественного человека, или общественная психология, определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем. 4. Высшие формы общественного сознания, отражающие различные стороны материальной жизни общества, а также особенности общественной психологии. Каждый из этих элементов взаимодействует с другими: взаимовлияние идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Но определяющим выступает влияние, идущее от производства к общественному сознанию. Макс Вебер (1864-1920) ввел в социологию понятие идеальных типов, т. е. мысленного конструкта, с помощью которого можно организовать эмпирический материал в определенную систему. В представлении Вебера идеальные типы выступают лишь как субъективные модели. Вебер социальным считал такое действие индивида, которое имеет для него субъективный смысл в плане разрешения жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентировано на ответные поступки. Функционирование системы человеческого действия предполагает, считал Толкотт Парсонс (1902-1979), инвариантные для всей истории задачи: система должна приспособляться к окружающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать конфликты и напряжения. Для выполнения этих функций создаются соответствующие подсистемы: экономика, выполняющая задачу адаптации, политика, играющая роль достижения целей, право, осуществляющее функцию интеграции, семья и система веры, образования, морали (функция воспроизводства). Для осуществления действия важны язык, ценности, социальные нормы, символы и т. д. В структурно-функциональном подходе (у его истоков стояли Б. К. Малиновский и А. Р. Радклифф-Браун) подчеркивается ориентация на порядок, стабильность и равновесие. Но ведь в реальном развитии общества имеет место нарушение установившегося порядка и стабильности, которые на определенном этапе и в определенных условиях превращаются в консерватизм и застой. Поэтому в современной западной социологии появились альтернативы, прежде всего конфликтная модель общества, исходящая из того, что определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разногласие. Конфликтом считается любое социальное взаимодействие, форма столкновения интересов взаимодействующих субъектов социальной жизни. Подавление конфликта (по Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональная регуляция — к контролируемой эволюция. Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития неизбежно приводят к возникновению разделенного (структурированного) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма, интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т. п. умеряется их заинтересованностью в сохранении общих ресурсов для сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов. "...Разрешение назревающих конфликтных ситуаций возможно только при опоре на абсолютные этические принципы, требующие учитывать притязания всех слоев разделенного общества и запрещающие те пути достижения общественного блага, которые нарушают принципы свободы и справедливости"232. В делом между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей. В социальной философии XX в. важное место занимает теоретическое построение Даниела Белла (р. 1919), расчленившего исторический процесс по оси производства техники и выделившего три типа общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В концепциях информационного (постиндустриального) развития общества (Е. Масуда, Дж. Плэтт и др.) показано возрастающее воздействие информатики на производство, управление, образование, быт и т. п. Современная системная методология предстает как набор из логически жестко не связанных конструктив-инвариант, носящих универсальный характер и предметно не ограниченных. Источники, движущие силы и субъекты исторического процесса. Помимо приведенных подходов, идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих общественную жизнь. Категории и их система - теоретическая модель общества — не является самоцелью. Они — инструмент познания реального общества. "...Наше понимание истории, - писал Ф. Энгельс, - есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства"233. Систематизирующая роль диалектической логики обеспечивает мировоззренческую четкость, методологическую дисциплину мысли, помогает правильно поставить проблемы и дает ориентиры в научном поиске их решения. При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, случайностей, представить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволяет обнаружить присущие ему законы движения. Реальное общество богаче, разнообразнее, чем его идеализированная модель. В реальном историческом процессе события носят неповторимую оригинальную окраску. Модель общества, выраженная в категориях, совпадает с реальным обществом постольку, поскольку выражает его сущность, внутренние, необходимые, повторяющиеся связи и отношения. Итак, имеются и сходство, и различие реального общества и его теоретической модели. Модель общества, воплощающая в себе требования материализма и диалектики, должна характеризовать социум как совокупность сторон, элементов, т. е. как "вещь", и в то же время как развивающийся процесс. В гегелевско-марксистском подходе противоречия выступают как источник развития всякого сущего. В учебнике "Введение в философию" (Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А, Арефьева Г. С. и др. - М., 1990) источник развития общества сводится к проблеме интересов как детерминантов деятельности людей. Теория конфликтов (см. 16.1) также отталкивается от интересов. Вероятно, данный вопрос необходимо рассматривать универсальнее. Отметим, что первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы. Это противоречие как исходное будет функционировать до тех пор, пока существует социальная форма материи. Все планы совершенствования и переустройства общества должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Любые проблемы социума не могут быть разрешены помимо взаимоотношения человека с миром природы и миром "второй природы", т. е. культуры. Отсюда следует, что первый уровень (блок) теоретической модели общества включает взаимодействие природы и общества. Гармоничный синтез природы, культуры и человека есть цивилизация. Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве со способом производства материальной жизни (экономическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет второй уровень модели общества. Актуальной является задача создания гармонично функционирующей единой человеко-эколого-экономической воспроизводственной системы. Отталкиваясь от структуры общественного бытия как социальной формы материи (см. 15.3), в третьем блоке модели общества мы фиксируем взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности, составляющих способ производства общественной жизни. Внешнее противоречие "природа - общество" превращается во внутреннее противоречие развитого социального организма посредством перехода на новый уровень - между производительными силами и производственными отношениями. Первые в качестве орудий и средств труда функционируют как природа, включенная в общество, вторые - как первооснова всей общественной структуры. Система общественной организации труда, его условия, характер и стимулы, выступает как интегратор поступательного развития общества. Определенному экономическому базису (совокупности производственных отношений) соответствует надстройка общества. Четвертый блок модели общества отражает взаимосвязь и соответствие производительных сил, производственных отношений, базиса и надстройки. Помимо экономики, на исторический процесс влияют также социальная сфера, семейные отношения, государство, идеология и т. д. Противоречие "производительные силы - производственные отношения" переходит в иные противоречия, заключенные в развитии главных сфер и факторов общественной жизни. Это -в социальной сфере - противоречие между противоположными классами, доходящее в антагонистическом обществе до классовой борьбы, преодоление существенных различий между классами, социальными группами, слоями, движение к социальной и национальной однородности в единстве с процессом социальной дифференциации. В политической сфере столкновение политических сил, на более поздних этапах "политических партий, борьба за власть, движение к политической стабильности в единстве с процессом вычленения специфики политических устремлений разных социальных, национальных и региональных сил. Вдуховной сфере - противоборство в сознании, в теориях, зарождение предпосылок в идеях. Пятый уровень теоретической модели характеризует соотношение способа производства материальной, социальной, политической и духовной жизни. Своеобразие человеческой истории выражается в сознательном характере деятельности людей. В концепции коммуникативного действия (Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас) человеческий субъективный фактор, качества отдельных индивидов, их сознание выступают как ин-|струмент, при помощи которого реальности обрабатываются. Процессы социального взаимодействия при этом детерминируются господствующим типом сознания, характером и уровнем знаний о реальности, развитием коммуникативных возможностей, определяющих выбор мест приложения усилий во имя реализации ценностных интересов индивидов и групп. Поэтому эффективность развития социума определяется прежде всего включением все большего числа индивидов в разряд активных субъектов социального действия, глобализацией действий и их последствий, всесторонней интелллектуализацией социальных процессов, повышением инструментальное™ знаний, антропо-морфизацией социальных процессов, признанием прав и свобод личности в качестве целерационального фактора общественной самоорганизации. На этом фоне осуществляются прогресс в экономике, ее либерализация при усилении конкуренции, демократизация социально-властных структур, обеспечивается гарантия прав и жизненных стандартов личности, в конечном счете - це-Шерациональная оптимизация общественных структур. Описан-;Ная системная теория коммуникативного действия в целом нахо-[дится в русле идеалистического объяснения истории, хотя в ней (меются выходы к материалистическому пониманию общества, диалектико-материалистической трактовке главный двигатель Прогресса - человек. Поступательное развитие общества, формирование его "пирамиды" (уровней, институтов и т. д.) есть результат взаимодействия индивидов, человеческой деятельности в связи с разрешением противоречий. Особую роль как побудительные мотивы деятельности играют потребности и интересы человека. Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Французские материалисты XVIII в., признавая движущими силами поступков людей физические ощущения удовлетворения и страдания, пришли к пониманию роли интересов как осознанных потребностей, мотивирующих поведение человека. Интерес и потребность - источник всякой человеческой общительности234 (Гельвеции). Потребности и интересы различные философы связывали: с божественным предначертанием; со ступенями самопознания абсолютной идеи; с человеческой природой ("любовь и голод правят миром"); с действием объективных закономерностей. Потребности, в диалектико-материалистическом понимании, представляют собой субъективную форму объективно существующих противоречий. Это целостная система связей субъекта со средой (природной и общественной), выражающих необходимость в определенных благах и активность в овладении ими. Основными чертами потребности являются: импульсивность (побудительность к действию), избирательность (направленность на то, что необходимо субъекту), повторяемость (удовлетворенная потребность через какое-то время воспроизводится вновь), преемственность и возвышение (изменение старых и порождение новых, более масштабных и сложных запросов), активность (поиск средств и условий для удовлетворения потребности). Интерес фиксирует направленность деятельности субъекта -поисковую, познавательную, преобразовательную, потребительскую и т. д. - на определенный круг явлений и на самого себя. В интересах закрепляется отношение субъекта к природе, ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей общества. Различаются интересы по степени общности их носителей (индивидуальный, групповой, общечеловеческий); сфере направленности (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический); характеру субъекта социального действия (классовый, национальный, государственный); степени осознанности (стихийный, сознательный); возможности осуществления (мнимый, реальный); отношению к обществу или природе (прогрессивный, реакционный, относительно нейтральный). Потребности и интересы выступают как следствие, продукт определенных форм жизнедеятельности и условий существования (социально-экономических, политических, демографических, экологических) и одновременно они как мотивационные механизмы оказывают обратное воздействие на производственно-экономический потенциал, социальную сферу и политические ориентации. Шестой уровень модели общества фиксирует взаимоотношения жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни. Экономический, социальный и политический факторы общественного развития интегрируются человеческим фактором. Общество в самом широком интегративном изложении - совокупность динамичных социальных отношений и их носителей и творцов - людей. "...Общество, т. е. сам человек, в его общественных отношениях"235, - определял сущность общества К. Маркс. За категориями "производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "класс" и т. п. стоят реальные индивиды, делающие историю, но не произвольно, а при обстоятельствах, сложившихся объективно. С одной стороны, общество естественно развивается по объективным законам, с другой - все участники социальной сферы являются движущими силами истории. Если в природе противоречие как источник развития выступает одновременно и как его движущая сила, то в обществе источник развития (разрешение и воспроизводство противоречий) и движущие силы прогресса (деятельность человеческого фактора) относительно самостоятельны друг к другу (хотя они и связаны, переплетены). Седьмой блок модели общества характеризует взаимоотношение исторической необходимости (через объективные условия) и сознательной деятельности (через человеческий фактор), резуль-татирующиеся в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс. Исходное и одновременно обобщающее значение в приведенной системе категорий (восьмой уровень модели общества) имеет закон первичности общественного бытия* и активной обратной роли общественного сознания. Понятия статичнее и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Представленная теоретичеекая модель общества в большей мере отражает относительные устойчивость, порядок, определенность и в меньшей историчность, хаос, неопределенность социума. Возможен лишь приблизительный образ бесконечно сложной реальности. Обнаружение главных противоположностей, их разворачивания дают исследователю не всю картину реальности, а только ее основные моменты. Это нечто абстрактное, а учет всех сторон и сложных отношений, связей развивающегося "нечто" дает его конкретную, т. е. относительно полную картину. Конечно, любая модель (схема) упрощает действительность, поэтому здесь трудно было выразить демократические либо тоталитарные параметры социума, ценности, альтернативные варианты развития, чередование стадий эволюции и революции, конвергенции и дивергенции, схождения к центру и децентрализации, активности и пассивности, ускорения процессов и их замедления и многое другое. Тем не менее предложенная модель социума может быть полезна в том числе в методическом аспекте; для уяснения взаимосвязи (прямой и обратной) и динамики ряда важнейших элементов общественной системы. Из философской классики следует, что "ключом" (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.01 с.) |