Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпистомология: философское учение о знании.
Эпистомология (гр. epistëmologia) – теория познания. Проблемами познания в современной философии занимается эпистомология. В чем состоит ценность знания в человеческой жизни? Два века назад знаменитый экономист и автор философских работ А.Смит заметил, что «человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам». В конце XX столетия наиболее развитые страны мира начали переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Для него характерны повсеместное внедрение наукоемких технологий, создание обширных систем информации и коммуникации – бурный рост индустрии знания, в которую перемещаются все больше и больше людей и ресурсов. Уже сейчас в ряде стран система образования превратилась в самую обширную отрасль человеческой деятельности. Если же добавить к ней область научных исследований и технологических разработок, сферу телекоммуникаций и компьютерной деятельности, библиотеки и книгопечатание, средства массовой информации и тому подобное, то окажется, что в этой индустрии знания производится большая часть научного продукта высокоразвитых обществ. Но знание необходимо не только для того, чтобы создавать блага цивилизации. Без наличия определенного минимума социально-политических знаний у большинства граждан страны невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества. Всегда могут найтись люди, которые с помощью демагогии и идеологических мифов смогут сбить социальных «неучей» в толпу и повести их в любом направлении. Помимо этого знание дает и чисто интеллектуальное удовлетворение. Эпистомология – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверны или недостоверны человеческие знания. Помимо философии знание изучают и другие дисциплины, это психология (особенно психология восприятия), этнография (изучающая формы знания архаических сообществ), лингвистика (поскольку язык является средством не только коммуникации, но и познания) Хотя философия использует результаты этих дисциплин, ее основное внимание направлено на изучение наиболее общих фундаментальных проблем знания.
Все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе. Даже математика, естественная философия, естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке, поскольку они являются предметом познания людей и люди судят о них с помощью своих сил способностей. Невозможно сказать, какие изменения и улучшения мы могли бы произвести в этих науках, если были бы в совершенстве знакомы с объемом и силой человеческого познания, а также могли объяснить как природу применяемых нами идей, так и операции, производимые нами в наших рассуждениях. Существует достаточно много видов различных знаний: 1. знание – умение (практическое знание); 2. знание – информация; Знание имеет «теоретическую» трактовку. Стандартная эпистомологическая трактовка того, что «субъект S знает некий предмет P» включает следующие три условия: 1. истинности (адекватности) - S знает P, если истинно, что P:: Я знаю, что Санкт – Петербург расположен севернее Москвы, если же я утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое утверждение будет не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением; 2. убежденности (веры, приемлемости) – «если S знает P, то S убежден (верит) в P». Когда я говорю, например, что знаю, что в России есть президент, то я верю, что он действительно существует. Представим ситуацию, вы подходите в окну и видите, что идет дождь. Вы говорите: «Идет дождь, но я в это не верю». Абсурдность этой фразы показывает, что наше знание должно включать убеждение; 3. обоснованности – «S знает P, когда может обосновать свое убеждение в P». Положим, вы спросили шестилетнего малыша: «Сколько планет в Солнечной системе?» - и услышали в ответ: «Девять». Скорее всего, вы решите, что он лишь случайно угадал число. И если ребенок никак не может обосновать ответ, хотя бы ссылкой на то, что слышал т папы, то вы будете считать, что у него нет настоящего знания этого факта. В соответствии с этой «трехчастной» трактовкой можно дать краткое определение: знание – есть адекватное и обоснованное убеждение. В современной эпистомологии вопрос о первичности тех или иных видов знания уже не связывается так непосредственно с «природой человека». Чаще стараются понять, в каком отношении определенное знание может рассматриваться как исходное и как соотносятся между собой основные вид знания.
К таковым обычно относят: перцептивное знание (чувственно данное), повседневное знание (здравый смысл) и научное знание. Возникает проблема их взаимоотношений. Можно ли считать один из этих видов знания первичным, базисным? Можно сформулировать следующие тезисы о видах знания: входящие в этот треугольник: 1. Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности. Они выражают исходный контакт человека с реальностью. В этом отношении ничего более первичного нет. 2. Знание здравого смысла первично в концептуальном отношении. Именно в среде объектов обычного практического опыта сложился наш язык, сформировались наши понятия, в том числе широко используемые в науке. 3. Знание об объектах науки¸ особенно в микрочастицах (электронах, атомах) первично в онтологическом смысле. Законы поведения этих объектов дают наиболее достоверное и согласованное объяснение того, что существует и происходит в мире, в том числе и того, почему в мире существуют камни, деревья, столы, люди – с их органами чувств и чувственными данными. Мы получаем такой тип взаимоотношений: каждый из видов знания первичен только в определенном отношении. Простейшими элементами перцептивного опыта являются ощущения. Различают пять видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. На основе ощущений с помощью восприятия в сознании моделируется определенный целостный образ. Мы воспринимаем предмет в целом. Человек видит и слышит не только глазом, ухом, но и разумом. Психологи описывают это как разумный глаз, виртуальное мышление. Здравый смысл – это представления людей о природе, обществе, самих себе, складываются под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. Здравому смыслу никого никто не обучает, он осваивается людьми в процессе жизни. Мир предстает в сознании человека в формах и понятиях повседневного здравого смысла. Поэтому мы можем говорить о его концептуальной первичности. Например: овладеваем (англ. языком) на основе, на базе первого (родного) языка. Здравому смыслу присущ наивный реализм. Наивный реализм - это убеждение в реальности всего, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях (при хорошем освещении, в подходящей перспективе и т.п.) и описывает общепринятым и соответствующим факторам языка. Могут быть и обманы чувств. Например: увеличение размеров солнечного диска при закате и т.д.
Вопрос 22.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.007 с.) |