Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оснопные направления постижения бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия. Многообразие форм бытия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема бытия - исходная в философских размышлениях. При постановке этой проблемы мысль порой достигает высшего абстрагирования и обобщенности от единичного, преходящего. Окружающий мир, природный и социальный, заставляет людей задумываться над непроясненными данностями сущего. Чтобы понять смысл бытия, необходимо выявить, какие корни имеет данная проблема в реальной жизни человечества. Самая универсальная предпосылка - естественное убеждение человека в том, что мир "здесь" и "теперь" наличествует. Логично, далее, заключить, что мир существует также "везде", имеет прошлое и будущее. Люди, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, раскрывают для себя объективные отношения единства в многообразии, связь естественного с созданными ими предметами, выявляют место человека в универсальной реальности. . Основания, по которым выделяются основные направления познания бытия, следующие: * Логика формирования представлений о сущем обусловлена логикой развития объективной реальности. Одним из первых явлений общественной жизни стала фетишизация (обожествление) различных явлений природы, следовательно, зарождение религии. Поэтому вполне логично среди первых рассмотреть религиозную трактовку сущего. * Динамика сущего, усложнение реальности приводят к появлению иных, более сложных различных подходов к бытию. При анализе сущего используется целый ряд логических приемов: дополнения (так, дополняющим религиозное представление о сущем является близкое ему пантеистическое); противоречия (то или иное толкование сущего, например, религиозное, идеалистическое, предполагает противоположное - атеистическое, материалистическое); выведения (например, абстрактное понимание сущего способно перерастать в идеалистическое, а также в субстанциональное). Рассмотрим основные направления постижения бытия в предфилософии и в истории движения философской мысли. 1. Подчиненность человека непонятным ему природным и социальным силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание* предопределили теистическое толкование всего существующего. Религии удваивают мир, указывают человеку на превосходящие его силы, а эмпирическая реальность предстает как проекция Бога или богов. Еще древнегреческие философы утверждали: "Все полно богов". В средние века Фома Аквинский пытался доказать, что первой причиной вечного бытия является Бог, ибо: 1) Если брать движение во всей его полноте, то придем к "перводвигателю", т. е. Богу; 2) Если все в мире имеет свою причину, то должна быть "первопричина" - Бог; 3) Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом; 4) Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т. е. Бог; 5) Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. "Последняя" и главная цель - Бог65. Итак, "Бог есть само бытие", ведь существование материального мира, состоящее из множества конечных и изменчивых вещей, вторично по отношению к духовному, бесконечному, абсолютному и неизменному бытию Бога, а формы вещей есть те сущностные образцы, которые присутствуют в разуме творца в акте творения. В дальнейшем неотомисты, произвольно трактуя некоторые открытия в науке, модернизировали аргументы Фомы. Современное естествознание, однако, свидетельствует о внутренней активности, самодвижении материи. 2. К теистическому толкованию сущего примыкает пантеистическое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях. В ряде учений бог, осуществив первотолчок, оказывается излишним в дальнейшем меняющемся бытии. Пантеизм постепенно становился лишь нравственной доктриной. 3. В сознании человека земной мир, а не потусторонний, всегда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, практическом поведении человек исходит из наличности естественного мира, где необходимы материальные блага, здоровая природа, политические институты и многое другое, выступающие условиями существования человека. 4. Атеистическое сознание связано со стихийно-материалистическим натуралистическим пониманием сущего. В древней философии представление о реальности существовало в виде первоэлементов - воды, огня, металла, дерева, земли, воздуха, света и пр. 5. Впервые термин "бытие" в философию ввел Парменид (V-IV вв. до н. э.). Бытие - то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина, представляемая в образе покоящегося, совершенного Вселенского Шара. Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенное в Логосе - космическом Разуме, через который раскрывается содержание мира для человека. "Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит", - утверждал Парменид. Впервые философия обозначила собственное поле - вопрос об отношении мышления и бытия, был расширен круг философских задач -введена гносеологическая проблематика. Начиная с Парменида, философия "работает" в пространстве чистой мысли, а не занимается обобщением обыденного опыта. Гегель назвал поэму Парменида "О природе вещей", в которой проблема бытия занимает главное место, началом философии. Освобождение от метафорического мышления вело к оперированию понятиями. Формировалось общее, абстрактное понимание категории единого бытия как основы мира (Ксенофан, Зе-нон). Зенон из Элей (336-264 до н. э.) бытие представлял как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности. 6. Оперирование понятиями, помимо достоинств, имело и недостатки: утрачивалось доверие к самоочевидности опыта и открывался путь к учению о запредельных и недоступных для чувственного познания сущностях. Абстрактное понимание сущего часто перерастало в идеалистическое. Сократ объявил высшей реальностью общезначимое сознание. У Платона природа -"мир чувственных вещей" - производна от бестелесных идей, "истинного бытия". Деление всего сущего на две сферы распространилось и на человека, в котором различались бессмертная душа и смертное, тленное тело. 7. Одним из выражений абстрактного понимания бытия является субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Субстанциональный подход синтезирует в определенной мере предыдущие позиции по вопросу о сущем. Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи. Отказ от вещной трактовки привел к расщеплению бытия на пассивную материю и активный дух. Субстанциональный подход к сущему был углублен Декартом, Спинозой и Лейбницем (см. 2.4). В субстанцию бытия был привнесен пантеизм и в дальнейшем происходило постепенное освобождение от него (например, Пьер Симон Лаплас (1749-1827) "не нуждался в гипотезе Бога"). Кант рассматривал субстанцию как то постоянное, в отношении с которым можно определить все временные явления, т. е. как априорную форму мышления, синтезирующую опытные данные. Гегель определял субстанцию как целостность изменчивых сторон вещей и как существенную ступень в процессе развития идеи. Важный шаг в обогащении понятия субстанции состоял в предположении (Дидро, Фейербах), а затем и в естественнонаучном доказательстве того, что свойства субстанции не сводимы к механическим. Укреплялась традиция объяснения мира из него самого, без привлечения над-мирового духа. Это способствовало формированию идеи о материальном единстве мира. 8. Один из подходов к пониманию бытия назовем комплексно-расширительным диалектическим. Комплексность выражается в признании совокупности характеристик бытия. Так, Аристотель рассматривал бытие через возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Другими философами бытие осмысливалось в связке еще и с такими категориями, как пространство, время, качество, количество, мера, причинность, существование, становление. Подчеркивая динамичность, противоречивость всего происходящего, философия подошла к диалектическому пониманию бытия. Древние философы, рассматривая вопрос о соотношении существования и уничтожения, утверждали, что все сущее в мире рождается из бытия, а бытие - из небытия. Индийские материалисты - вайшешики различали виды небытия: предшествующее небытие, небытие вещи в результате ее разрушения, несуществование одной вещи как другой. А. И. Герцен подчеркивал: "Бытие живо движением"66. Гераклит и Гегель, раскрывая диалектику бытия преходящих вещей, показывали, что бытие данной вещи уступает место ее небытию, что не означает прекращение бытия природы в целом. Абсолютного небытия нет, есть относительное (к предыдущей форме) небытие. Тегель и Маркс анализировали, как в произведенных человеком предметах воплощались труд и знания человека, то, что Маркс назвал "социальной душой" этих предметов: ведь они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять их потребности. 9. Широкое распространение получила антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. В античный и древневосточный периоды упорядочение хаоса и организация мироздания приписывались "первочеловеку". В средние века развивалось представление о человеке как "образе и подобии" / Бога, его наместнике на Земле, властелине тварного мира, призванном своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума. Фома Аквинский утверждал: "Человек есть некоторым образом все". Здесь теистическое объяснение бытия перерастает в антропологическое. Согласно Р. Декарту и И. Канту, бытие зависит от человеческого познания. Л. Фейербах рассматривал бытие через призму человека, который есть психофизическое существо, союз души и тела. Итак, бытие трансформировалось в человекоразмерное, определяемое человеческими способностями воспринимать и действовать. Своим трудом субъект очеловечивает объективный мир, создавая мир культуры (опредмечивание). Обратный процесс превращения предметно-воплощенных форм культуры в способности субъекта есть распредмечивание знаний. Орудия практики и ее субъекты, содержание деятельности и степень подготовленности ее реализаторов находятся (в идеале) в соответствии друг к другу. Люди поверили в свои способности воздействовать на земной мир с целью его преобразования, опираясь на законы мироздания, открытые разумом. Путь преобразования направляется не только на внешний мир, но и на внутренний духовно-нравственный человеческий опыт, связанный со стремлением переделать самих себя. В ряде учений оба эти направления воздействия на мир соединены. Так, в философии В. С. Соловьева бытие проявляет себя как воля (в практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в творчестве). Кроме названных, отметим и другие формы антропологического понимания бытия: бытие как жизнь (в том числе человека) и потребности ее возрастания (философия жизни); ценности (человека) - предельное основание мира (философия ценностей); единственная бытийственная реальность есть человеческие ощущения (эмпириокритицизм); человек включен не только в экологию, историческое бытие, но и в космос (философия кос-мизма); человек - подлинное и предельное бытие, проявляющий себя через свободу, личностный выбор (экзистенциализм). Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется поразительное соответствие физиологического устройства человека мировым физическим константам, лежащим в основе мироздания67. Отсюда делается вывод, что развитие Вселенной было заранее предопределено так, чтобы привести к появлению человека. Впрочем, называют и другие альтернативы: а) признание появления человека невероятным чудом; б) допущение параллельного существования бесчисленных иных миров с другими физическими константами. Человек, будучи предметом эволюции и олицетворяя высший из известных нам уровней сложности, "являет собой наиболее полное, разумеется, далеко не познанное до конца, включение в окружающий мир, что и подтверждается его неразрывной связью с этим миром по все большему числу параметров. При этом сознание как высшая форма сложности все более ускоряет дальнейшее самоусложнение материи и всего бытия"68. Как считает Н. Н. Моисеев, сначала развитию Вселенной присущи неопределенность и непредсказуемость. Однако необратимость космического времени привела к росту разнообразия, появлению сложных материальных образований. С возникновением человека Вселенная начинает развиваться целенаправленно. Человекоразмерность бытия, конечно, нельзя преувеличивать. Бытие вещей, - полагал А. Н. Радищев, - независимо от силы познания о них и существует само по себе. И хотя в человеке, считал Н. А. Бердяев, "пересекаются все круги бытия", оно изначально, дано до всяких форм человеческой деятельности, практической и теоретической, до появления деления на субъект и объект. 10. В учении о сущем присутствовало дуалистическое противопоставление двух начал: атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона (он говорил о невидимых двойниках всех вещей, называя их эйдосами), формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. Религия разделяет мир на посюсторонний и потусторонний. 11. Е. Дюринг (1833-1921) в своем "Курсе философии" единство универсума объяснял "объединяющей способностью мышления" формировать "неделимое понятие о мире". В противовес этому Ф. Энгельс давал мономатериалистическое толкование бытия: "Действительное единство мира состоит в его материальности... "69. 12. В совокупную реальность бытия входят не только материальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное. Ведь и мысли "действительны", т. е. существуют70. Признание того, что материалистический монизм не может объяснить всего, что наблюдается в мире, приводит, считает академик Б. Раушенбах, к гипотезе о существовании высшей силы. Б. Рассел считал: представление, будто мир есть нечто единое целое - вздор. Природа, человек, общество, идеи и т.д. образуют множественное единство (объективно-плюралистическое понимание бытия). 13. К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристика человеческого мира. 14. В XX в. обнаружилось, что разум не смог обеспечить гармонию и порядок в мире, не предотвратил мировые войны, экологические и демографические трудности. В условиях "переходного" состояния общества возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни: в экономике, политике, морали и т. д. В всепоглощающем плюрализме исчезла иерархия ценностей. Постмодерн в философии XX в. привел к отказу от парменидо-вой идеи бытия, где все изменяемое выводилось из неизменного, и востребовал гераклитовскую версию бытия (все течет, изменяется, движется). Если в классике человек считался гарантом существования идеалов, то современное мировоззрение ориентировано на восприятие жизни как она есть, в ее повседневности и обыденности. Господствующими стали сиюминутные интересы индивидов. Важнейшей характеристикой природы и общества объявляется неопределенность, где самодвижение материи трактуется как возникновение порядка из беспорядка, хаоса. Разрабатывается нетрадиционная концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости - устойчивости, дезорганизации — организации, беспорядка - порядка (А. М Жаботинский, Б. П. Белоусов, И. Пригожий и др.). Вероятностно-неопределенные характеристики, где невозможно однозначно предсказать результат, перенесены на общество. Философский смысл категории бытия. Многообразие форм бытия. Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего (сущее - субъект всякого бытия, абсолютное первоначало), мы приходим к следующему смыслу категории бытия: 1. "Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами. 2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики независимо от того, материальны или идеальны явления мира. Смысл бытия выражается в противоречии конечного и бесконечного, общего и отдельного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д. 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Размышления о стабильности, дифференцированное™ мира породили понятие пространства. Выделяются уровни бытия - актуальное и потенциальное. Согласно Аристотелю, актуальность выступала как неразрывная часть парной категории "акт и потенция", т.е. актуальное есть нечто возникающее в "реальной осуществленное™" из "возможного бытия". Итак, актуальное и потенциальное предстают как взаимообусловливающие стороны единого бытия. В современном понимании актуальное - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий. Философские сюжеты мира строятся вокруг отношения мир -человек, объект — субъект. Объективистские концепции (Гегеля, Маркса и др.) отдают приоритет миру, объекту, высоко ценят роль познания в жизни людей, считают, что знание показывает мир таким, как он есть. Субъективизм исходит из того, что Я -сам себе Вселенная, все воспринимаю со своей точки зрения. Например, Сартр полагает, что каждый человек, не по своей воле "заброшенный в бытие", проходит через жизнь на свой страх и риск, делает все, что пожелает, отвечая только перед самим собой. Не впадая в крайности, отметим, что мир, где протекает наша жизнь, - сплав объективного и субъективного. Различают виды бытия - объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность предпослана сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Нарушение объективных законов оборачивается негативными последствиями, вплоть до катастрофических. Субъективная реальность есть сознание, мышление, духовный мир человека. Человеческая мысль, порождаемая реальностью, сама входит в ее состав и динамику, не растворяется в реальности без остатка. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что сознание не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием. Без глубоких убеждений, идей опустошится внутренний мир человека и потеряет красоту внешний мир71. "Бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносительно с субъектом"72. Субъективное есть элемент познавательного и ценностно-практического отношения человека к миру. Уникальность, активность, творчество, свобода, сознательный выбор, воля, способность создавать социально значимые цели и идеалы и т. п. - таковы некоторые существенные характеристики субъективного. Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей (бытие идивидуа-лизированного духовного). Вместе с тем люди порождают идеи, которые обособляются от индивидуального процесса сознания. Начинается жизнь идеи (например, идеи колеса, рычага). Самые ценные идеи отбираются, накапливаются, образуя духовное богатство цивилизации (бытие объективированного духовного). Духовное материализируется в культуре и воплощается в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Элементы объективированного духовного бытия (идеи, идеалы, нормы, ценности и т. д.) способны сохраняться, совершенствоваться и перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Люди, используя различные средства, сохраняют или изменяют социальные связи, поддерживают их в динамике своей повседневной жизни. "Деятельность человеческого объекта... оказывается движением по "точкам" социального пространства, в которых происходят прямые или косвенные контакты с другими субъектами, осваивается или синтезируется социальная предметность. В этих точках вещи также "выходят из себя", то есть перестают быть тождественными своим физическим контурам, они открывают индивиду заложенные в них качества и формы, служат человеку средством движения его сил, направляют энергетику его способностей"73. Бытие обладает абсолютным значением по сравнению с небытием, как нечто по сравнению с ничто. К. Поппер различает "следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания... и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства"74. С точки зрения современной диалектико-материалисти-ческой философии основные сферы бытия составляют: 1. Система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы "первой природы". Данная природа - объективная и первичная реальность, ибо: а) человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и после того, как природа Земли задолго существовала без человека; б) после возникновения человеческого рода огромная часть природы по-прежнему пребывает как самостоятельная, полностью независимая от человечества реальность. 2. Произведенные человеком вещи, освоенный человеком мир ("вторая природа"), природно-социальная реальность. Здесь не перестают действовать законы первой природы, сплетающиеся с преобразующими действиями, сознанием людей. 3. Социум - совокупность всех социальных явлений и их связей в истории. 4. Бытие человека в мире вещей - люди в единстве общего и особенного в них ("третья природа"). "Бытие человека комплексно и представляет собой: единство тела и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и т. д. Важнейшими формами бытия человека являются: предметно-практическая деятельность; практика социального созидания; политическая деятельность; самосозидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени. Итак, бытие включает в себя: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть, реальность и потенциальность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.015 с.) |