Г.В.Ф. Гегель - вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.В.Ф. Гегель - вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля.



Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине).

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики.

3 основных закона развития:

1.переход количества в качество и обратно;

2.единство и борьба противоположностей;

3.отрицание отрицания.

Идея проходит в своём развитии 3 ступени:

1. Логика: идея, существующая до природы, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания

2. Природа: Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе.

3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух: развитие человека и его психики. Объективный дух: показ. общество, в котором существует человек. Абсолютный дух: определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Т.о. это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему.

У Г. вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой (в развитии ф, большое внимание было уделено специфич. Особенностей сист знания) Г., который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общ., философию религиии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, котый оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абсол. дух, а целью – самопознание этого абсол. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил-я Гегеля. Т.о., противоречие между методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.

Данное противоречие у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Философия Г. оказалась обращенной в прошлое – отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень.

Различает гражданское общество и политическое государство. Гр. Общ. – сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр. Общ. необходима не только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность. Гр. Общ. и государство соотносятся как рассудок и разум. Гр. Общ. – внешнее государство, а подлинное гос-во – разумно и есть основание гр. Общ. Государство есть разделение властей как его членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

 

36. Возникновение и развитие философии марксизма и её историческое значение.

Предпосылки: овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее, закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Развитие научного знания: если социальная форма изменяется и человек - продукт природы, то должна изменяться и природа. 1838 г. - клеточная теория строения живого. Наука становится систематизированной. В основе всего живого - клетка. Живой мир единый, а не расколот на животный и растительный. Принцип движения от простого к сложному Дарвин объяснил естественными причинами. Животный мир, движущийся от простого к сложному (также социальный мир). 1840 г. Джоуль - закон сохранения энергии (энергия не исчезает и не возникает). Философский смысл: энергия - количественная мера движения, которое обладает единством.

Маркс, последователь Гегеля разделял многие установки немецкой классической школы. В пролетариате он видел класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества.

Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества – общественное бытие. Общ. бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования соц. формы материи. Аргументы:

1. Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их матер. положение.

2. Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля).

3. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться.

4. Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Ч. неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (т.к. новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения).

5. Ч. в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления).

6. Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов). Человек, как общ. существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных).

У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества. Материальный труд является основой появления частной собственности. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов.

Главная фундаментальная идея Маркса состоит в том, что практика ИСХОДНА и ПЕРВИЧНА по отношению ко всему духовному миру, культуре в её даже самых далёких от практики проявлениях.

Практика носит общественный характер, её нет вне общения и связи её между людьми. Практика ИСТОРИЧНА, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика есть предметная деятельность, так как люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в “чистом мышлении”, а в реальности, где преобразовывать то, что даёт природа, что создано другими людьми, то есть различные предметы.

Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем. Материализм был распространён на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей — преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя — является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.

37. Исторические условия и особенности формироваия и развития философии в России. Основные направления русской философии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специфика рос. философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил. мысли.

Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765) - гениальный ученый-энциклопедист.

Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист ф позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал проблемы человечества, провозгласил идею человечности не в лоне религиозной фил., а в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Чаадаев (1794-1856). Его общефил. концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в простр-ве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, который ограничивался миром физических явлений. Сознание Ч. не подчинено механическим закономерностям природы, а явл. рез-том Божьего творения. Человек есть объективное единство 2 миров – физ. и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы.

Славянофилы. Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, Хомякова и Киреевского. Аксаков В центре их внимания находится судьба России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., по их мнению, запад. культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Россия сохранила главное – православие и общину. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Первоначало всего сущего - Бог. Исторический прогресс связан с отысканием "духовного смысла".

Западники-материалисты. Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов. Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами рос. революционной демократии. Рос. философы прошли поучительную школу немецкой классической фил. и Фр. просвещения. После глубокого увлечения гегельянством рос. фил-я повернулась в сторону материализма, стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Критика церкви.

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Ч. есть венец творения, сознание Ч. не вне природы, а разумение о себе. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.

Разочарован в западном социальном перевороте, идея русского крестьянского социализма. Сельская община есть зачаток социализма, а русский вопрос заключается в вопросе о крепостном праве.

Чернышевский. (его школа - Добролюбов, Писарев, Шелгунов). Ч. – природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип. Признание самобытности России.

Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха, разработка общинного социализма, признание важной роли экономического фактора в ист. процессе.

Почвенники.

Национальная почва как основа социального и духовного развития России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий. Григорьев, Страхов, Достоевский.

Достоевский. В своих общ. – полит. исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории, противопоставление России и Запада.. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.74.73 (0.019 с.)