Философия и наука. Проблема научности философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и наука. Проблема научности философского знания.



Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научные картины мира.

Движение (Д) — важнейший атрибут, способ сущ-ия материи. Д включает в себя все происходящие в природе и общ-ве процессы. В самом общем виде Д — это изменение вообще, всякое взаимод-ие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д, не может быть и Д без материи. Д материи абсолютно, всякий покой — относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело покоящееся по оношению к Земле, движется вместе сней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра галактики и т д. Мир бесконечен, поэтому всякое тело участвует в беск мн-ве перемещений. Д материи многообразно по своим проявлениям и сущ-ет в различных формах. Каждый уровень организации природы состоит из опред объектов, кот обладают той или иной протяженностью, сов-ть которых наз-ся пр-вом. В силу обладания протяженностью (линейными, объемными, двумерными характеристиками) объекты определенным образом располагаются относительно др др. Такие соотношения как «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называются пространственными соотношениями. Пр-во есть выражение сосуществ-ния материальных объектов. В отличие от пр-ва время хар-зует не сосуществ-ие, а сменяемость, процессуальность явлений. Время — этодлительность процессов и соотношения между ними, фиксируемыми терминами типа: продолжительнее, раньше, позже и т п. Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Извесно напр, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы отдаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения (силы гравитации). Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в рез-те которого в процессе охлаждения Вселенной возникли элем-ые частицы, тела, звезды, планеты, человек. Взрыв произошел в силу особых св-в вакуума. Не теперешнего вакуума, кот тоже обл-ет причудливыми св-вами, а вакуума существовавшего до Б в. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной. Хлодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела. Уровни организации неживой природы след.: вакуум, элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика. Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы

7. Общество и природа – современные научные представления о биосфере и законах её развития. Проблема коэволюции человека и природы.

Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие П. характеризует не столько П. как таковую и П. как объект наук, сколько место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — "вторая П.". По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П. — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, которая всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. Природа — представляет собой объективную реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Под природой понимают также ее — биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы. Характеризуется качественно новым состоянием земной поверхности, приобретенной в рез-те взаимодействия живой и неживой природы. Живое вещ-во есть функция биос., биос. — рез-т развития живого вещ-ва. Ввел Ламарк. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию — ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. ноосфера — это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней. В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов.

 

Объективно-идеалистическая философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли.

Большое внимание Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин диалектика и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево которое в конце концов приводит к возникновению искры позна­ния. Основной вопрос философии он решает однозначно- идеалистически. Матер мир который нас окружает и который мы познаем своими чувствами является согласно Платону лишь “ тенью” и произво­ден от мира идей т.е. матер мир вторичен. Все явле­ния и предметы матер мира преходящи - возни­кают, гибнут и изменяются (поэтому не м. б. подлинно сущими, идеи являются неизменными неподвижными и вечными. У П. есть утверждение противоположного хар-ра - он говорит что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей если принимать взгляды последнего периода открывает определенную возможность движе­ния к иррационализму. Много внимания П. уделяет вопросу “ иерархизации идей ”. Эта иерархизация представляет опред. упорядоч. систему объективного идеализма. Выше всего стоит по П. идея красоты и добра. Она не только превосходит все реально сущ-щее добро и красоту тем что совершенна вечна и неизменна (так же как и др. идеи), но стоит выше др. идей. Познание или достижение этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Истинное настоя­щее познание, согласно П., - познание, проникающее в мир идей познание разумное. Ядром его гносеологической концепций является теория воспо­минания. Душа вспоминает идеи с которыми она встречалась и которые она познала в то время когда она еще не соединилась с телом когда свободно суще­ствовала в царстве. Эти воспоминания тем сильней и интенсивней чем больше удается отстраниться от телесности.

Гносеолог. и онтолог. взгляды П перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна бессмертна она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из 3 иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идет воля и благо­родные желания и третья самая низшая часть - влечения и чувственность. Объективные идеалисты в основном ссылаются на те места в учении П., которые направлены против матер. мышления. В этом смысле П. платонизм играют определенную консер­вативную роль. С др. стороны его диалектика как постижение развития в мире кажущегося бытия (в матер. мире) или как диалектика идей сделала его концентрации привлекательными для философии Ренессанса.

 

Англичане.

ТОЛАНД Джон (1670-1722), английский философ. В «Письмах к Серене» (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной.

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671-1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709).

34 И.Кант - основоположник немецкой классической философии.

И. Кант – основоположник немецкой классической философии.Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека); Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).

2 периода в творчестве Канта:

Докритический. Занимается проблемами интологии (науки о бытии). Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик.

Критический. Переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно.

Процесс познания проходит 3 ступени:

Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).

Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.

Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге).

На основе космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода.

 

Почвенники.

Национальная почва как основа социального и духовного развития России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий. Григорьев, Страхов, Достоевский.

Достоевский. В своих общ. – полит. исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории, противопоставление России и Запада.. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Философия (Ф) — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (природа, общ-во), так и мышление чел-ка, процесс познания. Ф явл-ся одной из форм общ-го сознания, определ-ся в конечном счете эконом-ми отношениями общ-ва. Осн вопр фил-ии как особой науки явл-ся проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая фил-кая система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если «осн вопрос» в ней прямо и не формулир-ся. Термин «Ф» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовлад-ом общ-ве как наука, объедин-щая всю совокупность знаний чел-ка об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах чел-ой истории. В ходе развития общественно — производственной практики и накопления научных знаний поисходил процесс «отпочкования» отдель-х наук от Ф и одновременно выделение ее в самостоят-ую науку. Ф как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действит-ти, в логике и теории познания. В силу этой потребн-ти вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф-ии, в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф на 2 противопол-х направления — на материализм и идеализм; промеж-ое полож-ие между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф, составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общ-ва, с политическими, экон-ми и идеолог-ми интересами классов. Уточнение специфической проблематики фил-ой науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф различных сторон в качестве более или менее самостоят-ых, а иногда и резко различных разделов. К ним относ-ся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. Из-за недостат-ти конкр знаний Ф пыталась заменять недостающие связи и закономер-ти мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми др науками, «науку наук». В отношении природы такая Ф выступала как натурфил-ия, в отношении истории — как фил-ия истории. Однако по мере роста и дифф-циации знаний исчезли всякие основания для существ-ния Ф как «науки наук».

3. Предмет философии. Роль и функции философии в системе духовной культуры общества.

Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания чел. в его отношении к миру, т. е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Ф. - это т. о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Предмет фил. знания вычленяется из совок-ти реальных (матер. и дух) объектов и связей. Предметом фил-и явл. всеобщее в системе мир-чел-к. Эта система распадается на две относит-но противопо­лож., но взаимосвязан. подсистемы — мир и чел-к. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотнош-я м/у этими сторонами — на 4 аспе-кта: онтологич., познават., аксиоло-гич., дух-практич. В пред-мет фил-и входит всеобщее в матер.бытии и всеобщее, хар-щее целостное бытие чел-ка. Но предмет фил-и в еще большей степени отличен от пред­мета частных наук, изучающих ма­тер. бытие и чел-ка, тем, что он предст-ет собой отношение чел-ка к миру,мира к чел-ку. Фил-я - это система взглядов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру. Фил-я выступает в 2-х ипостасиях:1)как инф-ция о мире в целом и отнош-и чел-ка к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод поз-нават. деят-ти. На этом основано раз­деление ф-ий фил-и на 2 группы: мировоззренч. и методо-логич. Мировоззренч.: 1)Гуманистич. ф-я. Фил-я не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Одним из важнейших противовесов негативн. тенденциям в общ-ве, ведущим к его дегуманизации, явл.фил-я, причем не всякая, а та, кот. наполнена глубок. этич. сод-ем. 2)Соц-аксио-логич.ф-я. Указать путь к высшему совершенству и разрабо­тать общ. Идеал, кот. м.б. положен затем в основа­ние самых разн. конкрет. представлений о гос. устройстве. 3)Культурно-воспитат. ф-я. Знание фил-и. в т.ч. требований к позна­нию, способствует формир-ю у чел-ка важных кач-в культурн. личности: ориентации на истину, правду, доб­роту. Фил-я способна оградить чел-ка от поверх­ностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния. 4)Отражательно-инфо-рмац. ф-я. Одна их гл. задач фил-и — разработка мировоз-я, соответствующего совр.уровню науки, историч. практике и интеллектуал. требованиям чел-ка. Методологич. ф-и: 1)Эвристич. ф-я. Сущ-во этой ф-и состоит в содействии прирос-ту науч.знаний, в т.ч. в создании предпосылок для науч.открытий. 2)Координирующая. Сущ-во — координирование методов в процессе науч.исслед-я. 3)Интегрирующая. Объединяющая роль фил-и по отношению к к.-л. множ-ву эл-тов, составляющих систему или способных образовы­вать целостность. 4) Логико-гносеологич. Она закл-ся в разработке самого фил.метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологич. Обоснова-нии тех или иных поня­тийных и теоретич. структур науч. знания.

4. Онтология - философское учение о бытии. Проблема единства мира.

Под О, или «первой фил-ей», в домарксистской фил-ии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле О равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические фил-фы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, кот. бы служило фил-ким док-вом истин религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в философско-теологической системе Фомы Аквинского. В новое время (приблиз с 16 в) под О стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего. Термин «О» принадл нем фил-фу Р. Гоклениусу (1613).Критика О представителями нем класс идеализма (Кант, Гегель и др) была двойственной: с одной стор, О объявляли бессодержательной и тавтологичной, с др — эта критика заканчивалась требованием создать новую, более совершенную О (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом, логикой. Философы обнаружили, что мир с од стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека.

В философии был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», наличествуют, имеются, существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира. На всех этапах pазвития философии в той или иной фоpме возникает и pешается пpоблема единства миpа. Пеpвые философские системы, возникающие в pабовладельческом обществе, основаны на эмпиpическом постижении окpужающей действительности. В них впеpвые выдвигаются доказательства единства миpа. Миp един, так как состоит из взаимопpевpащающихся дpуг в дpуга матеpиальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, деpева и металла, а эти взаимопpевpащения можнонепосpедственно наблюдать. В pелигиозных концепциях сpедневековья единство миpа выpажалось лишь в том, что он был создан одним существом — богом. Pазвитие капиталистического способа пpоизводства, пpоисходящее в эпоху Возpождения и в Новое Вpемя, стимулиpует pазвитие науки и пpежде всего естествознания. Именно в этот пеpиод создается каpтина единства миpа на основе пpинципов механики. Постепенно наука пеpеходит от стадии накопления фактов к твоpческому их осмыслению. XIX в. Знаменуется откpытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов матеpии. Это поpождает диалектико-матеpиалистическую тpактовку единства миpа.

5. Философское понятие материи. Современная наука о сложной системной организации материального мира.

М — объективная реальность, сущ-ая вне и независимо от чел-го сознания и отражаемая им. М охватывает беск мн-во реально существующих объектов и систем мира, явл-ся субстанциональной основой всевозм-х св-в и форм движения. М не сущ-ет иначе, как только в бесчисленном мн-ве конкр-х форм, различных объектов и систем. М несотворима и неуничтожима, вечна во времени и беск-на в простр-ве, в своих струк-ых проявлениях, неразрывно связана сдвижением, способна к неугасающему саморазвитию, кот-е на опред этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М, ее св-вом или формой движения. М нельзя сводить к опред-м ее конкретным формам, напр к вещ-ву или атомам, т к сущ-ют невещественные виды М — электромаг и гравитац поля, нейтрино, обладающие сложной стр-рой. М неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. М всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных св-в и форм движения. С т зр совр науки основ формы М — это: 1) системы неживой природы (элем частицы и поля, атомы, молекулы, косм системы различ-х порядков), 2) биологич системы (вся биосфера от чел до микроорг-ов), 3) социально организованные системы (чел, общ-во). Но М не сводится только к этим формам, т к в беск мире сущ-ют и качественно иные виды М, такие как кварки, др возможные микрообъекты в стр-ре элем частиц. Было бы неправильно отождествлять фил-кую категорию М с конкр физич или химич представлениями о М, т к последние не охватывают всего беск-го многообразия реально сущ-их видов М. Точно так же ошибочно отожд-ть М с к-л ее конкр св-вом, напр с массой, энергией, простр-вом и т п, т к М обладает неисчерпаемым многообразием различ св-в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.026 с.)