Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучное направление в русской философии и философия космизма (Н. Федоров, Э. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В русском космизме – 3 течения: естественно-научное (Верн., Циолк.), религиозно - философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблема понимания и др. Основатель - Ник. Фед. Федоров. Основной труд - "Философия общего дела". В основе ф.о.д. лежит специфическое понимание человека. Вопросы - людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерная нравственность и НТ прогресса. Частая смена поколения не позволяет освоить знания предшествующего поколеиня. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем спасении. Психократия - община детей для воскрешения отцов. Пороки ко времени воскрешения будут изжиты. Основа морали – ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями. Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы. Вернадский – создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы космоса. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.
39. Общая характеристика и основные направления современной зарубежной философии. Классическую Ф можно охарактеризовать как философию самосознания. Философы классического времени составляли элиту общества. В 20 веке они стали служащими государственного аппарата и получили возможность реализовывать свои идеи в той мере, в какой этого хочет государство. Особенности современного общества – массовая культура, промывание мозгов через СМИ. Современный философ имеет дело не с непросвещённой массой, а с людьми, чьи мозги уже с самого детства обработаны идеологией. Современная философия – антиидеологична. Считает, что есть только один путь изменения – человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства, стереотипов. Мыслителям 20 века свойственно трагическое мироощущение. Аксиологический кризис – предсказанный Ницше и подтвержденный Шпенглером. Вереница революций и войн, уничтожение миллионов людей, ускорение возможностей уничтожения, тоталитарные режимы, крушение Европеоцентризма, кризис христианства. Неверие в благодать, добро и возможность Воскресения. Вопрос о подлинности бытия – идея иллюзорности. Иллюзии – невозможность говорить утвердительно и без слов «кажется», «как бы». Даже самая фундаментальная наука теперь сомневается в возможности объективностью учета данных на минимальном уровне – квантовая физика, теория относительности. Фундаментальные научные данные – только антропоморфная проекция. Мы знаем только те законы, которые касаются нас непосредственно, которые мы способны хоть в какой-то степени отследить. Неопозитивизм – философия как наука неточных определений может существовать лишь как наука логики, либо как наука структуры языка /структурная лингвистика/. Проблема значения слов – освобождения слов от культурных слоев. Теория смысла и интерпретации. Способы правильного мышления, эффективное использование нервной системы. Литературоведение + философия + наука = наконец, искусствоведение получило статус равноправной науки. Язык как помеха для мысли. Язык – совокупность произвольных знаков. Причина и законы организации языка. Формальная логика. Любое знание частично, фрагментарно, недостоверно. Вера в знание нужна, иначе будешь сомневаться в знании, в истинности факта. Вера и знание. Подлинно или неподлинно бытие – что мы видим? Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции. Трагическое восприятие мира – и путь к относительному оптимизму. Любовь к жизни. Желание быть самим собой и любить жизнь как единственный непреходящий дар. Бытие для себя. Свободный выбор – ни чего иного человеку не остается. Определение человека – в свободном выборе. Ярче всего это проявляется в кульминационных моментах бытия, когда, как кажется либо выбора вообще нет, либо выбор глобален – либо добро, либо зло. Экзистенциализм – широкое движение от религиозности /Ясперс, неотомисты / до позитивизма /Сартр/. Скука правит миром, социальная жизнь структурирует природу человека слишком жестоко, возникает вопрос, зачем жить. Люди не ощущают жизнь как таковую, момент между жизнью и смертью. Страх перед жизнью как таковой (Хайдегер) – метафизический ужас, который нужно преодолевать риском, асоциальностью. Только момент кризисов, катастроф, потрясений, прозрений – вгрызание в жизнь. Именно тогда мы по-настоящему свободны, ощущаем «Я». Сознание свободно. Экзистенциальная диалектика: усилить страдание, чтобы меньше страдать. Психологический парадокс. Признать страдание необходимой принадлежностью бытия (Хемингуэй). Экзистенциализм – пограничные ситуации – переход от экзистенции к трансценденции (болезнь, страдание, любовь, смятение духа) – здесь и только здесь есть свобода выбора. Именно здесь люди истинно существуют, остро ощущая свою свободу. Реакция на ситуацию. Дар Трансценденции человек должен обнаружить в себе. Человек – это всегда неудачник – но эта трагическая маска его благородство. Начало космизма – гипотезы об Атлантиде. Ацтеки и Египет. Солнце. Кроманьонцы. Космизм – мы как информационный сгусток. Возник из идеи «Большого взрыва». Земля как часть Вселенной, подчиняется еще неведомым нам законам. Появление человека во Вселенной – программа, а не случайность. Деятельность человечества – путь к полному осознанию этой программы, замысла Вселенной. Космическая эволюция – человек как часть ее. Стадия «сверхжизни» – слияние Вселенной. Код эволюции – некий. Код человека. Жизнь в иных мирах таким образом оправдывается. «Любовь к ближнему» – «любовь к далдьнему» /XX век/. Фрейд: сознательное /запрет, разумное Я/, бессознательное /желание разрядиться, вытесненные желания/, предсознательное. Если не удается разрядиться, то желания переходят на низший уровень и проявляются внешне. Всадник – сознательное, конь – бессознательное. Две комнаты – страх не пускает сознание в бессознательную комнату. Культура – есть развитие подавленных желаний, сексуальная аномалия. Юнг – термин «коллективно-бессознательное», «образ души», «эго» /интеграция Я, «масок», «теней»/. «Маска» - социальная роль. «Тень» – темные стороны души. «Образ души» - соединяет созн и бессо в снах, грезах. Архетипы. Процесс становления личности – интеграция архетипов, борьба с маленькими личностями. Фромм – наряду с сексуальными комплексами – есть и социальные комплексы, агрессия, деструктивность. Конфликт с обществом - детство. Вымещается в дегуманизации личности, агрессии, обезличивании. Межличностное общение. Идея глобального эволюционизма. Принцип целостности всего материально-духовного процесса. В субстанции есть потенции – которые актуализируются по мере развития мира. Деление устарело – познание и человечество неделимо. Современность требует глобально интеграции познания. Неотомизм становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является "третьим путем" в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием. Существование есть воплощение сущности в действительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разуме как отражение его природы. Значительное место в неотомизме занимает истолкование современных естественнонаучных теорий. Начиная с начала XX века неотомизм переходит к признанию эволюционной теории при условии ее телеологизации. Отождествляя понятие "информация" с формой вещей, с одной стороны, и с сообщением, действием цели - с другой, современные телеологи утверждают, что наука сама, оказывается, возвращается к Аристотелю и Аквинату, открыв, что организация, структура вещей есть информация. Рассуждения о всеобщих циклах регуляции, обратных связях в самом фундаменте материи определяется как "кибернетическое доказательство бытия Бога". Неосхоласты видят в "синтропических процессах", связанных с уменьшением энтропии, обратном течении времени при распаде элементарных частиц и в морфогенезе организмов проявление божественной целенаправленности в природе. Сомнение в познаваемости мира, с точки зрения неотомизма, недопустимо, оно расшатывает основы философии и знания. Характеристика истины превращается во взаимосоответствие интеллекта и вещей, которое может образовывать истины двух видов: онтологическую - соответствие вещи мыслям, и логическую - соответствие человеческой мысли вещам, приближенное, частичное знание о истине бытия. Философия - мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией. Философию последователи Фомы подразделяют на метафизику (онтологию) и философию природы. Объект первой - чистое бытие. Эта часть философии не зависит от наук, но должна использовать их как свои инструменты. Философия природы - это промежуточная наука между метафизикой и естествознанием, изучающая то, что присуще материи как таковой, ее всеобщие характеристики, тогда как естественные науки исследуют конечные, относительные свойства материальных тел. Хайдеггер – человек вмонтирован, включен в бытие и может его знать только испытывая реальность на опыте. БЫТИЕ СУЩНОСТИ. Неотомизм – любовь к естествознанию. Религия и наука – вот цель. Экзистенциалисты наоборот всячески унижают значение науки в истории цивилизации (руссоизм) – опасна для человечества. Научный прогресс чудовищен. Фома Аквинский – у природы есть законы, которые изучать полезно, так как так выявляется провидение Божие. Антропный принцип – был выработан как принцип объяснения мира. Идея эволюции Вселенной ХХ века. Изменчивость Вселенной как целого. Поэтому возникает философия космизма – экологическая теория. Человечество как закономерная ступень космической эволюции, как кристаллизацию сил космоса, творческих сил Природы – сокровенный тайны природы открываются постепенно. Психотерапевтическая функция теории. Системотехника. Автоматизация и компьютеризация производства освобождает человека для творческого подхода к делу, состовлению программ; для досуга, для большей экспансии труда в область быта, социальных услуг, культуры. Домашняя работа. Возрастание творческой роли человека. «Новая душа» техники. Таким образом от техники уходит демонические характеристики. Компьютер не обвинишь в демонизме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.009 с.) |