Понимание бытия в экзистенциальной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание бытия в экзистенциальной философии



Из самого определения бытия следует, что высшее звено цепи развивающегося бытия (на уровне живых систем планеты) - человек.

Экзистенциализм - философское течение XX века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, которая не может быть выражена на языке понятий. Назовем ограниченное число имен его основных представителей: в Германии — М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); во Франции - Ж-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960); в России - ранний провозвестник экзистенциального мироощущения Ф.М. Достоевский (1821-1881), также Л.И. Шестов (1866-1938).

Все внимание экзистенциализма направлено на индивидуальное существование человека, который чувствует себя «брошенным» в этом мире, хотя он и не может жить без общения с другими людьми.

Этот тип философствования истолковывает общество как силу, которая подавляет и разрушает индивидуальность. Общество навязывает человеку единство нравов, убеждений, вкусов.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сверен Кьеркегор (1813-1855). Он считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь найти истину, понятную ему. ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое <<я».

Философами были выделены понятия: неподлинное существование, выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы, подлинное существование - выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

- эстетическую;

- этическую;

- религиозную.

На эстетической стадии жизнь- человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выберет себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого «я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т.е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человеком.

Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ, был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы XX века в книге «Психология мировоззрений» (1919 г.).

Согласно Ясперсу, человек живет «заброшенной, не имеющей большого смысла жизнью -«как все». При этом он даже не подозревает о том. кто он такой в действительности, не знает открытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако, в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации -между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью -высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полном} раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к трансцеденции. абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцеденциального:

- эротику, секс;

-единство себя собственным внутренним миром (согласие с собой);

- свободу;

- смерть — конечность бытия. ■—•-'

Жан-Поль Сартр (1905-1989) посвятил свои исследования проблеме выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако, полностью осознать себя человек может только через «для-др\ гого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшее условие жизни человека, ее «стержень» - основание активности - свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не в простом (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти), экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы. Такой вид выбора Сартр называет экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит от одного бытия в другое. Вся жизнь — цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанных особыми «узлами» - экзистенциальными решениями. Например, выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (т.е. безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством и т.д. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах), кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор.

Вместе с проблемой свободы возникают проблемы ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит — «моё»). Единственное, за что человек не может отвечать - это за свое собственное рождение. Однако, во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.

Альбер Камю (1913-1960) сделал главной проблемой своей экзистенциальной философии проблему смысла жизни. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Он говорит, что жизнь человека — абсурд. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

1) соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной многое, казавшееся
важным для человека, - увлечение, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется
бессмысленным, не стоящим самого бытия:

2) соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед
существующей миллионы лет природой («51 чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое
знание на Земле не может дать уверенность, что этот мир мой»).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция — бытие, по Хайдеп еру, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь «бытие в мире» состоит из:

- бытия с другими;

- бытия самого себя.

«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на обезличивание, превращение в «такого, как все».

«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от лп\тих.

 

Вопрос 9.

Иррациональная философия (А. Шопенгауэра, А. Бергсона) о смысле человеческого бытия.

 

Иррационализм – направление в философии, отрицавшее законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860).

В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

Волюнтаризм - универсальный принцип философии Шопенгауэра, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе создания сознания и является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на теорию Канта, согласно которой в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»):

- Окружающий мир ест лишь мир представлений в сознании человека

- Сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе, а воля»

- Мир явлений и мир сущностей являются миром представлений и воли

- Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений

- Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной» дремлющей воли

- Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

В целом взгляд философа на проблемы человеческой судьбы, свободы, необходимости, счастья носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой, он не верит в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Мир – это воля, которая исходит из движения тела.

Воля – это наше бытие, наша действительность.

Воля способна снять покров, она «природная слепая сила, порождающая вечный конфликт человеческого существования, страдания, муки и боль». В слепой «иррациональной воле» скрыт бессознательный источник жажды обладания, вожделения.

Жизнь трагична в своей основе, она разрывается между нуждой (потребностью к продолжению страдания) и существованием в страдании. Нет никакого прогресса, история изменяется только войнами и бедствиями. Оптимизм применительно к пониманию жизни вообще не уместен. Абсурдно было бы думать, что наш мир «самый лучший из миров». Это основная мысль шопенгауэрского учения.

В начале XX века большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859 - 1941) – представителя интуитивизма и философии жизни. Сущность жизни, по его мнению, постижима лишь с помощью интуиции, с помощью интуиции познать себя самого. Великий дар творчества связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар, и дается лишь избранным.

 

Вопрос 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.018 с.)