Человек как носитель добра и зла. В. Соловьев «оправдание добра». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как носитель добра и зла. В. Соловьев «оправдание добра».



 

Проблему нравственности Соловьев рассматривал во многих своих произведениях, но наиболее систематически его нравственная философия представлена в «Оправдании добра» (1899). Он верит в нравственные нормы. Добро, истина, красота становятся для него основой морали и получают свое философское обоснование (оправдание). Философ выделил три типа нравственных отношений (чувств): стыд, жалость и благоговение.

Стыд указывает на надприродный статус человека (человек не может быть равен животному, он всегда «выше» или «ниже его»).

Жалость означает солидарность с живыми существами.

Благоговение – добровольное подчинение высшему.

Все прочие нравственные качества признаются в «Оправдании добра» лишь различными формами проявления основных начал.

Определяя нравственное значение любви как основополагающей заповеди христианства, Соловьев утверждал, что заповедь любви не связана с какой-либо определенной добродетелью, а есть завершительное выражение всех основных требований нравственности.

В статье «Красота в природе» (эпиграфом являются слова Достоевского «Красота спасет мир») утверждал, что красота находится в природном, космическом пространстве. Цель искусства - это не повторение природного, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой. Эволюция природы создает условия для становления высшего аспекта мира. Он обнаруживается в истории человечества и характеризует нравственное поведение человека. Иисус Христос вошел в исторический процесс ради совершенствования человека. Богочеловек открыл людям Царство Божие. Кроме милости и сверхъестественной помощи в процессе совершенствования человека человека поджидают его три нервных атрибута человеческой природы – стыд, жалость и благоговение.

 

 

ВОПРОС 41.ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ: СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ.

Имеется несколько трактовок свободы. Свобода – это возможность поступать так, как хочется. Свобода- это свобода воли.

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что ни кто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение гласило: свобода размахивания руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека. Значит, абсолютной свободы нет, свобода всегда относительна.

Наиболее разработанной концепцией свободы является экзистенциальная концепция Н.А.Бердяева.(Его работы»Философия духа», «Философия свободы») Реальное свободное действие человека выступает как выбор линии поведения. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств, которые ведут к достижению цели, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Ситуация выбора, линия поведения, решения зависит от возможностей, от условий ее реализации, т.е. какими знаниями человек располагает. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжения значит, законов общества, морали традиций, социальной культуры, природных условий, внутренней культуры. Каждое действие человека есть …………. свободы и необходимости. Таким образом, свобода личности в обществе заключается не в воображаемой независимости от законов, а в способности выбирать, принимать решения.

 

ВОПРОС 42. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.

.

С возникновением христианства,оказалость возможным иное понимание истории, которое можно назвать линейным. Идея линейного развития и возможность прогрессивного развития общества впервые явно выражены в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой - грехопадение первых людей, а конец- второе пришествие Христа, страшный суд и наступление царства Божия на Земле. Получившая широкое распространение в западноевропейской философии идеал прогресса основывается на христианском представлении о линейности исторического процесса.

Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из ничего, сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу. Бог продолжает поддерживать бытие мира. Поддержание бытие мира, есть постоянное творение его богом вновь. Если бы творческая сила бога прекратилась, мир бы вернулся в небытие. В Христианской философии Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Древнегреческие философы говорили, что Бог вечен, неизменен, он источник всего существующего. Однако христианская философия имеет духовно нравственную направленность, ориентирует человека на спасение его души. Поэтому христианская онтология строится на принципе, что Бог – это не только высшее бытие, Нои высшее благо, высшая истина, высшая красота. В христианской истории есть идея о золотом веке, а потом наступил регресс человечества.(первоначально человек был невинен, потом в последствии утратил эту невинность – совершил он грехопадение)

В христианских воззрениях на историю выделяется и другой аспект – необратимость. Если для античного сознания, для создания традиционных обществ в целом характерен упор на повторяемость, воспроизводимость исторических реальностей, то для христианского сознания важен акцент на уникальность каждого события в истории.

Христианские философы подчеркивали особую роль человека. В чем же выражается антропоцентризм христианской философии? В контексте религиозного мировоззрения – это совокупность взглядов, утверждающих роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, в специальный день. Если все другое- лишь просто творение, то человек венец творения. Он является центром вселенной и конечной целью творения. Человек – существо, господствующее на Земле. Человек создан Богом по образцу и подобию своему. Это очень высокий статус человека – это разум и воля. Именно разум и свободное воля делают нравственным существом человека и представителем Бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку, как и богу, дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Первые люди, Адам и Ева, сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Сам человек не может преодолеть свои греховные наклонности. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати.

Провиденциализм – религиозно философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, историки его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, Богом. В основе христианской концепции истории лежит представление о постоянной и необходимой связи человека с Богом. Основная миссия человека - спасательная, испытательная, назидательная. При таком подходе исторический процесс получает как бы два измерения: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное характеризует исторический процесс со стороны деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение благосостояния.

Вертикальное – характеризует влияние на исторический процесс действий Бога, его вмешательство в ход исторического развития. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Промысел Бога распространяется ни весь окружающий мир и придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана и работать на спасение мира и человека, либо противодействовать ему, за это подвергает Бог людей наказаниями. Провиденциализм тесно связан с эсхатологией – учением о конце мира. История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направленный Богом к заранее предопределяемой цели – царству Божию.

Достижение царства Божьего – это конечная цель и смысл человеческого существования.

Вопрос 43.

Философия истории XX в.

 

Одной из влиятельных концепций исторического развития является теория индустриального общества, предложенная французским философом и социологом Р. Ароном (1905 - 1983), изложенная им в «Восемнадцати лекциях об индустриальном обществе» (1963).

Он говорил, что все сведения о прошлом разнородны; следовательно, любые предлагаемые источники объяснения никогда не являются единственно возможными. Поэтому чтобы правильно истолковать фактический материал, необходимо разработать теорию, основанную на определенной философской теории.

Он полагал, что социальный прогресс заключается в переходе от традиционного аграрного общества, основанного на сельском хозяйстве, к промышленно развитому индустриальному обществу.

Индустриальным Арон называл общество, в котором благодаря высокому развитию механизации становится возможным возникновение массового производства. Он не соглашался с Марксом в том, что исторический процесс заключается в смене одного общественно-политической формации другой. По мнению Арона для современного ему этапа развития мировой цивилизации было характерно постепенное сближение капитализма и социализма. Дело в том, что основная цель индустриального капиталистического общества состоит в развитии средств производства, что и определяет цели его развития.

В то же время он видел в социализме особую политическую систему, которая приходит на смену капитализму и также, как и капитализм, социализм стремиться к развитию средств производства.

Следовательно, между капиталистической и социалистической системами нет кардинального различия. Они в одинаковой степени стремятся максимально эффективно эксплуатировать природные ресурсы, повышать производительность труда, разрабатывать новые, более совершенные технологии.

И этот процесс, по мнению Арона, должен был привести к формированию единого, в целом однородного индустриального общества, в котором различия между разными системами будет не стертыми совершенно, незначительными совершенно.

На этом основании Арон предположил, что однопартийная система в СССР и в других социалистических странах будет разрушена.

Если Арон противопоставлял два общества - традиционное и индустриальное, то социолог Бжезинский, Белл в начале 70-х годов прошлого века высказали идею, что западное общество переходит на совершенно новый этап развития, этап постиндустриального общества. Основоположником теории постиндустриального общества считается американский социолог Белл. Основные положения его концепции были изложены в работе «Пришествие постиндустриального общества» (1973). Основные положения его теории состоит в том, что в условиях постиндустриального на первый план выступает «третичная» сфера экономической деятельности – сфера обслуживания, а также наука и образование. В традиционном обществе преобладает первичная сфера – сельское хозяйство, в индустриальном – вторичная сфера – производство. На любом этапе развития общества преобладает также и определенная форма социальной организации. Так в традиционном обществе – это церковь и армия, в индустриальном – фирма и корпорация. На постиндустриальном этапе такую роль выполняет университет, который берет на себя функции социального планирования и разработки социальных инстанций.

В зависимости от типа общества и преобладающей социальной организации меняется и ведущая социальная группа. В традиционном обществе, в котором господствует церковь и армия, ведущие позиции занимали священнослужители и феодалы. В период индустриального общества заняли бизнесмены. В назревающем постиндустриальном обществе наиболее важные социальные позиции будут отведены ученым и специалистам.

Соответственно меняются и средства достижения власти: на место денег, военной силы, идеологического влияния приходят знания, интеллект и талант.

Постиндустриальное общество характеризуется целым рядом признаков:

- Происходит переход от экономической модели развития к модели социологической, в чем выражается необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации взаимодействия людей.

Во-первых, экономическая модель уже исчерпывает себя, поскольку уже был достигнут уровень благосостояния людей, который удовлетворяет большинство людей.

Во-вторых, у людей возникает понимание, что существует не только личное, но и общее богатство. Например, чистота окружающей среды, это стимулирует поиски путей увеличения общественной формы богатства.

В-третьих, осознание того, что существует общественная форма богатства, приводит к тому, что общество становится более конфликтным, и разрешать эти конфликты оказывается все более трудной и трудной задачей.

Другим ученым, Бжезинским, в книге «Между двумя эпохами» он высказал мысль, что общество ближайшего будущего – технотронное общество, оно основано на машинной технике.

Он выделил несколько признаков технологичного общества:

- Автоматизация и новая кибернетическая техника приходят на смену машинному труду;

- Основной проблемой будет участие в прибыли, тогда как в индустриальном обществе основную озабоченность вызывает занятость и безработица;

- В техногенном обществе будут преобладать духовные проблемы;

- Человек станет более активно участвовать в общественной жизни, поскольку ему будет брошен более серьезный вызов.

А. Тоффлер (1928) – американский социолог, он написал концепцию «третьей волны». В основе концепции Тоффлера лежит идея волны – всплеска влияния образа техники на общественную жизнь и ее ценности.

Он выделил три волны:

1. аграрная волна (начавшаяся 10 тысяч лет назад);

2. индустриальная (начавшаяся на заре нового времени);

3. третья волна, с которой мы имеем дело в настоящее время.

Наиболее ярким проявлением третьей волны в общественной жизни Тоффлер считает момент, когда количество белых воротничков, то есть менеджеров и управленцев, превышает количество «синих» воротничков, то есть обыкновенных рабочих США (например, это произошло в 1955).

- Индустриальное общество характеризуется монотонным трудом, любой человек является лишь винтиком огромной машины;

- Потребительское отношение к природе, когда нефть, газ, лес разбазариваются ради роста конечной ценности;

- Человек больше борется с природой, чем сотрудничает;

- Распространение компьютерной техники, появление авиации, изобретение противозачаточных пилюль – все это оказывает влияние на общественную жизнь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.03 с.)