Практика как единство объективного и субъективного. Структура практической деятельности и ее основные формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика как единство объективного и субъективного. Структура практической деятельности и ее основные формы.



В практике человек обнаруживает объективность природы и социального (например, государства, церкви, политических ор­ганизаций и т. д.). т. е. нечто независимое от своих желаний, на­строений и представлений, В процессе жизнедеятельности чел'о-век не может делать все, что хочет, а вынужден подчиняться объ­ективным законам, некому извне детерминируемому порядку, должен учитывать социально-исторические условия. Чтобы предметная деятельность была результативной, необходимо уме­ло владеть орудиями труда, соблюдать последовательность эта­пов трудового процесса, знать способ, технологию, обеспечи­вающие нужный результат. Практика объективна как факт дейст­вительности, в сфере практики протекает весь процесс человече­ской жизни.

Практика одновременно содержит субъективный элемент, ибо она обнаруживает, на что способен человек. В этом смысле практика есть опредмеченная субъективность. В созданных чело­веком предметах воплощается их творец (субъект), его умения, навыки, мастерство, знания, переживания, нравственно-эстетический мир, мировоззрение.

Труд как главная форма практики есть; а) процесс объектив­ный, ибо влечет изменения в предмете как объекте труда; б) про­цесс субъективный, поскольку это деятельность субъекта, сопро­вождаемая расходом энергии индивида, целеполаганием и т. п. Продукт труда соответственно также двойствен, объективен и субъективен. С одной стороны, продукт материальной деятель­ности является предметом со всеми своими объективными свой­ствами, аналогичным любому естественно-природ ному предме­ту. С другой стороны, продукты являются носителями полезных свойств, намеренно приданных им человеком. В процессе производства человек переносит свои способности, индивидуальность,

чувственность и рациональность в объект и утверждает все это в конечных результатах своей деятельности. От субъекта отделяет­ся часть его эмоционально-интеллектуальной энергии, ценност­ных представлений. Маркс назвал этот процесс "овеществлением человека". При этом действует объективный закон соответствия объекта и субъекта производства. "Производство создает... не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета"169.

Любая грань, высвечиваемая с помощью практики в объекте, определяется, с одной стороны, многомерностью самого объекта, а с другой - способностями человека. Характер и целесообраз­ность практической деятельности человека определяются приро­дой предметов и явлений, с которыми он имеет дело. Вместе с тем практика субъективна по форме, ибо это деятельность чело­века, субъекта. Человек не только субъект, но и объект практиче­ского действия (ведь деятельность направлена и на входящих в социальный мир людей). Практика есть единство предметно-материального преобразования природы и изменения общест­венных отношений, в процессе которых происходит развитие са­мого человека.

В исторически развитой форме целесообразная деятельность человека предполагает такие звенья: отражение наличной объек­тивной ситуации, ее анализ, оценку, т. е. информационно-познавательная деятельность (изучение объекта); идеально-конструктивная деятельность (выработка идеальной модели бу­дущего результата), целеполагание; учет материальных и иде­альных средств достижения цели на основе изучения объекта; целеисполнение, т. е. реально-конструктивная деятельность (практическое воплощение цели)*; результат деятельности, фигу­рирующий в материальной и духовной формах. Любое практиче­ское действие предполагает побудительный мотив, в роли кото­рого выступают потребности и интересы, осознание которых обычно принимает форму идеи как концентрированной мысли. Реализация идеи предполагает волю и убежденность человека. Таким образом, преобразующая деятельность человека (практи­ка) - диалектическое единство объективного и субъективного, материального и идеального, сущего и должного.

Конечно, деятельность всегда выходит за границы идеальных проекций и про­изводит помимо запланированного иные, не содержащиеся в данной цели ре­зультаты.

Структура практической деятельности и ее основные формы.

Практика имеет общественно-исторический характер и зави­сит от уровня развития общества, его производительных сил, со­циально-классовой и национальной структуры, политической ор­ганизации, культурного и научного потенциалов.

Практика как человеческий способ бытия в мире включает в себя: 1) преобразование внешней среды ("обработка природы людьми") - субъект-объектные отношения"; 2) общение людей в процессе этого преобразования и в целом в ходе совершенство­вания общественных отношений ("обработка людей людьми") -субъект-субъектные отношения; 3) совокупность норм и ценно­стей, обеспечивающих целенаправленный характер деятельно­сти. Соответственно выделяются материально-производствен­ная, социально-политическая (социально-историческая) и соци­ально-духовная практика.

В производственной практике в качестве средств деятельно­сти выступают мускульная, умственная и нервная сила человека, а также многообразные искусственно созданные орудия и сред­ства (материальные посредники). Данный вид практики направ­лен на преобразование естественного бытия, обеспечивает мате­риальные условия существования и жизнедеятельности людей.

В социально-политической практике осуществляется преоб­разование общественного бытия, люди используют обществен­ные учреждения, институты и организации с целью изменения характера социальной жизни, политических, юридических и про­чих отношений. Социально-историческая практика направлена прежде всего на изменение способов жизнедеятельности людей, форм социальности, на создание новых, более прогрессивных общественных отношений.

Средствами осуществления социально-духовной практики яв­ляются разнообразные формы и методы познания реальности, экс­перимент, нормы и ценности. Все большую роль начинает играть наука, обеспечивающая функционирование всех видов практики.

В материальном производстве осуществляются встречные процессы объективи­зации (превращение технологического процесса в естественный, в форму при­родной силы на основе перехода к самодействующему автоматизированному производству) и субъективизации (работник выступает не как придаток меха­низмов, а как программист, контролер и управляющий производства). Самодей­ствие технологий и управление ими со стороны субъекта пересекаются.

Одна из важнейших форм практической деятельности, тех­ническая, связана с наличием в распоряжении людей особого посредствующего звена - техники. Техника включает: 1) сово­купность специальных устройств (приборов, инструментов, средств передвижения и коммуникации и т. п.); 2) совокупность человеческих умений, навыков и способностей (техника маши­нописи, программирования, вождения машины, балета, пения и т. п.). Таким образом, понятие "техника" соединяет в себе два ас­пекта деятельности - объективный и субъективный.

Техника в первом смысле выступает как средство производ­ства и его продукт, как важнейший элемент производительных сил. В технических средствах воплощена двойственность: а) свойства природных объектов и материальной среды; б) нейро-физиологические, психологические, социальные и культурные особенности человека.

Технику породило противоречие между относительной сла­бостью органов человека (физических и умственных) и необхо­димостью изменять, преобразовывать природу соответственно возрастающим и усложняющимся потребностям общества. При помощи техники достигаются не только технологические, но и социальные цели — развитие человеческой рабочей силы, измене­ние общественных отношений. Человечество сейчас живет и зействует не в первозданном мире природы, а в "техносфере", в ["технизированных" пространстве и времени.

В современной философии существуют концепции "техноло-«еского детерминизма" и антитехницизма. Общая философская юсылка обеих концепций - признание неразрешимости проти-•оречия между человеком и его притязаниями на индивидуаль­ность и технологией, уничтожающей свободу, независимость, индивидуальность. (В 30-е гг. нашего века О. Шпенглер в книге "Человек и техника" утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин.) В обеих концепциях, вместе с тем, отражает­ся реальная противоречивость между человеком и обществом, с одной стороны, и современными техническими средствами - с другой. В текущем столетии под влиянием техногенных факто­ров и технократического сознания стала разрушаться и гибнуть среда обитания живого на Земле. Возникли проблемы выбора на­правлений развития техники и технологии, необходимости учета экологических и социальных последствий технического развития.

Развитие техники, помимо серьезных издержек, стало прак­тическим инструментом экономической политики, принесло развитым странам значительные перемены: повышение экономиче­ской эффективности производства, насыщение рынка товарами, обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни большинства населения. Техника, как показывает ход истории за последние десятилетия, может служить гарантом гармонизации общества и природы, использования новейшей технологии в ка­честве средства оздоровления окружающей среды. Техника вы­ступает не только символом отчуждения и власти, но и создает условия, позволяющие многократно умножать способности чело­века. Гуманизация научно-технического прогресса выдвигается ныне в качестве исторически важной, общепланетарной задачи.

Поступательное развитие общества состоит, конечно, не в от­казе от ценностей научной рациональности и экономической эф­фективности, а в придании науке и технике человеческого измере­ния. Актуальной стала задача не свертывания, а, напротив, разви­тия техногенной цивилизации. При этом необходимо на базе де­мократизации отношений развивать плюрализм собственности, техническую и кадровую конкуренцию, тем самым обеспечивая личную и коллективную заинтересованность во внедрении нов­шеств, экологически чистых и человечески здоровых технологий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.)