Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оснопные направления постижения бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия. Многообразие форм бытия.

Поиск

Проблема бытия - исходная в философских раз­мышлениях. При постановке этой проблемы мысль порой достигает высшего абстрагирования и обоб­щенности от единичного, преходящего. Окружающий мир, природный и социальный, заставляет людей за­думываться над непроясненными данностями сущего. Чтобы понять смысл бытия, необходимо выявить, какие корни имеет данная проблема в реальной жизни человечества. Самая универсальная предпосылка - есте­ственное убеждение человека в том, что мир "здесь" и "теперь" наличествует. Логично, далее, заключить, что мир существует также "везде", имеет прошлое и буду­щее. Люди, связывая благодаря своей деятельности пре­ходящее с непреходящим, раскрывают для себя объек­тивные отношения единства в многообразии, связь есте­ственного с созданными ими предметами, выявляют ме­сто человека в универсальной реальности.

. Основания, по которым выделяются основные на­правления познания бытия, следующие:

* Логика формирования представлений о сущем обусловлена логикой развития объективной реальности. Одним из первых явлений обще­ственной жизни стала фетишизация (обожест­вление) различных явлений природы, следова­тельно, зарождение религии. Поэтому вполне логично среди первых рассмотреть религиоз­ную трактовку сущего.

* Динамика сущего, усложнение реальности приводят к появлению иных, более сложных различных подходов к бытию. При анализе сущего используется целый ряд логических приемов: дополнения (так, дополняющим религиозное пред­ставление о сущем является близкое ему пантеистическое); противоречия (то или иное толкование сущего, например, религиозное, идеалистическое, предполагает противополож­ное - атеистическое, материалистическое); выведения (на­пример, абстрактное понимание сущего способно перерас­тать в идеалистическое, а также в субстанциональное).

Рассмотрим основные направления постижения бытия в предфилософии и в истории движения философской мысли.

1. Подчиненность человека непонятным ему природным и социальным силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание* предопределили теистическое толко­вание всего существующего. Религии удваивают мир, указывают человеку на превосходящие его силы, а эмпирическая реальность предстает как проекция Бога или богов. Еще древнегреческие философы утверждали: "Все полно богов".

В средние века Фома Аквинский пытался доказать, что пер­вой причиной вечного бытия является Бог, ибо: 1) Если брать движение во всей его полноте, то придем к "перводвигателю", т. е. Богу; 2) Если все в мире имеет свою причину, то должна быть "первопричина" - Бог; 3) Бесчисленное множество возмож­ностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом; 4) Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в ми­ре, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т. е. Бог; 5) Все существующее в мире обладает какой-то степе­нью целесообразности. "Последняя" и главная цель - Бог65. Итак, "Бог есть само бытие", ведь существование материального мира, состоящее из множества конечных и изменчивых вещей, вторич­но по отношению к духовному, бесконечному, абсолютному и неизменному бытию Бога, а формы вещей есть те сущностные образцы, которые присутствуют в разуме творца в акте творения. В дальнейшем неотомисты, произвольно трактуя некоторые от­крытия в науке, модернизировали аргументы Фомы. Современ­ное естествознание, однако, свидетельствует о внутренней ак­тивности, самодвижении материи.

2. К теистическому толкованию сущего примыкает пантеи­стическое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевлен­ных стихиях. В ряде учений бог, осуществив первотолчок, ока­зывается излишним в дальнейшем меняющемся бытии. Пантеизм постепенно становился лишь нравственной доктриной.

3. В сознании человека земной мир, а не потусторонний, все­гда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, практиче­ском поведении человек исходит из наличности естественного мира, где необходимы материальные блага, здоровая природа, политические институты и многое другое, выступающие усло­виями существования человека.

4. Атеистическое сознание связано со стихийно-материали­стическим натуралистическим пониманием сущего. В древней философии представление о реальности существовало в виде первоэлементов - воды, огня, металла, дерева, земли, воздуха, света и пр.

5. Впервые термин "бытие" в философию ввел Парменид (V-IV вв. до н. э.). Бытие - то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина, представляе­мая в образе покоящегося, совершенного Вселенского Шара. Бы­тие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), во­площенное в Логосе - космическом Разуме, через который рас­крывается содержание мира для человека. "Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит", - утверждал Парменид. Впервые философия обозначила собственное поле - вопрос об отношении мышления и бытия, был расширен круг философских задач -введена гносеологическая проблематика. Начиная с Парменида, философия "работает" в пространстве чистой мысли, а не зани­мается обобщением обыденного опыта. Гегель назвал поэму Парменида "О природе вещей", в которой проблема бытия зани­мает главное место, началом философии.

Освобождение от метафорического мышления вело к опери­рованию понятиями. Формировалось общее, абстрактное пони­мание категории единого бытия как основы мира (Ксенофан, Зе-нон). Зенон из Элей (336-264 до н. э.) бытие представлял как не­прерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности.

6. Оперирование понятиями, помимо достоинств, имело и недостатки: утрачивалось доверие к самоочевидности опыта и открывался путь к учению о запредельных и недоступных для чувственного познания сущностях. Абстрактное понимание сущего часто перерастало в идеалистическое. Сократ объявил выс­шей реальностью общезначимое сознание. У Платона природа -"мир чувственных вещей" - производна от бестелесных идей, "истинного бытия". Деление всего сущего на две сферы распро­странилось и на человека, в котором различались бессмертная душа и смертное, тленное тело.

7. Одним из выражений абстрактного понимания бытия явля­ется субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Субстанциональный подход синтезирует в определенной мере предыдущие позиции по во­просу о сущем.

Первоначально субстанция понималась как вещество, из ко­торого состоят все вещи. Отказ от вещной трактовки привел к расщеплению бытия на пассивную материю и активный дух. Субстанциональный подход к сущему был углублен Декартом, Спинозой и Лейбницем (см. 2.4). В субстанцию бытия был при­внесен пантеизм и в дальнейшем происходило постепенное осво­бождение от него (например, Пьер Симон Лаплас (1749-1827) "не нуждался в гипотезе Бога"). Кант рассматривал субстанцию как то постоянное, в отношении с которым можно определить все временные явления, т. е. как априорную форму мышления, синтезирующую опытные данные. Гегель определял субстанцию как целостность изменчивых сторон вещей и как существенную ступень в процессе развития идеи. Важный шаг в обогащении понятия субстанции состоял в предположении (Дидро, Фейер­бах), а затем и в естественнонаучном доказательстве того, что свойства субстанции не сводимы к механическим. Укреплялась традиция объяснения мира из него самого, без привлечения над-мирового духа. Это способствовало формированию идеи о мате­риальном единстве мира.

8. Один из подходов к пониманию бытия назовем комплекс­но-расширительным диалектическим. Комплексность выражает­ся в признании совокупности характеристик бытия. Так, Аристо­тель рассматривал бытие через возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Другими фило­софами бытие осмысливалось в связке еще и с такими катего­риями, как пространство, время, качество, количество, мера, при­чинность, существование, становление. Подчеркивая динамич­ность, противоречивость всего происходящего, философия по­дошла к диалектическому пониманию бытия. Древние филосо­фы, рассматривая вопрос о соотношении существования и уничтожения, утверждали, что все сущее в мире рождается из бытия, а бытие - из небытия. Индийские материалисты - вайшешики различали виды небытия: предшествующее небытие, небытие вещи в результате ее разрушения, несуществование одной вещи как другой. А. И. Герцен подчеркивал: "Бытие живо движени­ем"66. Гераклит и Гегель, раскрывая диалектику бытия преходя­щих вещей, показывали, что бытие данной вещи уступает место ее небытию, что не означает прекращение бытия природы в це­лом. Абсолютного небытия нет, есть относительное (к предыду­щей форме) небытие. Тегель и Маркс анализировали, как в про­изведенных человеком предметах воплощались труд и знания че­ловека, то, что Маркс назвал "социальной душой" этих предме­тов: ведь они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять их потребности.

9. Широкое распространение получила антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. В античный и древневосточный периоды упорядочение хаоса и организация мироздания приписывались "первочеловеку". В средние века развивалось представление о человеке как "образе и подобии" / Бога, его наместнике на Земле, властелине тварного мира, при­званном своим трудом поддерживать гармонию и порядок уни­версума. Фома Аквинский утверждал: "Человек есть некоторым образом все". Здесь теистическое объяснение бытия перерастает в антропологическое.

Согласно Р. Декарту и И. Канту, бытие зависит от человече­ского познания. Л. Фейербах рассматривал бытие через призму человека, который есть психофизическое существо, союз души и тела. Итак, бытие трансформировалось в человекоразмерное, оп­ределяемое человеческими способностями воспринимать и дей­ствовать. Своим трудом субъект очеловечивает объективный мир, создавая мир культуры (опредмечивание). Обратный про­цесс превращения предметно-воплощенных форм культуры в способности субъекта есть распредмечивание знаний. Орудия практики и ее субъекты, содержание деятельности и степень под­готовленности ее реализаторов находятся (в идеале) в соответст­вии друг к другу. Люди поверили в свои способности воздейст­вовать на земной мир с целью его преобразования, опираясь на законы мироздания, открытые разумом. Путь преобразования направляется не только на внешний мир, но и на внутренний ду­ховно-нравственный человеческий опыт, связанный со стремле­нием переделать самих себя. В ряде учений оба эти направления воздействия на мир соединены. Так, в философии В. С. Соло­вьева бытие проявляет себя как воля (в практической деятельно­сти), как представление (в сфере познания) и как чувство (в твор­честве).

Кроме названных, отметим и другие формы антропологиче­ского понимания бытия: бытие как жизнь (в том числе человека) и потребности ее возрастания (философия жизни); ценности (че­ловека) - предельное основание мира (философия ценностей); единственная бытийственная реальность есть человеческие ощущения (эмпириокритицизм); человек включен не только в экологию, историческое бытие, но и в космос (философия кос-мизма); человек - подлинное и предельное бытие, проявляющий себя через свободу, личностный выбор (экзистенциализм).

Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется поразительное соответст­вие физиологического устройства человека мировым физическим константам, лежащим в основе мироздания67. Отсюда делается вывод, что развитие Вселенной было заранее предопределено так, чтобы привести к появлению человека. Впрочем, называют и другие альтернативы: а) признание появления человека неверо­ятным чудом; б) допущение параллельного существования бес­численных иных миров с другими физическими константами.

Человек, будучи предметом эволюции и олицетворяя высший из известных нам уровней сложности, "являет собой наиболее полное, разумеется, далеко не познанное до конца, включение в окружающий мир, что и подтверждается его неразрывной связью с этим миром по все большему числу параметров. При этом со­знание как высшая форма сложности все более ускоряет даль­нейшее самоусложнение материи и всего бытия"68. Как считает Н. Н. Моисеев, сначала развитию Вселенной присущи неопреде­ленность и непредсказуемость. Однако необратимость космиче­ского времени привела к росту разнообразия, появлению слож­ных материальных образований. С возникновением человека Вселенная начинает развиваться целенаправленно.

Человекоразмерность бытия, конечно, нельзя преувеличи­вать. Бытие вещей, - полагал А. Н. Радищев, - независимо от си­лы познания о них и существует само по себе. И хотя в человеке, считал Н. А. Бердяев, "пересекаются все круги бытия", оно изна­чально, дано до всяких форм человеческой деятельности, прак­тической и теоретической, до появления деления на субъект и объект.

10. В учении о сущем присутствовало дуалистическое проти­вопоставление двух начал: атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона (он говорил о невидимых двойниках всех ве­щей, называя их эйдосами), формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. Религия разделяет мир на по­сюсторонний и потусторонний.

11. Е. Дюринг (1833-1921) в своем "Курсе философии" един­ство универсума объяснял "объединяющей способностью мыш­ления" формировать "неделимое понятие о мире". В противовес этому Ф. Энгельс давал мономатериалистическое тол­кование бытия: "Действительное единство мира состоит в его ма­териальности... "69.

12. В совокупную реальность бытия входят не только мате­риальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное. Ведь и мысли "действительны", т. е. существуют70. Признание того, что материалистический монизм не может объяснить всего, что наблю­дается в мире, приводит, считает академик Б. Раушенбах, к гипотезе о существовании высшей силы. Б. Рассел считал: представление, будто мир есть нечто единое целое - вздор. Природа, человек, об­щество, идеи и т.д. образуют множественное единство (объек­тивно-плюралистическое понимание бытия).

13. К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что труд как преобра­зование природы и активное изменение людьми своих собствен­ных общественных отношений составляет бытие человека в об­ществе (социально-трудовая трактовка бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристи­ка человеческого мира.

14. В XX в. обнаружилось, что разум не смог обеспечить гармонию и порядок в мире, не предотвратил мировые войны, экологические и демографические трудности. В условиях "пере­ходного" состояния общества возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни: в экономике, политике, морали и т. д. В всепоглощающем плюрализме исчезла иерархия ценностей. Постмодерн в философии XX в. привел к отказу от парменидо-вой идеи бытия, где все изменяемое выводилось из неизменного, и востребовал гераклитовскую версию бытия (все течет, изменя­ется, движется). Если в классике человек считался гарантом су­ществования идеалов, то современное мировоззрение ориентиро­вано на восприятие жизни как она есть, в ее повседневности и обыденности. Господствующими стали сиюминутные интересы индивидов. Важнейшей характеристикой природы и общества объявляется неопределенность, где самодвижение материи трак­туется как возникновение порядка из беспорядка, хаоса. Разраба­тывается нетрадиционная концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неус­тойчивости - устойчивости, дезорганизации — организации, беспорядка - порядка (А. М Жаботинский, Б. П. Белоусов, И. Пригожий и др.). Вероятностно-неопределенные характери­стики, где невозможно однозначно предсказать результат, пере­несены на общество.

Философский смысл категории бытия. Многообразие форм бытия.

Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории филосо­фии по проблеме сущего (сущее - субъект всякого бытия, абсо­лютное первоначало), мы приходим к следующему смыслу кате­гории бытия:

1. "Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами.

2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики независимо от того, материаль­ны или идеальны явления мира. Смысл бытия выражается в про­тиворечии конечного и бесконечного, общего и отдельного, це­лого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д.

3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчивостью привела к по­явлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относи­тельное небытие. Размышления о стабильности, дифференциро­ванное™ мира породили понятие пространства.

Выделяются уровни бытия - актуальное и потенциальное. Согласно Аристотелю, актуальность выступала как неразрывная часть парной категории "акт и потенция", т.е. актуальное есть нечто возникающее в "реальной осуществленное™" из "воз­можного бытия". Итак, актуальное и потенциальное предстают как взаимообусловливающие стороны единого бытия.

В современном понимании актуальное - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в за­висимости от условий.

Философские сюжеты мира строятся вокруг отношения мир -человек, объект — субъект. Объективистские концепции (Гегеля, Маркса и др.) отдают приоритет миру, объекту, высоко ценят роль познания в жизни людей, считают, что знание показывает мир таким, как он есть. Субъективизм исходит из того, что Я -сам себе Вселенная, все воспринимаю со своей точки зрения. На­пример, Сартр полагает, что каждый человек, не по своей воле "заброшенный в бытие", проходит через жизнь на свой страх и риск, делает все, что пожелает, отвечая только перед самим собой.

Не впадая в крайности, отметим, что мир, где протекает наша жизнь, - сплав объективного и субъективного. Различают виды бытия - объективную и субъективную реальности. Первая охва­тывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность предпослана сознанию и действию кон­кретных индивидов и поколений людей. Нарушение объектив­ных законов оборачивается негативными последствиями, вплоть до катастрофических.

Субъективная реальность есть сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Человеческая мысль, порождаемая реаль­ностью, сама входит в ее состав и динамику, не растворяется в реальности без остатка. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что сознание не может быть чем-либо иным, как осознанным быти­ем. Без глубоких убеждений, идей опустошится внутренний мир человека и потеряет красоту внешний мир71.

"Бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносительно с субъектом"72. Субъективное есть элемент познавательного и ценностно-практического отношения человека к миру. Уникальность, активность, творчество, свобода, сознательный выбор, воля, способность создавать социально зна­чимые цели и идеалы и т. п. - таковы некоторые существенные характеристики субъективного.

Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей (бытие идивидуа-лизированного духовного). Вместе с тем люди порождают идеи, которые обособляются от индивидуального процесса со­знания. Начинается жизнь идеи (например, идеи колеса, рычага). Самые ценные идеи отбираются, накапливаются, образуя духов­ное богатство цивилизации (бытие объективированного духовного). Духовное материализируется в культуре и воплощается в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Элементы объективированного духовного бытия (идеи, идеалы, нормы, ценности и т. д.) способны сохраняться, совер­шенствоваться и перемещаться в социальном пространстве и ис­торическом времени.

Люди, используя различные средства, сохраняют или изме­няют социальные связи, поддерживают их в динамике своей по­вседневной жизни. "Деятельность человеческого объекта... ока­зывается движением по "точкам" социального пространства, в которых происходят прямые или косвенные контакты с другими субъектами, осваивается или синтезируется социальная предмет­ность. В этих точках вещи также "выходят из себя", то есть пере­стают быть тождественными своим физическим контурам, они открывают индивиду заложенные в них качества и формы, слу­жат человеку средством движения его сил, направляют энергети­ку его способностей"73.

Бытие обладает абсолютным значением по сравнению с небы­тием, как нечто по сравнению с ничто. К. Поппер различает "сле­дующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний со­знания... и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объ­ективного содержания мышления, прежде всего содержания науч­ных идей, поэтических мыслей и произведений искусства"74.

С точки зрения современной диалектико-материалисти-ческой философии основные сферы бытия составляют:

1. Система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы "первой приро­ды". Данная природа - объективная и первичная реальность, ибо: а) человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и после того, как природа Земли задолго существовала без чело­века; б) после возникновения человеческого рода огромная часть природы по-прежнему пребывает как самостоятельная, полно­стью независимая от человечества реальность.

2. Произведенные человеком вещи, освоенный человеком мир ("вторая природа"), природно-социальная реальность. Здесь не перестают действовать законы первой природы, сплетающие­ся с преобразующими действиями, сознанием людей.

3. Социум - совокупность всех социальных явлений и их свя­зей в истории.

4. Бытие человека в мире вещей - люди в единстве общего и особенного в них ("третья природа"). "Бытие человека комплексно и представляет собой: единство тела и души; природного, ве­щественного, социального и духовного; индивидуального и ро­дового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и т. д. Важнейшими формами бытия человека являются: предметно-практическая деятельность; прак­тика социального созидания; политическая деятельность; самосо­зидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.

Итак, бытие включает в себя: материальное и духовное, нежи­вое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объ­ективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть, реальность и потенциальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.015 с.)