Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и наука. Проблема научности философского знания.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научные картины мира. Движение (Д) — важнейший атрибут, способ сущ-ия материи. Д включает в себя все происходящие в природе и общ-ве процессы. В самом общем виде Д — это изменение вообще, всякое взаимод-ие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д, не может быть и Д без материи. Д материи абсолютно, всякий покой — относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело покоящееся по оношению к Земле, движется вместе сней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра галактики и т д. Мир бесконечен, поэтому всякое тело участвует в беск мн-ве перемещений. Д материи многообразно по своим проявлениям и сущ-ет в различных формах. Каждый уровень организации природы состоит из опред объектов, кот обладают той или иной протяженностью, сов-ть которых наз-ся пр-вом. В силу обладания протяженностью (линейными, объемными, двумерными характеристиками) объекты определенным образом располагаются относительно др др. Такие соотношения как «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называются пространственными соотношениями. Пр-во есть выражение сосуществ-ния материальных объектов. В отличие от пр-ва время хар-зует не сосуществ-ие, а сменяемость, процессуальность явлений. Время — этодлительность процессов и соотношения между ними, фиксируемыми терминами типа: продолжительнее, раньше, позже и т п. Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Извесно напр, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы отдаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения (силы гравитации). Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в рез-те которого в процессе охлаждения Вселенной возникли элем-ые частицы, тела, звезды, планеты, человек. Взрыв произошел в силу особых св-в вакуума. Не теперешнего вакуума, кот тоже обл-ет причудливыми св-вами, а вакуума существовавшего до Б в. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной. Хлодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела. Уровни организации неживой природы след.: вакуум, элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика. Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы 7. Общество и природа – современные научные представления о биосфере и законах её развития. Проблема коэволюции человека и природы. Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие П. характеризует не столько П. как таковую и П. как объект наук, сколько место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — "вторая П.". По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П. — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, которая всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. Природа — представляет собой объективную реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Под природой понимают также ее — биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы. Характеризуется качественно новым состоянием земной поверхности, приобретенной в рез-те взаимодействия живой и неживой природы. Живое вещ-во есть функция биос., биос. — рез-т развития живого вещ-ва. Ввел Ламарк. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию — ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. ноосфера — это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней. В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов.
Объективно-идеалистическая философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли. Большое внимание Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин диалектика и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево которое в конце концов приводит к возникновению искры познания. Основной вопрос философии он решает однозначно- идеалистически. Матер мир который нас окружает и который мы познаем своими чувствами является согласно Платону лишь “ тенью” и производен от мира идей т.е. матер мир вторичен. Все явления и предметы матер мира преходящи - возникают, гибнут и изменяются (поэтому не м. б. подлинно сущими, идеи являются неизменными неподвижными и вечными. У П. есть утверждение противоположного хар-ра - он говорит что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей если принимать взгляды последнего периода открывает определенную возможность движения к иррационализму. Много внимания П. уделяет вопросу “ иерархизации идей ”. Эта иерархизация представляет опред. упорядоч. систему объективного идеализма. Выше всего стоит по П. идея красоты и добра. Она не только превосходит все реально сущ-щее добро и красоту тем что совершенна вечна и неизменна (так же как и др. идеи), но стоит выше др. идей. Познание или достижение этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Истинное настоящее познание, согласно П., - познание, проникающее в мир идей познание разумное. Ядром его гносеологической концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи с которыми она встречалась и которые она познала в то время когда она еще не соединилась с телом когда свободно существовала в царстве. Эти воспоминания тем сильней и интенсивней чем больше удается отстраниться от телесности. Гносеолог. и онтолог. взгляды П перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна бессмертна она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из 3 иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идет воля и благородные желания и третья самая низшая часть - влечения и чувственность. Объективные идеалисты в основном ссылаются на те места в учении П., которые направлены против матер. мышления. В этом смысле П. платонизм играют определенную консервативную роль. С др. стороны его диалектика как постижение развития в мире кажущегося бытия (в матер. мире) или как диалектика идей сделала его концентрации привлекательными для философии Ренессанса.
Англичане. ТОЛАНД Джон (1670-1722), английский философ. В «Письмах к Серене» (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671-1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709). 34 И.Кант - основоположник немецкой классической философии. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека); Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: Докритический. Занимается проблемами интологии (науки о бытии). Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик. Критический. Переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода.
Почвенники. Национальная почва как основа социального и духовного развития России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий. Григорьев, Страхов, Достоевский. Достоевский. В своих общ. – полит. исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории, противопоставление России и Запада.. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Философия и наука. Проблема научности философского знания. Философия (Ф) — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (природа, общ-во), так и мышление чел-ка, процесс познания. Ф явл-ся одной из форм общ-го сознания, определ-ся в конечном счете эконом-ми отношениями общ-ва. Осн вопр фил-ии как особой науки явл-ся проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая фил-кая система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «осн вопрос» в ней прямо и не формулир-ся. Термин «Ф» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовлад-ом общ-ве как наука, объедин-щая всю совокупность знаний чел-ка об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах чел-ой истории. В ходе развития общественно — производственной практики и накопления научных знаний поисходил процесс «отпочкования» отдель-х наук от Ф и одновременно выделение ее в самостоят-ую науку. Ф как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действит-ти, в логике и теории познания. В силу этой потребн-ти вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф-ии, в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф на 2 противопол-х направления — на материализм и идеализм; промеж-ое полож-ие между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф, составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общ-ва, с политическими, экон-ми и идеолог-ми интересами классов. Уточнение специфической проблематики фил-ой науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф различных сторон в качестве более или менее самостоят-ых, а иногда и резко различных разделов. К ним относ-ся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. Из-за недостат-ти конкр знаний Ф пыталась заменять недостающие связи и закономер-ти мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми др науками, «науку наук». В отношении природы такая Ф выступала как натурфил-ия, в отношении истории — как фил-ия истории. Однако по мере роста и дифф-циации знаний исчезли всякие основания для существ-ния Ф как «науки наук». 3. Предмет философии. Роль и функции философии в системе духовной культуры общества. Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания чел. в его отношении к миру, т. е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Ф. - это т. о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств. Предмет фил. знания вычленяется из совок-ти реальных (матер. и дух) объектов и связей. Предметом фил-и явл. всеобщее в системе мир-чел-к. Эта система распадается на две относит-но противополож., но взаимосвязан. подсистемы — мир и чел-к. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотнош-я м/у этими сторонами — на 4 аспе-кта: онтологич., познават., аксиоло-гич., дух-практич. В пред-мет фил-и входит всеобщее в матер.бытии и всеобщее, хар-щее целостное бытие чел-ка. Но предмет фил-и в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих матер. бытие и чел-ка, тем, что он предст-ет собой отношение чел-ка к миру,мира к чел-ку. Фил-я - это система взглядов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру. Фил-я выступает в 2-х ипостасиях:1)как инф-ция о мире в целом и отнош-и чел-ка к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод поз-нават. деят-ти. На этом основано разделение ф-ий фил-и на 2 группы: мировоззренч. и методо-логич. Мировоззренч.: 1)Гуманистич. ф-я. Фил-я не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Одним из важнейших противовесов негативн. тенденциям в общ-ве, ведущим к его дегуманизации, явл.фил-я, причем не всякая, а та, кот. наполнена глубок. этич. сод-ем. 2)Соц-аксио-логич.ф-я. Указать путь к высшему совершенству и разработать общ. Идеал, кот. м.б. положен затем в основание самых разн. конкрет. представлений о гос. устройстве. 3)Культурно-воспитат. ф-я. Знание фил-и. в т.ч. требований к познанию, способствует формир-ю у чел-ка важных кач-в культурн. личности: ориентации на истину, правду, доброту. Фил-я способна оградить чел-ка от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления. 4)Отражательно-инфо-рмац. ф-я. Одна их гл. задач фил-и — разработка мировоз-я, соответствующего совр.уровню науки, историч. практике и интеллектуал. требованиям чел-ка. Методологич. ф-и: 1)Эвристич. ф-я. Сущ-во этой ф-и состоит в содействии прирос-ту науч.знаний, в т.ч. в создании предпосылок для науч.открытий. 2)Координирующая. Сущ-во — координирование методов в процессе науч.исслед-я. 3)Интегрирующая. Объединяющая роль фил-и по отношению к к.-л. множ-ву эл-тов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносеологич. Она закл-ся в разработке самого фил.метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологич. Обоснова-нии тех или иных понятийных и теоретич. структур науч. знания. 4. Онтология - философское учение о бытии. Проблема единства мира. Под О, или «первой фил-ей», в домарксистской фил-ии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле О равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические фил-фы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, кот. бы служило фил-ким док-вом истин религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в философско-теологической системе Фомы Аквинского. В новое время (приблиз с 16 в) под О стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего. Термин «О» принадл нем фил-фу Р. Гоклениусу (1613).Критика О представителями нем класс идеализма (Кант, Гегель и др) была двойственной: с одной стор, О объявляли бессодержательной и тавтологичной, с др — эта критика заканчивалась требованием создать новую, более совершенную О (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом, логикой. Философы обнаружили, что мир с од стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. В философии был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», наличествуют, имеются, существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира. На всех этапах pазвития философии в той или иной фоpме возникает и pешается пpоблема единства миpа. Пеpвые философские системы, возникающие в pабовладельческом обществе, основаны на эмпиpическом постижении окpужающей действительности. В них впеpвые выдвигаются доказательства единства миpа. Миp един, так как состоит из взаимопpевpащающихся дpуг в дpуга матеpиальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, деpева и металла, а эти взаимопpевpащения можнонепосpедственно наблюдать. В pелигиозных концепциях сpедневековья единство миpа выpажалось лишь в том, что он был создан одним существом — богом. Pазвитие капиталистического способа пpоизводства, пpоисходящее в эпоху Возpождения и в Новое Вpемя, стимулиpует pазвитие науки и пpежде всего естествознания. Именно в этот пеpиод создается каpтина единства миpа на основе пpинципов механики. Постепенно наука пеpеходит от стадии накопления фактов к твоpческому их осмыслению. XIX в. Знаменуется откpытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов матеpии. Это поpождает диалектико-матеpиалистическую тpактовку единства миpа. 5. Философское понятие материи. Современная наука о сложной системной организации материального мира. М — объективная реальность, сущ-ая вне и независимо от чел-го сознания и отражаемая им. М охватывает беск мн-во реально существующих объектов и систем мира, явл-ся субстанциональной основой всевозм-х св-в и форм движения. М не сущ-ет иначе, как только в бесчисленном мн-ве конкр-х форм, различных объектов и систем. М несотворима и неуничтожима, вечна во времени и беск-на в простр-ве, в своих струк-ых проявлениях, неразрывно связана сдвижением, способна к неугасающему саморазвитию, кот-е на опред этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М, ее св-вом или формой движения. М нельзя сводить к опред-м ее конкретным формам, напр к вещ-ву или атомам, т к сущ-ют невещественные виды М — электромаг и гравитац поля, нейтрино, обладающие сложной стр-рой. М неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. М всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных св-в и форм движения. С т зр совр науки основ формы М — это: 1) системы неживой природы (элем частицы и поля, атомы, молекулы, косм системы различ-х порядков), 2) биологич системы (вся биосфера от чел до микроорг-ов), 3) социально организованные системы (чел, общ-во). Но М не сводится только к этим формам, т к в беск мире сущ-ют и качественно иные виды М, такие как кварки, др возможные микрообъекты в стр-ре элем частиц. Было бы неправильно отождествлять фил-кую категорию М с конкр физич или химич представлениями о М, т к последние не охватывают всего беск-го многообразия реально сущ-их видов М. Точно так же ошибочно отожд-ть М с к-л ее конкр св-вом, напр с массой, энергией, простр-вом и т п, т к М обладает неисчерпаемым многообразием различ св-в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.012 с.) |