МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ЭССЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ЭССЕ



Планирование и организация самостоятельной работы студентов философского отделения предполагает развитие их творческих способностей и приобретения ими навыков написания философских текстов. Для реализации этой цели в процессе изучения курса могут практиковаться такая форма работы как написание эссе.

Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на восприятие публики. В истории философии в данном жанре написаны «Опыты» М. Монтеня, «Мысли» Паскаля и многие другие работы.

Цель эссе – помочь студентам овладеть навыками свободного философствования на произвольно заданную тему. Темы подобраны с учетом стандартных проблем, в различных вариациях обсуждавшихся в истории философии.

Автору эссе необходимо, учитывая распространенные представления и классические образцы размышлений на заданную тему, обобщить и концептуализировать личный опыт, сформулировать оригинальные положения и выводы

Объем эссе должен составлять 0,5-2 страницы машинописного текста (формат А 4, 14 шрифт, 1,5 интервала).

Темы философских эссе

Наименование темы Темы эссе
Тема 1. Введение в философию «Основной вопрос современности»
Тема 2. Онтология «Мое самое большое удивление»
Тема 3. Аксиология «Переоценка ценностей»
Тема 4. Методология «Рассуждение о методе»
Тема 5. Телеология «Конец … и вновь начало»
Тема 6. Феноменология «Экзистенциальная речь о…»
Тема 7. Эпистемология «Философское самоопределение»
Тема 8. Социальная философия «Рефлексия цивилизаций»
Тема 9. Философия права «Право: удивительное рядом»

 

Пояснения к темам эссе:

1. «Основной вопрос современности».

Философское размышление начинается с постановки вопросов. Например, Сократ спрашивал собеседников «Что такое красота?». Необходимо сформулировать конкретный (теоретический или практический) вопрос, встречающиеся ответы на который вас не удовлетворяют. В эссе следует показать актуальность вопроса, описать личный опыт, стимулировавший к выдвижению вопроса, пояснить, почему неудовлетворительны традиционные ответы на этот вопрос.

В завершение эссе желательно произвести вариацию вопроса, меняя отдельные его составляющие. С этой точки зрения уточнить и обобщить вопрос.

Тема эссе имеет следующие варианты: «Вопрос, который меня больше всего интересует», «Волнующий меня вопрос, на который я не нахожу удовлетворительного ответа», «Духовная ситуация времени» и др. Для написания эссе можно ориентироваться на работу немецкого философа-экзистенциалиста К. Ясперса «Духовная ситуация времени» (1928).

2. «Мое самое большое удивление».

В эссе необходимо отрефлексировать ситуацию двоемирия, возникшую в результате переживания эмоции удивления. Новое восприятие мира заметно отличается от прежнего, вплоть до раскола мира. В связи с этим следует зафиксировать как прежнее, уточненное восприятие мира, так и новые формы мышления и поведения. Для ориентации следует использовать удивление «Звездное небо над нами и моральный закон внутри нас», описанное основоположником немецкой классической философии Иммануилом Кантом.

В варианте темы «Мое пробуждение» возможно описание ситуации «пробудившегося», когда в силу каких-то обстоятельств окружающий мир предстал в новом свете. Как пример такой ситуации можно рассматривать пробуждение Будды.

Вариант эссе «Что у меня вызывает недоумение» предлагает запечатлеть чувство раздражения, часто возникающее в определенных обстоятельствах. Необходимо понять, чем различаются модели мира, которые лежат в основе вашего поведения и деятельности тех субъектов, которые вас раздражают.

3. «Переоценка ценностей».

Практика переоценки («перечеканки») ценностей была введена античной школой киников, критиковавших институты цивилизации и ориентировавшихся на естественный образ жизни. В предлагаемом эссе необходимо осуществить переоценку некоторые установившихся ценностей. Для изучения опыта переоценки ценностей рекомендуется просмотреть работу немецкого философа Фридриха Ницше «Сумерки идолов, или как философствуют молотом».

Для этого предлагается использовать жанры жалобы, защитительной речи – апологии – и обвинительной речи – инвективы, а также утешения.

В эссе «Жалоба…» (см.: «Историю моих бедствий» видного схоласта Петра Абеляра) следует описать успешный опыт вашей жалобы и выделить те оценки, благодаря которым вы привлекли к себе внимание.

В эссе «Исповедь» описать опыт вашей исповеди или чье-либо исповеди вам с точки зрения того, в силу каких переоценок эта исповедь и раскаяние стали возможными (см.: «Исповедь» представителя патристики Августина Аврелия»).

В эссе «Утешение философией» (см.: «Утешение философией» древнеримского философа Боэция) опишите опыт удачного утешения кого-либо и укажите, благодаря каким переоценкам удалось преодолеть избыточную драматизацию.

Для выполнения эссе, которое можно назвать «Инвектива против…» (см. «Инвективу против врача» выдающего итальянского гуманиста Франческо Петрарки) или «Апология…» (см. «Апологию Сократа» древнегреческого философа Платона), нужно выбрать любую ценность (оценку, ситуацию и пр.) и осуществить обвинение, демонстрируя отрицательную ценность того, что принято считать положительной ценностью, или, наоборот, выступить в защиту чего-либо, демонстрируя его положительную ценность.

4. «Рассуждение о методе»

После прочтения работы французского философа Рене Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637) нужно по аналогии сформулировать свои собственные правила метода познания и личные максимы морали (правила искусства жить).

Результат следует представить в виде двух таблиц: в первом столбике таблиц – правила (максимы) Декарта, во втором столбике – правила (максимы) Ф.И.О.

5. «Конец … и вновь начало».

Рамочное название темы эссе (восходящее к названию одной из работ «последнего евразийца» Л. Н. Гумилева объединяет группу подтем, раскрывающих различные аспекты целедостижения.

Тема «Размышление о смерти» («Если я умру завтра…», «Как бы я хотел умереть?») предполагает описание желательного окончания жизненного пути, а также наиболее важных действий, который должны быть перед этим совершены.

Тема «Подвиги, которые я совершал» ориентирована на содержание работы российского религиозного философа С. Л. Франка «Смысл жизни». Смысл жизни Франк усматривает в «делании добра», которое может совершаться в подвижнических будничных делах. В эссе нужно описать те маленькие подвиги, которые автор совершил в своей жизни.

Примерная тема «Неожиданный результат» предназначена для описания опыта целедостижения, в котором в составе совокупного результата также был получен побочный, неожиданный продукт. Этот результат следует оценить: оказался ли он более важным и ценным, чем целевой продукт, или, наоборот, оказался негативным, «смазавшим» ценность целевого продукта. Далее необходимо описать, какие новые тенденции в развитии вашей деятельности обозначались в связи с проявлением и использованием побочного продукта.

Эссе «Выборы моей жизни: кем бы мог и могу еще стать (нереализованные возможности)» должно раскрыть ситуацию вашей разбросанности, возникшей в результате жизненного пути, многогранности и вместе с тем необходимости ограничения. Сделанные выборы не исключают возврата в последующем к реализации всей полноты возможностей вашего развития.

6. «Философское самоопределение».

В эссе на основе знакомства с историей философией следует провести философскую самодиагностику. Нужно определиться либо по ряду оппонирующих направлений (материализм – идеализм, сенсуализм – рационализм и др.), либо идентифицировать себя по одному из известных философских течений (марксизм, философия жизни, экзистенциализм и др.).

В варианте «Философская диагностика» следует определить философские ориентации одного из товарищей.

Результаты диагностики необходимо обосновать цитатами из собственных авторских текстов (эссе и др.), а также соотнести с ответами на вопросы в анкете входного контроля.

В обоих случаях желательно на основе учета закономерностей мирового философского процесса:

- сформулировать прогностические описания философского праксиса диагностируемого и пути его снятия;

- определить зону ближайшего философского развития диагностируемого;

- предложить рекомендации по «положительному упразднению» диагностируемого.

7. «Экзистенциальная речь о …».

Сравнив 2-3 речи о любви из «Пира» древнегреческого философа Платона, в той же логике сконструировать речь о любом другом экзистенциале (лень, воля, счастье, тоска…). В речи должно присутствовать полемическое, критическое соотнесение с альтернативной позицией и ее переосмысление с другой точки зрения, открывающее новые горизонты, перспективы и аспекты.

8. «Рефлексия цивилизаций».

Во всемирно-историческом процессе философия часто выполняла функцию рефлексии цивилизаций. Благодаря философии становился возможным диалог цивилизаций и повышение уровня цивилизованности.

В эссе следует описать значимые признаки «идеального» социума, который вы считаете достойным для себя. Во избежание конструирования социальной утопии желательно «снять» эти признаки с конкретных народов, государств, локальных цивилизаций, а также выявить исторические предпосылки и сопутствующие условия существования. В конструкции «идеального» социума следует синтезировать (гибридизировать) эти признаки. Масштаб социума может быть различным – от семьи, дружеского круга и коллектива коллег до города, региона, государства и цивилизации. Возможно эмпирическое выявление парадигмального «образцового» социума (государства, города и пр., например: «Геленджик – город, в котором хотел бы я жить»).

9. «Право: удивительное рядом».

Необходимо написать, что в правовой жизни (обычном праве, международном праве, национальном законодательстве и т.п.) больше всего удивляет (приводит в недоумение, выглядит как недоразумение). При описании феномена следует также зафиксировать стереотипное восприятие, естественную установку, на фоне которых возникает удивление. Далее следует объяснить основания существования феномена по принципу, сформулированному Гегелем в «Философии права»: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Возможный вариант эссе: «Чувство справедливости». Необходимо описать первое запомнившееся переживание несправедливости или чувство торжества справедливости. При этом следует дополнительно к пояснениям к основной теме эссе учитывать развитую Гегелем диалектику генезиса неправа из права.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

7.1. Общие требования

Учебным планом подготовки студентов на юридическом факультете Новосибирского государственного университета по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») предусмотрено выполнение курсовой работы по дисциплине «Философия».

Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. Она включает подготовку и сдачу письменного отчета (реферат) и устную публичную защиту (доклад).

Курсовая работа имеет своей целью углубить знания студентов по отдельным вопросам (темам) изучаемой дисциплины, оценить умение работать со специальной литературой, выявить способность обучающихся осуществлять необходимые обобщения, в том числе, отечественного и зарубежного опыта.

Минимальные (обязательные) требования к студенту при выполнении курсовой работы: умение осуществлять подбор источников и литературы по выбранной теме; сравнивать, анализировать и комментировать различные точки зрения; делать обоснованные выводы и обобщения; правильно определить основные понятия и категории, последовательно и четко излагать материал и полученные результаты.

Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями к научным работам (структурирование, ссылки на цитируемую литературу, списка используемой литературы, приложений и т.п.).

Ценность курсовой работы существенно повышается, если она основывается на результатах, полученных самим студентом в ходе самостоятельного исследования.

При всем разнообразии индивидуальных подходов к написанию курсовых работ можно выделить типичные их структурные подразделы. Наиболее оптимальной является такая структура работы, которая включает введение, основную часть и заключение. Все составные ее элементы связаны между собой и подчинены целям и задачам, поставленным перед самостоятельным исследованием. К каждому из указанных выше структурному элементу предъявляются свои требования, выполнение этих требований в значительной степени определяет качество работы.

Прежде чем приступать к разработке плана курсовой работы следует ознакомиться с имеющимися литературными источниками по выбранной теме. На этом этапе не ставится задача детального изучения всей литературы и практического материала. Достаточно кратко ознакомиться с основными источниками для того, чтобы правильно сориентироваться в узловых вопросах темы, выделить актуальные вопросы для изучения.

Следует иметь в виду, что в любой теме может быть несколько вариантов плана. В процессе изучения литературы, сбора и анализа фактического материала первоначальный план может уточняться и даже меняться, что является нормальным явлением для любого творческого процесса. Окончательный вариант плана курсовой работы формируется после того, как изучены и систематизированы литературные источники, собран и обработан фактический материал. Окончательный план согласовывается с руководителем.

Во введении отражаются:

- обоснование выбора темы, актуальности и значимости для науки и практики;

- краткий обзор литературы по данной теме;

- цель работы и задачи;

- границы исследования (объект, предмет, гипотезы, хронологические рамки и т.п.);

- краткая характеристика материалов, на основе которых выполнена работа.

Обычно введение занимает небольшой объем – 1,5-3 страницы.

Основная часть курсовой работы должна составлять около 80% ее объема. Как правило, она делится на 2 - 3 раздела.

В первом разделе может быть отражена суть проблемы исследования, причины ее возникновения и существующие в литературе подходы к ее анализу и решению.

Второй раздел должен содержать анализ материала по проблеме исследования.

В третьем разделе рассматривается методологическое значение результатов исследования для разрешения имеющихся в данной исследовательской области затруднений, а также намечаются горизонты и перспективы дальнейшей разработки темы.

Заключение является своеобразным резюме всей работы. Оно должно содержать основные положения и выводы, к которым пришел студент, решая поставленные задачи. В нем должны содержаться только те положения, которые освещены в разделах работы.

Далее приводится библиографический список (список использованной литературы), приложения и прочие материалы, на которые даются ссылки в основном тексте курсовой работы.

Студентам предлагается выбрать тему курсовой работы в соответствии с их интересами, имеющимися наработками, характером практической деятельности. Список тем предлагается студентам заранее. Предлагаемый кафедрой перечень тем определяется спецификой компетенций, требующихся в будущей профессиональной деятельности выпускников по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

В данном перечне некоторые темы представляют собой целое направление, в рамках которого можно конкретизировать тему в зависимости от объекта изучения. Если студент заинтересован в работе над темой, которой в списке нет, он может по согласованию с преподавателем сформулировать тему индивидуально.

Руководство подготовкой курсовой работы предполагает: обсуждение со студентом выбранной темы, помощь в составлении плана и оценки качества проведенной работы, ее соответствия требованиям, предъявляемым к курсовым работам. В процессе написания работы возможна корректировка плана, которую необходимо заранее согласовать с руководителем курсовой работы. Руководитель дает предварительную оценку письменному варианту курсовой работы, формулирует замечания, в соответствии с которыми должна быть проведена доработка.

План подготовки курсовой работы целесообразно составлять после знакомства с основным и дополнительными списками литературы. План может быть как кратким, так и развернутым, что зависит от сложности и характера темы.

При написании курсовой работы необходимо базироваться на строгом понятийном аппарате, придерживаясь научного, аналитического стиля изложения. Излагать материал необходимо последовательно и в рамках плана. Необходимо понимать, что представленный материал должен быть написан в научном стиле и содержать в себе корректно представленные научные данные.

При написании теоретического раздела следует кратко изложить современное состояние вопроса, которому посвящена курсовая работа, обобщив мнения и данные различных авторов с указанием в тексте источника информации. Если у разных авторов они отличаются, то эти работы необходимо сгруппировать и оценить критически. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов, избегая бездумного переписывания.

Важно помнить, что цель курсовой работы состоит не столько в знакомстве студента с имеющимися в философской литературе материалами по рассматриваемой проблеме, сколько в получении новых идей и результатов, представляющих интерес для философской общественности. Следует избегать изложения тривиальной, общеизвестной информации.

В целом курсовая работа должна содержать всю необходимую информацию по выбранной теме и обосновывать ее выбор, подчеркивать плохо изученные моменты и полностью раскрывать цели и задачи работы.

В число критериев качественного выполнения курсовой работы входят следующие показатели:

1) соответствие общего содержания работы ее теме;

2) наличие в курсовой работе всех необходимых структурных

элементов (плана, введения и т. д.);

3) соответствие содержания каждого из разделов работы его названию;

4) степень раскрытия проблематики заявленной темы;

5) логичность и последовательность изложения материала;

6) наличие в работе самостоятельных обобщений, сопоставлений, критических замечаний по какому-либо вопросу, которые свидетельствуют о глубоком изучении студентом данной проблемы и о творческом подходе автора к избранной теме;

7) грамотность и аккуратность в изложении материала;

8) правильность оформления курсовой работы.

Наиболее серьезными недостатками курсовой работы считаются:

- несоответствие названия работы ее содержанию;

- плохое раскрытие темы работы.

К недостаткам, существенно понижающим оценку работы, относятся:

- отсутствие в работе необходимых структурных элементов (глав, разделов);

- несоответствие отдельных разделов работы их названиям;

- нелогичность в изложении материала;

- неправильное оформление работы.

Требования к оформлению курсовой работы.

Объем курсовой работы 25–30 страниц (без приложений). Курсовая работа должна иметь титульный лист, образец оформления приведен в приложении 1. Название разделов и подразделов выносится на отдельный лист – в содержание, с указанием, на какой странице расположены отдельные части работы. Содержание помещается перед введением.

Текст выпускной квалификационной работы должен располагаться на одной стороне листа бумаги формата А4 (210 х 297 мм), иметь книжную ориентацию для основного текста, и альбомную, если это необходимо - для размещения схем, рисунков, таблиц, иллюстраций и т.д.

Для страниц с книжной ориентацией рекомендуется устанавливать следующие размеры полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.

Для ввода (и форматирования) текста используются: шрифт – Times New Roman, размер – 14 п, межстрочный интервал – полуторный, способ выравнивания - по ширине для основного текста (для заголовков, списков и других элементов текста можно выбирать другие способы выравнивания, например, заголовки можно размещать по центру), начертание - обычное, отступ первой строки (абзацный отступ) – 1,25 см.

Для выделения заголовков, ключевых понятий допускается использование других способов начертания (курсив, полужирное).

В тексте следует использовать автоматическую расстановку переносов. После заголовка, располагаемого, посредине строки, точка не ставится. Переносы в словах заголовка и подчеркивание не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом – два интервала.

Каждый раздел следует начинать с нового листа. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу по порядку – от титульного листа до последней страницы, включая приложения. На титульном листе номер не ставится. При использовании схем, графиков, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий в тексте должны быть обязательные ссылки на них. Листы курсовой работы аккуратно подшиваются в папку-скоросшиватель.

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе этот список должен содержать не менее 20–25 наименований (включая периодическую печать и информацию из сети Интернет).

Используемая литература приводится в алфавитном порядке.

Все приведенные в курсовой работе определения, цитаты, мнения авторов, заимствованные из литературных и иных источников, должны сопровождаться точными и правильно оформленными библиографическими ссылками (внутри текста, подстрочными и затекстовыми примечаниями).

Библиографическую ссылку во внутритекстовом примечании заключают в круглые скобки. Например, «удовольствие – чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., АЗЪ, 1994. – С.815).

Библиографические ссылки, приводимые в подстрочном примечании, размещают в нижней части страницы. При повторных ссылках на одно и то же издание приводят фамилию и инициалы автора, основное заглавие и соответствующие страницы. Если на одной и той же странице дается несколько ссылок подряд на один и тот же источник, то в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают номер страницы. Например, «Там же. – С.10».

При ссылке на произведение, которое вошло в список использованной литературы (затекстовое примечание), в тексте работы после упоминания о нём (после цитаты из него) проставляют в квадратных скобках, указывают порядковый номер источника из списка литературы и номер страницы, на которой излагается суть вопроса. Например: [4, с. 11].

Защита курсовой работы.

Написанную и оформленную в соответствии с требованиями курсовую работу студент сдает научному руководителю для ее рецензирования не позднее, чем за десять дней до защиты.

Если рецензия руководителя положительная, то студент допускается к защите курсовой работы.

Защита курсовой работы проводится при участии преподавателей кафедры, руководителя курсовой работы, в присутствии студентов группы. График защиты курсовых работ устанавливается соответствующей кафедрой вне учебного расписания.

Защита курсовой работы состоит в коротком докладе студента по выполненной теме с использованием слайдов, графиков и других наглядных пособий и его ответов на вопросы, задаваемые присутствующими на защите.

Курсовая работа оценивается по следующим критериям:

- степень усвоения студентом понятий и категорий по теме курсового исследования;

- умение работать с документальными и литературными источниками;

- умение формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала;

- грамотность и стиль изложения материала;

- самостоятельность работы, оригинальность мышления в осмыслении материала;

- правильность и аккуратность оформления работы;

- умение доложить полученные результаты.

При подготовке к защите студенту необходимо ознакомиться с рецензией руководителя. В ходе защиты студент должен продемонстрировать свободное владение результатами своей работы, высказать свое отношение по поводу замечаний рецензента, быть готовым кратко обосновать выводы и рекомендации, сделанные в работе, ответить на все вопросы, относящиеся к данной теме.

Окончательная оценка курсовой работы формируется по результатам ее защиты. В ней учитывается способность студента ясно, кратко изложить суть проделанной работы и умение квалифицированно ответить на вопросы по тексту курсовой работы.

Критерии оценок.

Оценка «отлично»:

а) работа отвечает всем требованиям по содержанию, оформлению и стилю изложения;

б) работа свидетельствует о способностях студента работать самостоятельно;

в) в ходе защиты студент подтверждает глубокое знание всех элементов курсовой работы и в целом заявленной темы.

Оценка «хорошо»:

а) работа в целом отвечает всем требованиям по содержанию, оформлению и стилю изложения;

б) работа в основном свидетельствует о способностях студента работать самостоятельно;

в) в ходе защиты имеются отдельные неточности.

Оценка «удовлетворительно»:

а) работа имеет определенные недостатки по содержанию, оформлению и стилю изложения;

б) работа носит описательные и теоретический характер и не свидетельствует о способностях студента работать самостоятельно;
в) в ходе защиты студент допускает ряд ошибок.

Оценка «неудовлетворительно»

а) работа не отвечает требованиям по содержанию, оформлению и стилю изложения;

б) работа абсолютно не свидетельствует о способностях студента работать самостоятельно;

в) в ходе защиты студент допускает грубые ошибки и не подтверждает знание всех элементов курсовой работы.


Титульный лист курсовой работы

Новосибирский государственный университет

Юридический факультет



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.021 с.)