Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критический научный реализм. Проблема истины.

Поиск

 

Хотя и ученые признают, что в своей деятельности опираются на здравый смысл, они подчеркивают, что единственно надежным средством достижения истинного знания о мире является научное исследование, в котором данные наблюдений и экспериментов истолковываются и объясняются с помощью специальных средств – научных теорий.

Эпистомологической установкой науки является реализм, но только не наивный, как «в здравом смысле», а научный, или «критический реализм».

Согласно научному реализму, подлинным онтологическим статусом обладают только такие объекты – предметы, процессы, свойства, взаимосвязи, которые полагаются и описываются научными теориями.

Позитивное научное знание говорит нам о том, какие именно объекты существуют в мире и, каковы их подлинные свойства.

Важным моментом в реализме науки является его критический характер. Наука уделяет большое внимание критическому анализу механизмов и методов познания, способам подтверждения и обоснования знания. Научные теории являются продуктом человеческой изобретательности и как таковые они подвержены ошибкам подобно любым другим результатам деятельности человека. Теории в этом смысле – лишь предположения о реальности, которые могут меняться и на самом деле довольно существенно изменяются в ходе исторического развития науки.

Например, три столетия назад наука утверждала, что теплота – это особая невидимая жидкость, теплород, который может перетекать от нагретого тела к холодному. Теперь наука утверждает, что теплота – это энергия движения атомов тела.

Проблема истины, когда мы говорим о знании, то подразумеваем, что в нем выражено истинное положение дел. Существует два основных подхода к пониманию истин: экзистенциально-онтологический и собственно эпистомологический. В рамках первого истина не прячется, лежит на виду, что надо уметь не увидеть. Истина – всегда результат индивидуального прорыва к миру.

В XX столетье исходное античное понимание истины восстановил Хайдеггер. Для него истина – это событие открытости мира. В качестве иллюстрации истины как открытости Хайдеггер приводит пример с крестьянскими башмаками, изображенными на картине Ван Гога. Благодаря искусству художника через эти башмаки нам открывается мир таким, каким мы его раньше не видели. Из истоптанного нутра этих башмаков глядит на нас упорный и одинокий труд в поле, зов земли, тревожная забота о хлебе насущном и дрожь предчувствия близящейся смерти.

В эпистомологическом смысле, который появился у древних греков позднее, под истинностью стало пониматься точное и достоверное отображение реальности в знании.

С позиций прагматизма истинным считается знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни, и которое может успешно применяться в человеческой практике.

В метафизических сферах истинность нашего знания определяется так: практика есть критерий истины.

Если на основе определенного знания самолеты, которые летают, или мосты, которые не падают вниз, значит, это знание истинно.

 

Вопрос 25.

«Аристотелевская» и «Галилеевская» философия, наука.

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона.

Философию Аристотель делил на 3 вида:

1. теоретическую – изучающую проблемы бытия

2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства

3. поэтическую

4. логическую

Он выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) вещей», и мир вещей в целом, как и каждая вещь в отдельности является лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

- Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира.

- Существуют только единичные и конкретно определенные вещи.

- Данные вещи называются индивидуумы (в переводе «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади» воплощением которой данная лошадь является; конкретный стул в конкретном месте; конкретный дом, точно определенные параметры, а не «идея дома».

- Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

Аристотель через категории (в переводе с греческого «высказывания») дает ответ, что такое бытие. Он выделяет 10 категорий, причем 1 категория говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными характеристиками являются:

- Сущность (субстанция)

- Количество

- Качество

- Отношение

- Место

- Время

- Положение

- Состояние

- Действие

- Страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю, категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотеля, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью) и т.д..

Касаясь данной проблемы, философ приходит к выводам о том, что:

- Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

- Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

- Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

- Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

- Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Носителем сознания по Аристотелю, является душу. Философ выделяет три формы души:

- Растительная душа;

- Животная душа;

- Разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста, размножения, этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

- По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

- Отличается от животных наличием мышления и разума;

- Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономики и т.д.) является государством.

Аристотель выделяет 6 типов государств:

- Монархия;

- Тирания;

- Аристократия;

- Крайняя олигархия;

- Охлократия (власть толпы, полная демократия);

- Полития (умеренная олигархия и умеренная демократия).

Аристотель внес существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывод из двух и более посылок заключения.

Важнейший шаг в становлении науки как самостоятельной формы развития сознания общества сделал Галилео Галилей (1564 - 1642). Занимаясь вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. Благодаря телескопу небо предстало для наблюдателя в новом облике. Галилей различил кратеры и хребты на Луне, скопление звезд Млечного Пути, спутники Юпитера, пятна на Солнце. Пораженные современники говорили: «Колумб открыл новый материк, Галилей новую Вселенную».

Открытия Галилея способствовали возникновению конфликта с церковной властью и с инквизицией. В 1633 г. Галилей был вынужден публично отречься от своих еретических «заблуждений».

Но еще до судебного процесса над ученым его современник немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 - 1630) создал научную астрономию. Он показал, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым (как думали раньше), а по эллиптическим орбитам, и потому движение планет вокруг Солнца неравномерно. Это открытие достаточно убедительно завершило обоснование гелиоцентрической системы мира.

 

Вопрос № 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.008 с.)