Возникнокение и развитие науки, ее функций. Научное познание и eго специфические признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникнокение и развитие науки, ее функций. Научное познание и eго специфические признаки.



В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталки­вался с силами природы и получал о них первые, поверхностные i знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта вне-теоретическим способом, от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия чело­веческого существования. Если удивление явилось началом фи­лософии, ибо это есть начало мысли, то возникшее по поводу многих явлений окружающего мира и тайн самого человека не­доумение есть начало науки (точнее, преднауки). Элементарная наука (протонаука) возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформиро­вать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассужде­ний, в расчетах. Начиная с античности, основной функцией на­учной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъ­яснение различных зависимостей и связей, существенных харак­теристик явлений, их происхождения и развития). Коперников-ским переворотом наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения.

Идея рациональности постепенно дополнялась идеей воз­можности перевести идеальный объект в материальный. Пред­вестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естество­знания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (тео­рию) и технологичность ("делание руками"). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших со­временную науку — изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем эксперимен­тальный метод.

Научная рациональность выражается в своих различных формах: как соразмерность мира стандартам и критериям разума, логики; как диалоговый дискурс; как организованный текст; как целесообразность. Начиная с XVII в. научная рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры, наряду с такими понятиями как личность, свобода, де­мократия, творчество, духовность148.

Античное и средневековое представление о космосе как ко­нечном и иерархически упорядоченном мире в новое время ус­тупает место представлению о бесконечности Вселенной, о при­роде как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве ос­новной функции науки выдвигала задачу познания с целью пере­делки и преобразования природы. Ф. Бэкон провоз­глашал, что цель науки - господство над природой ради повыше­ния благосостояния общества и совершенствования производст­ва. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон -автор афоризма "Знание - сила", в котором отразилась практиче­ская направленность новой науки. Адекватной этой задаче фор­мой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т. д., что фиксировалось в справочниках и учеб­никах. Развивалась прогностическая функция науки.

В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потреб­ность в рационализации производственных процессов. В XV11I-XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с прак­тикой, ее общественная полезность. М. В. Ломоносов, например, полагал, что наука есть ясное познание истины, просвещение ра­зума, строительница городов, везде верный и безотлучный спут­ник. Д. И. Писарев величие науки усматривал в той пользе, кото­рую она приносит людям, увеличивая производительность их труда и укрепляя природные силы их умов. Д. И. Менделеев под­черкивал взаимную заинтересованность друг в друге промыш­ленности и науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математи­ка, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развива­ется под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях к дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повсе­дневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспе­риментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в от­расль массового производства - индустрию знаний, стала, как пред­видел К. Маркс, производительной силой общества.

Конечно, личные интересы, возможности и способности субъекта, его любозна­тельность, стремление к самоутверждению также выступают фактором развития науки. По своей сущности наука, отмечал Н. А. Бердяев, есть ре­акция самосохранения человека149. И. П. Павлов также утвер­ждал, что наука - орудие высшей ориентировки человека в ок­ружающем мире и в себе самом. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического под­чинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теря­ет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, "технику овладения жизнью" - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее "ра­бочие инструменты" и вырабатывает навыки обращения с ними, т. е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Данные и методы науки используются для разработки планов и программ социаль­ного и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззрен­ческих и культурных установок, определяет социальное, полити­ческое, экологическое и демографическое поведение, цели обще­ственного развития. Наука изменяет отношения "человек - ма­шина" и "человек - человек", т. е. воздействует на всю общест­венную практику. Разумная теория становится символом практи­ки, а практика'- символом теории150.

Чтобы научные знания служили обществу, они должны стать элементами общего образования, опережать (по темпам) иные формы деятельности общества. Это требует определенных мате­риальных и финансовых затрат на науку и образование. В исто­рическом соревновании народов и государств берут верх те, кто располагает большим и глубоким знанием и соответственно бо­лее высокой производительностью труда, лучшими организацией общества и системой управления.

Научное познание и eго специфические признаки.

Исторически наука исходит от повседневного знания, пред­ставленного в определенных формах: 1) рецептивное -'специали­зированное знание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства; 2) протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, фактов, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т. п.); 3) псевдонаука (иногда называют паранаукой) - такие виды зна­ния, как алхимия, астрология, теология, спекулятивная натурфи­лософия, парапсихология. Данные виды знания нельзя вычерк­нуть из общей духовной культуры людей не только в историче­ском прошлом, но и в наше время. Получили распространение модернизированные иррационально-мистические представления о мире, связанные с возрождением магии, астрологии, изучением "паранормальных" явлений в психике человека и природе (ясно­видения, духовидения, телепатии, телекинеза, НЛО и т. д.). Ос­новными направлениями современных астрологов (астрология возникла в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н. э.) являются попытки выявить психологические сущности и описать различ­ные грани характера личности, а также предсказывать будущее. К астрологическим характеристикам следует относиться скепти­чески и вместе с тем видеть в них некие "рациональные зерна". Как религия и философия, астрология нацеливает на то, чтобы заглянуть в себя, попытаться найти внутреннюю точку опоры, осознать связь человека с космосом.

Паранормальные явления объясняются: видами природной энергии, о которых мы пока не знаем; наличием "неземных" форм жизни; особыми свойствами сознания экстрасенсов, колду­нов, шаманов и т. д. Так называемые вненаучные явления (и со­ответственно вненаучное познание) рассматриваются, тем не ме­нее, не вопреки науке, а дополняют ее, объясняя космос и духов­ность человека преимущественно нерациональным путем (откро­вением, озарением и пр.). Магия, астрология, паранормальные явления трактуются как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и человеке, но пока еще неизвестных нау­ке, однако в принципе познаваемых. Существует возможность превращения отдельных направлений паранауки в науку. И все же паранаука лишает людей критически-взвешенного взгляда на мир, одурманивает часть населения*. Сейчас рождаются и возрождаются так называемые альтернативные науки (например, трансперсональ­ная психология, восточные системы миропонимания и т. д.). В без­граничном мире необходимы все формы его освоения человеком.

Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают

Массовое сознание в нашем обществе испытывает усиливающуюся экспансию различных форм вНенаучного знания - эзотерики, теософии, мистики, суеверий. предметом исследования, причем за совокупностью фактов осоз­нается закономерность — всеобщая и необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить, обосновать, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Наука - совокупность знаний о фактах и законах, при­веденных в систему. Наука начинается тогда, когда факт вступа­ет в противоречие с общепринятой теорией151. Под "фактом" имеется в виду "нечто имеющееся налицо... Вся наша познава­тельная жизнь является... частью процесса приспособления к фактам"152. А. Пуанкаре (1854-1912) считает, что факт привлека­ет к себе внимание тогда, если он помогает в предсказании дру­гих фактов, либо, оправдываясь на деле, ведет к установлению закона.

Нечто существующее становится научным фактом тогда, ко­гда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т. д.). Факт возникает как результат рациональ­ной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и ра­ционального, объективного и субъективного. Объективная со­ставляющая факта - это реальные процессы, события, которые служат исходной основой для фиксации познавательного резуль­тата. Субъективный момент - зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических установок и т. п. Теоретические принци­пы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта. А. Эйнштейн считал, что наука - это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познавае­мые явления мира. Дж. Бернал в своей книге "Наука в истории общества" определял науку как что-то наиболее объективное из известного человеку и вместе с тем субъективное и психологиче­ски обусловленное, как и любая другая область человеческих устремлений.

Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать дей­ствительности. В этом отличие науки от искусства, которое вы­ражает познанное в конкретных художественных образах, допус­кающих возможность вымысла, фантазии. Впрочем, и наука вы­игрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (Фарадей). Нау­ка, как и все виды искусства, требует воображения. Оно нужно, чтобы увидеть предмет исследования (Д. Томсон). Воображение, считает А. Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, во­ображение же охватывает все на свете.

Кроме отмеченных, к другим признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусст­венного языка (научной терминологии); использование специ­альных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфи­ческих методов и методологии исследования, призванной на­правлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ори­ентации и целевых установок, основной из которых является по­иск объективной истины как высшей ценности науки; концепту­альный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.01 с.)