Категория бытия и небытия в истории философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория бытия и небытия в истории философии



Наверно, впервые человек попытался сформулировать словами суть бытия во времена становления христианской религии.

Первая книга Моисеева «Пятикнижия» называлась «Бытие». В ней описывался процесс создания Богом Бытия, и в то же время говорилось о том, что сам Бог существовал всегда. То есть, ДО сотворения мира существовало только бытие Бога и небытие созданной им природы. И если бытие можно было описать словами, то небытие, чувственно невоспринимаемое, описано не было, что, собственно говоря,

неудивительно, потому что люди на тот момент не обладали высоко развитым абстрактным мышлением и не могли представить себе творение целого мира из ничего.

«Полного небытия» для древнего человека, можно сказать, совсем не существовало, оно подменялось другими формами бытия, например, в религиях Египта, Индии и Китая. А душа умершего могла возвращаться в мир живых.

 

Когда мифологический взгляд на мир претерпел серьезные изменения, изменилось и понимание времени. Аристотель в своих «Метаморфозах» рассказал о метаморфозах бытия и небытия в процессе

превращения будущего в настоящее, а настоящего – в прошлое. Индус Канада,основатель учения «вайшешика», писал о том, что бытие – материальная субстанция, вечносуществующее и беспричинное. Но при этом оно «возникает из небытия и превращается в небытие». Аналогичная точка зрения высказывается и в даосийской книге «Чжуанцзы» - небытиепротивопоставлено бытию, но четких определений тому и другому не дается. Предтечей категории «небытия» здесь можно считать только образ хаоса.

 

Точно также в древности не проблематизировались отношения между временем и пространством, проблемными бытии только «отношения» верха и низа, как божественного и дьявольского начал.

Обобщение небогатого пространственного опыта человека и самое начало осмысления

категории времени делали схожими представления о бытии у разных народов.

 

Первым философом, начавшим размышлять над трехфазностью времени, был Аристотель. При этом он

характеризовал течение времени от прошлого к будущему как «метаморфозы бытия и

небытия». Но в центре его внимания, что характерно для той эпохи, находился не сам процесс течения времени, а само бытие и его качественные характеристики. Идеалист Платон приписывал бытие миру идей и считал его совокупностью конкретных прообразов материальных предметов.

 

И только во времена христианства начинает меняться тип мышления, сформировавшийся в античности. Но и осмысление времени Блаженным Августином местами близко концепции Канады: настоящее время –

переход от небытия будущего к небытию прошлого. Главная трудность для него состояла в том, чтобы определить, являются прошлое и будущее свойствами бытия?

 

Эпоха Просвещения, восстановившая авторитет античности, не знала проблемы категории небытия. Культ научного познания природы и общий атеизм привели к тому, что небытие было признано

категорией «теологической метафизики», как нечто априорно непостижимое.

Особенный интерес к категории небытия возник в эпоху Романтизма. Ф.Майлендер писал о том, что «жизнь бессмысленна и ничтожна во всех своих формах. Космос, с которым она слита, всеми своими проявлениями устремлен к одной цели – смерти. Таким образом, если существует смысл бытия, то он в достижении абсолютного Ничто, в отрицательности, в аннигиляции жизни». Логическом продолжением такого мировоззрения было самоубиство философа.

 

Рационалист Г.Гегель, отрицавший идеи романтизма, в «Науке и логике» доказал изначальное тождество бытия и небытия, преодолеваемое в процессе «становления». Развитие, как способ существования мира, - это взаимодействие бытия и небытия.

В конце века Ф.Ницше противопоставил становление бытию. Он считал бытие «пребыванием», поэтому – противоположным самому процессу жизни.

 

В эпоху Модернизма идея о «Ничто» вышла на первый план, но философия того времени не смогла теоретически совместить Ничто и бытие. М.Хайдеггер свел бытие к «здесь-бытию», включив в

него субъекта. Бытием было объявлено человеческое сознание. Таким образом, отрицая идею Бога, он все же доказывает факт некоторого «присутствия».

У Г.Марселя бытие и вовсе согласуется не с небытием, а с «обладанием-владением», имея виду не столько

реальное обладание, а, скорее, мечту об обладании, а взаимодействие человека и предмета его желания.

 

Характерное для Нового Времени включение эмоциональных состояний человека в онтологию, разрушило ее, потому что не могло рассматривать бытие в отрыве от «здесь-бытия». Проблемы не могли

больше решаться на языке строгой, классической философии, что толкало мышление на поиск метафор. В итоге, Г.Марсель назвал бытие «таинством».

Двадцатый век дал самые глубокие и самые интересные концепции бытия

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности.

 

Исходный пункт философии Экзистенциализма. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблы, которые возникают из самого факта сущ-я человека. Для Экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

 

Экзистенциализм объявл предметом философии. - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

 

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

 

Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Экзистенциалисты ищут такой, в кот существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью.

 

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возносится из бытия и не может превратиться в ничто, то для человеческого сущ-я, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”.

Бытие:

Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», — благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие — «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявляться только в «наличности» человеческого существования, т. е. в раскрытии существования благодаря настроениям, Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. «Как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?»[2].

 

Картина мира как совокупность мировоззренческих знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым обладает человек". Картина мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая различные наглядные представления о мироустройстве. Натурфилософия как первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии - мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь - выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир - поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону. Смысл существования - стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю. В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность - приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире - выражение воли Бога. Смысл жизни человека - свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира. Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей. Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

 

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

 

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

 

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

 

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

 

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

 

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

 

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

 

Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

 

. Сегодня современная наука ведет речь о существовании 3-х систем материи (неживая, живая, социальная ). Каждая система имеет свою структурную организацию.

 

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

 

Уровнями неживой природы являются:

• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);• молекулярный (молекулы);• уровень единичных вещей;

• уровень макротел;• уровень планет;• уровень систем планет;• уровень галактик;

• уровень систем галактик;• уровень метагалактик;• уровень Вселенной, мира в целом.

 

К уровням живой природы относятся:

• доклеточный (ДНК, РНК, белки);• клеточный (клетка);• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;• уровень популяций;• биоценозы;• уровень биосферы в целом.

 

К уровням социума относятся:

• отдельный индивид;• семья;• группа;• коллективы разных уровней;

• социальные группы (классы, страты);• этносы;• нации;• расы;• отдельные общества;

• государства;• союзы государств;• человечество в целом.

 

3. Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

4. Движение - неотъемлемое свойство материи.

Самым низшим структурным уровнем материи на конец 90-х годов считается уровень лептонов и кварков.(гипотетических элементарных частиц с дробным зарядом) Впервые идеи об их существовании были выдвинуты в 1963 Гель-Манном. В настоящее время физики ведут речь о существовании 6 типов кварков. Сегодня наука выделяет 3 вида материи (известных): Вещество, антивещество, поле. Вещество - все то, что имеет массу покоя. Антивещество состоит из античастиц (позитроны и т.д.) и существует реально. Поля - гравитационные и электромагнитные. Особым состоянием в-ва все считают плазму (частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности положительных и отрицательных зарядов одинаковы)

 

 

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще; способ существования материи и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных превращений) и качественный. Качественный тип включает в себя подтипы или виды: функционирование, круговороты, развитие.

 

Формы движения материи

Среди многообразных форм движущейся материи выделяются некоторые основные. Это — механическая форма движения материи (пространственное перемещение тел относительно друг друга), разнообразные физические формы движения (тепловая, электромагнитная, внутриатомная, внутриядерная и т. п.), химическая (образование и разложение молекул, входящих в состав различных веществ), биологическая, (органическая жизнь во всех ее многообразных проявлениях, изменения, претерпеваемые живыми организмами), социальная (развитие человеческого общества).

 

Каждая из форм движения материи имеет свои, только ей присущие особенности, которые не могут быть сведены к закономерностям других форм движения материи. Поэтому невозможно, например, понять происходящие в живых организмах физиологические изменения с помощью законов и принципов механики, нельзя судить о поступках и действиях, творческом мышлении человека, зная лишь его анатомическое строение, его физиологию.

 

Формы движения материи не только своеобразны, не только качественно отличны друг от друга. Они обнаруживают тесную связь между собой. Эта связь, в частности, проявляется в способности к взаимным превращениям. Так, механическое движении (удар, трение, сжатие и т. д.) превращается в теплоту. От нагретого, раскаленного вещества распространяются потоки тепла и света. Тепловое и световое движение порождает электрические процессы и т. д.

 

Наглядную картину взаимопревращения различных форм материального движения, различных видов энергии дает работа гидроэлектростанции. Механическая энергия падающей воды приводит в движение лопасти турбины и соединенный с ней вал динамомашины, где эта механическая энергия преобразуется в электрическую. Электрический ток, поступая, например, на промышленное предприятие, заставляет работать электродвигатели, с помощью которых электрическая энергия снова преобразуется в механическую. Ток дает свет, нагревает электропечи, превращается в химическую энергию в электролитической ванне, где сложные химические соединения (соли, кислоты) разлагаются на отдельные элементы.

Наука не только обнаружила конкретные переходы одной формы движения в другую, но и открыла универсальный закон природы — закон сохранения и превращения энергии (меры движения). Суть этого закона заключается в следующем: качественно различные формы энергии превращаются друг в друга, и эти превращения осуществляются в определенных количественных отношениях. При этом общеё количество энергии, движения остается неизменным, не прибывает и не убывает, движение только видоизменяется.

 

Этот закон явился естественнонаучным доказательством внутреннего единства материи и движения. Материя вечна, ее нельзя создать и разрушить, столь же вечно, несотворимо, неуничтожимо и движение.

 

Так наука опровергает различного рода идеалистические, религиозные учения, согласно которым материя сама по себе инертна, безжизненна и которые единственной силой, оживляющей материю, приводящей ее в движение, считают духовное начало, в конечном счете бога.

 

Пространство и время

 

Пространство и время как характеристики представления человека о мире, как совокупности отношений и как уровни бытия. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Пространство и время – фундаментальные понятия философии. Изучение пространственных и временных связей материальных явлений составляет задачу и специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления форм и способов бытия, а их всеобщие, универсальные свойства. Рассмотрим некоторые из существующих подходов. Субъективный идеализм отрицает объективность пространства и времени, утверждая, что они существуют лишь в ощущениях, в сознании людей, что понятия пространства и времени выводятся из головы, из сознания и вносятся в природу, в материю. И.Кант полагал, что пространство и время не обнаруживаются в опыте, лишены объективного содержания, являются доопытными (априорными), врожденными представлениями человека, который выводит их из мышления и наделяет ими мир. Представители современного субъективного идеализма и некоторые ученые западных стран (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, В. Гейзенберг, А. Эддингтон и др.), отрицая объективность пространства и времени, считают их произвольной конструкцией сознания людей, удобным способом описания ощущений.

Некоторые философы и ученые – от античности (Демокрит, Эпикур) до И. Ньютона, и в ряде случаев до наших дней – рассматривали пространство как абсолютную пустоту, существующую независимо и вне материи, – своеобразное вместилище (ящик) для материи. Пространство (вместилище) может быть занято, а может быть и не занято материей, т.е. быть пустым, нематериальным. По ироническому замечанию немецкого ученого Г. Вейля, пространство в таком случае представляло нечто вроде наемной казармы для жильцов: есть жильцы – казарма занята, нет – пустует. Оторванное от материи пространство рассматривалось как неизменное, везде и всюду однородное, неподвижное, ни от чего не зависящее и существующее само по себе.

Не менее метафизичен был (а в ряде случаев остается) и взгляд на время, считавшееся чистой, внематериальной длительностью, т.е. время также отрывалось от материи и наделялось самостоятельной сущностью. Получалось, что длится во времени не материя, не ее объекты, тела, организмы и т.п., а время само по себе. Оно считалось также единым и однородным для всей Вселенной. Некоторые мыслители (Е. Дюринг) утверждали, что время не имеет конца, но имеет начало, а пространство заключено в границы, т.е. конечно. По мнению Ф.Энгельса, такие рассуждения несостоятельны, ибо то, что имеет начало, имеет и конец, а что имеет конец, имеет и начало, и во Вселенной вообще невозможно определить, где в ней начало и где конец.

Субстанциальная концепция рассматривают пространство и время как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Это хорошо видно из рассмотренных выше взглядов И. Ньютона и философов античности. Заметим, что точка зрения на субстанциальный характер пространства и времени разделяется как материалистами, так и идеалистами. Реляционная концепция пространства и времени также может быть материалистической и идеалистической. С позиций идеализма в истории философии ее развивал Г. Лейбниц. Он считал, что пространство и время – это особые отношения между субъектами и процессами, вне их не существующие.

Диалектический материализм подходит к рассмотрению пространства и времени с позиций материалистической реляционной концепции, согласно которой пространство и время – объективные, не зависящие от человека и человечества формы существования материи, которые не существуют и не могут существовать в чистом виде - вне материи: как нет материи вне времени и пространства, так нет и последних вне материи, они суть формы, способы ее существования.

Пространство и время неотделимы не только от материи, но и друг от друга. Если, например, мы говорим о скорости движения какого-либо объекта, то определяем его через путь (пространство), пройденный в определенную единицу времени.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.02 с.)