Человечество перед лицом глобальных проблем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человечество перед лицом глобальных проблем.



К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы - ре­зультат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости. Например, экологическую проблем) породил одноплановый. потребительский подход человечества v природе. Чтобы сохранить свое существование, люди создали "вторую природу", соответствующую их потребностя-т" интере­сам, целям. Эти потребности и цели стимулировала научно-технический прогресс, осуществляемый, однако. >а счет чрез­мерной "нагрузки" на природу. Развивая произво етао, человече­ство прежде всего использовало естественные Прагу еты природы -уголь, нефть, газ. Но при этом не учитывалось, что запасы их не беспредельны. Это привело к появлению энергетической гло­бальной проблемы.

Глобальные проблемы есть также специфическое порожде­ние современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострив­шейся неравномерности социально-экономического, политиче­ского, научно-технического, духовного, демографического и эко­логического развития в условиях новой своеобразной историче­ской ситуации.

С. Хантингтон (США) в своей работе "Столкновение цивили­заций" полагает, что на смену прежнему антагонизму между ка­питализмом к социализмом приходит еше более жесткое проти­воборство цивилизаций, в первую очередь западной, исламской и православной. В этой связи Хантингтон призывает западный мир не "расслабляться" перед лицом нарастающей угрозы ныне от­сталых, но модернизирующихся цивилизаций.

В мире возникает многополярность. На первый план выходит противостояние между "сытым Севером" и "голодным Югом". Сейчас 20% наиболее богатых стран получают 85% мирового до­хода, а на долю остальных приходится 15%. "Юг" не может обеспечить своих жителей не только материальными благами, но и духовно. Так, Индия дает 1/3 всех неграмотных планеты, Китай -Ь'4. В условиях экономических трудностей, национальных конфликтов, дестабилизации регион в прошлом так называемого "третьего мира" начинает быть потенциальной угрозой для миро­вого сообщества.

Глобальные проблемы касаются не только отношения чело­века к окружающему миру, природе. Они охватывают и внутрен­нюю жизнь современного общества и человека. Ускорение науч­но-технического прогресса, переплетение различных отраслей и сфер производства в единый всеобщий производительный про­цесс, утверждение цивилизованных рыночных отношений, демо­кратизация общественной жизни выдвигают новые требования перед индивидом, который должен овладевать достижениями науки и техники, рынка, демократии, чтобы быть в состоянии принимать квалифицированное участие в жизнедеятельности общества. По мере того, как идет процесс становления совокуп­ного субъекта трудовой деятельности, возникающие экологиче­ские, экономические, политические и т. п. проблемы можно ре­шать на основе выработки новой модели поведения, учитываю­щей не только индивидуальную ответственность, но и коллек­тивную, дающую кооперативный эффект. Современные исследо­ватели для решения глобальных проблем делают ставку не толь­ко на научно-технические меры, но и выдвигают задачи измене­ния самого человека, его сознания, морали, образования, которые рассматриваются как предпосылки и условия общественного развития.

Глобальные проблемы являются одновременно естественно-природными и социальными.

Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами челове­чества: предотвращение мировой термоядерной войны; прекра­щение гонки вооружений и качественной модернизации оружия, его нераспространение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в раз­витии ряда стран, комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности.

Вторая группа - проблемы, касающиеся взаимоотношений человека, НТР и общества. Это: эффективное использование дос­тижений НТР; проведение активной демографической политики; ликвидация опасных болезней; совершенствование системы об­разования, обмена в достижениях науки и т. д.

Третья группа затрагивает проблемы, связанные с соци­ально-экологическими процессами: охрана окружающей среды; решение сырьевой, энергетической и продовольственной про­блемы; мирное освоение космоса и богатств мирового океана.

Глобальные проблемы не являются чем-то застывшим, неко­торые из них обостряются и ослабевают, возникают новые. На­пример, к числу последних относятся нарастающие по своей ост­роте проблемы безопасности развития техноструктуры, сохране­ния биоразнообразия, ослабления иммунного аппарата человека, вызванного воздействием радиации, ксенобиотиков и многочис­ленных социальных и личных стрессов.

Число описанных разновидностей биологических организмов на Земле составляет 1,4 млн, а их общее число - не менее 5 млн. В связи с деградацией природной среды ежегодно исчезает JO-15 тыс. разновидностей организмов. Это означает, что в гряду­щие 50 лет наша планета потеряет от 1/4 до 1/2 всего биологиче­ского разнообразия. Между тем биологическое разнообразие яв­ляется условием сохранения жизни.

Человечеству угрожает "антропологическая катастрофа". Ос­лабление иммунных ресурсов человека, неудержимое распро­странение наркомании, алкоголизма, СПИДа и других недугов техногенной эпохи делают актуальной задачу сохранения гено­фонда человека. Экологический и антропологический кризис пе­рерастает в культурный, что выражается в стирании этнокуль­турного своеобразия народов, их колорита и неповторимости. Это вызвано тем, что в определенной степени культурное много­образие перерастает в социотехнический монизм, когда различия между странами и социоэтническими общностями людей начи­нают состоять в уровне приобщенности к информационно-техническим достижениям. В этих условиях оправданными ста­новятся сознательные усилия человечества, направленные на поддержание традиций. Ведь стремление к новизне, творчеству не должно подавлять самой древней традиции человека - чувств, способностей, вкуса к жизни. Таким образом, экология культуры -это проблема защиты ее природного и гуманистического (чело­веческого) содержания.

Ненасильственный мир - не только высшая социальная цен­ность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных проблем современности. Другие предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий таковы: разверты­вание научно-технической революции как материальной основы возможного выхода из ситуации "выживания"; утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной (конвергентной) экономики, позволяющей находить баланс между эко­номической эффективностью и социальной справедливостью; межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры; объединитель­ные процессы духовной жизни как в светском, так и з религиоз­ном варианте, в целом намечающиеся прорывы в области интел­лектуальною поиска. Усиливается тенденция преодоления поли­тической конфронтации, идеологического и религиозного фана­тизма и развития сотрудничества, терпимости и плюрализма. На­растание небывалых опасностей для самого существования чело­вечества как негативный процесс сталкивается с позитивной тенденцией активизации народа и возрастанием роли обще­демократического фактора во внугригосударствеююй и мировой политике.

Тенденция глобализации общественной жизни делает акту­альным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.006 с.)