Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские концепции развития – диалектика и метафизика. Глобальный эволюционизм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом метод мышления. Основные принципы Д. — всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Д. исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерными особенностями которого являлись односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизические ходы мысли прошли различные исторические формы: В античности Гераклит подчеркивал одну сторону противоречия бытия — изменение вещей доведенных софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне — на устойчивости и впали в крайность, предложив что все неизменно. В новое время М. выступала в виде абсолютизации аналитико-классификационных приемов в познании природы. Постепенно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы согласно которым «в мастерской природы» предметы существуют как бы изолированно. В связи с дальнейшим развитием философии центр борьбы Д. и М. сместился на интерпретацию принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций «творческой эволюции». Если первый гипертрафирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качеств переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные преобразования, не улавливая их предварительные постепенные количественные процессы. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии выделяют три основные формы диалектики: 1) античная (стихийная и наивная, основанная на житейском опыте) 2) немецкая классическая (особенно глубоко разработанная Гегелем) 3) материалистическая (основы которой заложили Маркс и Энгельс). Метафизика — понятие, которое употребляется в трех основных значениях: 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах о началах всего существующего 2) особая философская дисциплина — онтология (учение о бытии) в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии 3) философский метод познания (мышления) и других видов деятельности противостоящий диалектическому методу.
9. Гносеология – философское учение о познании. Основные направления современной гносеологии. Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Так, в эпоху античности и средневековья вопросы познания, как правило, рассматривались с позиций определенной онтологической концепции, установки. Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей. В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, недостаточно рационально обоснованной, но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости. Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка. Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Но, несмотря на внутреннюю связь с различными сторонами взаимодействия мира и человека, гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи. Главный вопрос теории познания – познаваем ли мир? В соответствии с ответом на него сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая. Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности. Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений, одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира. Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие
11. Диалектика как теория и методология познания. Законы и категории диалектики. Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Предметом д. явл. всеобщая связь и взаим-е, наиболее общие законы ‘всякого движ’, развитие и его осн. з-ны, единство противоположности. В теории познания – метод мышления и условие познания всех процессов мира. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество (описывает механизм саморазвития через скачек), 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития (отражает общий рез-т и напр-сть процесса развития). Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Категории – фил-ие понятия унив-ых связей бытия, кт. осмысл-ются в сложной и притивор. динамике. Единичное - характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с др. предметами. Кол-во хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера -диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется кач-ая определенность предмета. Скачок-переход кол-ых измерений в кач-ные или переход из одного кач-ого состояния в др. (в рез-те превышения меры).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.116.234 (0.011 с.) |