Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика как единство объективного и субъективного. Структура практической деятельности и ее основные формы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В практике человек обнаруживает объективность природы и социального (например, государства, церкви, политических организаций и т. д.). т. е. нечто независимое от своих желаний, настроений и представлений, В процессе жизнедеятельности чел'о-век не может делать все, что хочет, а вынужден подчиняться объективным законам, некому извне детерминируемому порядку, должен учитывать социально-исторические условия. Чтобы предметная деятельность была результативной, необходимо умело владеть орудиями труда, соблюдать последовательность этапов трудового процесса, знать способ, технологию, обеспечивающие нужный результат. Практика объективна как факт действительности, в сфере практики протекает весь процесс человеческой жизни. Практика одновременно содержит субъективный элемент, ибо она обнаруживает, на что способен человек. В этом смысле практика есть опредмеченная субъективность. В созданных человеком предметах воплощается их творец (субъект), его умения, навыки, мастерство, знания, переживания, нравственно-эстетический мир, мировоззрение. Труд как главная форма практики есть; а) процесс объективный, ибо влечет изменения в предмете как объекте труда; б) процесс субъективный, поскольку это деятельность субъекта, сопровождаемая расходом энергии индивида, целеполаганием и т. п. Продукт труда соответственно также двойствен, объективен и субъективен. С одной стороны, продукт материальной деятельности является предметом со всеми своими объективными свойствами, аналогичным любому естественно-природ ному предмету. С другой стороны, продукты являются носителями полезных свойств, намеренно приданных им человеком. В процессе производства человек переносит свои способности, индивидуальность, чувственность и рациональность в объект и утверждает все это в конечных результатах своей деятельности. От субъекта отделяется часть его эмоционально-интеллектуальной энергии, ценностных представлений. Маркс назвал этот процесс "овеществлением человека". При этом действует объективный закон соответствия объекта и субъекта производства. "Производство создает... не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета"169. Любая грань, высвечиваемая с помощью практики в объекте, определяется, с одной стороны, многомерностью самого объекта, а с другой - способностями человека. Характер и целесообразность практической деятельности человека определяются природой предметов и явлений, с которыми он имеет дело. Вместе с тем практика субъективна по форме, ибо это деятельность человека, субъекта. Человек не только субъект, но и объект практического действия (ведь деятельность направлена и на входящих в социальный мир людей). Практика есть единство предметно-материального преобразования природы и изменения общественных отношений, в процессе которых происходит развитие самого человека. В исторически развитой форме целесообразная деятельность человека предполагает такие звенья: отражение наличной объективной ситуации, ее анализ, оценку, т. е. информационно-познавательная деятельность (изучение объекта); идеально-конструктивная деятельность (выработка идеальной модели будущего результата), целеполагание; учет материальных и идеальных средств достижения цели на основе изучения объекта; целеисполнение, т. е. реально-конструктивная деятельность (практическое воплощение цели)*; результат деятельности, фигурирующий в материальной и духовной формах. Любое практическое действие предполагает побудительный мотив, в роли которого выступают потребности и интересы, осознание которых обычно принимает форму идеи как концентрированной мысли. Реализация идеи предполагает волю и убежденность человека. Таким образом, преобразующая деятельность человека (практика) - диалектическое единство объективного и субъективного, материального и идеального, сущего и должного. Конечно, деятельность всегда выходит за границы идеальных проекций и производит помимо запланированного иные, не содержащиеся в данной цели результаты. Структура практической деятельности и ее основные формы. Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его производительных сил, социально-классовой и национальной структуры, политической организации, культурного и научного потенциалов. Практика как человеческий способ бытия в мире включает в себя: 1) преобразование внешней среды ("обработка природы людьми") - субъект-объектные отношения"; 2) общение людей в процессе этого преобразования и в целом в ходе совершенствования общественных отношений ("обработка людей людьми") -субъект-субъектные отношения; 3) совокупность норм и ценностей, обеспечивающих целенаправленный характер деятельности. Соответственно выделяются материально-производственная, социально-политическая (социально-историческая) и социально-духовная практика. В производственной практике в качестве средств деятельности выступают мускульная, умственная и нервная сила человека, а также многообразные искусственно созданные орудия и средства (материальные посредники). Данный вид практики направлен на преобразование естественного бытия, обеспечивает материальные условия существования и жизнедеятельности людей. В социально-политической практике осуществляется преобразование общественного бытия, люди используют общественные учреждения, институты и организации с целью изменения характера социальной жизни, политических, юридических и прочих отношений. Социально-историческая практика направлена прежде всего на изменение способов жизнедеятельности людей, форм социальности, на создание новых, более прогрессивных общественных отношений. Средствами осуществления социально-духовной практики являются разнообразные формы и методы познания реальности, эксперимент, нормы и ценности. Все большую роль начинает играть наука, обеспечивающая функционирование всех видов практики. В материальном производстве осуществляются встречные процессы объективизации (превращение технологического процесса в естественный, в форму природной силы на основе перехода к самодействующему автоматизированному производству) и субъективизации (работник выступает не как придаток механизмов, а как программист, контролер и управляющий производства). Самодействие технологий и управление ими со стороны субъекта пересекаются. Одна из важнейших форм практической деятельности, техническая, связана с наличием в распоряжении людей особого посредствующего звена - техники. Техника включает: 1) совокупность специальных устройств (приборов, инструментов, средств передвижения и коммуникации и т. п.); 2) совокупность человеческих умений, навыков и способностей (техника машинописи, программирования, вождения машины, балета, пения и т. п.). Таким образом, понятие "техника" соединяет в себе два аспекта деятельности - объективный и субъективный. Техника в первом смысле выступает как средство производства и его продукт, как важнейший элемент производительных сил. В технических средствах воплощена двойственность: а) свойства природных объектов и материальной среды; б) нейро-физиологические, психологические, социальные и культурные особенности человека. Технику породило противоречие между относительной слабостью органов человека (физических и умственных) и необходимостью изменять, преобразовывать природу соответственно возрастающим и усложняющимся потребностям общества. При помощи техники достигаются не только технологические, но и социальные цели — развитие человеческой рабочей силы, изменение общественных отношений. Человечество сейчас живет и зействует не в первозданном мире природы, а в "техносфере", в ["технизированных" пространстве и времени. В современной философии существуют концепции "техноло-«еского детерминизма" и антитехницизма. Общая философская юсылка обеих концепций - признание неразрешимости проти-•оречия между человеком и его притязаниями на индивидуальность и технологией, уничтожающей свободу, независимость, индивидуальность. (В 30-е гг. нашего века О. Шпенглер в книге "Человек и техника" утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин.) В обеих концепциях, вместе с тем, отражается реальная противоречивость между человеком и обществом, с одной стороны, и современными техническими средствами - с другой. В текущем столетии под влиянием техногенных факторов и технократического сознания стала разрушаться и гибнуть среда обитания живого на Земле. Возникли проблемы выбора направлений развития техники и технологии, необходимости учета экологических и социальных последствий технического развития. Развитие техники, помимо серьезных издержек, стало практическим инструментом экономической политики, принесло развитым странам значительные перемены: повышение экономической эффективности производства, насыщение рынка товарами, обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни большинства населения. Техника, как показывает ход истории за последние десятилетия, может служить гарантом гармонизации общества и природы, использования новейшей технологии в качестве средства оздоровления окружающей среды. Техника выступает не только символом отчуждения и власти, но и создает условия, позволяющие многократно умножать способности человека. Гуманизация научно-технического прогресса выдвигается ныне в качестве исторически важной, общепланетарной задачи. Поступательное развитие общества состоит, конечно, не в отказе от ценностей научной рациональности и экономической эффективности, а в придании науке и технике человеческого измерения. Актуальной стала задача не свертывания, а, напротив, развития техногенной цивилизации. При этом необходимо на базе демократизации отношений развивать плюрализм собственности, техническую и кадровую конкуренцию, тем самым обеспечивая личную и коллективную заинтересованность во внедрении новшеств, экологически чистых и человечески здоровых технологий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.007 с.) |