Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.

Поиск

Диалектика – теория развития всего сущего. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и другие стороны действия через:

- Законы диалектики

- Категории

- Принципы

Главная проблема диалектики – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главный признак материи, изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое)изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве, в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Среди способов понимания диалектики развития основополагающими являются законы диалектики.

Выделяют три базовых закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречии друг другу (например, день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость).

Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, который считается основоположником диалектики. Им были выведены два понятия: тождество и различие и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю каждый предмет, явление обладает двумя главными качествами – тождественностью и различием.

Тождественность означает то, что предмет, идея, явление равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном (подобном) самом себе предмете есть то, стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием, по Гегелю, приводит к изменению (самоизменению) предмета – движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества, их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно выделить различные виды борьбы:

1. Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона догоняет другую и переходит на более высокую качественную ступень развития)

2. Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

3. Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

- Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

- Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

- Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, но не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

- Мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – параметры предмета или явления (число, величина, объем, размер).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях меняется и качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений – к коренному изменению предмета). Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается как «скачок».

Пример действия закона перехода количественных изменений в качественные:

Если нагреть воду последовательно на 1 градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится «прежняя система координат» процесса нагревания, вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком.

Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

1. резко, одномоментно;

2. незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая мы рассмотрели выше. Примером эволюционного изменения качества – меры является: если из головы будет выпадать по волосу, то с какого-то момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым? То есть грань конкретного изменения качества может быть незаметной.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

1. Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

2. Эстафета поколений;

3. Смена вкуса в культуре, музыке;

4. Эволюция рода (дети – частично родители уже на новой ступени);

5. Естественное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития.

Вопрос 12.

Формы развития. Противоречивый смысл понятий "прогресс".

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материя и сознания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.

Выделяют прогресс – восходящую линию развития и нисходящую линию развития – регресс.

Различают два направления в трактовке прогресса – умственный прогресс и аксиологический (ценностный). Об умственном прогрессе писали философы всех времен, отцы церкви, схоласты и гуманисты. Все были согласны в том, что такой прогресс сводиться к расширению и углублению знаний, к выработке более правильных понятий, к увеличению власти над природой (в экономике, в органической природе, в технике).

С принятием христианства появилась вера в нравственный прогресс, связанный с ценностями общественными.

Возникают, существуют миллионы и миллиарды лет, а затем погибают звезды, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли. Отмирают старые и рождаются новые формы, возникают и исчезают виды растений, животных, поколения людей, нормы общественной жизни. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен прогресс развития. Возникшее новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрицанию. И так до без конечности.

Развитие есть там где, новое прерывает существование старого, вбирает в него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть преемственность в развитии, разумная традиция. Имеет ли движение природы и общества какое-то направление? Или оно движется по кругу, вечно повторяя один и тот же неоднократно проделанный путь и в этом замкнутом круговороте нет никакого прогресса? В движение материального мира есть прогресс, об этом говорят данные науки. Это видно на планете живой природы. Природа от низших, простых, неорганических форм способна перейти к высшим более сложным, органическим формам. Отрицание в учении о развитии не означает полного уничтожения содержания старого.

Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду с более сложными. Так, в живой природе наряду с высокоорганизованными животными существуют и простейшие.

Во-вторых, это главное в процессе прогрессивного развития, новое, возникая из старого, как бы впитывает в себя то положительное и ценное, что было в нем.

В живой природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные предками в процессе эволюционного развития. В истории общества каждый новый социальный строй возникает не на пустом месте, а на основе усвоения материальных и духовных богатств, созданных в предшествующие эпохи.

Философский закон отрицания, отрицание раскрывает прогрессивный характер развития как восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному. Противоположное направление развития – регресс – это изменение системы от высшего к низшему.

Мы знает, что в материальной действительности выделяется три сферы:

1. неорганическая природа,

2. органическая природа,

3. социальная реальность.

В каждой из них есть критерии прогресса.

Например, критериями общественного прогресса являются:

­ темпы роста производства и производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе;

­ степень свободы работников производства от эксплуатации;

­ уровень демократизации общественной жизни;

­ уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;

­ увеличение человеческого счастья и добра.

Прогресс всегда относителен. Для того, чтобы определить подчинены ли изменения прогрессу, нужно устанавливать "систему отсчета", ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и тоже может быть одновременно и прогрессивным и регрессивным, прогрессивном в одном отношении, регрессивным в другом.

Например, возникновение паразитических форм в органической природе считается регрессом по сравнению им предшествовавшими формами, но в системе органического мира в целом это есть прогресс. Он связан с усложнением взаимоотношений живых организмов, с усложнением и расширением их функциональных возможностей.

Мы видим, что нет не взаимосвязанного с регрессом прогресса. Общий прогресс любой системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.

В связи с вопросом о прогрессе встает проблема развития духа, которая включает вопрос, конечен или бесконечен прогресс человеческой цивилизации? Дух всегда будет находиться во взаимозависимости с природой, материя неисчерпаема, бесконечно и ее познание, познание никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью. Всегда останется область непостижимого.

Современная космология не отрицает неизбежности гибели Солнечной системы, и галактики. Созданы многие модели Вселенной, например, модель расширяющейся Вселенной (считают началом расширения сингулярное состояние материи и возврат Вселенной к такому состоянию, которое исключает не только все живые, но даже молекулярный и атомарный уровни организации материи).

В последние десятилетия в представлениях о Вселенной происходят глубокие изменения, снимается проблема сингулярности материи. Во Вселенной все изменяется. Постоянно движутся галактики, что-то изменяется в их системе, но не погибнет вся система.

Большое значение приобретает в этом смысле выход человека в Космос.

У цивилизации, у мыслящего духа, существующего на Земле имеются две возможности:

1. прекращения существования под влиянием внешних или внутренних причин,

2. обеспечение бесконечного прогресса.

Вопрос 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.01 с.)