Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия,её предмет и роль в обществе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. Термин философия пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это область духовной деятельности человека. Она связана с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих и смысложизненных проблем. Философия – особенная форма мышления, кот. заключается в том, что она создает целостную картину мира в понятийной форме и посредством логической аргументации.Философия рассматривает мир, как целостное гармонично-устроенное целое. Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного. Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства. Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает. Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии:- изучение всего окружающего мира Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира. Познание мира философией основано на открытии и изучении законов. Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная связь между предметами и явлениями действительности. В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ,СОЗНАНИЯ К МАТЕРИИ-ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. Вопрос об отношении сознания – к материи, духа – к материи, мышления – к бытию. Основной вопрос имеет 2 стороны: 1. Что первично: материя или сознание? Материализм (материя первична по отношению к сознанию) Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга) Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует) 2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира). а) Мир познаваем Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир? Материализм – сознание верно отражает объективный мир. Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа. Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли). б) отдельные стороны вещей мира непознаваемы Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность («вещь в себе»). Явление – познание предмета с внешней стороны. Юм считал, что человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем не только каков мир, но и существует ли он вне нас. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: 1.Мировоззренческая: способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. 2.Гносеологическая (познавательная): одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). 3.Методологическая: заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 4.Логическая: изучает мышление человека, его законы, учит правильно строить свои рассуждения. Выделяют также ряд других функций: 5. Аксиологическая (аскисос – ценности) – изучает и формирует человеческие ценности 6. Прогностическая – дает возможность прогнозировать будущее 7. Социальная и др. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они: 1. Стремятся к выработке рационального знания; 2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений; 3.Выстраивают категориальный аппарат и стремятся к построению целостных систем. Разное, что: 1. Философия всегда представлена тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда; 2. В философии нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм. 3. Философские знания не проверяемы экспериментально. 4. Философия не может дать точного прогноза. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ:ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦЕПЫ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИИ АВРЕИЛЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО. Особенности: 1) Тесная связь философии с религией и богословием. Теология – учение о Боге. 2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы, изложенные в Библии, представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы. Августин Блаженный (Аврелий) крупнейший философ периода патристики. Онтология Августина: Религиозная концепция мира и человека: Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только создал первичную субстанцию (материю), но и упорядочил, организовал разнообразный мир, создал его свойства, которые не существовали до мира. Этика Августина: Религиозно-этическая концепция человека: Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога. Человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум человека не сможет найти и познать истину. Фома (Томас) Аквинский. Выдающийся итальянский богослов-схоласт. Отнология Аквинского: Соотношение Бога, мира и человека. Причина возникновения мира - Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете. Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. Высшая ступень совершенства - Бог, создавший все. Составные ступени мира: мир людей, а также - живая природа: мир растений и животных и неживая природа: Бог, Мир людей, Растения и животные, Неживая природа. ФИЛОСОФИЯ АНГЛИЙСКОГО (ДЖ.ЛОКК, ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ, Э.КОЛЛИНЗ) И ФРАНЦУЗКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (Д.ДИДРО, Ф.ВОЛЬТЕР, Ж-Ж. РУССО И ДР.) Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции, Вольтер особо отмечал тот факт, что материальной природе свойственны строгие причинно-следственные связи, полагая, что нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Важное место в вольтеровском мировоззрении заняли размышления о человеке как социальном существе, направленные против теологической и философско-религиозной антропологии. Дени Дидро в своих сочинениях отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы ее существования. Причину существования материи он видел в ней самой. Дидро ближе других материалистов XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога. Центром концепции Дидро была природа, которая выступала как единственная реальность и естественное благо. Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА, Г.ГЕГЕЛЯ, Л.ФЕЙЕРБАХА) Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира 15.Философские идеи периода Киевской Руси (Х1-Х1У вв.): антропоцентризм и морально-этическая направленность в сочинениях мыслителей этого периода. Киевская Русь была первым Восточно-славянским государством, в духовной культуре которого происходило становление отечественной философской мысли. Древняя культура славян, сохранявшая мифологические воззрения, и античная философия, существенно переосмысленная византийской христианской философией и получившей распространение в связи с введением христианства на Руси - явились той основой, на которой складывалась традиция философской мысли. В центре внимания украинской философии того периода стояла проблема человека и человеческой истории. Философия понималась не только как теоретизирование, но и как практическая мораль. Характерной чертой философских исканий являлся деятельный аспект. Характерной чертой творчества киеворусских мыслителей была его морально-этическая направленность. Высказывалась идея выведения морального закона из акта творения мира Богом; идея греха и моральной ответственности человека; утверждалась мысль о том, что при помощи человеческих деяний можно улучшить мир, очистить его от зла. Существенную роль в этических взглядах Киевской Руси имеет разработка проблемы святости. Формируется представление о святости как воплощенном моральном идеале поведения, понимаемом как жертвенность. Таким образом, философскую культуру Киевской Руси можно охарактеризовать как философско - религиозно-этическую, направлен-ную на осмысление актуальных проблем общественной жизни того времени. 16. Философская мысль Украины в ХУ-ХУ111 вв.: идеи гуманизма и философии украинской идеи в деятельности представителей Острожского центра, Братских школ и Киево-Могилянской академии В связи включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя. Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским. В конце XVI - начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства - религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты. Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины. В развитии духовной культуры Украины, а также всех восточных славян большую роль играла Киево-Могилянской Академии, которая давала фундаментальное образование в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии. Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович, Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы. В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности. Философия Г.С.Сковороды. Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему. Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине. Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования. Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной. Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия - большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) - человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога. Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель. Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека. Он выдвигал идею о творческом “сродном труде”. Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям. Понятия «общественный базис» и «общественная надстройка» и их взаимосвязь. По работе К.Маркса «К критике политической экономики. Предисловие» Матеріалісти, зокрема Л.Фейєрбах, вважають, що природа, матерія є базисом духу, тому вона повинна бути базисом філософії. Стосовно до соціології, матеріалізм вважає, що суспільне буття визначає свідомість. Для нього базис – це сукупність суспільних відносин, що складають економічну структуру суспільства. А точніше, сукупність виробничих відносин становлять економічний базис, виробничі сили - техніко-технологічний базис суспільства. Базис з необхідністю породжує відповідну йому надбудову. Надбудова – це сукупність політичних, правових, моральних, художніх, релігійних і інших ідей, державних і суспільних установ, організацій і відповідних відносин. Між базисом і надбудовою існує тісний взаємозв'язок. Функціонування базису завжди зв'язано з надбудовою. Різні елементи надбудови неоднаково зв'язані з базисом. Ближче до нього знаходяться політичні і правові ідеї й установи. Такі елементи надбудови, як філософія, мистецтво і релігія, знаходяться в опосередкованому зв'язку з ним. Зміни в економічному базисі спричиняють певні зміни й у змісті надбудови, але остаточно сформуватися новий тип надбудови може лише тоді, коли буде ліквідований старий базис, коли нові виробничі відносини стануть пануючими. Надбудова не є копією перемін в економічних відносинах, у ній можуть зберігатися надбудовні елементи з минулих епох чи з'являтися погляди, соціальні інститути, що значно випереджають свій час, що остаточно затвердяться лише в майбутньому. Не всі структурні елементи суспільства змінюються зі зміною базису. У суспільстві є ряд соціальних феноменів, що змінюються дуже повільно. До них відносяться наука, культура, мова, побут, сім'я, форми спільності людей (рід, плем'я, народність, нація). Базис і надбудова впливають на ці соціальні явища. Вони, у свою чергу, впливають на базисні і надбудовні елементи. Спосіб виробництва, базис і надбудова і ряд інших соціальних феноменів, а також тих суспільних явищ, що повільно змінюються, дозволяють представити суспільство як реальну цілісність, що поєднує свої структурні підрозділи певними зв'язками і відносинами, як систему, що розвивається на власній основі. Базис з необхідністю породжує відповідну йому надбудову. Надбудова – це сукупність політичних, правових, моральних, художніх, релігійних і інших ідей, державних і суспільних установ, організацій і відповідних відносин. Між базисом і надбудовою існує тісний взаємозв'язок. Функціонування базису завжди зв'язано з надбудовою. Базис породжує надбудову. Надбудова, будучи відносно самостійною, активно впливає на базис, зміцнює, удосконалює і захищає його. Вона може виконувати активну роль у створенні нового базису, нового способу виробництва. Цим пояснюється те, чому різні політичні сили намагаються забрати владу над системою інститутів надбудови, а не тільки затвердити конкретну форму економічних відносин. Різні елементи надбудови неоднаково зв'язані з базисом. Ближче до нього знаходяться політичні і правові ідеї й установи. Такі елементи надбудови, як філософія, мистецтво і релігія, знаходяться в опосередкованому зв'язку з ним. ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. Термин философия пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это область духовной деятельности человека. Она связана с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих и смысложизненных проблем. Философия – особенная форма мышления, кот. заключается в том, что она создает целостную картину мира в понятийной форме и посредством логической аргументации.Философия рассматривает мир, как целостное гармонично-устроенное целое. Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного. Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства. Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает. Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии:- изучение всего окружающего мира Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира. Познание мира философией основано на открытии и изучении законов. Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная связь между предметами и явлениями действительности. В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.015 с.) |