Философия в духовной сфере общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в духовной сфере общества.



Вопрос 1.

Философия в духовной сфере общества.

 

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы целостное представление о мире. Перед ним постоянно встают вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши дела, какова природа добра и зла и т.д.

На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их не ставит и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом.

На первом месте среди функций философии стоит

1. Гуманистическая функция:

Нет ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления угнетающе действуют на человека. Известный русский философ Н.А. Бердяев писал: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызвать тоски».

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Мировоззрение должно держаться не только на истории, политике, естественных науках, но она должна иметь этическое начало.

2. Следующей мировоззренческой функцией является социальной-аксиологическая функция.

Содержание первой заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота, сюда же относится формирование представлений о социальном общественном идеале. Это идеал не только демократический, но и вселенский, идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства.

3. Культурно-воспитательная функция.

Диалектическое мышление формирует такие ценные качества культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Сомнение – это не скептицизм, сомнение является одним из активных средств научного поиска, философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она помогает устранению коммуникативных барьеров между людьми, которые возникают из-за того, что люди имеют узкую специализацию по профессиональной деятельности.

4. Объективно-информационная функция.

Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Философия – сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Так что значение философии велико в жизни человека.

 

 

Вопрос 2.

Взаимоотношение философии, мифологии, религии и науки.

 

Мировоззрение – целостный взгляд на мир место человека в нем. В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения:

- Мифология

- Религия

- Философия

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которой совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

- Происхождение Земли, Вселенной и человека

- Объяснение природных явлений

- Жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения

- Вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

- Очеловечивание природы

- Наличие фантастических богов, их общение с человеком

- Практическая направленность мира на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии)

Религия – форма мировоззрения, основывается на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Религия исследует вопросы, что и миф:

- Происхождение Вселенной, Человека

- Объяснение природных явлений

- Поступки, судьба человека

- Нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

- Христианство

- Ислам

- Буддизм

Крупнейшими в мире национальными религиями являются:

- Синтоизм

- Индуизм

- Иудаизм

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд других функций:

- Объединительную (консолидирует общество вокруг идеи, либо ради идей);

- Культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

- Нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности и т.д.)

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

- Основано на знании (а не на вере);

- Рефлексивно (имеет местообращенность мысли на саму себя);

- Логично (имеет внутреннее единство и систему);

- Опирается на четкие понятия и категории.

Философия – высший уровень и вид мировоззрения, отличается рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла 3 основные эволюции:

- Космоцентризм

- Теоцентризм

- Антропоцентризм

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которое лежит объяснение окружающего мира, явлений природы, через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов, данная философия была свойственна Древней Индией, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции.

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы Бога (бал распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового, новейшего времени, современные философские школы).

 

Вопрос 3.

Рациональность как тип познания и философского мировоззрения.

 

Рационализм (от лат. – «разум») философское учение в теории познания, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Согласно рационалистам всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Рационализм – направление в философии, согласно которому основой бытия, как и познания, является разум.

Суть направления:

1. В основе бытия лежит разум.

2. В основе познания лежит разум.

Значит, рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, которые видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум.

Они были сторонниками направления, распространенного Новое время, это эмпиристы, которые выступали против схоластов и видели в основе познания не откровения, а знания и опыт.

Но они спорили с эмпириками, их главные аргументы в споре:

- Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания.

- Разум способен самостоятельно делать открытия, которые не были первоначально основаны на опыте. И лишь в последствии подтвердились опытным путем.

К рационалистам можно отнести философов (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант), но внесли большой вклад Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Основные вопросы онтологии. Историческое изменение содержания понятия «бытие».

 

Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией.

Онтология (от греч. - сущее и logos – понятие) – это учение о бытие, это все сущее.

Бытие есть все то, что есть – «все видимое и невидимое». Это и материальные вещи, это все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи, отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.

По способу существования бытия разделяется на два способа или две реальности: мир физических состояний (материальный природный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека).

С.Л. Франк отмечал: «Внутренний мир человека, взятый в целом не меньшая реальность, чем явления окружающего мира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стенку. Садизм, властолюбие и мания величия Гитлера (и Сталина) были для человеческой эмпирической реальностью, не менее объективной и громоздкой, чем ураган или землетрясение».

Оба этих мира – мир сознания и мир природы могут характеризоваться понятия бытия, но способы их существования различны.

Физический, природный, материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой, является одним из основных вопросов философии. Человек принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его часть и одновременно к миру сознания, психологическому миру, принадлежность к которому делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и о своем собственном бытии. Бытие человека – эта диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: Субстрата и субстанция.

Субстрат – это то, из чего все сделано. Субстанция это первооснова всего существующего, внутреннего многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом.

В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной (Бог – первоначало всего) или светской разновидности (идея, дух - первоначало); материалистический монизм (материя – первоначало мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию – «действительность», «реальность». Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в это схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие. Также выделяются ноуменальное бытие и феноменальное бытие.

Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

Идеальное бытие – это существование идеального, это бытие без реальности. Основные типы идеального бытия: математические сущности и духовные ценности, им соответствующие науки: математика, этика, эстетика.

Человеческое бытие – существование человека, как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.

Социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – это бытие, которое реально существует независимо от сознания, кто наблюдает его со стороны.

Феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким видит его познающий субъект.

Практика показывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадает.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились.

В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относится такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства. Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом. Обладает ли мир в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решений философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, на монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм.

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Билет.

Вопрос 9.

Иррациональная философия (А. Шопенгауэра, А. Бергсона) о смысле человеческого бытия.

 

Иррационализм – направление в философии, отрицавшее законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860).

В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

Волюнтаризм - универсальный принцип философии Шопенгауэра, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе создания сознания и является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на теорию Канта, согласно которой в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»):

- Окружающий мир ест лишь мир представлений в сознании человека

- Сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе, а воля»

- Мир явлений и мир сущностей являются миром представлений и воли

- Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений

- Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной» дремлющей воли

- Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

В целом взгляд философа на проблемы человеческой судьбы, свободы, необходимости, счастья носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой, он не верит в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Мир – это воля, которая исходит из движения тела.

Воля – это наше бытие, наша действительность.

Воля способна снять покров, она «природная слепая сила, порождающая вечный конфликт человеческого существования, страдания, муки и боль». В слепой «иррациональной воле» скрыт бессознательный источник жажды обладания, вожделения.

Жизнь трагична в своей основе, она разрывается между нуждой (потребностью к продолжению страдания) и существованием в страдании. Нет никакого прогресса, история изменяется только войнами и бедствиями. Оптимизм применительно к пониманию жизни вообще не уместен. Абсурдно было бы думать, что наш мир «самый лучший из миров». Это основная мысль шопенгауэрского учения.

В начале XX века большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859 - 1941) – представителя интуитивизма и философии жизни. Сущность жизни, по его мнению, постижима лишь с помощью интуиции, с помощью интуиции познать себя самого. Великий дар творчества связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар, и дается лишь избранным.

 

Вопрос 10.

Вопрос 11.

Вопрос 12.

Формы развития. Противоречивый смысл понятий "прогресс".

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материя и сознания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.

Выделяют прогресс – восходящую линию развития и нисходящую линию развития – регресс.

Различают два направления в трактовке прогресса – умственный прогресс и аксиологический (ценностный). Об умственном прогрессе писали философы всех времен, отцы церкви, схоласты и гуманисты. Все были согласны в том, что такой прогресс сводиться к расширению и углублению знаний, к выработке более правильных понятий, к увеличению власти над природой (в экономике, в органической природе, в технике).

С принятием христианства появилась вера в нравственный прогресс, связанный с ценностями общественными.

Возникают, существуют миллионы и миллиарды лет, а затем погибают звезды, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли. Отмирают старые и рождаются новые формы, возникают и исчезают виды растений, животных, поколения людей, нормы общественной жизни. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен прогресс развития. Возникшее новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрицанию. И так до без конечности.

Развитие есть там где, новое прерывает существование старого, вбирает в него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть преемственность в развитии, разумная традиция. Имеет ли движение природы и общества какое-то направление? Или оно движется по кругу, вечно повторяя один и тот же неоднократно проделанный путь и в этом замкнутом круговороте нет никакого прогресса? В движение материального мира есть прогресс, об этом говорят данные науки. Это видно на планете живой природы. Природа от низших, простых, неорганических форм способна перейти к высшим более сложным, органическим формам. Отрицание в учении о развитии не означает полного уничтожения содержания старого.

Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду с более сложными. Так, в живой природе наряду с высокоорганизованными животными существуют и простейшие.

Во-вторых, это главное в процессе прогрессивного развития, новое, возникая из старого, как бы впитывает в себя то положительное и ценное, что было в нем.

В живой природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные предками в процессе эволюционного развития. В истории общества каждый новый социальный строй возникает не на пустом месте, а на основе усвоения материальных и духовных богатств, созданных в предшествующие эпохи.

Философский закон отрицания, отрицание раскрывает прогрессивный характер развития как восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному. Противоположное направление развития – регресс – это изменение системы от высшего к низшему.

Мы знает, что в материальной действительности выделяется три сферы:

1. неорганическая природа,

2. органическая природа,

3. социальная реальность.

В каждой из них есть критерии прогресса.

Например, критериями общественного прогресса являются:

­ темпы роста производства и производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе;

­ степень свободы работников производства от эксплуатации;

­ уровень демократизации общественной жизни;

­ уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;

­ увеличение человеческого счастья и добра.

Прогресс всегда относителен. Для того, чтобы определить подчинены ли изменения прогрессу, нужно устанавливать "систему отсчета", ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и тоже может быть одновременно и прогрессивным и регрессивным, прогрессивном в одном отношении, регрессивным в другом.

Например, возникновение паразитических форм в органической природе считается регрессом по сравнению им предшествовавшими формами, но в системе органического мира в целом это есть прогресс. Он связан с усложнением взаимоотношений живых организмов, с усложнением и расширением их функциональных возможностей.

Мы видим, что нет не взаимосвязанного с регрессом прогресса. Общий прогресс любой системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.

В связи с вопросом о прогрессе встает проблема развития духа, которая включает вопрос, конечен или бесконечен прогресс человеческой цивилизации? Дух всегда будет находиться во взаимозависимости с природой, материя неисчерпаема, бесконечно и ее познание, познание никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью. Всегда останется область непостижимого.

Современная космология не отрицает неизбежности гибели Солнечной системы, и галактики. Созданы многие модели Вселенной, например, модель расширяющейся Вселенной (считают началом расширения сингулярное состояние материи и возврат Вселенной к такому состоянию, которое исключает не только все живые, но даже молекулярный и атомарный уровни организации материи).

В последние десятилетия в представлениях о Вселенной происходят глубокие изменения, снимается проблема сингулярности материи. Во Вселенной все изменяется. Постоянно движутся галактики, что-то изменяется в их системе, но не погибнет вся система.

Большое значение приобретает в этом смысле выход человека в Космос.

У цивилизации, у мыслящего духа, существующего на Земле имеются две возможности:

1. прекращения существования под влиянием внешних или внутренних причин,

2. обеспечение бесконечного прогресса.

Вопрос 13

Вопрос №14

Вопрос 15.

Вопрос 16

Вопрос 17

Онтология Гегеля.

Главная идея онтологии (учения о бытии) – отождествление бытия и мышления. Он выводит особое философское понятие – абсолютной идеи.

Абсолютная идея – это:

­ единственно существующая подлинная реальность;

­ первопричина всего окружающего мира, его предметов, явлений;

­ мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующее понятие философии Гегеля – отчуждение. Абсолютный дух, отчуждает себя в виде:

­ окружающего мира;

­ природы;

­ человека.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа.

Через человека Мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, жестов, языка, направляет действия, поступки человека, ход истории. Мировой дух творит в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Можно выделить следующие социально – политические взгляды Гегеля:

1. Государство – форма существования Бога в мире (по своей силе и возможностям воплощенный Бог);

2. Право – наличное бытие (воплощение) свободы;

3. Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

4. Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

5. Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса;

6. Противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно – историческом масштабе.

Противоречие между бытием и сознанием не существует.

Вопрос 18.

Вопрос 19

Вопрос 20.

Вопрос 21

Вопрос 22.

Вопрос 23

Виды и уровни познания.

 

Современная теория познания выделяет обыденное (житейское), научное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знания, рассматривает их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.

1) Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношения между собой и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания, тесно связана с языком человеческой культуры в целом, которая складывается на основе серьезной теоретической работы в процессе всемирно – исторического человеческого развития.

2) Научные знания.

Если житейские знания сводятся лишь к констатации фактов и их описанию, то научные знания объясняют факты, осмысливают их во всей системе понятий данной науки. Научное знание отвечает на вопросы не только как, но и почему протекает таким образом то или иное событие. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обогащении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

3) Мифологическое знание представляет собой единство рационального отражения действительности. Мифологическое знание представляет собой не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживание людей по поводу этой действительности.

4) Сущностной характеристикой религиозного знания является его связь с верой в сверхъестественное и эмоционально – образное отражение действительности.

5) Главной особенностью философского знания является его рационально теоретическая форма.

6) Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строиться на образе, а не на понятии; здесь мысль облекается в "живые лица" и воспринимается в виде зримых событий.

7) Существует особый вид знания, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного – квазинаучное. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т.п. Это знание позволяет человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся, трудно предсказуемой действительности, выполняет компенсаторную функцию.

Все перечисленные виды знания отличаются друг от друга по форме и содержанию, т.е. существуют относительно независимо друг от друга.

В процессе познания участвуют чувственное, рациональное познание (логика), интуиция.

1) Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Его формы – восприятие, ощущение, представление.

2) Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Формы рационального познания – понятия, суждения, умозаключения.

3) Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Его формы – интуиция, озарение, предчувствие.

 

 

Вопрос 24.

Вопрос 25.

«Аристотелевская» и «Галилеевская» философия, наука.

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона.

Философию Аристотель делил на 3 вида:

1. теоретическую – изучающую проблемы бытия

2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства

3. поэтическую

4. логическую

Он выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) вещей», и мир вещей в целом, как и каждая вещь в отдельности является лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

- Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира.

- Существуют только единичные и конкретно определенные вещи.

- Данные вещи называются индивидуумы (в переводе «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади» воплощением которой данная лошадь является; конкретный стул в конкретном месте; конкретный дом, точно определенные параметры, а не «идея дома».

- Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

Аристотель через категории (в переводе с греческого «высказывания») дает ответ, что такое бытие. Он выделяет 10 категорий, причем 1 категория говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными характеристиками являются:

- Сущность (субстанция)

- Количество

- Качество

- Отношение

- Место

- Время

- Положение

- Состояние

- Действие

- Страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю, категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотеля, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью) и т.д..

Касаясь данной проблемы, философ приходит к выводам о том, что:

- Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

- Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

- Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

- Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

- Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Носителем сознания по Аристотелю, является душу. Философ выделяет три формы души:

- Растительная душа;

- Животная душа;

- Разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста, размножения, этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

- По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

- Отличается от животных наличием мышления и разума;

- Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономики и т.д.) является государством.

Аристотель выделяет 6 типов государств:

- Монархия;

- Тирания;

- Аристократия;

- Крайняя олигархия;

- Охлократия (власть толпы, полная демократия);

- Полития (умеренная олигархия и умеренная демократия).

Аристотель внес существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывод из двух и более посылок заключения.

Важнейший шаг в становлении науки как самостоятельной формы развития сознания общества сделал Галилео Галилей (1564 - 1642). Занимаясь вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. Благодаря телескопу небо предстало для наблюдателя в новом облике. Галилей различил кратеры и хребты на Луне, скопление звезд Млечного Пути, спутники Юпитера, пятна на Солнце. Пораженные современники говорили: «Колумб открыл новый материк, Галилей новую Вселенную».

Открытия Галилея способствовали возникновению конфликта с церковной властью и с инквизицией. В 1633 г. Галилей был вынужден публично отречься от своих еретических «заблуждений».

Но еще до судебного процесса над ученым его современник немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 - 1630) создал научную астрономию. Он показал, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым (как думали раньше), а по эллиптическим орбитам, и потому движение планет вокруг Солнца неравномерно. Это открытие достаточно убедительно завершило обоснование гелиоцентрической системы мира.

 

Вопрос № 26

Вопрос 27.

Вопрос 28.

Вопрос 29

Вопрос 30.

Вопрос 31

Вопрос 32.

Вопрос № 33

Вопрос 34

Вопрос 35.

Вопрос 36

Личность и общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.164 с.)