Политическая сфера общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая сфера общества.



С возникновением частной собственности и расколом обще­ства на классы потеряли свое значение кровно-родственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-антагонистическое общество породило необхо­димость его политической организации. Политическая система* неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий (субъекта политики**) навязывать с помо­щью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Субъектом политики выступает также рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявлять себя в сфере политики.

Государство - важнейший элемент политической организа­ции общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Фома Аквинский и другие идеологи феодализма); теория общественного договора, положившая начало становлению политического плюрализма

В книге Д. Истона "Политическая система" (1953, США) выделены две основ­ные функции: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) она должна убедить своих граждан принимать это распределение как обязательное. (Руссо, Локк, Гоббс); теория насилия, согласно которой государ­ство возникает в результате внутренней узурпации власти "силь­нейшими" (Дюринг); трактовка государства как реализации нравственной идеи (Гегель). В этих учениях причину возникно­вения и существования государства ищут во внешних силах или в сфере духовного начала. Согласно марксистской концепции, возникновение государства обусловлено внутренними объектив­ными изменениями в хозяйственно-экономической жизнедея­тельности индивидов. Подчеркнута классовая сущность возник­новения государства как института угнетения и защиты интере­сов господствующего класса перед другими.

При разделении общества на классы авторитета уже было недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование общественных отношений при наличии частной собственности на средства производства и поляризации общества на богатых и бедных, свободных и рабов. (В Афинах в IV в. до н. э. на 90 тыс. свободных приходилось 365 тыс. рабов.) Если родовая организа­ция осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняют­ся. Они включали в себя организующее начало, принудительно-усмиряющую функцию (экономическое подавление, политиче­ское угнетение, духовное насилие), защиту права человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности, войн, аг­рессии (особенно в XVI-XVII вв.), задачу регулирования отно­шений с другими странами, решение социальных вопросов. С XVII-XVIII вв. постепенно начинает осознаваться значение го­сударства для защиты ценностей естественной природы человека (индивидуальной свободы, возможности выбора, проявления творческих начал и т. д.). Для развития естественной природы человека государственное вмешательство в частную жизнь должно свестись к минимуму, так как оно способно привести к извращению сущностных начал человека. Эту мысль проводил Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) в труде "Идеи к опыту, опре­деляющему границы деятельности государства". Философ при­вел следующие аргументы: 1) государственное вмешательство может внести однообразие, лишенное противоречий и способное превратить людей в машины; 2) чрезмерная забота государства о гражданах делает их бездеятельными, духовно нищими, 3) то, что навязывается человеку извне (государством), кажется ему чуждым; 4) недостаток самостоятельности ведет к усилению произвола государственных служащих и ограничивает свободу подданных; 5) человек испытывает не только всплески сил и энергии, но и противоположные чувства, которые государство не имеет права у него отнимать.

По мере нарастания общечеловеческих интересов усиливает­ся значение политики, выполняющей функцию стабилизации общества, придания ему устойчивости и жизнеспособности, гар­монизации отношений, достижения консенсуса относительно ос­новных ценностей, целей и направлений развития. Расширяется сфера регулируемого за счет перехода от управления людьми к управлению условиями их жизнедеятельности. Сен-Симон про­гнозировал: "Правительства не будут больше управлять люльми, их обязанность ограничится лишь устранением всего того, что мешает полезным работам"239. Ф. Энгельс указывал: "На место управления лицами становится управление вещами и руково­дство производственными процессами"240. Экономика по отно-1ению к политике выступает как ее материальная основа, а по-[итика как сознательное использование экономических законов, Политическое управление осуществляется на основе приня-

•ия политических решений. Последние включают функции пла-1ирования, организации, мотивации и контроля.

При осуществлении планирования требуется выяснить: како­ва наличная ситуация? чего мы добиваемся? как мы собираемся сделать это? Из-за присутствия фактора неопределенности буду­щего планирование должно носить непрерывный характер, со­гласованный каждый раз с конкретной реальностью.

Организация предполагает создание определенной струк­туры, с помощью которой возможны реализация планов и дости­жение целей.

В основе мотивации как внутреннего побуждения к действию лежат человеческие потребности.

Контроль представляет собой процесс обеспечения организа­цией целей в обозначенный промежуток времени; измерение того, что было в действительности достигнуто; сравнение осуще­ствленного с ожидаемым результатом.

Связующими процессами при принятии решений выступают коммуникации и обмен информацией.

Некоторые исследователи (в частности, Г. Ласуэлл) называ­ют основные функции средств информации: наблюдение за явлениями действительности; отбор и комментирование полученных;ведений; распространение культуры; формирование общественного мнения. Через средства массовой коммуникации общест­венное мнение опосредуется, навязывается людям в форме поло­жительных или отрицательных стереотипов.

Для выполнения своих функций государство опирается на публичную власть и взимание налогов с населения для содержа­ния аппарата власти. Следует отличать реальное государство от формального. Так, в провозглашенной 25 марта 1918 г. Белорус­ской Народной Республике отсутствовали такие атрибуты госу­дарства, как границы, армия, полиция, финансовая, налоговая системы, конституция.

Платон и Аристотель выделили три возможных вида госу­дарственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристо­кратия (власть лучших или для лучших целей); в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе). Ныне это называют демократией. Эти мысли­тели предупреждали о формах деградации каждого из названных видов соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть толпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, - и все три искажаются, когда преследуют частные интересы.

Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы управления. Предвестником государства тоталитарного типа стала древняя Спарта в период реформ Ликурга. Было осу­ществлено перераспределение земель и богатств в пользу бедных (свободных), упразднение денег. Образ жизни характеризовался сильной степенью регламентации, замкнутостью. В народных собраниях рядовые граждане не могли высказывать свои мнения, а только принимали или отвергали предложения геронтов и ца­рей. Земля была государственной собственностью. Это было од­но из первых обществ, воплотивших черты этакратизма (абсолю­тизации роли государства).

Термин "тоталитаризм" применительно к политическому ре­жиму впервые употреблен в 20-е годы XX в. Важнейшими при­знаками тоталитаризма являются: 1) централизованная экономи­ка; 2) растворение человека (индивидуальности) в массе людей, ориентация на слитность, достижение однородности в различных явлениях жизни; 3) отрицание гражданского общества и его ин­ститутов; 4) террористическая тайная полиция; 5) одна политиче­ская партия; 6) одна идеология; 7) монополия на средства массо­вой информации. Не может быть свободы отдельного индивида там, где нет разнообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора, где абсолютная власть государства давит на человека и где господствует жесткий контроль над соз­нанием. Одно из условий тоталитарного общества - наличие вер­ноподданических, с элементами рабской психологии, масс и ин­теллигенции, у которой, как писал Н. А. Бердяев, интересы рас­пределения и уравнения в сознании и чувствах доминируют над интересами производства и творчества.

Авторитаризм ограничивает не личные, а политические права и свободы. Он допускает многообразие форм собственности, имеет опору в блоке партий и движений, не претендует на введе­ние единообразия, не уничтожает неугодные власти слои, клас­сы. Отказываясь от полного контроля, авторитаризм вместе с тем в управлении опирается на жесткую централизацию государст­венной власти и командные методы руководства, стремится ос­тавить за собой управление собственной безопасностью, оборо­ной, внешней политикой, социальным обеспечением, общей стратегией развития. Из римского права до нас дошел основной принцип демократии: все, что касается всех, должно быть одоб­рено всеми. Согласно К. Марксу, в демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека. С. Хантингтон отметил: главное в демократии есть процедура соревновательного отбора лидеров.

В период средневековья имелись в зародыше (особенно в Англии) три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия. Ш. Л. Монтескье, опираясь на идеи Дж. Локка и опыт английской революции, утверждал, что свобода невозможна, если она не опирается на "разделение властей" (законодательную, исполнительную и судебную).

Демократия синонимизируется с правовой государственно­стью, где центральным становится вопрос о том, насколько в об­ществе правит закон (при решающей роли характера законов). В ^правовом государстве утверждаются суверенность народа как ис­точник власти (обеспечивается всеобщим избирательным правом референдумом), подчинение государства обществу. Здесь четко шределяются взаимные обязательства управляющих и управ-гяемых по отношению друг к другу, прерогативы политической власти и права личности. Право - мера свободы личности*. В принятой в 1990 г. на совещании глав государств и правительств "Парижской хартии для новой Европы" провозглашены общече­ловеческие ценности в социально-политической сфере и обязан­ность "строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления", основывающуюся на воле народа, уважении личности и верховенстве закона.

И все же демократия, как и другие формы власти, двойствен­на. Эту двойственность Н. А. Бердяев выразил так; "Демократия, с одной стороны, означает суверенность народа, господство большого числа, и в этом смысле она скорее неблагоприятна для личности и свободы. Но с другой стороны, демократия означает самоуправление человека, права человека и гражданина, свободу человека, и в этом смысле она имеет вечное значение"241. Свобо­да и уважение к человеческой личности - более широкий прин­цип, чем демократия. Ценность демократии, указывал С. Л. Франк, не в том, что она есть власть всех, а в том, что она есть свобода всех. Демократическое устройство основывается на независимом критическом мышлении242. Демократия — средство, а не цель. К, Поппер подчеркнул, что демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а только чтобы из­бежать тирании. С. А. Левицкий и А. И. Солженицын различали дух демократии (свобода личности, правовое государство) и вто­ричные признаки ее - парламентский строй, всеобщее избира­тельное право. Что касается последнего, то оно недостаточно оп­равданно в том смысле, что существует неравенство личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь. На основе результатов выборов и референдумов происходит поглощение меньшинства большинством. Но ведь любые новации вначале предлагает меньшинство, преодолевая консерватизм, традиции большинства. Демократия не исключает, а предполагает и требу­ет дисциплину в форме законопослушания.

В отличие от XIX в., современное буржуазное государство становится не только органом совокупного капиталиста, но в той или иной мере всех социальных сил общества, гарантом их кон­сенсуса, особенно по мере возрастания элементов правового го­сударства. Однако демократичность здесь выражается относи­тельно, ибо проявляются такие общечеловеческие дефекты, как бюрократизм и коррупция. Помимо законной власти, функцио­нирует аппаратная система управления, скрепляющая механизм самоорганизации предпринимательского общества.

В социалистическом государстве (в опыте СССР) сталкива­лись тоталитарно-этатическая и демократическая тенденции. В СНГ сейчас проявляется противоречие между здоровыми эконо­мическими, социальными и политическими силами, заинтересо­ванными в утверждении гуманно-демократического состояния, и силами, стоящими на позициях тоталитарного (или авторитарно­го) "порядка". Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная соци­альная демократия, обеспечивающая динамический ба­ланс организации самоорганизации общества, социального кон­троля и частных интересов, социализации и конкуренции.

В настоящее время представителями i-уманистического па­цифизма развивается космополитизм - идеология мирового гра­жданства, создания мирового государства (на базе ООН) или ми­ровой Федерации государств. Это связано с развитием общечело­веческой культуры и нарастанием глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.01 с.)