Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская антропология. Человек как проблема философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философская антропология. Философская концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого – ключ к ее тайнам. Вспомнить, что мы есть тоже природа. Единство с космосом и зависимость от ритмов. Недостаток в том, что недооценивается сознание человека, его способность преодолевать природную энергию. Антропология биологизирует человека, вяжет по рукам его историческую волю. Идеализм в понимании истории. Общественные явления лишены человеческого участия. Объективный мир – нечто произвольное от человека. XX век – метафизическое положение человека (Шелер – основатель философской антропологии) в мире и космосе. Вопросы: случайно ли появление человека на земле, возможны ли другие цивилизации, существует ли внечеловеческий разум. Новая философия, требующая от человека нравственного порядка. Отношение человека к космосу, который поглощает его. Переживание ценностного мира – космический акт. В космосе заложена трагичность, эсхатология - Шелер. Материализм – рождение человека как эволюционный процесс (труд, деятельность, потребности). Идеализм – от религиозной концепции до возможности существования межгалактического разума. Человеческий разум зависит от этого Разума. Мозг человеческий концентрируется из пыли Разума и формируется в виде сознания. Кометы принесли на Землю жизнь. Абиогенез – зарождение живого из неживого. Самопроизвольные процессы по законам охлаждающихся систем после Большого взрыва. Нарушение симметрии. Запланированный результат космической эволюции. Тейяр – энергия произвела на свет существо духовного порядка. Концентрация психической энергии во вселенной дала возникновение – «преджизни» (литосфера), «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера), «сверхжизни» (точка Омега). – из Омеги и регулируется вся Вселенная. Человек включен в процесс совершенствования всего мира. Влияние на все. Омега – объединение душ вселенной. Обстоятельства спокойного положения Солнечной системы в Галактике – и поэтому в этом относительно небольшом периоде покоя – могла зародиться жизнь. Во многом жизнь меняется за счет деятельности человека, так как он обладает активным сознанием. Жизнь на Земле контролируется человечеством, может контролироваться. Смысл Вселенной – в некоем коде, который развивается и хранит всю информацию об истории Вселенной. Итог в современном понимании: 1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. 2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным. 3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено в каждой конкретной личности. 4. Человек -существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное. 5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении. Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Ускорение темпа жизни и информатизации общ. Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта, наращивание и качественное улучшение системы образования. Нравственные проблемы перед человеком, как понимание сущности и времени смерти и рождения. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого существа? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добрые и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас? Создалось общество потребления, общество массовой культуры. Хорошо это или плохо? Исследование этого феномена чел сознания. Проблема чел ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей, существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма, апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации. Человек - это индивид. Сущность человека связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств.
7. Информационно-технологическое общество – концепция устойчивого развития. Напомним коротко, в чем состоит смысл концепции устойчивого развития человечества. Дело в том, что вхождение человеческой цивилизации в глобальный многоаспектный кризис, складывающийся из демографической, продовольственной, энергетической, экологической, гуманитарной, социально-экономической и политической составляющих, несет в себе угрозу самому существованию человечества на планете. Феномен этот исторически нов. В связи с этим должна быть принята всеми модель устойчивого развития человечества, в центре которой помещаются люди и их право на здоровую и плодотворную жизнь. При этом человечество должно жить в гармонии и в равновесном взаимодействии с природой, подлежащей заботе и охране. В соответствии с принципами гуманизма и демократии внутри сообщества людей должны быть обеспечены равное удовлетворение потребностей в развитии и в качестве жизни, включая качество окружающей среды, уровень жизни, культуры и образования, возможности для будущих поколений. Устойчивое развитие человечества возможно при следующих условиях: а) произойдет смена нынешних технологий более чистыми и менее энерго- и ресурсоемкими, б) постепенно невозобновляемое сырье заменится возобновляемым, в) снизятся темпы прироста численности человечества, г) увеличится производительность труда (что приведет к повышению качества жизни), д) возрастет надгосударственное регулирование и управление (через ООН и ее организации), а также государственное руководство и управление, которые обеспечат реализацию перечисленных выше целей и условий на основе смещения центра тяжести от частных (в основном, эгоистических) интересов к общественным. Выбирая модель устойчивого развития, общество должно слиться в системный органически целый организм. Тенденция слияния человечества была обрисована Вернадским в его концепции ноосферы – она является единой самоорганизующейся и самоуправляемой сложной системой. Она должна также представлять собой иерархию по структуре, функциям управления, видам деятельности, по взаимоотношениям подсистем и элементов с целым. Такая система жизнеспособна поскольку она организмоподобна. Актуальна ли она? В условиях экстремальности – безусловно, да. Но соответствует ли она идеалам гуманизма, демократии? Конечно же, нет! Более того, из-за внутренней неравновесности по линиям экономического, социального, гуманитарного, культурного и политического характера, она взрывоопасна. Разбираемая модель – это модель устойчивого развития человечества, почти фатально ведущая к катастрофе. Тем не менее, именно такая модель организации и функционирования общества настойчиво не только внушается обществу по разным каналам, но и внедряется практически. Подводные камни. 1. Марксизм показал, что развитие средств производства неизбежно приводит к изменениям в отношении людей, обуславливающим циклы развития и смену общественно-экономических формаций для всех цивилизаций - к “информационной” цивилизации должны придти они все. Но любая цивилизация проходит, по мнению Тойнби, схему: возникновение→рост→надлом→разложение. Логичен будет такой вывод: незачем создавать единое человечество и цивилизацию –подобная целостность неминуемо разложится и погибнет, тем более, развиваясь на грани кризиса и катастрофы. 2. В биологии доказано, что всякий организм смертен. Существуют единые фундаментальные законы, управляющие всеми системами: 1. Всякая органическая система претерпевает соответствующий ее природе и условиям, включая ограничения всякого рода, цикл развития – от возникновения и расцвета, до надлома и гибели. 2. Любая система, поскольку она суть организмическая, – в принципе, смертна. 3. Всякая система организмического типа, не будучи ограниченной в ресурсах разного рода и в противовесах, тормозящих ее активность, стремится агрессивно к неограниченной экспансии по отношению к среде и своему окружению. Но в любом случае действует закон, по которому устойчива и надежна лишь такая система, все основные элементы и подсистемы которой также надежны и устойчивы. Нивелирование культур в единую постиндустриальную равносильно обеднению генофонда живого в биосфере. Необходим полиморфизм форм и направлений эволюции культур. Цивилизация (по Леви-Строссу) должна быть коалицией культур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.012 с.) |