Предмет философии и ее место в системе гуманитарного знания. Методы философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии и ее место в системе гуманитарного знания. Методы философии.



 

Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости».

Именовавшиеся философией знания древних охватывают не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.

Основные разделы философии:

1. Онтология (учение о бытии)

2. Гносеология (учение о познании)

3. Человек

4. Общество

Философия включает в себя:

1. Учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика)

2. О сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории)

3. Учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология)

4. Теория познания (проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры)

5. Свою собственную историю (т.е. историю философии)

Философия – это наука, опирается на другие науки, но наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей. Философия пользуется прямым наблюдение.

Основными методами, средствами которых осуществляется философское исследование:

1. Диалектика

2. Метафизика

3. Догматизм

4. Эклектика

5. Софистика

6. Герменевтика

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются

a. обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности)

b. статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития)

c. однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство)

В истории философии прослеживаются два основных философских метода – диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказанных («данных свыше» и носящих абсолютный характер). Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные кажущиеся достоверными выводы.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, либо любой другой выгодной для принимающего данный метод.

Софистика имеет цель е получение истины, а победы в споре, доказательства чего угодно, кому угодно. Использовалась в Древней Греции как метод ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании.

Одновременно и направлениями, и философскими методами являются:

1. Материализм

2. Идеализм

3. Эмпиризм

4. Рационализм

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая материя – как первичная субстанция, а сознание ее модус – есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производственной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод широко распространен в США и странах Западной Европы.

Эмпиризм – метод и направление в философии, согласно которому в основе познавательного процесса, знания, лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания (нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях).

Рационализм – философский метод и направление, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т.е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений (все можно подвергнуть сомнению, а любое сознание – это уже работа мысли, разума).

 

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, найти истину и мудрость. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важно для человеческой жизни. Философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Философия «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель).

Философия – это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира, а не исследуют общую природу сущего.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место человека в нем.

Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д.

Современная философия считает, что для успешного развития, как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, практики, познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

 

 

Вопрос 5.

Основные вопросы онтологии. Историческое изменение содержания понятия «бытие».

 

Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией.

Онтология (от греч. - сущее и logos – понятие) – это учение о бытие, это все сущее.

Бытие есть все то, что есть – «все видимое и невидимое». Это и материальные вещи, это все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи, отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.

По способу существования бытия разделяется на два способа или две реальности: мир физических состояний (материальный природный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека).

С.Л. Франк отмечал: «Внутренний мир человека, взятый в целом не меньшая реальность, чем явления окружающего мира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стенку. Садизм, властолюбие и мания величия Гитлера (и Сталина) были для человеческой эмпирической реальностью, не менее объективной и громоздкой, чем ураган или землетрясение».

Оба этих мира – мир сознания и мир природы могут характеризоваться понятия бытия, но способы их существования различны.

Физический, природный, материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой, является одним из основных вопросов философии. Человек принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его часть и одновременно к миру сознания, психологическому миру, принадлежность к которому делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и о своем собственном бытии. Бытие человека – эта диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: Субстрата и субстанция.

Субстрат – это то, из чего все сделано. Субстанцияэто первооснова всего существующего, внутреннего многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом.

В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной (Бог – первоначало всего) или светской разновидности (идея, дух - первоначало); материалистический монизм (материя – первоначало мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию – «действительность», «реальность». Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в это схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие. Также выделяются ноуменальное бытие и феноменальное бытие.

Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

Идеальное бытие – это существование идеального, это бытие без реальности. Основные типы идеального бытия: математические сущности и духовные ценности, им соответствующие науки: математика, этика, эстетика.

Человеческое бытие – существование человека, как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.

Социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – это бытие, которое реально существует независимо от сознания, кто наблюдает его со стороны.

Феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким видит его познающий субъект.

Практика показывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадает.

Категорией,противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились.

В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относится такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства. Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом. Обладает ли мир в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решений философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, на монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.009 с.)