Эпистомология: философское учение о знании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпистомология: философское учение о знании.



Эпистомология (гр. epistëmologia) – теория познания. Проблемами познания в современной философии занимается эпистомология.

В чем состоит ценность знания в человеческой жизни?

Два века назад знаменитый экономист и автор философских работ А.Смит заметил, что «человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам».

В конце XX столетия наиболее развитые страны мира начали переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Для него характерны повсеместное внедрение наукоемких технологий, создание обширных систем информации и коммуникации – бурный рост индустрии знания, в которую перемещаются все больше и больше людей и ресурсов. Уже сейчас в ряде стран система образования превратилась в самую обширную отрасль человеческой деятельности. Если же добавить к ней область научных исследований и технологических разработок, сферу телекоммуникаций и компьютерной деятельности, библиотеки и книгопечатание, средства массовой информации и тому подобное, то окажется, что в этой индустрии знания производится большая часть научного продукта высокоразвитых обществ.

Но знание необходимо не только для того, чтобы создавать блага цивилизации. Без наличия определенного минимума социально-политических знаний у большинства граждан страны невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества. Всегда могут найтись люди, которые с помощью демагогии и идеологических мифов смогут сбить социальных «неучей» в толпу и повести их в любом направлении.

Помимо этого знание дает и чисто интеллектуальное удовлетворение.

Эпистомология – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверны или недостоверны человеческие знания.

Помимо философии знание изучают и другие дисциплины, это психология (особенно психология восприятия), этнография (изучающая формы знания архаических сообществ), лингвистика (поскольку язык является средством не только коммуникации, но и познания)

Хотя философия использует результаты этих дисциплин, ее основное внимание направлено на изучение наиболее общих фундаментальных проблем знания.

Все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе.

Даже математика, естественная философия, естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке, поскольку они являются предметом познания людей и люди судят о них с помощью своих сил способностей. Невозможно сказать, какие изменения и улучшения мы могли бы произвести в этих науках, если были бы в совершенстве знакомы с объемом и силой человеческого познания, а также могли объяснить как природу применяемых нами идей, так и операции, производимые нами в наших рассуждениях.

Существует достаточно много видов различных знаний:

1. знание – умение (практическое знание);

2. знание – информация;

Знание имеет «теоретическую» трактовку.

Стандартная эпистомологическая трактовка того, что «субъект S знает некий предмет P» включает следующие три условия:

1. истинности (адекватности) - S знает P, если истинно, что P:: Я знаю, что Санкт – Петербург расположен севернее Москвы, если же я утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое утверждение будет не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением;

2. убежденности (веры, приемлемости) – «если S знает P, то S убежден (верит) в P». Когда я говорю, например, что знаю, что в России есть президент, то я верю, что он действительно существует. Представим ситуацию, вы подходите в окну и видите, что идет дождь. Вы говорите: «Идет дождь, но я в это не верю». Абсурдность этой фразы показывает, что наше знание должно включать убеждение;

3. обоснованности – «S знает P, когда может обосновать свое убеждение в P». Положим, вы спросили шестилетнего малыша: «Сколько планет в Солнечной системе?» - и услышали в ответ: «Девять». Скорее всего, вы решите, что он лишь случайно угадал число. И если ребенок никак не может обосновать ответ, хотя бы ссылкой на то, что слышал т папы, то вы будете считать, что у него нет настоящего знания этого факта. В соответствии с этой «трехчастной» трактовкой можно дать краткое определение: знание – есть адекватное и обоснованное убеждение.

В современной эпистомологии вопрос о первичности тех или иных видов знания уже не связывается так непосредственно с «природой человека». Чаще стараются понять, в каком отношении определенное знание может рассматриваться как исходное и как соотносятся между собой основные вид знания.

К таковым обычно относят: перцептивное знание (чувственно данное), повседневное знание (здравый смысл) и научное знание. Возникает проблема их взаимоотношений. Можно ли считать один из этих видов знания первичным, базисным?

Можно сформулировать следующие тезисы о видах знания: входящие в этот треугольник:

1. Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности. Они выражают исходный контакт человека с реальностью. В этом отношении ничего более первичного нет.

2. Знание здравого смысла первично в концептуальном отношении. Именно в среде объектов обычного практического опыта сложился наш язык, сформировались наши понятия, в том числе широко используемые в науке.

3. Знание об объектах науки¸ особенно в микрочастицах (электронах, атомах) первично в онтологическом смысле. Законы поведения этих объектов дают наиболее достоверное и согласованное объяснение того, что существует и происходит в мире, в том числе и того, почему в мире существуют камни, деревья, столы, люди – с их органами чувств и чувственными данными.

Мы получаем такой тип взаимоотношений: каждый из видов знания первичен только в определенном отношении.

Простейшими элементами перцептивного опыта являются ощущения. Различают пять видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. На основе ощущений с помощью восприятия в сознании моделируется определенный целостный образ. Мы воспринимаем предмет в целом. Человек видит и слышит не только глазом, ухом, но и разумом. Психологи описывают это как разумный глаз, виртуальное мышление.

Здравый смысл – это представления людей о природе, обществе, самих себе, складываются под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. Здравому смыслу никого никто не обучает, он осваивается людьми в процессе жизни. Мир предстает в сознании человека в формах и понятиях повседневного здравого смысла. Поэтому мы можем говорить о его концептуальной первичности.

Например: овладеваем (англ. языком) на основе, на базе первого (родного) языка.

Здравому смыслу присущ наивный реализм.

Наивный реализм - это убеждение в реальности всего, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях (при хорошем освещении, в подходящей перспективе и т.п.) и описывает общепринятым и соответствующим факторам языка.

Могут быть и обманы чувств. Например: увеличение размеров солнечного диска при закате и т.д.

 

Вопрос 22.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.007 с.)