Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч.)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Новое отношение к труду. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебники:
Класс
| Название учебника
| Авторы учебника
| Издательство, год выпуска
| № учебника в федеральном перечне
| 6 класс
| «Обществознание. 6 класс.»
| Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
| Просвещение, 2010
| № 911
| 7 класс
| «Обществознание. 7 класс.»
| Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
| Просвещение, 2011
| №912
| 8 класс
| «Обществознание. 8-9 класс.»
| Под ред. Л. Н. Боголюбова
| Просвещение, 2010
| №913
| 9 класс
| «Обществознание. 8-9 класс.»
| Под ред. Л. Н. Боголюбова
| Просвещение, 2011
| №914
| Планируемые результаты освоения программы:
Наименование учебного предмета и содержательной линии
| Выпускник научится
| Выпускник получит возможность научиться
| Человек в социальном измерении
| • использовать знанияо биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
| • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
| Ближайшее социальное окружение
| • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
| • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
| Общество – большой «дом» человечества
| • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
| • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
| Общество, в котором мы живём
| • характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
| • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
| Регулирование поведения людей в обществе
| • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
| • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
| Мир экономики
| • понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
| • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
| Человек в экономических отношениях
| • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
| • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
| Мир социальных отношений
| • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
| • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
| Политическая жизнь общества
| • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
| • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
| Культурно-информационная среда общественной жизни
| • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
| • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
| Человек в меняющемся обществе
| • характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
| • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
|
Календарно-тематическое планирование в 6 классе.
№ур
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Методы контроля
| Оборудование и Р/с
|
|
| Тема 1. Человек
|
|
|
| 1.
|
| Человек родился.
| Комбиниров.
|
| §1
| 2.
|
| Человек – личность.
| Игра
| Задания в р/т
| §2
| 3.
|
| Особый возраст: отрочество.
| Комбиниров.
|
| §3
| 4.
|
| Познай самого себя.
| Комбиниров.
| Инд.задания
| §4
| 5.
|
| Учимся узнавать и оценивать себя.
| Тренинг
|
| §4
| 6.
|
| Человек и его деятельность.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §5, Р/с
| 7.
|
| Что человек чувствует, о чём размышляет.
| Комбиниров.
|
| §6
| 8.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек».
| ПОУ
| Задания на карточках
|
|
|
| Тема 2. Семья
|
|
|
| 9.
|
| Семья – ячейка общества.
| Лекция-презентация
| Сочинение
| §7
| 10.
|
| Семейное хозяйство.
| Игра
| Работа в группах
| §8, Р/с
| 11.
|
| Учимся помогать вести семейное хозяйство.
| Нетрадиц. урок
| Творч.задание
| §8
| 12.
|
| Делу время – потехе час.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §9
| 13.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья»
| ПОУ
| Тест
|
|
|
| Тема 3. Школа
|
|
|
| 14.
|
| Профессия - ученик.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §10
| 15.
|
| Одноклассники, сверстники, друзья.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §11
| 16.
|
| Учимся дружно жить в классе.
| Беседа
|
| §11, Р/с
| 17.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа».
| ПОУ
| Ответы на вопросы
|
|
|
| Тема 4. Труд
|
|
|
| 18.
|
| Труд – основа жизни.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §12
| 19.
|
| Труд и творчество.
| Комбиниров.
| Сообщения
| §13
| 20.
|
| Учимся трудиться и уважать труд.
| Игра
| Работа в группах
| §13, Р/с
| 21.
|
| На пути к жизненному успеху.
| Лекция-презентация
| Задания в р/т
| §14
| 22.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд».
| ПОУ
|
|
|
|
| Тема 5. Родина
|
|
|
| 23.
|
| Что значит быть патриотом.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §15
| 24.
|
| Символика России.
| Лекция-презентация
|
| §16
| 25.
|
| Гражданин – Отечества достойный сын.
| Комбиниров.
| Пров.раб по пред.теме
| §17
| 26.
|
| Мы – многонациональный народ.
| Комбиниров.
| Сообщения
| §18, Р/с
| 27.
|
| Учимся уважать людей любой национальности.
| Игра
| Задания в р/т
| §18
| 28.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина».
| ПОУ
| Тест
|
|
|
| Тема 6. Добродетели
|
|
|
| 29.
|
| Человек славен добрыми делами.
| Лекция-презентация
|
| §19
| 30.
|
| Учимся делать добро.
| Комбиниров.
| Творч.задание
| §19
| 31.
|
| Будь смелым.
| Комбиниров.
|
| §20
| 32.
|
| Что такое человечность.
| Лекция-презентация
| Сообщение
| §21
| 33.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Добродетели».
| ПОУ
| Работа в группах
|
| 34.
|
| Итоговая контрольная работа.
| Контроль знаний
| К/р
|
|
Календарно-тематическое планирование в 7 классе.
№ур
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Методы контроля
| Оборудование и Р/с
|
|
| Тема 1. Человек в обществе
|
|
|
| 1.
|
| Отношения между людьми.
| Беседа
|
| §1
| 2.
|
| Ты и твои товарищи.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §2
| 3.
|
| Зачем люди общаются.
| Практ.раб.
|
| §3
| 4.
|
| Почему нужно быть терпимым.
| Комбиниров.
|
| §4
| 5.
|
| Человек среди других людей.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §4
|
|
| Тема 2. Человек и закон
|
|
|
| 6.
|
| Что значит жить по правилам.
|
|
| §5
| 7.
|
| Правила этикета и хорошие манеры.
| Нетрадиц.урок
| Сообщения
| §5
| 8.
|
| Права и обязанности граждан.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §6
| 9.
|
| Почему важно соблюдать законы.
| Лекция с использованием позн.зад.
| Пров.раб.по пред.теме
| §7, Р/с
| 10.
|
| Защита Отечества.
| Комбиниров.
|
| §8, Р/с
| 11.
|
| Что такое дисциплина.
| Лекция-презентация
| Задания в р/т
| §9
| 12.
|
| Виновен - отвечай.
| Комбиниров.
| Сообщения
| §10
| 13.
|
| Ответственность несовершеннолетних.
| Лекция-презентация
|
| §10
| 14.
|
| Кто стоит на страже закона.
| Комбиниров.
|
| §11, Р/с
| 15.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон».
| ПОУ
| Задания на карточках
|
| 16.
|
| Контрольная работа «Человек и закон».
| Контроль знаний
| К/р
|
|
|
| Тема 3. Человек и экономика
|
|
|
| 17.
|
| Экономика и её основные участники.
| Мультимедиа-лекция
|
| §12
| 18.
|
| Золотые руки работника.
| Комбиниров.
|
| §13, Р/с
| 19.
|
| Производство: затраты, выручка, прибыль.
| Проблемная лекция
|
| §14
| 20.
|
| Виды и формы бизнеса.
| Комбиниров.
| Пров.раб. по предыдущей теме
| §15
| 21.
|
| Обмен, торговля, реклама.
| Нетрадиц.урок
|
| §16
| 22.
|
| Деньги, их функции.
| Комбиниров.
| Творч.задание
| §17
| 23.
|
| Экономика семьи.
| Игра
|
| §18, Р/с
| 24.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика».
| ПОУ
|
|
| 25.
|
| Контрольная работа по теме «Человек и экономика».
| Контроль знаний
| К/р
|
|
|
| Тема 4. Человек и природа
|
|
|
| 26.
|
| Природа – бесценный дар.
| Лекция-презентация
| Сочинение
| §19
| 27.
|
| Воздействие человека на природу.
| Комбиниров.
| Сообщения
| §19
| 28.
|
| Охранять природу – значит охранять жизнь.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §20
| 29.
|
| Закон на страже природы.
| Лекция-презентация
| Задания в р/т
| §21
| 30-31.
|
| Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание. 7 класс».
| ПОУ
|
|
| 32.
|
| Итоговая контрольная работа.
| Контроль знаний
| К/Р
|
| 33-34.
|
| Итоговый урок.
| Игра
|
|
|
Календарно-тематическое планирование в 9 классе.
№ур
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Методы контроля
| Оборудование и Р/с
|
|
| Глава 1: Гражданин. Государство. Право.
|
|
|
| 1.
|
| Роль права в жизни человека, общества, государства.
| Беседа
|
| §29
| 2.
|
| Правовая ответственность.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §30, Р/с
| 3.
|
| Виды юридической ответственности.
| Комбиниров.
|
| §30
| 4.
|
| Правовое государство.
| Лаборат.раб.
| Пров.раб. по предыдущей теме
| §31
| 5.
|
| Гражданское общество и государство.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §32
| 6.
|
| Правовое государство и гражданское общество.
| Комбиниров.
|
| §32
| 7-8.
|
| Конституция России.
| Практ.раб.
| Сообщения
| §33
| 9-10.
|
| Основы конституционного строя России.
| Лекция с использованием позн.зад.
| Пров.раб.по пред.теме
| §34 Р/с
| 11.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин. Государство. Право.»
| Комбиниров.
|
| Р/с
| 12.
|
| Контрольная работа по теме «Гражданин. Государство. Право.»
| Контроль знаний
| К/р.
|
|
|
| Глава 2: Права человека и гражданина.
|
|
|
| 13.
|
| Гражданин – человек свободный и ответственный.
| Лекция-презентация
|
| §35
| 14.
|
| Всеобщая Декларация прав человека.
| Комбиниров.
|
| §36, Р/с
| 15.
|
| Международное гуманитарное право.
| Лекция-презентация
| Задания на карточках
| §37
| 16.
|
| Частная и публичная жизнь человека.
| Комбинир.
|
| §38
| 17.
|
| Труд и трудовое право.
| Мультимедиа-лекция
|
| §39
| 18.
|
| Предпринимательство и гражданские права.
| Комбиниров.
|
| §40, Р/с
| 19.
|
| Духовная жизнь.
| Проблемная лекция
|
| §41
| 20.
|
| Свобода совести.
| Семинар
| Пров.раб. по предыдущей теме
| §42
| 21.
|
| Семейное право.
| Нетрадиц.урок
|
| §43
| 22.
|
| Домашнее строительство.
| Комбиниров.
| Творч.задание
| §44
| 23.
|
| Социальные права.
| Игра
|
| §45, Р/с
| 24.
|
| Политические права и свободы.
| Лекция-презентация
| Пров.раб. по предыдущей теме
| §46
| 25.
|
| Право на образование.
| Комбиниров.
|
| §47
| 26.
|
| Повторительно-обощающий урок по теме «Права человека и гражданина».
| ПОУ
|
|
|
|
| Глава 3: Личность и мораль.
|
|
|
| 27.
|
| Личность и личный выбор.
| Комбиниров.
| Сообщения
| §48
| 28.
|
| Мораль.
| Комбиниров.
| Задания в р/т
| §49
| 29.
|
| Добро и зло.
| Лекция-презентация
| Задания в р/т
| §50
| 30.
|
| Долг и совесть.
| Комбиниров.
|
| §51
| 31.
|
| Мораль в жизни человека и общества.
| Комбиниров.
|
| §52
| 32.
|
| Нравственные основы любви, брака, семьи.
| Круглый стол
| Пров.раб. по предыдущей теме
| §53
| 33.
|
| Нравственная культура.
| Комбиниров.
|
| §54
| 34.
|
| Итоговая контрольная работа.
| Контроль знаний
| К/Р
|
|
|