Социально-полетические теории и реформация в эпоху возрождения(николло макиавелли,жан боден,мартин лютер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-полетические теории и реформация в эпоху возрождения(николло макиавелли,жан боден,мартин лютер)



Николо Макиавелли (1469-1527) итальянский мыслитель. Главный труд - «Государь»

Основные идеи:

1. Наличие государства – объективная закономерность и необходимость существования общества.

2. Государство постоянно изменяется в зависимости от соотношения борющихся сил: аристократии и народа.

3. Формы государства могут циклически повторятся при сходных условиях.

4. Государство (как «общее») важнее человека («единичное») - по аналогии с теорией «идеального государства» Платона.

5. Государство есть автономная система, независимая от морали, религии или философии.

6. Целью политики является обладание властью. Государь должен заботиться о процветании и могуществе государства любыми средствами, не заботясь о соблюдении норм морали. Отсюда - допустимость в политике любых методов, включая насилие, убийство политических противников, обман. Нужды власти важнее морали.

12.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ:РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИ ПОЗНАНИЯ (Ф.БЕКОН,Р.ДЕКАРТ,Б.СПИНОЗА) Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки. Этот союз служил благодатной почвой для смелых новаторских идей философов XVII в.

Ф.Бэкон, английский философ, эмпирик, родоначальник материализма Нового времени. Гносеология Бэкона:

1). О соотношении науки и религии

У науки и религии разные предметы и методы исследования.

У науки: предмет исследования – природа, метод – опыт, наблюдение, эксперимент.

У религии: предмет исследования – Бог, метод исследования – вера, откровение.

Поэтому религия и наука занимаются каждая своим делом, не мешая другому и не должны вмешиваться в чужие дела.

2). О роли науки

Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человекаНаука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.

Рене Декарт французский философ.

Онтология Декарта: Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души.

Гносеология Декарта: Рационалист.

1. Учение о «врожденных идеях»:

В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции.

Идеальный метод познания – дедуктивный метод.

2. Дедукция – универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному!

Спиноза Бенедикт голландский философ.

Онтология Спинозы:

Природа есть единственная первичная субстанция, она сама является причиной своего возникновения. Бог растворен в природе.

Гносеология Спинозы:

А. Учение о 3-х ступенях знания:Выделил:

1. Эмпирическое (на основе опыта, чувственного восприятия) – часто недостоверно, случайно, недостаточно;

2. Рациональное (на основе разума) – истина достигается посредством доказательств. Оно достоверно, но неполно;

3. Интуиция – есть непосредственное созерцание истины умом. Это главный вид знания, позволяющий познать сущность предметов мира.

Б. Учение Спинозы о свободе

«Свобода есть познанная необходимость». Где необходимость – это объективные законы мира. Лишь понимая, признавая и учитывая существование необходимости (законов), человек обретает свободу. Следовательно, степень свободы человека зависит от уровня познания им объективных законов мира и действий в соответствии с ними. Вывод: чем больше знаешь, тем более свободен.

21. Философия марксизма: диалектический и исторический материализм Марксизм – этофилософское направление, основные положения которого были сформулированы К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895).

В марксизме творчески переработано три теоретических источника: гегелевская диалектика, теория социалистов Сен-Симона (1760 – 1825), Ж. Фурье (1772 – 1837) и Р. Оуэна (1771 – 1858), а также теория экономистов А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикардо (1772 – 1823).

На основании этого материала К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм. Перенеся диалектико-материалистические принципы в сферу социальных отношений, они сформулировали материалистическое понимание истории (исторический материализм) и разработали: а) формационный подход к развитию общества; б) идею взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания при доминирующем влиянии первого; в) положение о способе производства как основе жизни общества (его бытия) и экономических отношениях как основополагающих для всех иных социальных отношений.

Марксизм в основу исторического процесса положил производственные отношения, в связи с которыми выделяется пять формаций – пять типов общества на определенной ступни исторического развития: а) первобытнообщинный строй; б) рабовладельческий строй; в) феодализм; г) капитализм; д) коммунизм (промежуточной стадией на пути к которому является социализм).

История, с точки зрения марксизма, это процесс смены формаций, переход между которыми осуществляется революционным путем (через конфликты, связанные с классовыми противоречиями). Классы – это социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и состоянии борьбы, а также группы, различающиеся по отношению к средствам производства. В результате революции к власти приходит угнетенный прогрессивный класс. Истинная революция не может быть национальной или локальной, она должна быть мировой.

Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, материя является вечной и бесконечной, и время от времени принимает новые формы своего существования. Развитие природы и общества происходит по законам диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), познание которых способно не только дать адекватное представление о прошлом и настоящем, но и прогнозировать будущее.

В целом, марксизм – это учение, оказавшее колоссальное влияние на развитие мировой философской мысли. В то же время такие марксисткие идеи как диктатура пролетариата, бесклассовое общество и т.д., не выдержали проверки временем, что подчеркивает их утопичную природу. 18. Философия Украины в Х1Х-ХХ1 вв.: философские воззрения представителей Кирилло-мефодиевского братства, М.П. Драгоманова, В.И.Вернадского и др. Направление развития философской мысли в Украине в этот период, а именно, на разработку философии украинской национальной идеи обосновывали члены Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1847) - тайной политической организации, главной задачей которой была борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов. Они призывали людей к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и смог бы развивать свой язык, культуру, традиции. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Н. Костомаров, П. Кулиш и Т.Г. Шевченко.

Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) - историк, литературовед, экономист, философ, общественный деятель.

Центральной в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса. Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека.

Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала. Украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утвердить свое право на существование среди других народов.

Важный вклад в развитие отечественной философской мысли внесли выдающиеся украинские ученые, культурные, общественные и политические деятели, такие как Б.М.Кистяковский (1868-1920), В.И.Вернадский (1863-1945), М.С.Грушевский (1866-1934), В.К. Винниченко (1880-1951). Их творчество отмечено философским осмыслением действительности, что и определяет место этих деятелей культуры и науки в истории философской мысли Украины.

В.И.Вернадский - творец целостной философии мироздания, философии общественной жизни, один из основателей антропокосмизма как системы, которая соединяет в гармоничное целое естественно-историческую и социально-гуманитарную тенденции развития науки. В основе философского миропонимания В.И. Вернадского лежит вера во всемогущество человеческой жизнедеятельности. Согласно этому взгляду, человек оказывается более органически вписанным в природу, чем это считалось раньше, а разум является не просто зеркальноподобным придатком природы, а одним из факторов космической эволюции мира. Формулируется задача грандиозного синтеза процессов эволюции планеты, жизни, общества и разума - концепция ноосферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.)