Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникнокение и развитие науки, ее функций. Научное познание и eго специфические признаки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные i знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта вне-теоретическим способом, от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Если удивление явилось началом философии, ибо это есть начало мысли, то возникшее по поводу многих явлений окружающего мира и тайн самого человека недоумение есть начало науки (точнее, преднауки). Элементарная наука (протонаука) возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией. Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, основной функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития). Коперников-ским переворотом наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Идея рациональности постепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный. Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность ("делание руками"). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших современную науку — изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод. Научная рациональность выражается в своих различных формах: как соразмерность мира стандартам и критериям разума, логики; как диалоговый дискурс; как организованный текст; как целесообразность. Начиная с XVII в. научная рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры, наряду с такими понятиями как личность, свобода, демократия, творчество, духовность148. Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве основной функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон -автор афоризма "Знание - сила", в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т. д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки. В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. В XV11I-XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. М. В. Ломоносов, например, полагал, что наука есть ясное познание истины, просвещение разума, строительница городов, везде верный и безотлучный спутник. Д. И. Писарев величие науки усматривал в той пользе, которую она приносит людям, увеличивая производительность их труда и укрепляя природные силы их умов. Д. И. Менделеев подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки. Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях к дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Конечно, личные интересы, возможности и способности субъекта, его любознательность, стремление к самоутверждению также выступают фактором развития науки. По своей сущности наука, отмечал Н. А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека149. И. П. Павлов также утверждал, что наука - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, "технику овладения жизнью" - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее "рабочие инструменты" и вырабатывает навыки обращения с ними, т. е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Данные и методы науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения "человек - машина" и "человек - человек", т. е. воздействует на всю общественную практику. Разумная теория становится символом практики, а практика'- символом теории150. Чтобы научные знания служили обществу, они должны стать элементами общего образования, опережать (по темпам) иные формы деятельности общества. Это требует определенных материальных и финансовых затрат на науку и образование. В историческом соревновании народов и государств берут верх те, кто располагает большим и глубоким знанием и соответственно более высокой производительностью труда, лучшими организацией общества и системой управления. Научное познание и eго специфические признаки. Исторически наука исходит от повседневного знания, представленного в определенных формах: 1) рецептивное -'специализированное знание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства; 2) протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, фактов, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т. п.); 3) псевдонаука (иногда называют паранаукой) - такие виды знания, как алхимия, астрология, теология, спекулятивная натурфилософия, парапсихология. Данные виды знания нельзя вычеркнуть из общей духовной культуры людей не только в историческом прошлом, но и в наше время. Получили распространение модернизированные иррационально-мистические представления о мире, связанные с возрождением магии, астрологии, изучением "паранормальных" явлений в психике человека и природе (ясновидения, духовидения, телепатии, телекинеза, НЛО и т. д.). Основными направлениями современных астрологов (астрология возникла в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н. э.) являются попытки выявить психологические сущности и описать различные грани характера личности, а также предсказывать будущее. К астрологическим характеристикам следует относиться скептически и вместе с тем видеть в них некие "рациональные зерна". Как религия и философия, астрология нацеливает на то, чтобы заглянуть в себя, попытаться найти внутреннюю точку опоры, осознать связь человека с космосом. Паранормальные явления объясняются: видами природной энергии, о которых мы пока не знаем; наличием "неземных" форм жизни; особыми свойствами сознания экстрасенсов, колдунов, шаманов и т. д. Так называемые вненаучные явления (и соответственно вненаучное познание) рассматриваются, тем не менее, не вопреки науке, а дополняют ее, объясняя космос и духовность человека преимущественно нерациональным путем (откровением, озарением и пр.). Магия, астрология, паранормальные явления трактуются как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и человеке, но пока еще неизвестных науке, однако в принципе познаваемых. Существует возможность превращения отдельных направлений паранауки в науку. И все же паранаука лишает людей критически-взвешенного взгляда на мир, одурманивает часть населения*. Сейчас рождаются и возрождаются так называемые альтернативные науки (например, трансперсональная психология, восточные системы миропонимания и т. д.). В безграничном мире необходимы все формы его освоения человеком. Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают Массовое сознание в нашем обществе испытывает усиливающуюся экспансию различных форм вНенаучного знания - эзотерики, теософии, мистики, суеверий. предметом исследования, причем за совокупностью фактов осознается закономерность — всеобщая и необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить, обосновать, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Наука - совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему. Наука начинается тогда, когда факт вступает в противоречие с общепринятой теорией151. Под "фактом" имеется в виду "нечто имеющееся налицо... Вся наша познавательная жизнь является... частью процесса приспособления к фактам"152. А. Пуанкаре (1854-1912) считает, что факт привлекает к себе внимание тогда, если он помогает в предсказании других фактов, либо, оправдываясь на деле, ведет к установлению закона. Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т. д.). Факт возникает как результат рациональной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Объективная составляющая факта - это реальные процессы, события, которые служат исходной основой для фиксации познавательного результата. Субъективный момент - зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических установок и т. п. Теоретические принципы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта. А. Эйнштейн считал, что наука - это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления мира. Дж. Бернал в своей книге "Наука в истории общества" определял науку как что-то наиболее объективное из известного человеку и вместе с тем субъективное и психологически обусловленное, как и любая другая область человеческих устремлений. Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать действительности. В этом отличие науки от искусства, которое выражает познанное в конкретных художественных образах, допускающих возможность вымысла, фантазии. Впрочем, и наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (Фарадей). Наука, как и все виды искусства, требует воображения. Оно нужно, чтобы увидеть предмет исследования (Д. Томсон). Воображение, считает А. Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете. Кроме отмеченных, к другим признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научной терминологии); использование специальных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфических методов и методологии исследования, призванной направлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентации и целевых установок, основной из которых является поиск объективной истины как высшей ценности науки; концептуальный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.009 с.) |