Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия,её предмет и роль в обществе.

Поиск

ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Термин философия пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это область духовной деятельности человека. Она связана с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих и смысложизненных проблем. Философия – особенная форма мышления, кот. заключается в том, что она создает целостную картину мира в понятийной форме и посредством логической аргументации.Философия рассматривает мир, как целостное гармонично-устроенное целое.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства. Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.

Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии:- изучение всего окружающего мира

Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира.

Познание мира философией основано на открытии и изучении законов.

Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная связь между предметами и явлениями действительности. В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ,СОЗНАНИЯ К МАТЕРИИ-ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.

Вопрос об отношении сознания – к материи, духа – к материи, мышления – к бытию.

Основной вопрос имеет 2 стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм (материя первична по отношению к сознанию)

Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо

друг от друга)

Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)

2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).

а) Мир познаваем

Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир?

Материализм – сознание верно отражает объективный мир.

Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.

Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).

б) отдельные стороны вещей мира непознаваемы

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность («вещь в себе»). Явление – познание предмета с внешней стороны.

Юм считал, что человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем не только каков мир, но и существует ли он вне нас.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять:

1.Мировоззренческая: способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2.Гносеологическая (познавательная): одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

3.Методологическая: заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

4.Логическая: изучает мышление человека, его законы, учит правильно строить свои рассуждения.

Выделяют также ряд других функций:

5. Аксиологическая (аскисос – ценности) – изучает и формирует человеческие ценности

6. Прогностическая – дает возможность прогнозировать будущее

7. Социальная и др.

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают категориальный аппарат и стремятся к построению целостных систем.

Разное, что:

1. Философия всегда представлена тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм.

3. Философские знания не проверяемы экспериментально.

4. Философия не может дать точного прогноза.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ:ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦЕПЫ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИИ АВРЕИЛЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО.

Особенности:

1) Тесная связь философии с религией и богословием. Теология – учение о Боге.

2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы, изложенные в Библии, представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.

Августин Блаженный (Аврелий) крупнейший философ периода патристики.

Онтология Августина:

Религиозная концепция мира и человека:

Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только создал первичную субстанцию (материю), но и упорядочил, организовал разнообразный мир, создал его свойства, которые не существовали до мира.

Этика Августина:

Религиозно-этическая концепция человека:

Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога. Человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум человека не сможет найти и познать истину.

Фома (Томас) Аквинский. Выдающийся итальянский богослов-схоласт. Отнология Аквинского:

Соотношение Бога, мира и человека. Причина возникновения мира - Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете. Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. Высшая ступень совершенства - Бог, создавший все. Составные ступени мира: мир людей, а также - живая природа: мир растений и животных и неживая природа: Бог, Мир людей, Растения и животные, Неживая природа.

ФИЛОСОФИЯ АНГЛИЙСКОГО (ДЖ.ЛОКК, ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ, Э.КОЛЛИНЗ) И ФРАНЦУЗКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (Д.ДИДРО, Ф.ВОЛЬТЕР, Ж-Ж. РУССО И ДР.)

Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции,

Вольтер особо отмечал тот факт, что материальной природе свойственны строгие причинно-следственные связи, полагая, что нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Важное место в вольтеровском мировоззрении заняли размышления о человеке как социальном существе, направленные против теологической и философско-религиозной антропологии.

Дени Дидро в своих сочинениях отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы ее существования. Причину существования материи он видел в ней самой. Дидро ближе других материалистов XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога. Центром концепции Дидро была природа, которая выступала как единственная реальность и естественное благо. Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА, Г.ГЕГЕЛЯ, Л.ФЕЙЕРБАХА)

Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной).

Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе.

Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира

15.Философские идеи периода Киевской Руси (Х1-Х1У вв.): антропоцентризм и морально-этическая направленность в сочинениях мыслителей этого периода. Киевская Русь была первым Восточно-славянским государством, в духовной культуре которого происходило становление отечественной философской мысли. Древняя культура славян, сохранявшая мифологические воззрения, и античная философия, существенно переосмысленная византийской христианской философией и получившей распространение в связи с введением христианства на Руси - явились той основой, на которой складывалась традиция философской мысли.

В центре внимания украинской философии того периода стояла проблема человека и человеческой истории. Философия понималась не только как теоретизирование, но и как практическая мораль. Характерной чертой философских исканий являлся деятельный аспект.

Характерной чертой творчества киеворусских мыслителей была его морально-этическая направленность. Высказывалась идея выведения морального закона из акта творения мира Богом; идея греха и моральной ответственности человека; утверждалась мысль о том, что при помощи человеческих деяний можно улучшить мир, очистить его от зла. Существенную роль в этических взглядах Киевской Руси имеет разработка проблемы святости. Формируется представление о святости как воплощенном моральном идеале поведения, понимаемом как жертвенность.

Таким образом, философскую культуру Киевской Руси можно охарактеризовать как философско - религиозно-этическую, направлен-ную на осмысление актуальных проблем общественной жизни того времени.

16. Философская мысль Украины в ХУ-ХУ111 вв.: идеи гуманизма и философии украинской идеи в деятельности представителей Острожского центра, Братских школ и Киево-Могилянской академии В связи включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя.

Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским.

В конце XVI - начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства - религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты.

Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины.

В развитии духовной культуры Украины, а также всех восточных славян большую роль играла Киево-Могилянской Академии, которая давала фундаментальное образование в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии.

Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович, Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы.

В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности.

Философия Г.С.Сковороды.

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему.

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине.

Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования.

Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.

Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия - большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) - человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога.

Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.

Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.

Он выдвигал идею о творческом “сродном труде”. Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.

Понятия «общественный базис» и «общественная надстройка» и их взаимосвязь. По работе К.Маркса «К критике политической экономики. Предисловие»

Матеріалісти, зокрема Л.Фейєрбах, вважають, що природа, матерія є базисом духу, тому вона повинна бути базисом філософії. Стосовно до соціології, матеріалізм вважає, що суспільне буття визначає свідомість. Для нього базис – це сукупність суспільних відносин, що складають економічну структуру суспільства. А точніше, сукупність виробничих відносин становлять економічний базис, виробничі сили - техніко-технологічний базис суспільства.

Базис з необхідністю породжує відповідну йому надбудову. Надбудова – це сукупність політичних, правових, моральних, художніх, релігійних і інших ідей, державних і суспільних установ, організацій і відповідних відносин.

Між базисом і надбудовою існує тісний взаємозв'язок. Функціонування базису завжди зв'язано з надбудовою.

Різні елементи надбудови неоднаково зв'язані з базисом. Ближче до нього знаходяться політичні і правові ідеї й установи. Такі елементи надбудови, як філософія, мистецтво і релігія, знаходяться в опосередкованому зв'язку з ним.

Зміни в економічному базисі спричиняють певні зміни й у змісті надбудови, але остаточно сформуватися новий тип надбудови може лише тоді, коли буде ліквідований старий базис, коли нові виробничі відносини стануть пануючими.

Надбудова не є копією перемін в економічних відносинах, у ній можуть зберігатися надбудовні елементи з минулих епох чи з'являтися погляди, соціальні інститути, що значно випереджають свій час, що остаточно затвердяться лише в майбутньому.

Не всі структурні елементи суспільства змінюються зі зміною базису. У суспільстві є ряд соціальних феноменів, що змінюються дуже повільно. До них відносяться наука, культура, мова, побут, сім'я, форми спільності людей (рід, плем'я, народність, нація).

Базис і надбудова впливають на ці соціальні явища. Вони, у свою чергу, впливають на базисні і надбудовні елементи.

Спосіб виробництва, базис і надбудова і ряд інших соціальних феноменів, а також тих суспільних явищ, що повільно змінюються, дозволяють представити суспільство як реальну цілісність, що поєднує свої структурні підрозділи певними зв'язками і відносинами, як систему, що розвивається на власній основі.

Базис з необхідністю породжує відповідну йому надбудову. Надбудова – це сукупність політичних, правових, моральних, художніх, релігійних і інших ідей, державних і суспільних установ, організацій і відповідних відносин.

Між базисом і надбудовою існує тісний взаємозв'язок. Функціонування базису завжди зв'язано з надбудовою. Базис породжує надбудову. Надбудова, будучи відносно самостійною, активно впливає на базис, зміцнює, удосконалює і захищає його. Вона може виконувати активну роль у створенні нового базису, нового способу виробництва. Цим пояснюється те, чому різні політичні сили намагаються забрати владу над системою інститутів надбудови, а не тільки затвердити конкретну форму економічних відносин.

Різні елементи надбудови неоднаково зв'язані з базисом. Ближче до нього знаходяться політичні і правові ідеї й установи. Такі елементи надбудови, як філософія, мистецтво і релігія, знаходяться в опосередкованому зв'язку з ним.

ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Термин философия пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это область духовной деятельности человека. Она связана с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих и смысложизненных проблем. Философия – особенная форма мышления, кот. заключается в том, что она создает целостную картину мира в понятийной форме и посредством логической аргументации.Философия рассматривает мир, как целостное гармонично-устроенное целое.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства. Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.

Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии:- изучение всего окружающего мира

Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира.

Познание мира философией основано на открытии и изучении законов.

Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная связь между предметами и явлениями действительности. В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.015 с.)