Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая сфера общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С возникновением частной собственности и расколом общества на классы потеряли свое значение кровно-родственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-антагонистическое общество породило необходимость его политической организации. Политическая система* неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий (субъекта политики**) навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Субъектом политики выступает также рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявлять себя в сфере политики. Государство - важнейший элемент политической организации общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Фома Аквинский и другие идеологи феодализма); теория общественного договора, положившая начало становлению политического плюрализма В книге Д. Истона "Политическая система" (1953, США) выделены две основные функции: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) она должна убедить своих граждан принимать это распределение как обязательное. (Руссо, Локк, Гоббс); теория насилия, согласно которой государство возникает в результате внутренней узурпации власти "сильнейшими" (Дюринг); трактовка государства как реализации нравственной идеи (Гегель). В этих учениях причину возникновения и существования государства ищут во внешних силах или в сфере духовного начала. Согласно марксистской концепции, возникновение государства обусловлено внутренними объективными изменениями в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов. Подчеркнута классовая сущность возникновения государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими. При разделении общества на классы авторитета уже было недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование общественных отношений при наличии частной собственности на средства производства и поляризации общества на богатых и бедных, свободных и рабов. (В Афинах в IV в. до н. э. на 90 тыс. свободных приходилось 365 тыс. рабов.) Если родовая организация осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняются. Они включали в себя организующее начало, принудительно-усмиряющую функцию (экономическое подавление, политическое угнетение, духовное насилие), защиту права человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности, войн, агрессии (особенно в XVI-XVII вв.), задачу регулирования отношений с другими странами, решение социальных вопросов. С XVII-XVIII вв. постепенно начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественной природы человека (индивидуальной свободы, возможности выбора, проявления творческих начал и т. д.). Для развития естественной природы человека государственное вмешательство в частную жизнь должно свестись к минимуму, так как оно способно привести к извращению сущностных начал человека. Эту мысль проводил Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) в труде "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства". Философ привел следующие аргументы: 1) государственное вмешательство может внести однообразие, лишенное противоречий и способное превратить людей в машины; 2) чрезмерная забота государства о гражданах делает их бездеятельными, духовно нищими, 3) то, что навязывается человеку извне (государством), кажется ему чуждым; 4) недостаток самостоятельности ведет к усилению произвола государственных служащих и ограничивает свободу подданных; 5) человек испытывает не только всплески сил и энергии, но и противоположные чувства, которые государство не имеет права у него отнимать. По мере нарастания общечеловеческих интересов усиливается значение политики, выполняющей функцию стабилизации общества, придания ему устойчивости и жизнеспособности, гармонизации отношений, достижения консенсуса относительно основных ценностей, целей и направлений развития. Расширяется сфера регулируемого за счет перехода от управления людьми к управлению условиями их жизнедеятельности. Сен-Симон прогнозировал: "Правительства не будут больше управлять люльми, их обязанность ограничится лишь устранением всего того, что мешает полезным работам"239. Ф. Энгельс указывал: "На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами"240. Экономика по отно-1ению к политике выступает как ее материальная основа, а по-[итика как сознательное использование экономических законов, Политическое управление осуществляется на основе приня- •ия политических решений. Последние включают функции пла-1ирования, организации, мотивации и контроля. При осуществлении планирования требуется выяснить: какова наличная ситуация? чего мы добиваемся? как мы собираемся сделать это? Из-за присутствия фактора неопределенности будущего планирование должно носить непрерывный характер, согласованный каждый раз с конкретной реальностью. Организация предполагает создание определенной структуры, с помощью которой возможны реализация планов и достижение целей. В основе мотивации как внутреннего побуждения к действию лежат человеческие потребности. Контроль представляет собой процесс обеспечения организацией целей в обозначенный промежуток времени; измерение того, что было в действительности достигнуто; сравнение осуществленного с ожидаемым результатом. Связующими процессами при принятии решений выступают коммуникации и обмен информацией. Некоторые исследователи (в частности, Г. Ласуэлл) называют основные функции средств информации: наблюдение за явлениями действительности; отбор и комментирование полученных;ведений; распространение культуры; формирование общественного мнения. Через средства массовой коммуникации общественное мнение опосредуется, навязывается людям в форме положительных или отрицательных стереотипов. Для выполнения своих функций государство опирается на публичную власть и взимание налогов с населения для содержания аппарата власти. Следует отличать реальное государство от формального. Так, в провозглашенной 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республике отсутствовали такие атрибуты государства, как границы, армия, полиция, финансовая, налоговая системы, конституция. Платон и Аристотель выделили три возможных вида государственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристократия (власть лучших или для лучших целей); в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе). Ныне это называют демократией. Эти мыслители предупреждали о формах деградации каждого из названных видов соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть толпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, - и все три искажаются, когда преследуют частные интересы. Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы управления. Предвестником государства тоталитарного типа стала древняя Спарта в период реформ Ликурга. Было осуществлено перераспределение земель и богатств в пользу бедных (свободных), упразднение денег. Образ жизни характеризовался сильной степенью регламентации, замкнутостью. В народных собраниях рядовые граждане не могли высказывать свои мнения, а только принимали или отвергали предложения геронтов и царей. Земля была государственной собственностью. Это было одно из первых обществ, воплотивших черты этакратизма (абсолютизации роли государства). Термин "тоталитаризм" применительно к политическому режиму впервые употреблен в 20-е годы XX в. Важнейшими признаками тоталитаризма являются: 1) централизованная экономика; 2) растворение человека (индивидуальности) в массе людей, ориентация на слитность, достижение однородности в различных явлениях жизни; 3) отрицание гражданского общества и его институтов; 4) террористическая тайная полиция; 5) одна политическая партия; 6) одна идеология; 7) монополия на средства массовой информации. Не может быть свободы отдельного индивида там, где нет разнообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора, где абсолютная власть государства давит на человека и где господствует жесткий контроль над сознанием. Одно из условий тоталитарного общества - наличие верноподданических, с элементами рабской психологии, масс и интеллигенции, у которой, как писал Н. А. Бердяев, интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах доминируют над интересами производства и творчества. Авторитаризм ограничивает не личные, а политические права и свободы. Он допускает многообразие форм собственности, имеет опору в блоке партий и движений, не претендует на введение единообразия, не уничтожает неугодные власти слои, классы. Отказываясь от полного контроля, авторитаризм вместе с тем в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства, стремится оставить за собой управление собственной безопасностью, обороной, внешней политикой, социальным обеспечением, общей стратегией развития. Из римского права до нас дошел основной принцип демократии: все, что касается всех, должно быть одобрено всеми. Согласно К. Марксу, в демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека. С. Хантингтон отметил: главное в демократии есть процедура соревновательного отбора лидеров. В период средневековья имелись в зародыше (особенно в Англии) три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия. Ш. Л. Монтескье, опираясь на идеи Дж. Локка и опыт английской революции, утверждал, что свобода невозможна, если она не опирается на "разделение властей" (законодательную, исполнительную и судебную). Демократия синонимизируется с правовой государственностью, где центральным становится вопрос о том, насколько в обществе правит закон (при решающей роли характера законов). В ^правовом государстве утверждаются суверенность народа как источник власти (обеспечивается всеобщим избирательным правом (и референдумом), подчинение государства обществу. Здесь четко шределяются взаимные обязательства управляющих и управ-гяемых по отношению друг к другу, прерогативы политической власти и права личности. Право - мера свободы личности*. В принятой в 1990 г. на совещании глав государств и правительств "Парижской хартии для новой Европы" провозглашены общечеловеческие ценности в социально-политической сфере и обязанность "строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления", основывающуюся на воле народа, уважении личности и верховенстве закона. И все же демократия, как и другие формы власти, двойственна. Эту двойственность Н. А. Бердяев выразил так; "Демократия, с одной стороны, означает суверенность народа, господство большого числа, и в этом смысле она скорее неблагоприятна для личности и свободы. Но с другой стороны, демократия означает самоуправление человека, права человека и гражданина, свободу человека, и в этом смысле она имеет вечное значение"241. Свобода и уважение к человеческой личности - более широкий принцип, чем демократия. Ценность демократии, указывал С. Л. Франк, не в том, что она есть власть всех, а в том, что она есть свобода всех. Демократическое устройство основывается на независимом критическом мышлении242. Демократия — средство, а не цель. К, Поппер подчеркнул, что демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а только чтобы избежать тирании. С. А. Левицкий и А. И. Солженицын различали дух демократии (свобода личности, правовое государство) и вторичные признаки ее - парламентский строй, всеобщее избирательное право. Что касается последнего, то оно недостаточно оправданно в том смысле, что существует неравенство личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь. На основе результатов выборов и референдумов происходит поглощение меньшинства большинством. Но ведь любые новации вначале предлагает меньшинство, преодолевая консерватизм, традиции большинства. Демократия не исключает, а предполагает и требует дисциплину в форме законопослушания. В отличие от XIX в., современное буржуазное государство становится не только органом совокупного капиталиста, но в той или иной мере всех социальных сил общества, гарантом их консенсуса, особенно по мере возрастания элементов правового государства. Однако демократичность здесь выражается относительно, ибо проявляются такие общечеловеческие дефекты, как бюрократизм и коррупция. Помимо законной власти, функционирует аппаратная система управления, скрепляющая механизм самоорганизации предпринимательского общества. В социалистическом государстве (в опыте СССР) сталкивались тоталитарно-этатическая и демократическая тенденции. В СНГ сейчас проявляется противоречие между здоровыми экономическими, социальными и политическими силами, заинтересованными в утверждении гуманно-демократического состояния, и силами, стоящими на позициях тоталитарного (или авторитарного) "порядка". Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов, социализации и конкуренции. В настоящее время представителями i-уманистического пацифизма развивается космополитизм - идеология мирового гражданства, создания мирового государства (на базе ООН) или мировой Федерации государств. Это связано с развитием общечеловеческой культуры и нарастанием глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.009 с.) |